«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»
статья по технологии

«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»

                                                                         Учитель технологии Лебедева Галина Викторовна


Педагогическое наблюдение и анализ урока – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса. В педагогической литературе анализ урока рассматривается как разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон, как один из видов методической работы, как средство обучения. Педагогическое наблюдение и анализ урока направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа и заключается в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Выделяют четыре типа анализа урока: полный, комплексный, краткий и аспектный. Каждый из них может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Полный анализ проводится с целью контроля качества учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Он включает в себя анализ всех аспектов урока – содержательного, психологического, дидактического и т.д. Он дает наиболее полную картину урока.
Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества, его научно-теоретического уровня. Он отражает только основные дидактические категории - достигнуты ли основные цели урока, решены ли все познавательные задачи, выполнен ли план урока.
Комплексный анализ  предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Он по своему характеру близок к полному и применяется при анализе нескольких уроков по одной теме.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока технологии»

                                                                         Учитель технологии Лебедева Галина Викторовна


Педагогическое наблюдение и анализ урока – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса. В педагогической литературе анализ урока рассматривается как разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон, как один из видов методической работы, как средство обучения. Педагогическое наблюдение и анализ урока направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа и заключается в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Выделяют четыре типа анализа урока: полный, комплексный, краткий и аспектный. Каждый из них может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Полный анализ проводится с целью контроля качества учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Он включает в себя анализ всех аспектов урока – содержательного, психологического, дидактического и т.д. Он дает наиболее полную картину урока.
Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества, его научно-теоретического уровня. Он отражает только основные дидактические категории - достигнуты ли основные цели урока, решены ли все познавательные задачи, выполнен ли план урока.
Комплексный анализ  предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Он по своему характеру близок к полному и применяется при анализе нескольких уроков по одной теме.
Аспектный анализ – это анализ какой-либо стороны урока, или только организационной, или воспитательной и др. Он проводится при жестком лимите времени и необходимости более глубокого рассмотрения какой-либо одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности определенного приема деятельности учителя, например при изучении его опыта работы.
Существуют несколько видов анализа урока
. Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка целей, соблюдение дидактических принципов, логика учебного материала и др.). Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния. Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся в основных структурных компонентах урока. Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степени оснащенности урока средствами обучения, эффективности их использования, рациональности использования времени, ведение документации учителем и др.
Задача анализа по основным дидактическим категориям состоит в том, чтобы выяснить: соответствует ли урок дидактическим принципам и требованиям к учебно-воспитательному процессу; соответствуют ли его ход и результаты требованиям к уроку и программе, общей дидактической цели; решены ли дидактические задачи и достигнута ли цель приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся; какой была структура урока в целом, и какова

последовательность элементов внешней и внутренней подструктур; соответствовало ли применение методов и средств обучения дидактическим задачам урока, обеспечило ли это высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся, единство обучения и воспитания; как реализовывалась на уроке дифференциация и индивидуализация, связь с жизнью, межпредметные связи.
Анализ урока по структурным элементам определяет:
1.Качество актуализации, насколько успешно выполнялись самостоятельные работы, какие понятия углубили, какие навыки активизировали, какой объем прежних знаний повторили; имелись ли условия для развития речи, была ли активная работа памяти и мышления учащихся и др.;
2.Формирование новых понятий и способов действия: достаточно ли время на самостоятельную работу; все ли понятия получили полное освещение в объяснении учителя; была ли связь нового с ранее изученным; кто из учащихся и насколько продвинулся вперед, кто слабо усвоил материал и нуждается в помощи; какие понятия и способы действия учащиеся получили в готовом виде и какие раскрыли самостоятельно и др.;
3.Применение и формирование умений и навыков: качество самостоятельных работ учащихся; какие умения и навыки более всего применялись, какие у кого были успехи, неудачи, ошибки, готовы ли учащиеся к выполнению домашних заданий и т.д.; какие элементы урока имели наибольшее воспитывающее влияние на учащихся, что следует усилить на следующем уроке, какой дополнительный фактический материал следует привлечь и т.д.
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Учителю необходимо не только анализировать свою деятельность, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия.
То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. 
В структуре современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Формы предъявления рефлексии и психолого-педагогические методы получения рефлексивной поддержки от учащихся могут быть разными:
Устная форма:  диалог между одним учеником и учителем; диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников; полилог в виде беседы или обсуждения; игровые методы - игрорефлексика ( Круглый стол – «Вечер вопросов и ответов» - ученики задают вопросы учителю).
Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм. Творческие задания, например задание, написать статью на Интернет-сайт о курсах, о школе, написать рецензию о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле, с обязательным подключением личностного опыта, индивидуального анализа; написать сочинение. В заданиях такого типа «информ-педагогика» и «компьютер-педагогика» переплетаются с «культур-педагогикой» как совокупностью рефлексивных психолого-педагогических воздействий, производных от смыслового потенциала произведений литературы, искусства и науки».


Значение урока-рефлексии: высокий уровень активности и познавательного интереса; умение активно решать поставленные задачи в группе; способность к самоанализу и самооценке своей деятельности; умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками.
Итогом  является: формирование гармоничной и всесторонне развитой личности с высоким уровнем креативности и самостоятельности, что является одной из целей Федеральных Государственных образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический анализ урока ОБЖ

Критерии уроков ОБЖ с точки зрения педагогического анализа...

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....

Психолого-педагогический анализ урока

Алгоритм аализа психолого-педагогического аспекта...

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...

Алгоритм педагогического анализа урока.

В материале  показаны условия достижения положительных результатов ,  показатели выполнения дидактической задачи и содержание анализа урока по этапам. А также даны рекомендации по решен...

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока химии

Статья на тему: Инвариантые и варитивные компонетны анализа урока химии....

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока английского языка

  В данной статье рассматриваются постоянные (инвариантные) и вариативные этапы в структуре урока английского языка....