Методическая разработка на тему: Вязание крючком для начинающих. Вязание прихватки - квадратного полотна.
методическая разработка по технологии (7 класс)
В методической разработке краткое описание истории вязания крючком,инструменты и приспособления необходимые для работы, правила подбора и выбора материалов, основные виды петель и столбиков. Указана необходимая литература для желающих освоить этот вид рукоделия.Представлена технологическая карта урока по технологии, раздел программы "Декоративно-прикладное творчество.Рукоделие." Тема урока: Учимся вязать крючком. Вязание прихватки - квадратного полотна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.p.met_.raz_.kvadrathor.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
На тему: Вязание крючком для начинающих. Вязание прихватки – квадратного полотна.
Разработала учитель технологии, ГБОУ школы №57:
Яшукова Татьяна Петровна
Сенкт-Петербург
2019г
Один из видов рукоделия – вязание крючком, берет свое начало еще с древних времен. Вязание является одним из любимых видов рукоделия для многих людей. Почти у каждого человека в гардеробе найдётся несколько вязаных вещей. Это тепло и уютно, а также модно и привлекательно.
В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно.
Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком, например, свитер, платье и т. д., так и отделочных элементов одежды это рукава, манжеты или же украшений салфетки, занавески, бусы, браслеты и т. п. В последнее время набирает популярность вязание крючком маленьких игрушек и кухонных принадлежностей (прихваток, грелок на чайник и т.д.)
Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм).
Фактура полотна, связанного крючком отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нити.
Вязание крючком подразделяется на следующие виды: простое вязание с помощью короткого крючка, тунисское вязание длинным крючком, вилочное, с применением крючка и специальной вилки (шалевой скобы), гипюр или ирландское (брюссельское) кружево, где отдельные мотивы, связанные крючком соединяются в изделие.
Существует два способа вязания: плоское и круговое. В простом вязании крючком при плоском вязании возможно направление движения вперёд и назад (с поворотом в конце каждого ряда и вывязыванием петель поворота) — при таком вязании отсутствует изнаночная сторона, либо только вперёд, с обрывом и закреплением нити в конце каждого ряда. В круговом вязании изделия вяжутся либо цилиндрической формы (без шва), либо круговой.
При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой руки. Крючок держится в правой руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье, шаль, варежки и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты, воротник и т. д.) или украшений (салфетки, занавески, скатерть и т. д.).
Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, и разной толщины (от 0,5 до 15 мм).
Крючки диаметром 3—15 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи, полиэфирного шнура. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).
Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.
Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относятся:
Воздушная петля. С помощью воздушных петель образуется основа для последующего вязания. Также эти петли используются при создании ажурных узоров и при подъёме (переходе на следующий ряд). Выполняется первая петля. Крючком, продетым в неё, захватывается и вытягивается в узел рабочая нить, в новую петлю вводится крючок и снова вытягивается накид из рабочей нити.
Столбик без накида или плотная петля. Крючок вводится в петлю, выполняется накид и протягивается через обе петли, находящиеся на крючке. Следующий столбик формируется на следующей петле цепочки.
Полустолбик с накидом. Столбик получается выше столбика без накида, но меньше столбика с накидом. Полотно, связанное этим видом столбиков достаточно плотное, с ярко выраженными горизонтальными рядами. Выполняется накид на крючок, крючок вводится в петлю, следующую по ходу вязания. Через эту петлю вытягивается рабочая нить, затем выполняется второй накид (против часовой стрелки) на крючок, который вытягивается через все три петли на крючке.
Столбик с накидом. Высота столбика с накидом зависит от количества сделанных накидов. Выполняется накид на крючок, крючок вводится в петлю, следующую по ходу вязания. Через эту петлю протягивается рабочая нить, затем выполняется второй накид на крючок, который вытягивается через две петли на крючке. Далее выполняется третий накид на крючок, который протягивается через две оставшиеся петли на крючке.
