Рабочая программа внеурочного курса " основы финансовой грамотности" 6-9 класс
рабочая программа по математике (6, 7, 8, 9 класс)
Данная практика основанная, на методах исследования способствует формированию заинтересованности школьников темой финансовой грамотности, мотивирует к повышению своего уровня знаний по данной теме и способствует, профориентации детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_finansovoy_gramotnosti_2019.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлодарский филиал
МБОУ Моисеево-Алабушской СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса
«Основы финансовой грамотности»
Составила: Боярская Татьяна Григорьевна,
учитель математики.
2019 год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы
Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Внеклассное мероприятие способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечивают разумное поведение в экономической среде, способствуют продуктивному общению с финансовыми организациями.
Новизной данной программы
Освоение содержания практики опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы и других предметов. Данный курс основан
на прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности , благополучия и включает в себя профориентационную составляющую.
Особенностью программы данного курса является системно - деятельностный подход к обучению, применение новых методов и форм работы. Данный подход обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цели:
-формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся, с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования;
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений;
- повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
- развитие профоориентационной практики.
Главными задачами курса являются развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений:
-получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах;
-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
-освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет - сервисов.
Сроки реализации программы – 4 года.
Объем часов, отпущенных на занятия -6кл,7 кл,8 кл,9 кл- 34 часа в год при 1 часе в неделю
Основные формы реализации программы являются:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, дебаты, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, экскурсии, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, презентационный час, игра-путешествие, правовая игра, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, встречи с выпускниками экономических вузов.
Основными методами обучения являются:
-исследовательские и проектные технологии;
-интерактивные технологии;
-информационно- коммуникационные;
-технологии критического мышления;
- приемы создания коллективного и индивидуального выбора.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
-способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность;
- планировать своё развитие;
-умение оперировать простейшими понятиями и терминами, анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
-умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду;
-формировать опыт, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
-формирование навыков публичного выступления;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых и сложных финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III .Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности»
6класс
Раздел 1.Финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета (Коммунальные платежи, продукты и т.д). Сбережения. Накопления. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Контроль расходов.
Раздел 2. Финансовые решения в семье, деньги и их виды. Из истории денег. Функции денег. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Личная ответственность при использовании денег. Комплекс умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет - сервисов.
7 класс
Раздел 1. Экономическая активность личности и предпринимательство. Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские проекты и их цели. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством. Самозанятость. Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты.
Раздел 2. Деньги в повседневной жизни Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищно-коммунальные услуги. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.
Раздел 3. Защита прав потребителей финансовых услуг Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга. Финансовый инструмент. Конкуренция на рынке финансовых услуг. Финансовый договор. Финансовые и налоговые консультанты. Финансовая реклама. Защита от финансовых манипуляций. Организации по защите прав потребителей финансовых услуг.
8 класс
Раздел 1. Банковские услуги Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Комиссии банков. Мобильные приложения банков.
Раздел 2. Услуги небанковских организаций Отличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых организациях, потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история и рейтинг. Коллекторы. Личное банкротство. Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страховые услуги Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.
9 класс
Раздел 1. Капитал и инвестиции Виды капитала. Человеческий капитал. Финансовый капитал. Способы и сферы инвестирования. Участники финансовых отношений. Основы инвестирования: цели и психология. Финансовое инвестирование. Ценные бумаги и их виды. Дивиденды. Спекуляции. Основы финансового здоровья. Активы и пассивы. Инвестиции в человека. Способы и сферы государственного инвестирования. Государственная поддержка молодёжи.
Раздел 2. Деньги и их формы в цифровом обществе Человек и цифровая среда. Цифровое общество и финансы. Цифровой след. Цифровые финансовые услуги. Роботизация и финансы. Особенности работы с финансовой информацией. Персональные данные. Онлайн -кошельки. Цифровая валюта. Риски цифровых технологий для потребителя.
Раздел 3. Способы защиты от финансового мошенничества. Ответственность за нарушение прав потребителя финансовых услуг. Способы защиты прав потребителя финансовых услуг. Защита прав потребителя финансовых услуг. Телефонное мошенничество. Кибермошенничество. Финансовые пирамиды. Социальная инженерия. Кража персональных данных. Мошенничество с банковскими картами. Мошенничество с кредитами. Страховое мошенничество. Незаконный перевод пенсионных накоплений. Защита от мошенников. Защита при работе с цифровыми устройствами.
