Методическая разработка урока по теме: Электрические цепи
методическая разработка по технологии (9 класс)
Цели урока:
- создать условия для формирования понятий: электрическая цепь постоянного тока, электрическая схема;
- создать условия для изучения элементов электрической цепи и способов их соединения;
- создать условия для формирования умения читать электрические схемы;
- создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, выделять главное;
- создать условия для формирования навыков групповой работы;
- создать условия для воспитания у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, показывая значимость знаний по данной теме для их дальнейшей профессиональной деятельности;
- создать условия для развития устной речи через обоснование ответов с использованием специальных терминов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
электрические цепи | 274.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
По технологии
«Электрические цепи»
9 класс
Учитель: Пустошкин В.А.
План урока
Тема 1.1. "Электрические цепи"
Тема урока: "Электрические цепи. Элементы электрических цепей"
Курс: 9 класс
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы проведения урока: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- проблемно-диалогический,
- наглядно-демонстративный,
- частично-поисковый.
Педагогическая технология: элементы технологии проблемно-диалогического обучения.
Цели урока:
- создать условия для формирования понятий: электрическая цепь постоянного тока, электрическая схема;
- создать условия для изучения элементов электрической цепи и способов их соединения;
- создать условия для формирования умения читать электрические схемы;
- создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, выделять главное;
- создать условия для формирования навыков групповой работы;
- создать условия для воспитания у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, показывая значимость знаний по данной теме для их дальнейшей профессиональной деятельности;
- создать условия для развития устной речи через обоснование ответов с использованием специальных терминов.
Задачи урока:
- формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС по профессии ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Технические средства обучения: компьютер с мультимедиа проектором, экран, доска, карточки-задания, учебники, комплект оборудования для выполнения практической работы: резисторы, соединительные провода, источники тока, амперметры и вольтметры.
Технологическая карта урока
п/п
Этапы урока
1
Организационный момент, мотивация
(2 мин)
Приветствие обучающихся.
Постановка проблемы. Создание рабочей обстановки.
Приветствуют преподавателя. Слушают. Настраиваются на урок. Формулируют тему и задачи урока.
2
Актуализация опорных знаний
(3 мин)
Актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление материала.
Анализируют знания, отвечают на тестовые вопросы по изученному материалу, самооценка.
3
Изучение нового
материала
(15 мин)
Объяснение нового материала.
Организация индивидуальной работы и работы в группах (бригадах) .
Поясняет ход работы.
Восприятие новых знаний. Заполнение опорного конспекта урока. Индивидуальная работа и работа в группах (бригадах). Обсуждение выводов.
4
Закрепление изученного материала
(15 мин)
Проведение теста, пояснение хода практической работы.
Выполняю тест и самопроверку.
Выполняют практическую работу в группах (бригадах), делают выводы.
5
Подведение итогов урока. Домашнее задание
(5 мин)
Фиксирует достижение целей, оценка работы обучающихся и определение перспективы. Объяснение домашнего задания
Слушают, воспринимают. Вступают в беседу, по необходимости.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация.
Здравствуйте! Начинаем урок по дисциплине Электротехника.
Прежде, чем сообщить вам тему нашего урока, хочу спросить: какая профессия отвечает за работу с электрическими цепями? Ответ обучающихся: Электрик
Профессиональный должен обладать огромным багажом знаний, который он накапливает во время уроков электротехники, физики, специального курса, учебной и производственной практик и самостоятельных занятий. Что бы вы хотели сегодня изучать Устройство автомобиля или Электротехнику? Обучающиеся могут назвать и Основы электротехники.
Ответ обучающихся: необходимо смонтировать и проверить электрическую цепь.
Какими знаниями вы должны обладать?
Ответ обучающихся: знать основные элементы электрической цепи и уметь читать электрические схемы.
Обсудив решение вышеописанной проблемы, обучающиеся формулируют тему урока: "Электрические цепи. Элементы электрических цепей". (Слайд1)
Цели урока также формулируются обучающимися:
- сформулировать понятие электрической цепи,
- сформулировать понятие электрической схемы,
- изучить основные элементы электрической цепи и способы их соединения. (Слайд 2)
2. Актуализация знаний.
Прежде чем, приступить к изучению нового материала, давайте повторим основные понятия, которые вы уже знаете из курса физики.
Тест: (Слайд 3)
1. Направленное движение заряженных частиц - ... (электрический ток)
2. Напишите название физической величины, определяемой формулой: . (сила тока)
3. Единицы измерения напряжения? (вольт)
4. Запишите закон Ома для участка цепи. ()
5. Запишите формулу закона Ома для полной цепи. ()
На слайдах презентации 4 и 5 выводятся правильные ответы и критерии выставления оценок. Обучающиеся сами выставляют себе оценки.
3. Изучение нового материала.
Что изображено на рисунке 1?
Ответ обучающихся: батарея, соединительные провода, лампочка. (Слайд 6)
Рис. 1.
Что изображено на рисунке 2?
