Конспект урока технологии в 5 классе по теме "Электрические схемы"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Материал содержит развернутый конспект урока технологии в 5 классе по теме "Электрические схемы".Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_elektricheskie_shemy.docx | 50.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии
5 класс
Раздел программы: Электротехнические работы
Тема урока: Электрические схемы
Выполнил учитель технологии
Елисеев А.Н.
Класс5
Тема: Электрические схемы
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Групповая и индивидуальная.
Методы ведения урока: словесные, наглядно-демонстрационные, практические.
Способы контроля: устные вопросы, работа по карточкам, самооценка.
Учебное задание: Сборка простейших электрических цепей по элктрическим схемам
Цели урока:
образовательные:
- формирование знаний об условных обозначениях элементов электрических цепей;
- формирование умений вычерчивания электрических схем;
- формирование знаний о правилах безопасной сборки электрических цепей;
- освоение приемов сборки простейших электрических цепей;
развивающие:
- развитие умений по актуализации полученных ранее знаний и умений, функций мышления (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
воспитательные:
- развитие аккуратности, терпения, технологической культуры, ответственности за результаты своего труда, бережного отношения к инструментам и оборудованию.
Задача урока: научиться читать электрические схемы и собирать по ним простейшие электрические цепи.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к совершенствованию своих умений, проявление познавательного интереса, развитие ответственности за результаты своей деятельности.
Предметные: знать условные обозначения элементов электрических цепей, уметь читать и чертить электрические схемы, выполнять сборку простейших электрических цепей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: планирование собственной деятельности, контроль и коррекция своих действий, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные: формирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников, выработка алгоритма действий.
Коммуникативные: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Электрические цепи и схемы», карточки с названиями, магнитная доска, карточки- задания, электроконструкторы, источники питания 4,5 вольта, лампы накаливания на 4-6 вольт, отвертки, рабочие тетради, чертежные принадлежности.
Источники информации:
Для учителя | Для обучающихся |
Метод литература, сайты интернета | Технология : Технический труд.5 кл. : учебник/ под ред.В.М. Казакевича, Г. А. Молевой. М. : Дрофа,2017 |
План урока
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала.
3.Актуализация опорных знаний.
4.Мотивация и целепологание.
5.Изучение нового материала.
6. Физкультминутка.
7.Практическая часть занятия.
8.Закрепление материала.
9.Итог урока.
10. Рефлексия.
11.Постановка домашнего задания.
Источники информации:
Для учителя | Для обучающихся |
Метод литература, сайты интернета | Учебник «Технология. Технологии ведения дома» Н. В. Синица, В. Д. Симоненко-М, «Вентана- Граф», 2012 |
Описание этапов урока
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД( универсальные учебные действия) |
1. Организационный 1 мин |
Сегодня нас ждет интересное дело, мы станем почти настоящими волшебниками- электриками и научимся делать мир светлее. | -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2.. Повторение пройденного материала. 5 мин Слайд 3 Слайд 4 | На предыдущем занятии мы познакомились с понятиями электрический ток, источники тока, потребители тока, проводники и диэлектрики. Назовите их. Пожалуйста, разместите правильно на классной доске карточки с различными названиями элементов электрической цепи на соответствующих прямоугольниках. Итак, где прикрепить аккумулятор, батарейку, генератор, солнечную батарею? А где мы поместим лампочку, пылесос, электронагреватель, компьютер, электродвигатель? Какие вещества хорошо проводят ток? А какие вещества плохо проводят ток? Мы знаем, что такое электрическая цепь и для того чтобы по ней протекал электрический ток ее надо замкнуть. Мы должны правильно соединить источник тока и потребитель тока проводниками. Давайте сделаем это на доске. А теперь проверим на экране. | -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры Размещают и фиксируют на классной доске магнитами карточки с названиями в соответствующих местах. | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
3. Актуализация знаний 2 мин | Смотрите, что у нас получилось на доске и экране – электрическая цепь, только она изображена не в виде рисунков, например батарейки, лампочки и проводов, а она представлена в виде прямоугольников и слов. То есть она показана условно, схематично. | ||
4.Мотивация и целеполагание. | Эта электрическая цепь очень простая, но бывают цепи гораздо более сложные. Например, электропроводка в квартире или цепи компьютера или телевизора. Как в них разобраться, если требуется ремонт? Если прорисовывать каждый элемент цепи и подписывать словами, представляете, какой сложности будет рисунок. Поэтому, каждый элемент цепи надо обозначить простым символом . Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Правильно «Электрические схемы» | ||
