Конспект урока по технологии 6 класс. Тема урока: « Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами »
методическая разработка по технологии (6 класс)
Материал содержит методическую разработку урока по технологии в 6 классе.
Тема "Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izgotovlenie_tsilindricheskih_detaley_vruchnuyu.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии
6 класс
Раздел программы: Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов
Тема урока: « Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами »
Выполнил учитель технологии
Елисеев А.Н.
Класс 6
Тема: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Групповая и индивидуальная.
УМК : Технология .Технический труд. 6 класс : учебник / под ред. В. М. Казакевича, Г.А. Молевой.
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Групповая и индивидуальная.
Методы ведения урока: словесные, наглядно- демонстрационные, практические.
Цели урока:
образовательные:
- закрепление знаний об устройстве инструментов для разметки и строгания древесины;
- совершенствование умений разметки и строгания;
- формирование знаний о способах изготовления цилиндрических деталей;
- освоение приемов измерения размеров при помощи кронциркуля;
развивающие:
- развитие умений по актуализации полученных ранее знаний и умений, функций мышления (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
воспитательные:
- развитие аккуратности, терпения, технологической культуры, ответственности за результаты своего труда, бережного отношения к инструментам.
Задача урока: научиться изготавливать цилиндрические детали ручными инструментами.
Планируемые результаты :
Личностные : стремление к совершенствованию своих умений, проявление познавательного интереса ,развитие ответственности за результаты своей деятельности.
Предметные: знать последовательность изготовления цилиндрической детали, правильно использовать инструменты и приемы безопасного труда.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: планирование собственной деятельности, контроль и коррекция своих действий, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные: формирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников, выработка алгоритма действий.
Коммуникативные: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами», верстаки, заготовки, образцы промежуточные и окончательные, линейки, рейсмусы, кронциркули, штангенциркули, бланки тестов, рубанки, приспособления для строгания, рашпили, наждачная бумага, рабочие тетради.
План
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Актуализация опорных знаний.
4 Мотивация и целеполагание.
5. Физкультминутка.
6. Изучение нового материала.
7. Практическая часть занятия.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
10. Постановка домашнего задания.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационно-мотивационный 1 мин | - Приветствует учеников - Организует начало учебной деятельности; - проверяет готовность учащихся к уроку; - создает эмоциональный настрой на совместную работу. | - Готовятся к уроку; - погружаются в благоприятную атмосферу. | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация. Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке |
2.Повторение пройденного материала 5 мин Слайд 3 5 мин | - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока. На предыдущем уроке мы с вами изучали чертеж детали цилиндрической формы Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала. Что такое цилиндр Как он выполняется на чертеже? Что обозначает штрихпунктирная линия на чертеже цилиндра? Как правильно записать размер, обозначающий диаметр цилиндра.? | - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. | Личностные: - Активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель. Познавательные: - Умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи. Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли в устной форме. Предметные: - Закрепление знаний по предыдущим темам. |
3.Актуализация опорных знаний Слайд 4 15 мин |
Скажите, пожалуйста, как из бумажного квадрата вырезать ровный, аккуратный кружок так, чтобы центр оказался точно посередине. Правильно, нужно сначала найти центр квадрата. А как это легче всего сделать? Нужно провести через противоположные углы квадрата линии- диагонали. Точка их пересечения и будет центром. И из того центра мы сможем построить окружность при помощи циркуля. - Организует работу в группах. - мотивирует учащихся на совместную деятельность; - нацеливает на активную работу всех учащихся. Работа в группах. Помним о правилах ТБ и о правилах работы, работаем дружно и слаженно. А сейчас выполните задание. Постройте в тетради квадрат с размером стороны 50 мм, проведите линии через противоположные углы квадрата. Вы нашли центр квадрата, теперь при помощи циркуля из этого центра строим окружность. Получилось у всех? Молодцы! А теперь скажите, а можно сделать кружок, если нет циркуля? Можно ли обойтись только линейкой и карандашом? Чем замечательна окружность как особый вид линии? Вспомните, как работает колесо. Оно вращается вокруг своего центра, а так как все точки поверхности колеса находятся на одинаковом расстоянии от центра, то движение колеса по плоской поверхности плавное и равномерное. Давайте попробуем сделать кружок без помощи циркуля. Для этого построим второй квадрат со стороной 50 мм и найдем центр. Из центра отложим по диагоналям размер, равный половине стороны квадрата 25 мм в сторону каждого из углов так, как указано на классной доске. Теперь, через полученные точки, проведем линии параллельные диагоналям до пересечения со сторонами квадрата. Если вы сделали все аккуратно, то у вас должен получиться правильный восьмиугольник. У него все стороны равны 20 мм. Проверьте себя, а затем поменяйтесь тетрадями с напарником и проверьте друг друга. Скажите, пожалуйста, восьмиугольник ближе по форме к кругу, чем квадрат? А если мы разметим шестнадцатиугольник, то он еще больше будет напоминать круг. Давайте выполним построения, как показано на доске и получим шестнадцатиугольник. Да работа непростая, требует аккуратности, но зато и результат. Мы почти приблизились к кругу. Вот таким способом, постоянно увеличивая количество делений, мы приближаемся к нашей цели- окружности. Теперь предлагаю оценить качество вашей работы в баллах самостоятельно, а затем, пусть это сделает ваш напарник.
