«Разнообразие форм и методов работы со школьниками по географии в урочное и внеурочное время»
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Использование инновационных технологий: методов перспективно-опережающего, исследовательского, проблемного обучения,проведения творческих дел, информационных технологий и методов проектов. Тематическая Неделя географии. Всероссийские конкурсы. Создание школьного кружка "Экскурсовод". Фестиваль народов Кубани.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема доклада «Разнообразие форм и методов работы со школьниками по географии в урочное и внеурочное время»
Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Моя тема самообразования – «Использование инновационных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности». В своей работе я использую инновационные технологии:
1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).
2. Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).
3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).
4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).
5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).
6. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.
Использование этих технологий ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
На уроках успешно использую технологии проблемного обучения и метод проектов при приведении уроков в 6 классе по географическим оболочкам в форме Географических турниров и КВН; в 7 классе «Экскурсия по странам мира» по окончании того или иного материка; в 8 классе по теме «Ремёсла России и Кубани»; в 9 классе «Юный менеджер» после изучения межотраслевых комплексов, где обучающиеся в парах подготавливают и презентуют своё малое предприятие той или иной отрасли; в 10 классе интересно проходит урок-суд при изучении темы «Глобальные проблемы человечества»; в 11 классе проектируют ученики туристические маршруты по странам и регионам. Но к проектам уроков предшествует подготовительный период, то есть срабатывают все перечисленные выше технологии.
Во внеурочной деятельности использую такие направления работы как предметная Неделя географии и кубановедения, организация участия детей во Всероссийских конкурсах, работа школьного кружка «Экскурсовод», участие в районном экологическом слёте «В гармонии с природой».
В целях повышения интереса обучающихся к предмету географии в своей школе я применяю такие формы работы как проведение Недели географии. Цель: повышение заинтересованности и активизации деятельности обучающихся к предмету “география”. Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине:
- Оценка уровня знаний через игровые ситуации.
- Формировать у учащихся умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, принимать самостоятельно решения в проблемной ситуации.
- Способствовать развитию эмоциональных и коммуникативных навыков для решения актуальных задач его личностного роста.
- Дать возможность проявить инициативу и самостоятельность при подготовке и проведению предметной недели.
- Воспитывать любовь к своей Родине.
Первый день (понедельник) – День России. Стенд был оформлен фотографиями городов-героев России, а на переменах был организован показ мультфильмов «Мульт-города России». По окончании уроков в актовом зале школы проводится «Кинохроника военных лет», где старшеклассники демонстрируют подготовленный материал по городам-героям России.
Второй день (вторник) – «Геомания»: на стенде появляется занимательный географический материал – «Самое-самое», «Знаете ли вы…», викторины. А в классах начальной школы старшеклассники проводили уроки или фрагменты уроков о материках, путешествиях, природе Земли и небесных телах, используя презентации и мультимедиа. На переменах учащиеся могли смотреть познавательные короткометражные мультфильмы по географии.
В третий день (среда), в преддверии Дня космонавтики, был организован между уроками просмотр мультфильмов о космосе. В школе заработал кружок «Экскурсовод». В этот и другие дни Недели юные экскурсоводы 5-6 классов проводили познавательные экскурсии по памятным местам парка станицы. А на стенде в фойе школы был оформлен план и маршрут экскурсии с фотографиями достопримечательностей парка.
Четверг и пятница, традиционно с 2015 года, посвящены «Фестивалю народов Кубани» (5-7 классы – в четверг и 8-11 классы – в пятницу). Подготовке предшествует жеребьёвка этносов между классами. Ребята оформляют слайд своего народа, выступают с номером художественной самодеятельности (песня, танец, сказка-сценка), представляют национальное блюдо, а сцена актового зала украшена флагами народов Кубани. Стенд украшен картинками с национальными костюмами. На переменах можно посмотреть и послушать песни и танцы народов Кубани на телеэкране.
Суббота – заключительный день – День Кубани. На стенде представлен фотоотчёт с проведённых мероприятий Недели географии и кубановедения. Между уроками можно насладиться казачьими песнями и танцами.
В проекте «Геомания» много желающих учеников среднего звена принять участие. Ребята исследуют и отбирают интересный познавательный материал по географии для учеников начальных классов. Используя ИКТ составляют презентации в познавательной форме, увлекая детей интересным материалам, вовлекая в мир географии, что способствует к интересу к предмету географии с начальной школы. При подготовке и проведении Недели географии и кубановедения я использую технологии перспективно-опережающего обучения, исследовательского обучения, проведения коллективных творческих дел, информационных технологий. Продуктивно планируется каждый тематический день и охватывается вся школа с 1-го по 11-ый классы.
