«Возможности предметной интеграции в урочное и внеурочное время в вопросах личностного воспитания школьников»
учебно-методический материал по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Лаптева Наталия Николаевна

Предмет «Технология» даёт уникальную возможность всем учащимся самореализоваться, опираясь на информационную заинтересованность в любой предметной области. Расширение межпредметного взаимодействия позволяет  ребятам успешно развивать свои творческие способности на волне разностороннего развития личности. Ведь создавая что-то "руками", ученик с радостью исследует механизм практической реализации своих теоретических знаний. Стимуляция ребят к творческой импровизации вырабатывает у них задатки лидерских качеств. А в направлениях воспитания школьников с позиции «установки на лидерство» я стараюсь закладывать идеи, отождествленные личностными понятиями, такими как «благородство», «доброта», «бескорыстие».

Цель – обмен опытом работы с учащимися, путём вовлечения их не только в процесс наработки межпредметных учебных компетенций, но и формирования у их принципов лидерского самопознания и самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_predmetnoy_integratsii.docx51.85 КБ

Предварительный просмотр:

 «Возможности предметной интеграции в урочное и внеурочное время в вопросах личностного воспитания школьников»

Лаптева Наталия Николаевна, учитель технологии МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани

Предмет «Технология» даёт уникальную возможность всем учащимся самореализоваться, опираясь на информационную заинтересованность в любой предметной области. Расширение межпредметного взаимодействия позволяет  ребятам успешно развивать свои творческие способности на волне разностороннего развития личности. Ведь создавая что-то "руками", ученик с радостью исследует механизм практической реализации своих теоретических знаний. Стимуляция ребят к творческой импровизации вырабатывает у них задатки лидерских качеств. А в направлениях воспитания школьников с позиции «установки на лидерство» я стараюсь закладывать идеи, отождествленные личностными понятиями, такими как «благородство», «доброта», «бескорыстие».

Цель – обмен опытом работы с учащимися, путём вовлечения их не только в процесс наработки учебных компетенций, но и формирования у их принципов лидерского самопознания и самосовершенствования.

Анализируя опыт своей работы, как учителя технического труда в 5-8 классах, я поняла, что методическая результативность педагога должна опираться на мотивационную базу, стимулирующую учебную деятельность школьника:

  • информационную заинтересованность;
  • творческую независимость;
  • возможность идейной реализации;
  • умение работать в команде;
  • практическую значимость результатов своего творчества.

Ниже я продемонстрирую только что перечисленные мотивационные обоснования, показав некоторые технологические идеи из моей практики.

1. Информационная заинтересованность учащегося – мощный стимулирующий фактор, опирающийся на заложенную ранее культурологическую основу ребёнка (сказки, услышанные в детстве; прочитанные книги; интересные биографические факты известных личностей; примечательные даты государственного масштаба – День Космонавтики, День Победы…).

Один из показательных примеров выше обозначенного технологического приёма в моей педагогической деятельности является подготовка практических уроков технологии (2017-2018 учебный год), тематически опирающихся на информацию о литературной деятельности нашего земляка, татарского детского писателя  Абдуллы Алиша, приуроченного к 110-летию со дня его рождения (1908-1944гг).

Здесь сразу прослеживается прямая интеграция уроков технологии с уроками литературы и истории. Поэтому, работая с мальчишеской аудиторией, я организовывала  интеграцию практических уроков технологии по следующим тематическим направлениям:

  • межпредметная интеграция  «Технология» – «Литература»,  5 класс, тема урока согласно КТП рабочей программы по технологии «Творческий проект. Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов», проектная работа «Изготовление фигур персонажей  сказок А. Алиша из проволоки, пластилина и скульптурной глины» в технологическом направлении «Лепка из поделочных материалов» (см. Приложение 1);
  • межпредметная интеграция  «Технология» – «Литература»,  6 класс, тема урока согласно КТП рабочей программы по технологии «Творческий проект. Требования к творческому проекту. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации», проектная работа по мотивам сказок А. Алиша «Оживи сказку» в технологическом направлении «Моделирование» (см. Приложение 2);
  • межпредметная интеграция  «Технология» – «История»,  7 класс, тема урока согласно КТП рабочей программы по технологии «Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Художественная обработка древесины», проектная работа «А. Алиш – герой ВОВ», в технологическом направлении «Выжигание по дереву» (см. Приложение 3);
  • межпредметная интеграция  «Технология» - «История» - «Литература»,  8 класс, тема урока согласно КТП рабочей программы по технологии «Исследовательская и созидательная деятельность», проектная работа «А. Алиш, М. Джалиль – героические соотечественники», в технологическом направлении «Проектно - исследовательская деятельность» (см. Приложение 4).