Какая оценка у вас получилась? | - Слушают и отвечают на вопросы. -Выполняют задание Отвечают на вопросы -Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление полученных знаний на уроке; - применение новых знаний на практике. |
4.Мотивация и целеполагание. 1 мин | Формирование цели урока: На ваших рабочих местах лежат бруски квадратного сечения. Как вы думаете, чему нам сегодня предстоит научиться? Правильно! Тема сегодняшнего занятия - изготовление цилиндра из бруска квадратного сечения. Откроем ваши тетради и запишем ее. | ||
5. Физкультминутка 1 мин | - А теперь все по порядку Встанем дружно на зарядку Руки в стороны, согнули Вверх подняли и махнули, Спрятали за спину, оглянулись: Через правое плечо, Через левое ещё! На носочки поднялись, Опустили руки вниз! Показывает физические упражнения, - создает условия для снятия переутомления у учащихся.
| - Выполняют физические упражнения. | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
6. Первичное закрепление нового материала 4 мин | - Актуализирует полученные на уроке новые знания; - предлагает ответить на вопросы: 1. Почему, несмотря на развитие машинного производства, иногда приходится выполнять подобные работы вручную? 2. Какие простейшие изделия для дома вы уже можете сделать самостоятельно? | - Слушают учителя; - обобщают новые знания. | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи. |
7. Практическая работа 55 мин Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы и демонстрирует приемы работы: А сейчас, зная как разметить восьмиугольник на бумаге, мы попробуем сделать восьмигранник из деревянного бруска квадратного сечения. Эту работу вы должны выполнить самостоятельно. Для начала мы разметим на обоих торцах бруска центры, проведя диагонали через углы. Чтобы вам было проще это сделать, закрепляйте бруски вертикально в тисках верстака. Поскольку брусок объемная деталь, нам, для получения высокого качества работы, необходимо разметить боковые грани бруска. Воспользуемся при разметке рейсмусом. Настроим его на размер равный 0,3 размера стороны нашего квадрата, а это для размера 50 мм составляет 15 мм и проведем 8 линий, по две на каждой грани бруска. Почему выбрано такое соотношение? Посмотрите на схему разметки в вашей тетради, замерьте расстояние от угла квадрата до угла восьмиугольника. Оно равно 15 мм. На торцах бруска разметим восьмиугольники так, чтобы их углы совпадали с линиями разметки на боковых гранях. Тот, кто справился, на торце бруска маркером ставит себе оценку, подписывает свою фамилию и передает своему напарнику для контроля. У правильно размеченной заготовки стороны восьмигранника должны иметь одинаковую ширину, Для бруска толщиной 50 мм этот размер составляет 20 мм В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1. - Контролирует правильность выполнения приемов; - контролирует выполнение объема и качество работы, - контролирует соблюдение правил безопасной работы; - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. 2. – Анализирует качество выполнения самостоятельной работы. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня вы еще начинающие мастера и это радует. А сейчас нам необходимо , пользуясь разметкой, превратить наши квадратные бруски в восьмигранники. Делает второй инструктаж. Для этого нам необходимо срезать с углов бруска лишний материал. Каким инструментом вы предлагаете воспользоваться? Как правильно закрепить заготовку? Какие правила безопасной работы вы будете соблюдать? Демонстрирует приемы работы, комментирует свои действия. Надежно закрепляем заготовку на поверхности верстака при помощи заднего зажима и колышка. Обратите внимание, колышек должен быть ниже уровня строгания, чтобы он не мешал движениям рубанка. При строгании помним о правильном распределении усилий рук в начале строгания, и в конце строгания, чтобы избежать «заваливания поверхностей» Помним наше правило: «линия разметки остается на детали». Срезать линии разметки на этом этапе нельзя. Тот, кто справился с этим этапом, проверяет качество восьмигранника, измеряя его все стороны. Они должны быть равны по ширине, размер 20 мм. Меняемся с напарником для взаимопроверки. Следующий этап- строгание шестнадцатигранника. Это мы будем выполнять без разметки, так как ее вам сложно выполнить. При строгании