Особый интерес дети проявляют к Фестивалю народов Кубани, в котором принимают ученики с 5-го по 11-ый классы. Представители команд участвуют в жеребьёвке народов Кубани, а затем получают Памятки для подготовки к театрализованному Фестивалю-празднику. Классные коллективы готовят презентацию о народе, приветствие и прощание на языке народа, творческий номер художественной самодеятельности (танец, песня, инсценировка сказки) и как домашнее задание готовит национальное блюдо с распечатанными рецептами. Он проводится два дня: 5 – 7 классы и 8 – 11 классы.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах. Сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.
В текущем учебном году школьники приняли участие в следующих конкурсах:
1. «Круговорот знаний»
- география (приняли участие – 26, победители и призёры - 11).
2. «Планета знаний»
- география (приняли участие - 28, победители и призёры - 13);
- математика (приняли участие – 14, победители и призёры - 7);
- химия (приняли участие – 2, победители и призёры - 2);
- русская литература (приняли участие – 18, победители и призёры - 9);
- история (приняли участие – 21, победители и призёры - 8);
- биология (приняли участие – 18, победители и призёры - 7);
- обществознание (приняли участие – 11, победители и призёры - 4);
- музыка (приняли участие – 1, победители и призёры - 1);
- информатика (приняли участие – 1, победители и призёры - 1);
- английский язык (приняли участие – 5, победители и призёры - 1);
- технология (приняли участие – 5, победители и призёры - 4);
- русский язык (приняли участие – 21, победители и призёры - 6).
Участие в конкурсе «Круговорот знаний» ограничено по времени, даётся один час на выполнение заданий. В конкурсе «Планета знаний» время не ограничено, но задания, по оценке учеников сложнее и нет возможности копировать и вставлять для решения. Дети искали информацию по дополнительным источникам. Мотивация к успеху подвинула обучающихся к расширению кругозора. Изначально я предлагала конкурсы по своему предмету, но увидев большой интерес обучающихся к конкурсам, чтобы проявить себя и пополнить своё Портфолио, стала принимать заявки и на другие предметы. Проанализировав результаты, обнаружила одарённых детей не только в области одного предмета, но и интеллектуальный потенциал нашей школы для участия в предметных школьных и районных олимпиадах. Это стало открытие наших «звёздочек».
Ребята проявляют интерес при изучении названий станицы Варениковской, составляют проекты. В школе работает школьный кружок под моим руководством «Экскурсовод». Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны. Главная задача краеведческой работы заключается в том, что она включает в себя элементы исследования.
Все мы ходим по парку станицы, видим памятники в нём, но не задумываемся, почему их так много и с какими страницами истории они связаны… Мы ездим за историей в другие города, не подозревая, что наша станица – наша малая родина богата историческими событиями!
А, послушав юных экскурсоводов, узнаёшь об истории образования станицы, её героическом прошлом, земляках-чернобыльцах, культурной жизни Дома Культуры и его историей, по памятнику В.И. Ленину о великой стране СССР, памятном знаке Храму и об истории появления Аллеи Славы. Продолжительность экскурсии – 30 минут. Приглашаем и учащихся других школ станицы и района вместе с учителями в путешествие «По страницам истории станицы Варениковской». А в планах кружка - разработка новых интересных маршрутов.
Полученный опыт каждого участника олимпиады или предметного конкурса станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся.
Обучающиеся нашей школы с 1999 года принимают участие в районном экологическом слёте, с этого же времени я являюсь членом жюри на станции «Гидрология». Целью слета является усиление роли детского экологического движения в формировании активной жизненной позиции. Ученики получают Положение Слёта и вместе с учителем собирают и обрабатывают информацию, выполняют поисковую работу в группах для сбора знаний по предстоящим станциям:
- «Вода – источник жизни». Собираем информацию о водоёмах края и района, учу как определять цвет, прозрачность воды, скорость и глубину реки.
- «Ориентир». Работаем с компасом, определяем азимуты, учимся вязать узлы.
- «Удивительная флора». По определителям узнаём растения.
- «Букет здоровья». Определяем лекарственные растения края и района и их лечебные свойства.
- «Занимательная агрономия». Учимся определять семена агрокультур и предназначение сельскохозяйственного инвентаря и техники.
- «Мы за ЗОЖ». Используя знания предмета школьного курса ОБЖ, повторяем методы оказания первой медицинской помощи.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика, что повышение его культурный уровень, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании преподавателями и педагогами тех или иных инновационных методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
"Формы и методы работы с одарёнными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности"
Данная статья отражает опыт работы с одаренными учащимися по истории и обществоведческим дисциплинам: основные формы, методы, приёмы....
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...
«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...
"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"
Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной ...
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...