5.Изучение нового материала Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Что такое электрическая схема цепи? Правильно, это условное изображение электрической цепи, где каждый элемент цепи имеет свой значок – символ. Давайте познакомимся. Какой элемент главный в электрической цепи? Правильно - источник тока. Мы будем пока иметь дело с «батарейками», хорошо вам знакомыми по пультам управления, фонарикам, игрушкам. На самом деле, их правильно называть химическими источниками тока потому, что в них происходит превращение химической энергии в электрическую. Еще их называют гальваническими элементами по имени итальянского ученого Луиджи Гальвани, который первым начал проводить исследования в этом направлении. На схемах Его обозначают как показано на экране. Для того, чтобы увеличить мощность химического элемента, их соединяют в батареи по несколько штук, тогда на схемах это будет выглядеть так. Электрический ток из источника снабжает электроэнергией потребителей тока – лампу накаливания, утюг, электродвигатель. Чтобы ток мог проходить через лампу, ее надо правильно подсоединить к источнику тока. Это делают при помощи проводов - алюминиевых или медных проволочек, заключенных в изоляцию из материалов плохо проводящих ток. Провода на схемах изображаются толстой линией. Они могут на схемах соединяться или пересекаться. Это обозначается так. Для того, чтобы удобно было включать и выключать лампу, в цепь добавляют выключатель. А теперь откроем свои тетради и запишем тему урока. Напишем слова: химический источник тока, лампа накаливания, выключатель, провода. Начертите схему простейшей электрической цепи. Справились? Поменяйтесь с напарником тетрадями, проверьте друг друга, поставьте оценки. | -отвечают на вопросы; -выбирают оптимальные решения; -фиксирование темы урока в тетрадь; -наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) | Личностные: построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий |
6.Физкультминутка | А сейчас физкультминутка. Гимнастика для глаз: Сели прямо, удобно. -Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)-5 раз - Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза-5 раз. - Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз. - Поставили ладошку перед глазами - посмотрели, отодвинули ладошку –посмотрели- убрали ладошку - 5 раз. | Выполняют физкультминутку | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
7.Практическая работа Слайд 10 Слайд 11 | Для выполнения работы понадобятся: источник тока, лампочки, выключатели, соединительные провода, - задание. Техника безопасности при электротехнических работах:
Задание 1 Работаем парами. Соберите из элементов электроконструктора электрическую цепь по схеме № 1. Задание № 2 Соберите электрическую цепь по схеме № 2 Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии последовательное). Порядок выполнения работы 1. Начертите в тетради схему последовательного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек. 2. Соедините с помощью выключателя, электрической лампы, проводов и батареи в соответствии со схемой. 3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь. 4. Проверьте работу цепи. 5. Разомкните цепь. 6. Вывернуть одну лампочку. 7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь. 8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка? 9. Разомкните цепь. 10.Разберите цепь. В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1. - Контролирует правильность выполнения приемов; - контролирует выполнение объема и качество работы, - контролирует соблюдение правил безопасной работы; - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. 2. – Анализирует качество выполнения самостоятельной работы.. Работа № 2 Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, переключателя, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии параллельное). | -формирование знаний безопасной работы; -выполнение практической работы с использованием инструкционных карт. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,. Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой. |
8.Закрепление материала Слайд 12,13 | Теперь дополнительное задание № 3 Работаем в группах по 4 человека. Соберите электрическую цепь, объединяющую цепь № 1 и № 2. В состав цепи входят источник тока, две лампы, соединенных последовательно, две параллельно, начертите в тетради схему. Сравните результаты с результатами в других группах. С экраном. | -рассуждают, - отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы. | Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. оценка выполненной работы. |
9.Итог урока | Молодцы! Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня вы еще начинающие мастера и это радует. Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы. Работаем в парах и в группах . Запишите выводы в тетради .Какие особенности, отличия в работе схемы № 1 и № 2? Выставление оценок. - дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке | -проводят самооценку и взаимооценку работ; -определяют качество выполненной работы; -рассказывают, слушают; -выставляют отметки в дневники. | Личностные: - умение провести самооценку. Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. оценка выполненной работы. Познавательные: умение делать выводы о проделанной работы |
10. Рефлексия Слайд 14 | А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение
| ||
11.Домашнее задание. Слайд 15 | Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания . 1.Читать учебник § 38, стр. 133-138. 2. знать ответы на вопросы 1-4. 3.Сделать сообщение о светодиодных лампах. | Обучающиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках. | Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока технологии 7 класс
урок к разделу "материаловедение"...
План-конспект урока технологии (9 класс) на тему: «Болтовое соединение»
Закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, выполнить сборочный чертеж болтового соединения....
конспекты уроков технологии 5 класс
В данном материале размещены конспекты уроков по темам: "Вышивка" и "Изготовление проекта. Выбор и анализ."...
План-конспект урока технологии 4 класс. Работа с фольгой
План-конспект урока технологии в 4 классе по теме "Работа с фольгой"...
План - конспект урока технологии 5 класс по теме "Тепловая обработка овощей"
План - конспект урока технологии 5 класс по теме "Тепловая обработка овощей". Практическая часть "Приготовление винегрета". Призентация к уроку "Приготовление блюд из вареных овощей"...
План конспект урока технологии 7 класс
План конспект урока и электроное приложение....
Конспект урока (технология, 6 класс) по теме "Знакомство с техникой лоскутного шитья"
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не т...