План-конспект урока технологии (9 класс) на тему: «Болтовое соединение»
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме
Закрепить полученные знания об изображении и обозначении резьбы, выполнить сборочный чертеж болтового соединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 75 КБ |
boltovoe_soedinenie.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока № 5 3ч
Тема урока: Болтовое соединение
Цель урока: закрепить полученные знания об изображении и обозначении
резьбы, выполнить сборочный чертеж болтового соединения.
Задачи:
обучающая:
рассмотреть последовательность выполнения чертежа болтового соединения, его составляющих – гайка, шайба;
формировать умения выполнять чертеж болтового соединения;
изучить упрощенное изображение болтового соединения;
рассмотреть зависимость относительных размеров болтового соединения от наружного диаметра резьбы болта;
воспитывающая:
воспитывать культуру речи технической терминологии;
воспитывать ответственное отношение к урокам;
развивающая:
расширять политехнический кругозор, умение пользоваться
справочными пособиями и материалами;
развивать пространственные представление и мышление,.
Тип урока: урок сообщения нового материала с элементами тренировочного
урока
Методы обучения:
объяснение
работа с учебником и справочным материалом
графическая работа - графические упражнения
План урока:
организационный момент
повторение изученного материала
объяснение нового материала
практическое закрепление пройденного материала
обобщение и закрепление знаний
задание на дом
подведение итогов урока
Наглядные пособия и ТСО: чертежи, таблица с изображением чертежа болтового соединения, динамическая модель болтового соединения, мультимедийная презентация «Болтовое соединение».
6. Опорные понятия: чертеж, графика, резьба, болт, графические изображения, стандарт, условность, упрощение.
7. Домашнее задание: § 33, А4
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Повторение изученного материала.
На прошлом уроке мы говорили о видах соединений деталей.
Какие виды соединений вы знаете?
(Разъемные и неразъемные.) слайд2
Приведите примеры резьбовых соединений.
Детали резьбовых соединений: (Винт, болт, шпилька.) слайд3
Что называется резьбой
(Это поверхность, образованная при винтовом движении плоской
фигуры по цилиндрической поверхности.)
Образование резьбы: слайд4
Что называют шагом резьбы?
(Расстояние между двумя соседними выступами, измеренное вдоль оси цилиндра.)
Шаг резьбы: слайд5
Какой диаметр резьбы на стержне проводят сплошной тонкой линией?
(Внутренний.)
А в отверстии?
(Наружный.)
Какой линией показывают
наружный диаметр резьбы?
(Сплошной основной линией.)
Изображение резьбы: слайд6
Объяснение нового материала
1. Вводная беседа.
Итак, наиболее распространенные разъемные соединения -это резьбовые.
К ним относятся, как вы уже вспомнили, болтовое, шпилечное и винтовое соединения. Детали этих соединений — болты, винты, шпильки и гайки — называют крепежными. Крепежные детали имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения. Поэтому их размеры на чертежах не наносят, а при необходимости пользуются для справки таблицами стандартов.
С изображением крепежных деталей приходится встречаться в основном на сборочных чертежах. На этих чертежах болтовое, шпилечное и винтовое соединения вычерчивают по относительным размерам. Это значит, что величину отдельных элементов определяют в зависимости от наружного диаметра d резьбы.
В результате ускоряется работа по выполнению чертежа. Необходимые данные записываются в спецификации (помните, что это такое?).
Рассмотрим изображение болтового соединения.
2. Болтовое соединение. слайд7
слайд8
Если необходимо быстро собрать, а затем разобрать две относительно тонкие детали, удобно применять болтовое соединение.
Детали болтового соединения: слайд9
(Учитель показывает модель.)
Проанализируем геометрическую форму болта. Он состоит из цилиндра, на который нанесена резьба, и правильной прямой шестиугольной призмы. Цилиндр называется стержнем болта, а призма — головкой. Таким образом, болт — это цилиндрический стержень, имеющий на одном конце резьбу под гайку, а на другом — головку. Головки болта могут быть разной формы — шестигранными, квадратными, полукруглыми и другими. Чаще всего применяют болты с шестигранной головкой. слайд10
На одном конце имеется резьба под гайку. Что здесь называется гайкой? (Это деталь, навинченная на болт и имеющая грани.) слайд12
Гайка имеет форму шестиугольной правильной прямой призмы со сквозным отверстием под резьбу в центре.
Производственный чертеж гайки: слайд13
В соединении присутствует еще одна деталь, как она называется? (Шайба.)
Проанализируйте геометрическую форму шайбы.
(Это диск с цилиндрическим отверстием
в центре.) слайд14
Эти три детали представляют собой болтовой комплект.
