«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»
статья по технологии
«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»
Учитель технологии Лебедева Галина Викторовна
Педагогическое наблюдение и анализ урока – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса. В педагогической литературе анализ урока рассматривается как разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон, как один из видов методической работы, как средство обучения. Педагогическое наблюдение и анализ урока направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа и заключается в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Выделяют четыре типа анализа урока: полный, комплексный, краткий и аспектный. Каждый из них может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Полный анализ проводится с целью контроля качества учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Он включает в себя анализ всех аспектов урока – содержательного, психологического, дидактического и т.д. Он дает наиболее полную картину урока.
Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества, его научно-теоретического уровня. Он отражает только основные дидактические категории - достигнуты ли основные цели урока, решены ли все познавательные задачи, выполнен ли план урока.
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Он по своему характеру близок к полному и применяется при анализе нескольких уроков по одной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»
Учитель технологии Лебедева Галина Викторовна
Педагогическое наблюдение и анализ урока – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса. В педагогической литературе анализ урока рассматривается как разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон, как один из видов методической работы, как средство обучения. Педагогическое наблюдение и анализ урока направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа и заключается в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Выделяют четыре типа анализа урока: полный, комплексный, краткий и аспектный. Каждый из них может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Полный анализ проводится с целью контроля качества учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Он включает в себя анализ всех аспектов урока – содержательного, психологического, дидактического и т.д. Он дает наиболее полную картину урока.
Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества, его научно-теоретического уровня. Он отражает только основные дидактические категории - достигнуты ли основные цели урока, решены ли все познавательные задачи, выполнен ли план урока.
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Он по своему характеру близок к полному и применяется при анализе нескольких уроков по одной теме.
Аспектный анализ – это анализ какой-либо стороны урока, или только организационной, или воспитательной и др. Он проводится при жестком лимите времени и необходимости более глубокого рассмотрения какой-либо одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности определенного приема деятельности учителя, например при изучении его опыта работы.
Существуют несколько видов анализа урока. Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка целей, соблюдение дидактических принципов, логика учебного материала и др.). Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния. Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся в основных структурных компонентах урока. Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степени оснащенности урока средствами обучения, эффективности их использования, рациональности использования времени, ведение документации учителем и др.
Задача анализа по основным дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить: соответствует ли урок дидактическим принципам и требованиям к учебно-воспитательному процессу; соответствуют ли его ход и результаты требованиям к уроку и программе, общей дидактической цели; решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся; какой была структура урока в целом, и какова
последовательность элементов внешней и внутренней подструктур; соответствовало ли применение методов и средств обучения дидактическим задачам урока, обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся, единство обучения и воспитания; как реализовывалась на уроке дифференциация и индивидуализация, связь с жизнью, межпредметные связи.
Анализ урока по структурным элементам определяет:
1.Качество актуализации, насколько успешно выполнялись самостоятельные работы, какие понятия углубили, какие навыки активизировали, какой объем прежних знаний повторили; имелись ли условия для развития речи, была ли активная работа памяти и мышления учащихся и др.;
2.Формирование новых понятий и способов действия: достаточно ли время на самостоятельную работу; все ли понятия получили полное освещение в объяснении учителя; была ли связь нового с ранее изученным; кто из учащихся и насколько продвинулся вперед, кто слабо усвоил материал и нуждается в помощи; какие понятия и способы действия учащиеся получили в готовом виде и какие раскрыли самостоятельно и др.;
3.Применение и формирование умений и навыков: качество самостоятельных работ учащихся; какие умения и навыки более всего применялись, какие у кого были успехи, неудачи, ошибки, готовы ли учащиеся к выполнению домашних заданий и т.д.; какие элементы урока имели наибольшее воспитывающее влияние на учащихся, что следует усилить на следующем уроке, какой дополнительный фактический материал следует привлечь и т.д.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Учителю необходимо не только анализировать свою деятельность, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия.
То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.
В структуре современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Формы предъявления рефлексии и психолого-педагогические методы получения рефлексивной поддержки от учащихся могут быть разными:
Устная форма: диалог между одним учеником и учителем; диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников; полилог в виде беседы или обсуждения; игровые методы - игрорефлексика ( Круглый стол – «Вечер вопросов и ответов» - ученики задают вопросы учителю).
Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм. Творческие задания, например задание, написать статью на Интернет-сайт о курсах, о школе, написать рецензию о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле, с обязательным подключением личностного опыта, индивидуального анализа; написать сочинение. В заданиях такого типа «информ-педагогика» и «компьютер-педагогика» переплетаются с «культур-педагогикой» как совокупностью рефлексивных психолого-педагогических воздействий, производных от смыслового потенциала произведений литературы, искусства и науки».
Значение урока-рефлексии: высокий уровень активности и познавательного интереса; умение активно решать поставленные задачи в группе; способность к самоанализу и самооценке своей деятельности; умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками.
Итогом является: формирование гармоничной и всесторонне развитой личности с высоким уровнем креативности и самостоятельности, что является одной из целей Федеральных Государственных образовательных стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический анализ урока ОБЖ
Критерии уроков ОБЖ с точки зрения педагогического анализа...
Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс
Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс.. Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....
Психолого-педагогический анализ урока
Алгоритм аализа психолого-педагогического аспекта...
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...
Алгоритм педагогического анализа урока.
В материале показаны условия достижения положительных результатов , показатели выполнения дидактической задачи и содержание анализа урока по этапам. А также даны рекомендации по решен...
Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока химии
Статья на тему: Инвариантые и варитивные компонетны анализа урока химии....
Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока английского языка
В данной статье рассматриваются постоянные (инвариантные) и вариативные этапы в структуре урока английского языка....