Столбики с двумя, тремя и более накидами. Выполняется по типу столбика с одним накидом. Количество накидов зависит от условного обозначения.
Вязание прямоугольных деталей.
На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания:
Листик
Пышный столбик
Бугорок
Полуколечко
Колечко
Шишечка
Вязанием увлекается огромное количество людей разного возраста и пола. Это древнее занятие продолжает активно развиваться, превращаясь в настоящее искусство.
Для начинающих вязать крючком очень хорошо пойдут квадратные прихватки, для того, чтобы потренироваться в вязании ровных петелек, квадратного или круглого полотна. Ведь прежде чем взяться за сложную вещь, нужно развить навыки равномерного натяжения нити и соблюдения одинаковой плотности вязания в длину и ширину. Прихватка крючком украсит вашу кухню, создаст уют в доме, она может стать отличным подарком на 8 марта или просто приятным сувениром.
Связать прихватку можно из толстой трикотажной пряжи. Прихватка получится толстая, эффектная. Используя ее вы точно не обожгете руки.
Литература
Карен Мантей, Сьюзен Бриттейн. Вязание крючком для «чайников». Как научиться вязать крючком. Схемы, модели, узоры = Crocheting for Dummies. — М.: «Диалектика», 2010.
Пэм Аллен. Вязание для "чайников" = Knitting For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007.
Еременко Т. И. Вязание крючком // Рукоделие. — 2-е изд., спр. и доп. — М.: Легпромбытиздат, 1989.
Кришталева В. С. Вязание узоров крючком. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
Креативное рукоделие. Выпуск 7. ООО «ДжИ Фаббри Эдишинз».
Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с Франц. — М.: Восхождение, 1992. — 608 с.
Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внеклас. работе / А. М. Гукасова, Е. И. Мишарева, И. С. Могилевская и др. Сост. А. М. Гукасова. — М.:Просвещение, 1984.- 192 с., ил.
Традиции и мода в вязании крючком. Кн. для увлекающихся вязанием крючком. Автор О. С. Литвина. Редактор Н. С. Емельянова. Издательство «Народное творчество», 2005 год.
Технологическая карта урока по технологии
7 класс
Раздел программы: «Декоративно - прикладное творчество. Рукоделие»
Тема урока: Учимся вязать. Вязание прихватки - квадратного полотна.
Выполнила: учитель технологии
Яшукова Т.П.
Предмет: Технология.Класс: 7 класс Раздел программы: «Декоративно – прикладное творчество. Рукоделие».
Тема: Вязание квадратного полотна
Цель урока: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество. Вязание квадратного полотна. »
- Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
- Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
- Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
- Предметные: понимание и определение понятий «Вязание крючком квадратного полотна», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).
Методы ведения урока: рассказ; беседа; индивидуальная практическая работа.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ, взаимооценка.
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем..
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
Методологическая база:
Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А. В. Жадаева, А. В. Пяткова. - Волгоград: Учитель, 22. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроках: рекомендации, конспекты уроков / авт.-сост. С. П. Шурупов. Волгоград: Учитель, 2011.
