Исследовательская работа учащихся в урочное и внеурочное время (предметная область «История»)
статья по истории по теме

Ирина Викторовна Воронкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Воронкова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №7» г. Реутов Московской области

Содержание

Введение                                                                                                2

1. Исследовательские технологии в учебном процессе                                                3

1.1. Исследовательское обучение                                                                3

1.2. Методы, приёмы исследовательского подхода в обучении                                4

1.3. Проблемный метод в обучении                                                        7

2. Использование исследовательского метода обучения на уроках истории                          10

Заключение                                                                                                  15

Список литературы                                                                                          16

Приложение                                                                                                  17


Введение

Если попытаться дать характеристику современному миру, то среди основных его черт стоит отметить динамичность, неустойчивость, разноликость, изменяемость. В таком мире предстоит жить нынешнему ученику. И от того, насколько ученик, будет готов к такой жизни, зависит его успешность в будущем. А школа, по-прежнему, является одним из мощных институтов социализации личности. Современному обществу всё более требуются люди, которые не просто обладают суммой знаний в различных предметных областях, а люди, которые владеют техниками работы с информацией, навыками самообразования, целеполагания, мотивации собственной деятельности, что в конечном счёте выражается в паритете здоровья физического, нравственного, интеллектуального. Для того чтобы школа в полной мере соответствовала требованиям времени необходимы новые способы образования, педагогические технологии, которые главный акцент переносят на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим требованиям в полной мере соответствуют методы и технологии на основе исследовательской деятельности.

Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования. Усиление позиций исследовательской деятельности в жизни школы реализует тем самым принцип гуманизации, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного развития человека, его духовный рост является ведущей в обучении.

Признание исследовательской работы в качестве одного из ведущих факторов повышения качества разных уровней образования нашло свое отражение в разработке государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования.

Об активном поиске науки и практики в области теоретических, содержательных и технологических оснований организации исследовательской деятельности учащихся свидетельствует появление в последние два-три года большого количества научно-методических публикаций, в том числе, появление тематического журнала «Исследовательская работа школьников».

        Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыв суть исследовательского обучения, предложить варианты его применения в образовательной области «История»

                

1. Исследовательские технологии в учебном процессе

1.1. Исследовательское обучение

        Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности обучающихся, особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Можно выделить следующие основные функции исследовательского обучения:

-повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

-инструмент становления, развития общих и специальных способностей, мотивационных установок. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;

-способ профориентации. Этот контекст задаёт задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых, мотивированных детей с последующей профилизацией их образования, ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;

-средство обретения культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации учебной и внеучебной исследовательской, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

д) в изменении характера взаимоотношений «учитель–ученик–коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. [1, с.14]

        Таким образом, исследовательский метод обучения даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помогает развитию творческого мышления.

1.2. Методы, приёмы исследовательского подхода в обучении

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет исследовательская, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; общедидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования.[2]

Приём сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приёма при решении задач исследовательского характера. Использование приёма сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом даёт возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Например, сравнительный анализ цивилизаций: европейских (христианских) и восточных (мусульманской, буддистской) позволяет установить много общего в сакральном отношении к миру, нравственно-этических ценностях, образе жизни, но и выявить отличия. Например, в отношении к жизни и смерти. Познаваемая с помощью сравнительного метода, история открывается беспредельными возможностями для исторической аналогии.

Приём доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот приём направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приёма доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.

Приём обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход, является научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу её решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее. Приём выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование её неправомерности. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован приём переноса знаний в новую ситуацию. Приём использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов, способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству. Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного. Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.

Анализ специальной литературы позволил уточнить состав исследовательских умений, подлежащих формированию на уроках истории в основной школе. За основу выделяемых групп исследовательских умений мной была принята классификация И.А. Зимней [3], в которой, в соответствии с логикой поэтапного выполнения исследовательской деятельности, выделяются стороны исследовательской деятельности и связанные с ними собственно исследовательские умения и исследовательские действия. И.А. Зимней выделяются такие стороны как: интеллектуально-исследовательская, содержащая собственно исследовательские действия. Вторая - информационно-рецептивная содержащая  действия с информацией. И третья продуктивная сторона предполагающая проведение самого исследования, фиксацию и обработку результатов и фиксирование их в тексте.

Опираясь на классификацию И.А. Зимней и принимая во внимание возраст учащихся; специфику содержания учебного материала уроков истории в различных классах и документальных первоисточников; наличный уровень сформированности исследовательских умений школьников был определён состав исследовательских умений, выступающих объектом формирования на уроках истории в основной школе, который отражен в таблице 1.