2. Творческая независимость учащегося и возможность идейной реализации – принципы подготовки выше предложенных интегрированных уроков (см. п.1), опирающихся на идейную свободу  практического выбора учеником в рамках предложенного учителей тематического направления:

  • в проектной работе «Изготовление фигур персонажей  сказок А.Алиша из проволоки, пластилина и скульптурной глины»  выбор материала и сказочного персонажа и воплощение его образа предоставляется школьнику;
  • в проектной работе «Оживи сказку» по мотивам сказок А.Алиша в технологическом направлении «Моделирование» выбор сказки, сказочного персонажа и сценической реализации предоставляется школьнику;
  • в проектной работе «А. Алиш – герой ВОВ» в технологическом направлении «Выжигание по дереву» выбор древесного материала, его формат, сюжетная линия будущей творческой работы предоставляется школьнику;
  • в проектной работе «А. Алиш, М. Джалиль – героические соотечественники» планирование, структурирование и реализационный формат будущей творческой работы предоставляется школьнику.

3. Умение работать в команде – одна из основных раскрепощающих установок, предполагающая самостоятельное формирование малых групп из 2-х, 3-х (max 4-х) человек на время проведения практических уроков и исследовательских мероприятий. Деятельность ребят, объединённых в команды, благотворно влияет на их личностное развитие, но тактично корректируется педагогом в рамках следующих социально-психологических принципов:

  • идейного командного единства в вопросах разработки, планирования  и реализации намеченных действий в процессе совместной подготовки  проектов;
  • взаимопомощи, руководствуясь девизом  «Умеешь сам – помоги другу»;
  • внутрикомандного распределения труда.

4. Практическая значимость результатов своего творчества - основной мотивационный принцип, «обрекающий» учеников на качественное выполнение задуманного проекта:

  • на подарок родным и близким;
  • сувенир к знаменательным датам (День Учителя, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта…);
  • участие школьников в исследовательских и проектных мероприятиях различной тематической направленности.

В качестве первого примера практической значимости использования межпредметной интеграции в формате исследовательских и проектных работ учащихся на основе материалов  о литературной деятельности и героическом прошлом нашего земляка Абдуллы Алиша, приведу вариант внеклассного мероприятия, реализованного 8 мая 2018 года. Данная методическая работа была приурочена ко Дню Победы в рамках ежегодного благотворительного Проекта «Дети-детям», объединяющего 2 образовательных учреждения (наш «Лицей №110» г. Казани и специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №11  VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Казани).

Учащиеся нашего лицея рассказали приглашённым воспитанникам интерната №11 о героической судьбе наших земляков А. Алише и М. Джалиле в проектно - показательном выступлении «Детям о войне» (см. Приложение 4).

Необходимость проведения подобных мероприятий «Дети-детям» обоюдно необходима. Парадокс заключается в том, что для наших «благополучных» детей участие в благотворительной деятельности даже важнее, чем для воспитанников интерната, так как в подобных случаях прослеживается:

  • морально-этическое и нравственное воспитание наших учащихся через взаимный обмен впечатлений, открывающее иные мировоззренческие возможности - добропорядочные проявления к «особенным» детям и их индивидуальностям;
  • социальная поддержка воспитанников интерната на, так называемой, детской волне общения;
  • укрепление личностной значимости всех подростков, участвующих в Проекте.

В качестве второго примера практической значимости использования межпредметной интеграции в формате исследовательских и проектных работ учащихся приведу вариант участия нашего семиклассника Минвалеева Булата в  V межрегиональной  научно-практической конференции школьников «По следам Алиша» с проектно - исследовательской работой «Сказочные перевоплощения».  Проанализировав  исследовательские мероприятия о литературном творчестве А. Алиша, он на уроках технологии  разработал 3 варианта игровых наборов для детского творчества, основной замысел которых опирается на знания сказок А. Алиша и их основных персонажей (см. Приложение 5).


Анализ применения  возможностей предметной интеграции в урочное и внеурочное время в вопросах личностного воспитания школьников

Для достижения практических целей, закладываемых рассмотренными выше интегрированными уроками и исследовательской практико-ориентированной работой учащихся, предварительно были запланированы задачи:

  1. изучение биографии замечательного детского писателя и поэта Абдуллы Алиша;
  2. знакомство с его сказками;
  3. анализ творческой приоритетности детей младшего дошкольного и школьного возрастов (художественное творчество, лепка, кукольные постановки);
  4. разработка творческого планирования и дальнейшего воплощения заложенных идей по приобщению детей к изучению культурного национального наследия, оставленного  великим детским писателем А. Алишем.