Предмет, класс, тема | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты освоения содержания урока | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | ||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||||
|
|
| - Установление связей и значимости данного вида деятельности; - умение мотивировать свою деятельность; - осознание своих возможностей; - проявление интереса к новому содержанию; - осознание ответственности за качество своей деятельности | - Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов; - самостоятель-ное решение творческих задач; - выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации; - умение строить логическую цепочку рассуждений; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания | - Составление плана действий и применение его для решения творческих задач; прогнозирова-ние результата труда; - умение осуществлять самооценку и взаимооценку; - ответственное отношение к практической деятельности | - Умение осуществлять учебное сотрудничество; - Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого; - умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении; - умение вести диалоговую беседу | - Понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Техника вязания», «Художественный вкус», «Пропорция, цвет, размер»; - умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач; - умение применять знания в практической деятельности; - овладение способами эстетического оформления изделия |
| Инструкци- онные карты по выполнению практической работы. - Таблицы с критериями: самооценка, взаимооценка, итоговая оценка за урок. | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
1.Организационно-мотивационный
| - Организует начало учебной деятельности; - проверяет готовность учащихся к уроку; - создает эмоциональный настрой на совместную работу. | - Готовятся к уроку; - погружаются в благоприятную атмосферу. | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация. Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке | ||||||||
2. Актуализация знаний
| - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. Сейчас мы повторим материал прошлых занятий, а заодно узнаем тему сегодняшнего урока. На предыдущих уроках мы с вами изучали «Виды ДПИ» Давайте вспомним, какие виды декоративно прикладных искусств мы знаем? Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала. - Какие виды вязания вам знакомы? - Что можно изготовить при помощи техники вязания крючком? - Какие изделия вязанные крючком являются предметом народного творчества? - Как вы считаете. вязание крючком модно на сегодняшний день? - Зачем нам нужно это умение вязать крючком в будущем? Формирование цели урока: На прошлом занятии мы с вами освоили основные приемы вязания. А сегодня, как вы думаете, чему мы будем обучаться на данном уроке? Правильно это схема вязания крючком и условные обозначения к ней. Как вы думаете, какая цель нашего урока? Правильно. Сегодня мы будем учиться читать и понимать схемы, что бы в дальнейшем уметь самостоятельно вязать по ним различные изделия. Обучившись вязанию крючком вы сможете связать замечательные вещи: кошельки и косметички, брелоки — чудо-зверушки. А в дальнейшем когда научитесь хорошо вязать то и такие замечательные изделия, которые вы видите на нашей выставке \, это работы связанные руками наших учениц! Хотите ли вы, научится так вязать? Тогда вперед! (Выставка) | - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. | Личностные: - Активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель. Познавательные: - Умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи. Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли в устной форме. Предметные: - Закрепление знаний по предыдущим темам. | ||||||||
3. Введение новых знаний
| Сообщает новые знания; Мы уже знаем, что вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание - это творческая работа. К тому же вязание – прекрасный отдых за работой. У вязания в оздоровительных целях есть и еще один несомненный плюс — это уютные вязаные обновки для вас и всей вашей семьи! Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка ниток при помощи крючка. Еще наши бабушки знали секрет, который не только помогал им создавать особый уют в доме, но при этом еще и приобретать душевное равновесие и позитивное настроение. Секрет этот кроется в простом клубке пряжи. И в этом нет ничего удивительного, но и по сей день ученые всего мира открывают все новые и новые свойства этого удивительного занятия — вязания. Вязание крючком – распространенный вид рукоделия. Крючком можно вязать свитера, безрукавки, кофточки, платья, костюмы, которые удачно подчеркивают силуэт; воротнички, шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки и многое другие вещи которые придадут нашему облику романтичность. Вязание крючком осваивается легко и быстро. Для работы потребуются только крючок и пряжа. Мы можем практически подобрать крючок к ниткам, если нить сложить в четверо и скрутить, то именно такой толщены крючок нами подойдет. А сейчас девочки, выполните задание. - Организует работу в группах. - мотивирует учащихся на совместную деятельность; - нацеливает на активную работу всех учащихся. Работа в группах. Для выполнения практической работы мы изучили основные приемы вязания, у вас имеется на столе памятка, которой вы можете пользоваться. Вам нужно прочитать схему. По схемам вязания определить, какими петлями связано изделие, какой формы изделие? Помним о правилах ТБ и о правилах работы , работаем дружно и слаженно. Какая оценка у вас получилась? | - Слушают и отвечают на вопросы. | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение работать с различными источниками информации; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний; - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы; | ||||||||
4. Физкультминутка | - Показывает физические упражнения, - создает условия для снятия переутомления у учащихся.
