Технологическая карта урока технологии 5 класс "Декоративно-прикладное искусство"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Мальченко Мария Леонидовна

Н.В. Синица В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома: 5 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2018.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Технологическая карта урока технологии 5 класс "Декоративно-прикладное искусство"

Ф.И.О.  учителя

Мальченко Мария Леонидовна

Место работы, должность

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района ЯНАО, учитель технологии

Класс

5

Тема урока

"Декоративно-прикладное искусство".

Базовый  учебник

Н.В. Синица В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома: 5 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2018.

Цели урока

Цели: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства, историей

 ДПИ родного края. 

Метапредметные результаты: извлекать и обобщать (исследовать) информацию из увиденного, услышанного, прочитанного.

 Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Предметные результаты: распознавать виды декоративно-прикладного искусства; овладевать приемами технологической,

 проектной и исследовательской  культуры.

технологической, проектной и исследовательской  культуры. 

проектной и исследовательской  культуры.

проектной и исследовательской культуры.

Задачи обучения

1) развитие у учащихся  интереса к  художественному  ремеслу вышивания, осознания его красоты и эстетической ценности;

2) осознание себя носителем народной культуры, личностью, которая находится в постоянном диалог с миром и с самим собой; совершенствование своей идентичности через познание процесса вышивания.

3) поиск и решение проблемных проектно- исследовательских задач;

4) сообщение необходимых знаний и формирование навыков работы с различными материалами,  необходимых для  рациональной организации и режима труда. 

Тип урока

Урок  систематизации знаний и умений.

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа. Парная работа. Групповая работа, групповое взаимодействие.

Необходимое техническое обеспечение

Интерактивная доска. Персональный компьютер.   Электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru. Шаблоны, заготовки для работы в группах,  выставка изделий ДПИ.

Основные понятия

Народные промыслы, ремесло, декоративно-прикладное искусство.

       

Этапы

Деятельность

Деятельность

Формирование

урока

учителя

учеников

УУД

I.

Организационный

момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Наш урок сегодня начнем словами замечательного искусствоведа В.В.Стасов   "Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство".

Когда вы слышите слово «искусство» куда уводят вас мысли? (к чему-то красивому..). Да... «Красота спасет мир».  Приглашаю вас  в путешествие в мир "прекрасного , доброго, вечного"- в мир декоративно-прикладного искусства». Согласны? (ДА!)

Приветствуют учителя; демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

 мобилизация внимания, уважение к окружающим.

 Коммуникативные:

  1. осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

 2)  слушать и слышать других.

II.

Актуализация знаний

Проводит экспресс-опрос,   воспроизведение знаний по теме  «Народные промыслы» (из темы начальных классов, ИЗО): "ремесло, ремесленники, ткачество, вышивание, вязание, кружевоплетение, роспись по дереву,  роспись по ткани, ковроткачество".

Вам знакомы все слова или вы услышали новые?

Выполняют задание экспресс- диагностики по расширению словарного запаса

Личностные: 

осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

III.

Формулирование темы урока

 (ученик-учитель).

Обращается к учащимся с подводящими вопросами:

Послушав рифмы из песни «Величальная», сформулируйте тему урока:  "Восхищают взоры Хохломы узоры,
А изделья Павлова славят мастеров,
И Шахуньи ткачество удивляет качеством...
Но объять все промыслы не хватает слов".

(Знакомство с искусством).

А зачем нам нужно знакомство с видами ДПИ?

Высказывают предположения на основе наблюдений; формулируют тему урока; определяют характер деятельности.

Регулятивные:

1 ) формулировать тему урока;

  1. определять характер деятельности.

IV.

Поиск-исследование через повторение и обобщение изученного материала.

IV.1.Осуществляет контроль выполнения заданий; определяет степень успешности обучающихся, работы каждой группы:

  1. задание: сложить карточки- пазлы по видам ремесел,  (2-3 мин).

2.Наблюдение за выполнением заданий.

IV.II. Комментирует изложенный учащимися поисковый материал.

Анализируют изученное;

работают в группах          

    (с карточками- пазлами).

Отвечают на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять виды ДПИ».

Познавательные: 

 владеть приёмами продуктивного осмысления.

 Коммуникативные: 

умение работать в команде.

V.

Развитие учебно-проектных и практических умений.

1.1. Сформулируйте общий вывод: каковы особенности ДПИ народов России? (Значение местности, природа, природные запасы..).