Выводы

Анализируя результаты предложенных выше педагогических приёмов по практическому использованию межпредметной интеграции на уроках с использованием материалов  о судьбах известных личностей Татарстана (в нашем случае Абдуллы Алиша), я могу утвердительно сказать, что учащиеся, включённые в эту работу, обогащаются компетенциями, присущими  многогранной личности:

  • образные – ориентирование на тактильно-образные перевоплощения;
  • деятельностные – возможность раскрытия детского творческого потенциала  в проектно - исследовательских работах;
  • образовательные – получение дополнительной информации в ходе проектно - исследовательской деятельности;
  • коммуникативные – выработка умений работать в команде;
  • организационные – способность к планированию рабочего времени и организации рабочего места, к самостоятельному принятию решений в командном сообществе;
  • просветительские – возможность наработки ораторских навыков в период подготовки к участию в школьных научно-практических конференциях;
  • патриотические – приобщение детей к изучению истории родного края на основе изучения жизни и деятельности известных личностей страны;
  • социальные – способность к становлению чувства толерантности, ответственности за свои поступки в командном составе;
  • профессионально-ориентированные – возможность выбора и дальнейшего профессионального самопознания.


Приложение 1

Пример практической значимости использования интеграции уроков (5 класс)

Предмет: интегрированный - технология и литература  

Тема урока:  Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов

Тип урока: Творческий проект «Изготовление фигур персонажей  сказок А. Алиша из проволоки, пластилина и скульптурной глины»

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • раскрытие творческих способностей в технологическом направлении «Лепка из поделочных материалов»;
  • возможность оценивания своих действий в групповой работе;

метапредметные:

  • способность к самоанализу;
  • оптимизация алгоритма своих действий;

предметные:

  • изучение литературного (сказочного) наследия А. Алиша;
  • уточнение практической задачи согласно предложенным материалам;
  • реализация творческого замысла в направлении «Лепка из поделочных материалов»;

Дидактические средства: сказки А. Алиша, инструкция по ТБ при работе с  металлом и искусственным материалом,

Оборудование и материалы: мультимедиа – оборудование; поделочные доски; проволока, пластилин и скульптурная глина; инструменты при работе с  проволокой и искусственным материалом.


Приложение 2

Пример практической значимости использования интеграции уроков (6 класс)

Предмет: интегрированный - технология и литература  

Тема урока:  Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Тип урока: Творческий проект «Оживи сказку»

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • раскрытие творческих способностей в технологическом направлении «Моделирование»;
  • воспитание лидерских качеств;

метапредметные:

  • способность к творческой импровизации;
  • оценивание возможностей использования конструкторской и технологической документации;

предметные:

  • изучение литературного (сказочного) наследия А. Алиша;
  • уточнение практической задачи согласно предложенным материалам;
  • реализация творческого замысла в направлении «Моделирование»;

Дидактические средства: сказки А. Алиша, инструкция по ТБ при работе с  древесными материалами (ДВП и фанерой), технологическая карта изготовления фигур из ДПВ, фанеры или плотного картона.

Оборудование и материалы: мультимедиа – оборудование; ДВП; фанера; картон цветной (или бумага цветная); ручной лобзик; деревянные шпажки.

Приложение 3

Пример практической значимости использования интеграции уроков (7 класс)

Предмет: интегрированный - технология и история  

Тема урока:  Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Художественная обработка древесины

Тип урока: Творческий проект «Абдулла Алиш – герой ВОВ»

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • раскрытие творческих способностей в технологическом направлении «Выжигание по дереву»;
  • воспитание гражданских чувств;

метапредметные:

  • развитие способностей к творческому воспроизводству исторической информации на тему «Абдулла Алиш – герой ВОВ»;
  • развитие художественного образного мышления;

предметные:

  • изучение исторических фактов геройских действий А. Алиша в ВОВ;
  • реализация творческого замысла в направлении «Выжигание по дереву»;

Дидактические средства: биография военного периода А. Алиша, инструкция по ТБ при работе с  выжигательным аппаратом.

Оборудование и материалы: мультимедиа – оборудование; фанера; выжигательный аппарат.


Приложение 4

Пример практической значимости использования интеграции уроков технологии, литературы и истории

Внеклассное мероприятие на основе материалов проектных работ по итогам исследования героической деятельности нашего земляка Абдуллы Алиша, выполненных учениками 8 класса лицея №110

План внеклассного мероприятия в рамках благотворительного Проекта «Дети-детям» на тему «Детям о войне»

  1. Разновидность мероприятия по признаку: познавательное, практико-ориентированное.
  2. Организаторы: ученики 8 «А» класса лицея №110.
  3.  Участники: воспитанники школы-интерната №11  VIII вида.
  4. Выбранная возрастная аудитория: 3-5 классы школы-интерната №11;
  5. Целевая направленность мероприятия: помощь воспитанникам интерната в осознании исторической значимости героической борьбы советского народа в период ВОВ и героях ВОВ А, Алише и М. Джалиле .
  6. Алгоритм проведения мероприятия силами учащихся:
  • информационное литературно-историческое повествование с элементами песенного сопровождения  силами учащихся  лицея №110, облачённых в военную форму с презентационной демонстрацией «Детям о войне» (10 мин.); 
  • учебно-тренировочный практикум в игровой форме по оказанию первой медицинской помощи условно-раненному бойцу - по перевязке головы и конечностей (10 мин.);
  • наглядная демонстрация экипировки в спец. одежду и противогаз условного бойца противохимической защиты (3 мин.);
  • рассказ приглашённого майора в отставке Сухарева В.П. о своих армейских буднях (5-7 мин.);
  • ответы на возможные вопросы (3 мин.);
  • вручение самодельных символичных флажков «С днём Победы» участникам встречи, сувениров и памятных подарков собственного изготовления, специально выполненных школьниками на уроках технологии (2 мин.);
  • песнопения под гармонь (10-15);
  • совместное чаепитие (20 мин);

6. Предполагаемое время проведения познавательного практико - ориентированного мероприятия: 70 минут.

7. Необходимое оборудование и материалы: мультимедиа– оборудование, экипировочная спец. одежда и противогаз противохимической защиты, медицинские принадлежности (бинт, вата, эластичный бинт, кровоостанавливающие препараты – перекись водорода и его аналоги), гармонь.


Приложение 5

Пример практической значимости использования интеграции уроков технологии и литературы

Материалы практико-ориентированной работы по итогам исследования литературной деятельности нашего земляка Абдуллы Алиша, выполненного на уроках технологии учеником 7 класса лицея №110 Минвалеевым Булатом

Разработка 3 вариантов наборов для детского творчества, основной замысел которых опирается на знания сказок А. Алиша и их основных персонажей:

  • брошюра-раскраска «Угадай сказку» с заложенной идеей по самостоятельному  художественному оформлению фона сюжетной картинки из сказок А. Алиша (предполагается развитие навыков по профессиональному направлению «Юный художник-декоратор»);
  • комплект для детского творчества «Мой любимый театр» с заложенной идеей по самостоятельной организации бутафорской мини-сцены и последующим сценарным воплощением сюжетов по сказкам Алиша с использованием персонажей, выполненных из картона (предполагается развитие навыков по профессиональному направлению «Юный режиссёр»);
  • комплект для детского творчества «Выбери друга» с идеей по самостоятельной лепке из скульптурного пластилина и раскрашиванию гипсовых фигур сказочных героев из сказок А. Алиша (предполагается развитие навыков по профессиональному направлению «Юный скульптор»).

Для раскраски «Угадай сказку» необходимы цветные карандаши, или фломастеры, или краски.

Для организации мини-сцены к комплекту «Мой любимый театр»  необходимы:

  • бечёвка – для натягивания условного занавеса;
  • деревянные шпажки или любые тонкие стержни – для укрепления на них картонных персонажей
  • публика – для просмотра сказочной постановки.

Для набора «Выбери друга» необходимы материалы:

  • гипсовые фигурки,  
  • набор красок и кистей (акварель, гуашь),
  • скульптурный пластилин,
  • сказочная мишура (для сюжетной достоверности).

Источники

  1. https://edu.tatar.ru/saby/sababash/sch/page2857719.htm-Образовательные стандарты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»

Выступление на педсовете«Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»...

Повышение уровня предметной компетентности в урочной и внеурочной деятельности

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учеб...

Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности

Выступление на педагогическом совете учителей...

«Разнообразие форм и методов работы со школьниками по географии в урочное и внеурочное время»

Использование инновационных технологий: методов перспективно-опережающего, исследовательского, проблемного обучения,проведения творческих дел, информационных технологий и методов проектов. Тематическа...

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»

Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...

«Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»

laquo;Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»Выступление на педагогическом совете...