Итак, как соединить две тонкие детали с помощью болта?
Алгоритм построения болтового соединения. слайды16,17
(Примерный ответ. Сначала две детали прижимают друг к другу так, как хотят их зафиксировать. В деталях есть сквозные отверстия. Нужно совместить эти отверстия так, чтобы можно было вставить в них болт.
Диаметр отверстий немного больше диаметра болта, чтобы легче было соединять. Головка болта фиксирует крепление с одной стороны.)
Что навинчивается на болт сверху и в какой последовательности?
(Сначала шайба, затем гайка.) слайд18
Зачем надевается шайба?
(Чтобы предохранить поверхность
верхней детали от повреждений
при завинчивании гайки.)
Сверху завинчивается гайка.
Теперь нужно узнать рабочую длину болта,
а вернее, то, как ее рассчитать.
Как вы думаете, что такое рабочая длина болта?
(Возможно, весь болт целиком...)
Нет, за рабочую длину болта принимают длину стержня без головки.
Как вы думаете, почему?
(Потому что головка находится вне деталей и не участвует в их соединении, а служит лишь упором.)
Взгляните на изображение болтового соединения. Оно должно выглядеть так: болт расположен головкой вниз и скрепляет собой детали.
На резьбовом конце вплотную к детали расположена шайба.
Поверх нее навинчена гайка, скрепляющая детали. Ее обычно затягивают ключом по резьбе на стержне болта.
Поэтому резьбовой конец болта называется стяжным. Обратите внимание на то, что гайка не закрывает собой всю резьбу, остается небольшой конец.
Как вы думаете, зачем оставлен конец резьбы?
(При воздействии на соединение гайка может раскрутиться, а этот остаток стержня не даст распасться соединению.)
Он служит для длительной фиксации соединения и называется свободный конец.
Итак, запишите: за длину болта 1 (эль) принимают длину стержня без головки.
Какие же условные обозначения применяются для болтового комплекта?
Для болтов в спецификации указывают тип резьбы, наружный диаметр и рабочую длину.
Например, «Болт Ml2 х 1,25 х 60» означает, что у данного болта имеется метрическая резьба d = 12 мм, мелкий шаг 1,25 мм. Рабочая длина болта при этом равна 60 мм.
Для гайки указывают диаметр и тип резьбы. Например, запись «Гайка Ml0» расшифровывается так: 10 мм — наружный диаметр метрической резьбы с крупным шагом.
Для шайб указывают диаметр болта. «Шайба 10» означает: шайба для болта с наружным диаметром 10 мм.
Теперь рассмотрим условности и упрощения при изображении болтового соединения. Записывайте в тетрадях. К упрощениям относятся:
Отсутствие фасок на стержне, головке болта и гайке.
Упрощенное изображение резьбы.
К условностям относят:
1. Болт, гайка и шайба показаны не рассеченными, если секущая плоскость проходит вдоль их оси.
Посмотрите на чертеж: соединяемые детали показаны в разрезе, они заштрихованы. Болт, гайка и шайба изображены не заштрихованными.
2. На соединяемые детали штриховка наносится в разных
направлениях.
Как вы думаете, почему?
(Чтобы нагляднее было видно соединение двух разных деталей.)
Между стенками отверстия в деталях и стержнем болта изображен зазор, в котором видна граница скрепляемых деталей.
На главном виде гайка и головка болта изображаются с тремя гранями, а на виде слева — с двумя.
Почему на одном виде две грани, а на другом три?
(Так как это шестигранная призма, то на виде спереди мы сможем увидеть три грани, а на виде слева — две, или наоборот.)
А что мы видим на виде сверху?
(Часть поверхности детали, шайбу, гайку и стяжной конец стержня болта.)
5. Линии невидимого контура, соответствующие отверстиям
в гайке и шайбе, не проведены.
Что касается размеров, то болтовое соединение вычерчивается по относительным размерам. Это значит, что все размеры элементов зависят от наружного диаметра резьбы болта.
Для расчетов применяют формулы:
Болт М10х50 слайд11
d=M
М10 =d=10 мм
D=2d=2x10=20 мм
h=0,7d=0,7x10=7 мм
lо=2d+6=2x10+6=26 мм
H=0,8d=0,8x10=8 мм
l=50 мм
d1=0.85d=0.85x10=8.5мм
Гайка М10 слайд12
D=2d=2x10=20 мм
H=0,8d=0,8x10=8 мм
Шайба 10 слайд14
Dш=2,2d =2,2x10=22 мм
S=0,15d=0,15x10=1,5 мм
Соединяемые детали слайд15
d=1,1d=1,1x10=11 мм
а1=20 мм
а2=15 мм
d — наружный диаметр резьбы.
D — диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника;
h — высота головки болта;
l0 — длина нарезной части (с резьбой);
Н— высота гайки;
d - диаметр отверстия под болт;
Dш — диаметр шайбы;
S— высота шайбы.
Итак, зная только наружный диаметр резьбы болта, можно вычислить все остальные размеры.
Теперь рассмотрим алгоритм построения чертежа сборочной единицы.
Болтовое соединение вычерчивают в том же порядке, что и собирают.
4. Практическое закрепление пройденного материала
ЗАДАНИЕ: Выполните чертеж болтового
соединения по относительным размерам,
используя алгоритм построения.
слайд19
Обобщение и закрепление знаний.
К каким видам соединений относится болтовое соединение?
Из каких деталей состоит болтовое соединение?
В зависимости от какой величины определяют относительные размеры болтового соединения?
Как показывают болты на сборочном чертеже?
Как рекомендуют вычерчивать чертежи крепежных соединений?
В чем разница между чертежом болтового соединения и производственным чертежом болтового соединения?
Производственный чертеж
болтового соединения.
слайд20
Задание на дом. §32,
Подведение итогов урока.
Используемая литература и источники информации:
Ботвинников А.Д. Черчение. Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.: Просвещение, 2006.
Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: учеб. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений/ М.: АСТ: Астрель,2010.
Балягин С.Н. Черчение. Справочное пособие. М.: АСТ. Астрель 2002.
http://www.azdekor.ru/Spektr/SREDN_SKOOL/CHERCH/N170/i
http://promportal.su/g440691/shpiljka_gost_22034_76.htm
http://www.asia.ru/ru/ProductInfo/1069895.html
http://fc-elista.com/?acb=simple-machines-screw-lightbulb-pi
http://school.xvatit.com/index
http://www.stroyindex.ru/products/166.php
http://www.rmc74.ru/hardware/washer/19/
http://school.xvatit.com/index.php?title=
http://edu.half-tech.pp.ua/public_files/doc/2sem/cyber/ingjpg
http://calypsocompany.ru/images/foto/420/1309157267.jpg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детали резьбовых соединений Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Образование резьбы Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Изображение резьбы Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Детали болтового соединения Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Болт — цилиндрический стержень, имеющий на одном конце головку (чаще всего шестигранной формы), а на другом — резьбу, выполненную на определённой длине. Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Болт М10х50 d=M М10 = d=10 мм D=2d = 2x 1 0=20 мм h=0,7d = 0,7x10=7 мм lо=2d+6 = 2x 1 0+6=26 мм H=0,8d = 0,8x10=8 мм l=5 0 мм d 1 =0.85d=0.85x10=8.5 мм Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Гайка М10 D=2d = 2x 1 0=20 мм H=0,8d=0,8x10=8 мм Гайка — призматическая (чаще — шестигранной формы) деталь, имеющая внутреннюю резьбу. Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Шайба 10 Dш=2,2d =2,2x10=22 мм S=0,15d=0,15x10=1,5 мм Шайба — кольцеобразная деталь, обычно плоская, предназначена для предохранения опорной поверхности при затягивании резьбы. Устанавливается под гайку. Изготовляется из листового материала или вытачивается из прутка . Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Соединяемые детали d 0 =1,1d=1,1x10=11 мм а 1 =20 мм а 2 =15 мм Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Выполнение чертежа болтового соединения Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Сборочный чертеж болтового соединения ЗАДАНИЕ: Выполните чертеж болтового соединения по относительным размерам, используя алгоритм построения. Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
Источники информации http://www.azdekor.ru/Spektr/SREDN_SKOOL/CHERCH/N170/i http://promportal.su/g440691/shpiljka_gost_22034_76.htm http://www.asia.ru/ru/ProductInfo/1069895.html http://fc-elista.com/?acb=simple-machines-screw-lightbulb-pi http://school.xvatit.com/index http://boltplus.ru/ http://www.stroyindex.ru/products/166.php http://www.rmc74.ru/hardware/washer/19/ http://school.xvatit.com/index.php?title= http://edu.half-tech.pp.ua/public_files/doc/2sem/cyber/ingjpg http://calypsocompany.ru/images/foto/420/1309157267.jpg Борзыкина Е.В. учитель черчения и изо МБОУ СОШ №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"
Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...
план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"
конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....
План-конспект проведения урока в 5 классе по теме "My working day"
План-конспект открытого урока по теме "My working day" в 5 классе по учебнику "Happy English" (Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.)...
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."
Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина». ...