Таблица 1

Состав исследовательских умений, выступающих объектом формирования на уроках истории в основной школе

Стороны исследова-тельской деятельности

Исследовательские действия

Исследовательские умения как результат исследовательской деятельности

Интеллектуально-исследовательская сторона

Сравнение, анализ, синтез, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация, критическая оценка,

  1. Умение анализировать, соотносить и сравнивать факты и явления, концепции и точки зрения;
  2. умение выбрать главное;  
  3. умение критически анализировать информацию, давать её оценку;
  4. умение видеть, понимать и объяснять содержание, причины и следствия, процесс возникновения и развития того или иного явления;
  5. умение высказывать и аргументировать своё отношение к изученному вопросу и др.

Информационно-рецептивная сторона

Смысловое восприятие информации, осмысление и интерпретация  информации, овладение стратегиями чтения

  1. Умение собирать и отрабатывать данные;
  2. умение критически анализировать информацию;
  3. умение получать информацию по вопросу;
  4. умение работать со справочной литературой, журналами.

Продуктивная сторона

Интерпретация результатов, составление плана, составление схем, выделение фактов, конспектирование,

  1. Умение собирать и обрабатывать данные;
  2. умение в определенной последовательности выполнять практическую часть исследования;
  3. умение конспектировать;
  4. умение защищать их в процессе выступления;
  5. умение использовать знания и способы деятельности в дальнейшей работе;
  6. умение делать выводы;
  7. умение подготавливать сообщение.

1.3. Проблемный метод обучения

Одним из самых рациональных способов организации исследовательской деятельности на уроке является создание проблемных ситуаций, в разрешении которых активизируется познавательная деятельность учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

В современной педагогике утвердился принцип проблемного обучения.

Проблемное обучение – это обучение, при котором обучающимся знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются в процессе разрешения проблемных ситуаций.[2, с.80] Проблемная ситуация выступает начальным моментом мыслительного процесса, это осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо найти самостоятельно. В ходе решения проблемной ситуации обучающийся решает проблемное задание, т.е. такое задание, способы выполнения и результат которого заранее неизвестны, но уровень подготовки обучающегося позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.

В педагогической науке различают несколько уровней проблемного обучения, которые можно представить в виде таблицы (см. таблицу 2):

                                                        Таблица 2. Уровни проблемного обучения

Уровень

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи уровня

Проблемное изложение

Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь её доказательства, формулирует вывод

Мысленно следит за процессом творческого поиска и логикой доказательства

Формирование образца умственных действий в проблемной ситуации

Частично-поисковый уровень

Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает план поиска, консультирует и помогает в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов

Самостоятельно осуществляет последующие этапы поиска решения по составленному плану при корректирующей роли педагога

Формирование элементарных умений и навыков поисковой деятельности






Исследова-тельский уровень

Объявляет тему, постепенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы

Самостоятельное формулирует проблему, находит её решение, делает выводы

Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности

В ходе выполнения проблемных заданий формируются поисковые умения, необходимые в исследовательской деятельности:

- учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость;

- выявлять избыточные и недостающие данные;

- соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи;

- доказывать каждый вывод;

- стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность;

- стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом;

- проверять решение.

Можно использовать различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссии. Но важно помнить, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать возрастным особенностям развития обучающихся, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными.

Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования: повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ.

Результаты исследовательской работы разделяются на две части. Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Вторая часть показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследования. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.


2. Использование исследовательского метода обучения на уроках истории

        Основными характеристиками исследовательского обучения на уроке истории считаются:

  1. выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
  2. развитие навыка формирования или выделение нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
  3. развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
  4. работа с первоисточниками;
  5. развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Исследовательская деятельность на уроках истории нацелена на то, чтобы получить новые знания в процессе исследования исторических документов, статистического материала, высказываний исторических деятелей. Навыки исследовательской деятельности можно выработать, анализируя ряд высказываний о каком-либо историческом событии, при этом обучающиеся дают им оценку, характеризуют позиции авторов этих высказываний.

Сегодня важно, чтобы обучающиеся имели возможность ощущать себя активным субъектом общественно-политических процессов, происходящих в обществе. Эта возможность может быть реализована только личностью, обладающей развитым политическим сознанием, владеющей навыками защиты своих интересов, прав и свобод. Молодёжь должна ориентироваться в современной политической жизни, осознавать свою гражданскую ответственность перед государством и обществом. С этой целью на уроках истории в 9, 11 классах ведётся постоянная работа по отработке навыка работы с периодической печатью. Если в 9 классе задания сводятся к тому, чтобы подобрать статью на заданную тему, выразить собственное отношение к проблеме статьи, то в 11 классе задание усложняется тем, что старшеклассники подыскивают статьи из разных изданий, речь в которых идёт об одной и той же проблеме. Их задача увидеть различия в позициях, доводы в их пользу, выразить собственное отношение, сформировать собственное мнение по проблеме. Это уже серьёзная аналитическая работа.