| - Выполняют физические упражнения. | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни | ||||||||
5. Первичное закрепление нового материала | - Актуализирует полученные на уроке новые знания; - предлагает ответить на вопросы: 1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную? 2. Какие простейшие изделия для дома вы уже можете связать самостоятельно? 4. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства? | - Слушают учителя; - обобщают новые знания. | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи. | ||||||||
6. Практическая работа | - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы. Эту работу вы должны выполнить самостоятельно. Мы уже знаем, что схемы бывают разные, теперь вам нужно связать образец по схеме, которая имеется в вашей практической работе . На предыдущем занятии вы уже освоили технику выполнения основных элементов вязания и их условное обозначение. Нам необходимо помнить, что в разной литературе эти условные обозначения могут быть неодинаковыми, поэтому, прежде чем приступать к работе, посмотрите таблицу условных обозначений, которая обычно помещается в начале или в конце журнала. А так же очень важно правильно держать крючок, есть 2 способа: как нож или как карандаш. В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1. - Контролирует правильность выполнения приемов; - контролирует выполнение объема и качество работы, - контролирует соблюдение правил безопасной работы; - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. 2. - Проводит заключительный инструктаж. 3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы Целью нашего урока было освоение техники вязания крючком квадратного полотна. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня вы еще начинающие мастерицы. обменяйтесь своими работами и заполните взаимооценку. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью. Другим девочкам надо еще потренироваться дома с выполнением основных видов петель. Вязать как можно больше, для того чтобы отработать технику вязания. Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько правильно вы держите крючок во время работы, вы можете оценить сами по своим ощущениям. Если у вас быстро устает рука при вязании и вам неудобно держать крючок, то при выполнении тренировочных упражнений необходимо обратить внимание на постановку рук, положение крючка, так как в процессе работы на уроке несколько учащихся допустили серьезную ошибку. У них средний палец правой руки лежал на крючке, а это может привести к деформированию руки. 3. Выставление оценок. | - Организуют рабочее место; - повторяют правила безопасной работы; - готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - выполняют практическую работу: «Технология выполнения квадратного полотна» - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения. | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата. Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление полученных знаний на уроке; - применение новых знаний на практике. | ||||||||
7. Рефлексия | - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; - Мне понравилось на уроке… - Мне не понравилось на уроке… - Легко ли для вас давалось освоение техники вязания крючком? - Что ещё хотелось бы узнать? - дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. | - Выставка работ учащихся; - оценивают свою работу на уроке. | Личностные: - умение провести самооценку. Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. | ||||||||
8. Домашнее задание
| - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:
Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение. | - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего занятия по теме: «Основные приемы вязания крючком»
Закрепление и применение знаний обучающихся по разделу "Основные приемы вязания"...
Презентация творческого проекта по технологии.Тема:Вязание крючком. Прихватка "бабочка". Выполнила ученица 7 класса Пустовалова Влада.
Вязание крючком – это увлечение, которое стало неотъемлемой частью моей жизни. Цель проекта - применить знания и умения , полученные на уроках технологии и связать крючком необычную,...
Разработка урока по технологии в 8 классе по теме "Вязание крючком"
Урок комбинированный с использованием нетрадиционных игровых форм расчитан на 2 учебных часа и является заключительным при изучении раздела "Вязание крючком". Разработанные мною сценарии игры "Смотрин...
Методическая разработка учебного занятия в кружке художественного вязания «Вязание крючком по схеме»
Данное занятие предназначено для учащихся 9 – 11 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка художественного вязания «Искусница», 2-й год обученияЦель: Расширение знаний, умений и...
методическая разработка "Круговое объемное вязание крючком"
методическая разработка "Круговое объемное вязание крючком"...
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»
Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...
Вязание крючком: История возникновения вязания крючком
МБУ ДО «Дом Детского Творчества»Кружок «Волшебные ниточки» История возникновения вязания крючком Точный срок истории возникновения вязания крючк...