пользуемся специальными приспособлениями для крепления заготовок, чтобы они не качались. Затем обрабатываем деталь рашпилем и наждачной бумагой для получения ровной, гладкой цилиндрической поверхности. Контроль размеров осуществляем кронциркулем, штангенциркулем. Контролирует правильность выполнения приемов; - контролирует выполнение объема и качество работы, - контролирует соблюдение правил безопасной работы; - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. | - Организуют рабочее место; - повторяют правила безопасной работы; - готовят необходимые для выполнения практической работы материалы и инструменты; - выполняют практическую работу: - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения. - Слушают и отвечают на вопросы. Организуют рабочее место; - повторяют правила безопасной работы; - готовят необходимые для выполнения практической работы материалы и инструменты; - выполняют практическую работу | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление полученных знаний на уроке; - применение новых знаний на практике. |
8.Итог урока.
2 мин | Обменяйтесь своими работами и выполните взаимоконтроль. Оцените качество своей работы и работы напарника. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, гладкие, с правильной формой цилиндрической поверхности. Некоторым мальчикам предстоит еще потренироваться в технике строгания на последующих уроках или дополнительных занятиях Выставление оценок. - дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке | Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения - оценивают свою работу на уроке. | Личностные: - умение провести самооценку. Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. |
9. Рефлексия 4 мин Слайд 10 | - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; - Какие цели стояли в начале урока? - Что у нас получилось? - Чему мы сегодня научились? -Мне понравилось на уроке… - Мне не понравилось на уроке… - Легко ли для вас давалось разметка? -Какие трудности возникли при строгании? - Что ещё хотелось бы узнать? | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | |
10. Домашнее задание 2 мин Слайд 11 | - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку: Учебник стр.14-17 устно ответить на вопросы 1-4. Индивидуальные задания на выбор: Составить кроссворд, содержащий слова цилиндр, рейсмус, штангенциркуль, шерхебель, торец, грань, рашпиль. Придумать способ разметки шестнадцатигранника. Придумать приспособление, облегчающее получение цилиндра быстрее и качественнее, предохраняющее от ошибок при строгании. | - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - записывают домашнее задание в дневник. Читать § 5, стр.14- 17. Вопросы 1-4, знать ответы. | Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии в 5 классе, тема урока: "Изготовление открытки к празднику 9 мая".
План урока по изготовлению открытки из бумаги, техникой "квиллинг".изучить приемы изготовления открыток; повторить свойства бумаги, правила работы с клеем;развивать умение самостоятельно планиро...
Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом. 6 класс.
Методическая разработка по изготовлению деталей цилиндрической формы ручным инструментом учащимися 6 класса на уроках технологии. Материал был представлен на семинаре районного методичекого объединени...
Урок по теме: "Технология изготовления цилиндрических деталей ручным инструментом"
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе: Григорьев Владимир Феликсович учитель технологии МОУ «Бугровская СОШ» п. Бугры.Предмет: технол...
Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"
Тип урока: Урок ознакомления с новым материаломУчебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс,...
Технологическая карта к уроку по технологии 5 класс. Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий.
Интегрированный урок черчения и технологии.Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий....
Методическая разработка "Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом"
Методическая разработка...
«Изготовление цилиндрических изделий ручным инструментом» (черенок для лопаты)»
Цель: познакомить учащихся с приемами обработки деталей цилиндрической формы ручным инструментом.Задачи:1. формирование навыков по выполнению ручной обработки древесины, соблюдая технологич...