1.2.Работа с информационным материалом (представлены сведения о видах ДПИ, образцы-эталоны готовых изделий- развитие умений поисковой  деятельности: выделять ключевые понятия, находить и сжато передавать новую информацию. 

А сейчас люди занимаются промыслами, ремеслом?

Это занятие актуально для нашего времени  или нет?

Есть среди вас те, которые хотели бы протянуть времен "связующую" нить? (хочу..)

 Какие ремесла вас заинтересовали?

Практическая:

    Задание 1.Составьте опорную схему любым удобным для себя способом: распределите по регионам виды декоративного искусства (используется материал учебника, Интернет  ресурс).

   Задание 2. В кабинете оформлена выставка работ.

   Разложить карточки с названиями ДПИ у выставочных работ (карточки с названиями ДПИ выданы на группу).

Работают в парах, анализируют  п.24,  выполняя п.1.1.; 1.2.

Составляют в группах план достижения цели, под руководством учителя составляют кластеропору

Познавательные:

1) анализировать, строить логические рассуждения, систематизировать;

2) владеть умениями читательской деятельности (извлекать информацию, выделять главное, сжимать с опорой на ключевые слова).

 Коммуникативные:

1) строить высказывание в учебно-научном стиле;

 2) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 4) слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные:

1) создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры);

 2.воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VI.

Итог урока (рефлексия).

Создаёт оптимальные предпосылки для рефлексии обучающихся. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки:

  • Какую цель ставили? Достигли ли цели?
  • Что нового вы узнали? Какие затруднения испытали?
  • Расскажите по схеме (Я -узнал, запомнил, смог), чему научились на уроке. Что нового узнали на уроке о ДПИ?

Выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Оценивая свою деятельность, соотносят её с целями урока; используют алгоритм самооценки. 

Называют ключевые слова урока (вышивка, кружевоплетение , хохлома, ковроткачество, вязание, ткачество)

Личностные:

 самооценка; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

 рефлексия способов и условий действия; контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью; учет разных мнений.

 Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

VII.

Домашнее задание.

Инструктирует учащихся: На следующем уроке мы продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством.  

§ 24, ответить на вопросы, устно.

Страница 156, задание «Ищем в интернете»: задание №1, №2 (на выбор) выполнить в тетради или в виде сообщения на листе А4. (дифференцированно)

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания

.


  1. Словарная работа: столяр, талант.
  2. Как определить род имён существительных с нулевым окончанием и ь на конце? Составьте опору любым удобным для себя способом. ( используется материал ЭФУ: ресурс «Род имён существительных, оканчивающихся на ь (с нулевым окончанием)».)

словами.

Составляют в группах план достижения цели, под руководством учителя составляют кластеропору.

шать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 5) осуществлять речевой само-контроль.

Познавательные:

1) создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры); 2) соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VI.

Итог урока (рефлексия).

Создаёт оптимальные предпосылки для рефлексии обучающихся. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки:

  • Какую цель ставили? Достигли ли цели?
  • Что нового вы узнали? Какие затруднения испытали?
  • Расскажите по схеме (Я - знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. Что нового узнали на уроке о роде имён существительных?

Выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Оценивая свою деятельность, соотносят её с целями урока; используют алгоритм самооценки.

Называют ключевые слова урока. (Мужской, женский, средний род, окончание, согласуемые слова.)

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью; учет разных мнений Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII.

Домашнее задание.

Инструктирует учащихся:

§92; упр.506/507(дифференцированно):

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по декоративно-прикладному искусству "Пат и его применение на примере «Землянички»"

Уроки декоративно-прикладного искусства (флористика) предусматривают изготовление искусственных цветов, листьев и ягод землянички. Цветы и листья изготавливаем из ткани, обработанной желатином, а ягод...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Творческий проект «Предметы искусства, коллекции в интерьере жилого дома». Технологическая карта урока технологии, 7 класс

Тема урока:  Творческий проект «Предметы искусства, коллекции в интерьере жилого дома».Цель урока:  организация деятельности  обучающихся  по развитию графических навык...

Технологическая карта урока технологии « Индустриальные технологии » 8 класс

Технологическая картаурока технологии« Индустриальные технологии » 8 класс...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

Технологическая карта урока и презентация по искусству в 8 классе по теме: "Всегда ли люди одинаково понимали красоту?"

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Кажда...