VI.Тематическое планирование
6 класс(34 часа)
№ п/п | Раздел, тема урока | Содержание финансовой |
1 | Финансовое планирование (12 час) | |
1.1 | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?». Доклад «Финансы». Жизненные цели и финансовый план. Интерактивная игра «Финансовый план». | Оценивать свои ежемесячные |
1.2 | Доходы и их виды. Презентационный час. | |
1.3 | Расходы и их виды. | |
1.4 | Личный и семейный Творческое задание «Доходы семьи». | |
2 | Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета ( 12 час) | |
2.1 | Деньги и их роль в семье. Презентационный час «История денег» | |
2.2 | Финансовые решения и способы их | |
2.3 | Родители и дети: роль в принятии Ролевая игра «Я - часть семьи» | |
2.4 | Способы правильного потребления и Викторина «Предметы первой необходимости». | |
2.5 | Риски и способы их снижения Круглый стол «Долги, сбережения-все за и против». | |
3 | Практикумы, проектная и исследовательская деятельность (9 час) | Практические работы по составлению финансового плана . Аналитические работы по расчету семейного бюджета. |
4 | Итоговая конференция « Семейный бюджет»(1час) |
7 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел, тема урока | Содержание финансовой |
1 | Экономическая активность личности (10 ч) | |
1.1 | Финансовые потребности и их | Видеть типичные ошибки при |
1.2 | Экономическая активность и Деловая игра «Рынок труда» | |
1.3 | Налоги. Презентационный час «Каждый платит налоги» | |
1.4 | Предпринимательство и Ролевая игра «Работа фирмы». | |
2 | Деньги в повседневной жизни (8 ч) | |
2.1 | Повседневные затраты для | Понимать преимущества |
2.2 | Финансовое обеспечение привычного | |
2.3 | Зелёные технологии и личные «Экологическое управление в быту. Расходы на Конкурс на самое экономное использование ресурсов. | |
3 | Финансовые инструменты и услуги (9 ч) | |
3.1 | Финансовый рынок и его участники Мини проект « возникновение банков» | Знать, что использование |
3.2 | Виды финансовых инструментов и услуг Презентационный час «Заем, виды займов». | |
3.3 | Потребитель финансовых услуг и его | |
3.4 | Финансовые организации. Деловая игра «Работа банка». | |
3.5 | Финансовые консультации для | |
3.6 | Рациональный выбор финансовых | |
4 | Практикум, проектная деятельность (6час) | Аналитические работы по расчету налогов. |
5 | Итоговая работа(1час) Конференция « Финансовые инструменты и услуги ,на службе человека» |
8 класс(34 часа)
№ п/п | Раздел, тема урока | Содержание финансовой |
1 | Банковские услуги (9 ч) | |
1.1 | Банки. Интерактивная игра «Управляющий банка» | Осуществлять выбор вида вклада, приоритезировать цели получения и |
1.2 | Банковские операции.Мини проект «Расчетно-кассовые операции». | |
1.3 | Депозиты и вклады Исследовательская работа « Банковские проценты. Расчет самого доходного вклада в ПАО СБЕРБАНК» | |
1.4 | Кредитование. Презентационный час. | Избегать типичных ошибок при |
1.5 | Банковские карты. Мини – исследование «Банковские карты: риски и управление ими». | |
1.6 | Обмен валюты и банковские ячейки Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». | |
1.7 | Банки и цифровая среда | |
2. | Небанковские организации и их услуги (11 ч) | |
2.1 | Потребитель и заемные | Знать о возможностях снижения рисков, |
2.2 | Некредитные финансовые | Знать о существовании рисков, |
2.3 | Кредитная история Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | |
2.4 | Организации на рынке | |
2.5 | Защита от кредиторов. Презентационный час «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая онлайн консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» | |
3 | Страховые услуги (6 ч) | |
3.1 | Страхование и его виды Творческая работа «Участники страхового рынка». | Понимать, в чем смысл страхования, и |
3.2 | Риски и личное страхование Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» | |
3.3 | Участники рынка | |
3.4 | Страхование бизнеса | |
4 | Практикум, проектная деятельность(7 час) | Практические работы по составлению правил пользования финансовыми продуктами. Аналитические работы по расчету кредита на образование. |
5 | Итоговая конференция «Я выбираю финансовую услугу»(1час) |
9 класс(34час)
№ | Раздел, тема урока | Содержание компетентности финансовой |
1 | Капитал и инвестиции (9 ч) | |
1.1 | Роль капитала в современной | Рассчитывать доходность отдельных |
1.2 | Финансовое инвестирование Презентационный час «Виды инвестирования. Ценные бумаги: акция, | |
1.3 | Инвестиции государства в | |
1.4 | Активы и пассивы .Мини –исследование « Риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг» | |
2 | Деньги и их формы в цифровом обществе (10 ч) | |
2.1 | Цифровые финансы в жизни | Уметь пользоваться разными видами |
2.2 | Онлайн -сервисы для финансовых операций.Мини –исследование« Мобильные приложения и интернет-сервисы для финансового планирования» | |
2.3 | Современные цифровые | |
2.4 | Цифровая гигиена. Видео-урок «как защитить персональные данные?» | |
3 | Способы защиты от финансового мошенничества (8 ч) | |
3.1 | Защита прав потребителя | Определять отличия мошеннических |
3.2 | Финансовое мошенничество Мини –исследование «Раздолжнители и «черные» | |
3.3 | Защита от мошенников. Ролевая психологическая игра «Обмани меня» | |
4 | Практикум, проектная деятельность(6час) | Практические работы по составлению схем инвестирования . Аналитические работы по составлению памятки пользования финансами. |
5 | Итоговая конференция « Мои знания в сфере финансов ,залог моего будущего благополучия» (1 час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов
Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности"10 класс
Рабочая программа, элективный курс "Основы финансовой грамотности" 10 класс 35 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 8-9 класс
Основы финансовой грамотности...