Привитие навыков исследовательской работы на истории начинается с раннего этапа изучения предмета. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1 этап – 5 -6 классы: включение в ход урока заданий по работе с документами, картами, таблицами и схемами, дополнительной литературой, картинами. При изучении тем по истории Древнего мира и истории средневековья ребята работают с дополнительной литературой. В виде зачётной работы представляют реферат по выбранной теме. Затем идёт отбор лучших рефератов, и заключительным итогом становятся малые исторические чтения. Цель проведения таких мероприятий: активизация творческой деятельности учащихся в изучении истории, развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой.

2 этап – 7 – 11 классы: раскрытие учителем познавательного процесса (проблемное обучение). В ходе решения проблемных заданий ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науке. В Приложении представлена Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи по истории (см. Приложение 1)

Приведу несколько примеров заданий для разных классов из практики работы.

        1. Проанализируйте данные статистики и на основе этих данных сделайте выводы. «За вторую половину 17 века Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. За несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Среди тысяч экземпляров таких книг, изданных Московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений, если в 16 веке было известно 26 названий, то в 17 веке – 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырёх десятков. Остальные, более трёх четвертей,- светского содержания. Вопрос: о каких изменениях в культуре 17 века свидетельствуют эти факты?»

        2. В русском языке люди всех национальностей называются именами существительными (украинец, чукча, американец, англичанин, татарин, мордва, ненец и т.д.) и только одни русские – именем прилагательным. Как Вы это можете объяснить?

        3. Когда и как могло сложиться выражение «Сирота Казанская»?

        4. Известно в истории сравнение западников и славянофилов с двуглавым орлом, данное Герценом: головы смотрят в разные стороны, а сердце – одно. Раскройте смысл этого сравнения.

5. Как Вы считаете, имеет ли НЭП международное значение или это явление чисто советское. Обоснуйте свой ответ.

Подобные задания позволяют обучающимся в процессе изучения нового материала развивать свои навыки сравнения, анализа, умения делать выводы, предположения и искать доказательства к ним, т.е. речь идёт об элементах исследования.

При контроле выполнения учащимися исследовательской деятельности необходимо оценивать не только содержательность, глубину и полноту выполненных заданий, не только уровень усвоения знаний и применения их в процессе самостоятельной работы, но и уровень сформированности исследовательских умений. Критериями сформированности умений исследовательской деятельности является наблюдение, сравнение фактов, событий, явлений, нахождение причинно-следственных связей, формирование выводов.

Одним из методов построения урока истории на основе исследовательской технологии является работа с историческими документами, с первоисточниками. Данный метод получил название лабораторного. Лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учётом возраста и степени подготовленности учеников, их умственного развития; повысить интенсивность труда; научить учеников анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание. Самое главное в лабораторном методе - самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления.

Работая с историческим документом, обучающийся знакомится со стилистическими особенностями письменных источников разных исторических периодов. Ученик учится выявлять главную мысль, позицию автора, его объективность, сравнивать разные по взглядам источники на один и тот же вопрос, пробует комментировать документы с собственной точки зрения, в последствии материал документа, по необходимости, оформляется в виде таблицы, графика, диаграммы. Смысл обучения работы с документом состоит в том, что в процессе работы с ними, учащиеся осваивают способ деятельности, а затем они могут перенести его на работу с другой источниковой базой, т.е. формируется субъектный опыт учащихся.

Процесс формирования навыков работы с историческими документами длительный. Уже на начальных этапах обучения истории (5-6 классы) я использую фрагменты подлинных исторических текстов (современные учебники истории дают такую возможность). В этот период обучения для меня главное научить ребят внимательно читать документ, формулировать ответ на вопрос к документу и подтверждать его цитатой из документа, интерпретировать; в последующем ученики учатся определять интересы автора документа, степень объективности документа, сравнивать противоположные документы по конкретному вопросу. (см. Приложение 2)

Новая структура исторического образования создает условия для широкого  изучения на уроках истории произведений древнерусской литературы. Когда отечественная история до конца XVIII в. изучалась только на ранних этапах школьного образования (5 – 8 классы) не было и речи о серьезной работе с документами, с историческими текстами, с произведениями древнерусской словесности.

Сейчас, работающий в старших классах учитель получил возможность без чрезмерных упрощений говорить о событиях Киевской и Московской Руси, опираясь на документы. Формы использования древнерусских текстов на уроках в старших классах могут быть различными, равно как и решаемые на этих уроках задачи. Многое зависит от того, в рамках какого курса, в каком контексте учитель и школьники анализируют памятники отечественной истории.

Так, например, работа с фрагментами "Жития протопопа Аввакума" - текст произведения станет источником сведений о расколе как факте церковной истории, об особенностях мировосприятия старообрядцев, о религиозном смысле и психологических причинах противостояния Никона и Аввакума и т.п. "Житие ..." способно помочь школьникам увидеть, почувствовать, оценить многие черты русского национального самосознания, серьезно повлиявшие на духовное и социальное развитие страны. Можно провести семинарское занятие, основанное на сопоставлении "автобиографического" сочинения мятежного протопопа и автобиографических произведений, созданных в иные эпохи (например, "Поучение Владимира Мономаха", "Записки" Гавриила Державина). Сравнивая разные варианты восприятия Бога и мира, сложившиеся на российской почве, учащиеся лучше поймут и специфику общественной жизни XII, XVII, XVIII вв. и особенности самосознания личности в каждую из этих эпох.

На многих уроках, посвященных прошлому России, можно использовать фрагменты трудов крупнейших российских историков: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Д.О. Ключевского, Н.И. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева.

Уже на первых занятиях по курсу истории России уместно использовать отрывки из курса лекций В.О. Ключевского "Курс русской истории" (отрывки из лекций VII-IX). При изучении древнейшей истории восточных славян и киевского периода предлагать учащимся самостоятельно работать с текстом "Курса" не следует. Он слишком труден. Самостоятельно поработать с текстом (лекция XXI) школьники могут при изучении проблемы объединения русских земель вокруг Москвы. Анализируя текст, учащиеся делают выводы о политических, торговых преимуществах Москвы. Вполне по силам учащимся и самостоятельно прочитать те страницы, где историк создает портреты исторических деятелей.

Использование на уроках работ Н.И. Костомарова "Личность царя Ивана Васильевича Грозного", "Царевна Софья", "Царевич Алексей Петрович. Самодержавный отрок" помогает ребятам осознать отечественную историю как историю человека, его жизни, взглядов, убеждений. Решению актуальной задачи "очеловечивания" истории может способствовать использование на уроках фрагментов монографии "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях" Костомарова.

Учащиеся получат представление о картине мира, заложенной в сознании людей прошлого, об их мировоззренческих установках, нормах социального поведения, особенностях менталитета.

На многих уроках отечественной и всеобщей истории уместно использовать фрагменты работ Е.В. Тарле. Это может быть самостоятельное знакомство учащегося с их текстом или включение содержащихся в них сведений в объяснение нового материала. Монографию Е.В. Тарле "Наполеон" рекомендую для внеклассного чтения в качестве опережающего задания с тем, чтобы учащиеся нашли факты, подтверждающие, что континентальная блокада н. XIX в. была стержнем "всей экономической и политической борьбы" и сыграла огромную роль в истории Европы.

Использование на уроках трудов выдающихся российских историков, расширяет кругозор учащихся, делает их учебную деятельность более разнообразной.

Используя дифференцированный подход, составляю систему заданий, ориентированных на несколько уровней познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их ученикам для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.

На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовка творческих сочинений.

Одним из методов формирования исследовательских навыков является работа на уроке со статистическими данными. Такая работа позволяет учащимся самостоятельно анализировать данные, делать выводы, выдвигать гипотезы о причинах или последствиях тех процессов, которые отображены статистически. Также ребята учатся самостоятельно оформлять текстовые данные графическим способом (таблица, диаграммы разных видов).

Заключение

        В заключении хочется сделать вывод о том, что применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положения, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умоляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Лежащее в основе исследовательской практике исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

        В условиях модернизации школьного образования, перехода на предпрофильное и профильное обучение, исследовательская деятельность учащихся в школе приобретает особую актуальность, а проблема развития исследовательских способностей ребёнка относится к числу приоритетных задач современного образования.

Любое образование - всегда лишь базис, основа для самосовершенствования. Настоящее образование это непрерывное самообразование человека. В связи с тем, что исторические науки, относясь к гуманитарному циклу учебных предметов, способствуют не только познанию законов общественного развития и социальной природы человека, но и формированию навыков познавательной, общественной, ценностно-ориентированной и коммуникативной деятельности, мы полагаем, что именно в процессе изучения курса истории заложен большой потенциал по самообразованию учащихся.

Список литературы

  1. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. 2003. № 6. С. 11-18
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис Пресс, 2006. 256с.
  3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001. – 103 с.
  4. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов // Управление школой: Первое сентября. 2005. № 17. С. 3-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

Из опыта работы по теме"Формирование исследовательской компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности по истории".

В работе даётся описание системы формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории....

Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».

Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"

Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов  на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...