О
твет обучающихся: генератор, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода. (Слайд 6)
Рис. 2.
Что объединяет эти два рисунка?
Ответ обучающихся: есть источник тока и устройства, соединенные проводами, по которым течет электрический ток. На обоих рисунках изображены электрические цепи.
Обучающиеся составляют определение электрической цепи из слов, представленных в задании № 1 карточки-задания (приложение 1) и называют их. После формулировки обучающимися определения, оно выводится на экран (слайд 7), ребята проверяют свои формулировки.
Что изображено на рисунке 3? (Слайд 8) Ответ обучающихся: электрическая схема.
Какой вывод мы можем сделать? Ответ обучающихся: электрические цепи бывают разветвленными и неразветвленными.
Обучающиеся формулируют определения разветвленной и неразветвленной электрических цепей. Затем эти определения преподаватель представляет на слайде 11 презентации.
Используя материал учебника, обучающимся предлагается найти ответы на вопросы задания № 2 (Приложение1). После выполнения задания, ребята устно отвечают и ответы выводятся на экран. (Слайд 12, 13)
Для выполнения задания № 3 (Приложение1) обучающиеся разделяются на бригады и каждая бригада выбирает бригадира.
На столах для каждой бригады лежат задания № 3 (Приложение1): на изображенных на рисунках электрические схемы нужно определить количество узлов, ветвей и контуров. Бригадир распределяет работу между членами бригады. По окончании работы задания с изображениями узлов для каждой бригады выводятся на экран и бригадиры отвечают на поставленный вопрос. Мы с вами сформулировали понятия электрической цепи и электрической схемы, изучили виды электрических цепей. Что еще вам необходимо знать для решения проблемы, поставленной в начале занятия? Ответ обучающихся: условные обозначения элементов электрической цепи и способы их соединения.
Для достижения названной вами цели выполните задание № 4 (Приложение1): сопоставьте условное обозначение элемента электрической цепи с его названием и заполните таблицу. После выполнения задания, обучающиеся называют элементы, обозначения которых выводятся на экран, и проверяют правильность заполнения таблицы задания № 4. (Слайд 17)
Определите какие элементы изображены на схемах узлов каждой из и один из членов каждой бригады называют какие элементы электрической цепи изображены.
Используя материал учебника, ответьте на вопрос: какие способы соединения устройств в электрической цепи существуют? Ответ обучающихся: последовательное и параллельное соединение.
Из курса физики вы знаете, что для расчетов электрической цепи применяют законы Ома для участка цепи и для полной цепи. На основе материала параграфа учебника заполните таблицу "Виды соединения резисторов в электрической цепи"(Задание № 5, Приложение1): запишите формулы для расчета напряжения, сопротивления и силы тока в цепях с последовательным и параллельным соединениями резисторов, а так же начертите электрические схемы данных видов соединений.
После выполнения задания обучающимися, таблица выводится на экран. (Слайд 18)
4. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материла обучающиеся выполняют:
- тест «Электрическая цепь. Элементы электрической цепи». (Приложение 2),
- практическую работу в бригадах «Изучение последовательного параллельного соединения резисторов» (Приложение 3).
5. Подведение итогов учебного занятия. Домашнее задание.
Обучающиеся проверяют свои ответы на вопросы теста «Электрическая цепь. Элементы электрической цепи» и выставляют себе оценки, бригады отчитываются по результатам практической работы. Преподаватель и обучающиеся еще раз повторяют поставленные на в начале занятия цели и делают вывод: достигнуты цели или нет. (Слайд2) Преподаватель выставляет оценки за работу обучающимся.
Домашнее задание: определить количество узлов, ветвей, контуров, а также какие элементы подключены в цепь электрического стеклоочистителя
Интернет-ресурсы:
- http://www.elib.ispu.ru/library/electrol/index.html (сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая электротехника»);
- http://www.ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (сайт содержит электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»);
- http://www.eltray.com (мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"
Разработка данного урока содержит план урока и его основные этапы, а также презентацию с активными ссылками....
Методическая разработка урока по теме:"ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПИЩЕВАРОЧНЫЕ КОТЛЫ"
Данная методическая разработка по учебной дисциплине "Техническое оснащение и организация рабочего места" по теме: Электрические пищеварочные котлы используется для проведения лабораторно - прак...
Методическая разработка урока по теме: "Закон Ома для участка цепи. Сопротивление".
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) « Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности» Жуковский филиал МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по физике по теме: «Закон Ома для учас...
Методическая разработка урока по теме "Электрический ток"
В данной разработке представлен полный план-конспект урока, презентация, контрольный тест. Урок представлен для работы с 8 классом и представляет интерес для внеурочной деятельности....
Обобщающий урок по теме: "Электрические цепи"
Презентация для чтения и работы со схемами электрических цепей...
Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах".
Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах"....
Открытый урок на тему «Электрическая цепь и её составные части»
Для открытого урока я подготовила:1) План урока;2) Рабочий лист;3) Технологическая карта;4) Презентация к уроку....