Программа «Уроки доброты».
проект по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
школьников
«Уроки доброты»
Автор: Рагузина Наталья Николаевна
г. Вязьма
2023г
Пояснительная записка.
Актуальность
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников являются одной из сложнейших задач воспитания и условиях современного образовательного учреждения.
В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Цель:
Создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
4. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
5. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.
6. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
7. Формирование основ морали — осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
8. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
9. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
10. Формирование нравственного смысла учения.
11.Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
12. Осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
2. Формирование начальных умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.
3.Формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.
4. Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
5. Формирование основ патриотизма и гражданской солидарности.
6.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
7.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
8. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
9. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
2.Формирование отношения к семье как основе российского общества;
3. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
4. Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
5. Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Принципы программы:
1. Включение учащихся в активную деятельность.
2. Доступность и наглядность.
3. Связь теории с практикой.
4. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
6. Принцип диалогического общения.
Функциональное обеспечение программы
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы, для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания.
Классный руководитель
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Педагог-психолог
Функции: Осуществляет психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психопросветительную работу, тесно взаимосвязанную с личностным, социальным и профессиональным развитием учащихся, исходя из целей и задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания гимназии.
Старшая вожатая
Функции: Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики; оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.
Преподаватель–предметник
Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Руководитель детского объединения
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.
Особенности реализации программы
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, достоинство человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни.
Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Виды деятельности и формы проведения занятий с обучающимися
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | Беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающей культурные и духовные традиции народов России) |
Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия | |
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков | Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; | |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе | |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье | Беседы о семье и роде, об обязанностях, взаимоотношениях родителей и детей, семейных ценностях и праздниках |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). |
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни:
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин; | |
Участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями | Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий |
Знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных» | |
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности |
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду | Презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде |
Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома |
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой | Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе | Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю); |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности | Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкармливание птиц, посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций |
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства |
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Вид деятельности | Форма проведения занятий |
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России | Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами | Изучение вариативных дисциплин, экскурсионно-краеведческая деятельность, внеклассные мероприятия, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок |
Освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в образовательном учреждении и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду | Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы |
Освоение навыков видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой | Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества | Участие в выставках семейного художественного творчества, реализация культурно-досуговых программ |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности
- кадровое обеспечение программы
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
- материально-техническое обеспечение.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);
внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи гимназистам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);
институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними;
социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки доброты» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, - использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
- создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию;
- обогащение содержания духовно-нравственного воспитания;
- вовлечение в работу духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Воспитанники:
- дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
- они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
- они способны к изменению самих себя.
Формы учета знаний, умений
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». [2]
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Критерии успешности нравственного образования
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Тематический план программы внеурочной деятельности
«Уроки доброты»
4 класс
1. Познакомить с понятием «нравственность»
2. Формировать умение воплощать свои этические знания в повседневном поведении
3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим их людям
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1. Культура общения | 8 | 5 | 3 | |
1. | Традиции общения в семье. «Домострой» | + | ||
2. | Культура общения в современной семье | + | ||
3. | Культура спора во время дискуссий | + | ||
4. | В мире мудрых мыслей | + | ||
5. | В мире мудрых мыслей | + | ||
6. | Вежливый слушатель | + | ||
7. | Как не прослыть неприятным человеком | + | ||
8. | Секретные советы мальчикам и девочкам | + | ||
2. Самовоспитание | 7 | 5 | 2 | |
9. | Семь наших Я. Научись смотреть на себя со стороны | + | ||
10. | Узнай себя | + | ||
11. | Обаяние и аккуратность | + | ||
12. | Красота души важнее красоты тела | + | ||
13. | Мой дневник настроений. Как работать над собой | + | ||
14. | Коллектив начинается с меня | + | ||
15. | Учись признавать свои ошибки | + | ||
3. Общечеловеческие нормы нравственности | 7 | 3 | 4 | |
16. | Что такое нравственность | + | ||
17. | Об источниках наших нравственных знаний | + | ||
18. | Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства) | + | ||
19. | Что такое хорошие манеры | + | ||
20. | Как вести себя в гостях | + | ||
21. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | + | ||
22. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | + | ||
4. Искусство и нравственность | 5 | 3 | 2 | |
23. | Нравственность в мифических произведениях | + | ||
24. | Положительные герои в былинах | + | ||
25. | Положительные герои в былинах | + | ||
26. | Искусство и нравственность (экскурсия на выставку картин) | + | ||
27. | Можешь ли ты назвать себя нравственным? | + | ||
5. В мире мудрых пословиц | 6 | 6 | - | |
28. | Жить-поживать да добра наживать | + | ||
29. | Своя земля и в кулачке родная | + | ||
30. | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать | + | ||
31. | Несчастья бояться - счастья не видать | + | ||
32. | Худой мир лучше доброй ссоры | + | ||
33. | Не имя красит человека, а его поступки | + | ||
34. | Итоговое занятие | 1 | 1 | + |
Содержание программы внеурочной деятельности
«Уроки доброты»
4 класс
Раздел 1. Культура общения (8 ч)
Традиции общения в семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Культура спора во время дискуссий. В мире мудрых мыслей. Вежливый слушатель. Как не прослыть неприятным человеком. Секретные советы мальчикам и девочкам.
Раздел 2. Самовоспитание (7 ч)
Семь наших Я. Научись смотреть на себя со стороны. Узнай себя. Обаяние и аккуратность. Красота души важнее красоты тела. Мой дневник настроений. Как работать над собой. Коллектив начинается с меня. Учись признавать свои ошибки.
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (7 ч)
Что такое нравственность. Об источниках наших нравственных знаний
Люди с добрым сердцем (на материале произведений изобразительного искусства)+
Что такое хорошие манеры. Как вести себя в гостях. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе
Раздел 4. Искусство и нравственность (5 ч)
Нравственность в мифических произведениях. Положительные герои в былинах. Положительные герои в былинах. Искусство и нравственность
(экскурсия на выставку картин). Можешь ли ты назвать себя нравственным?
Раздел 5. В мире мудрых пословиц (6 ч)
Жить-поживать да добра наживать. Своя земля и в кулачке родная
Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. Несчастья бояться - счастья не видать. Худой мир лучше доброй ссоры. Не имя красит человека, а его поступки
Итоговое занятие.
Список литературы
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение, 2020.142 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2020- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2021. 25 с.
4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.,Логинова А.А- М.: Просвещение, 2022. 32 с.
5. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»
ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...
Воспитательная программа духовно-нравственного направления «Уроки доброты и миролюбия»
Воспитательная программадуховно-нравственного направления«Уроки доброты и миролюбия»...
Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"
Цели:· Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;· П...
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...
Материал к занятию «Дарите людям доброту» в рамках проведения Уроков доброты Всероссийской благотворительной акции «Белый цветок»
Презентация о людях, смысл жизни которых был в сотворении и преумножении доброты....
Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....
Методическая разработка: Сценарий игровой программы «Уроки Вежливости и Доброты»
Методическая разработка представляет собой описание подготовки и проведение игровой программы и выполнена с учетом основных требований.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитат...