Разработка урока по технологии в 8 классе по теме "Вязание крючком"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
Урок комбинированный с использованием нетрадиционных игровых форм расчитан на 2 учебных часа и является заключительным при изучении раздела "Вязание крючком". Разработанные мною сценарии игры "Смотрины молодкиных работ" и тетрализованной игры "Ярмарка" можно использовать во внеурочной деятельности с целью развития интереса к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_8_klass_vyazanie_kryuchkom.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Времён связующая нить...»
Раздел: Вязание крючком
Тип урока: комбинированный с использованием нетрадиционных игровых форм
Методы обучения: театрализованная постановка, беседа, игры, творческая мастерская.
Словарная работа: ярмарка, карусель, игрище, кружево, филе, прошва, подзор, мотив, орнамент.
Цели урока:
- Способствовать осознанию основного технологического материала по филейному вязанию.
2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к традициям народов, проживающих на территории Тихвинского края.
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания о мотивах орнамента Северо - Западного региона России.
2. Способствоать формированию представления о ярмарке.
3. Проверить и оценить уровень знаний учащихся по теме «Филейное вязание».
4. Способствовать развитию мыслительных операций: анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщат; развивать умения работать в коллективе.
5. Воспитывать трудолюбие, чувство любви к родному краю.
Методическое оснащение занятия:
1 .Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения, оформленный для проведения ярмарки: лавки-домики, сундук, карусель, выставка работ учащихся;
- плакаты «Нынче ярмарка у нас! Рады мы здесь видеть вас!», «На игрище выходите, свою удаль покажите!», названия лавок - домиков: «лавка кружевниц», «лавка игрушек», «лавка вышивальщиц», «лавка резчиков по дереву, росписи», «мастерская умельцев»;
- инструменты - крючки;
- материалы - хлопчатобумажная пряжа, вязаные крючком образцы мотивов вепсских орнаментов.
- Дидактическое обеспечение:
- инструкционные карты;
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки - задания, ребусы, тесты, шарады.
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний учащихся (1 мин.)
- Закрепление знаний (5 мин.)
- Сообщение познавательных сведений (15 мин.)
- Практическая работа (составление композиции и соединение вязаных элементов - мотивов в единое изделие - прошву, выполнение задания по карточкам) (60 мин.)
- Заключительная часть (5 мин.)
- приветствие
- проверка явки учащихся
- настрой учащихся на работу
- доведение до учащихся плана урока
Урок — заключительный по теме «Филейное вязание»
Цели: 1. научиться соединять вязаные элементы в единую композицию и выравнивать края полотна;
2. закрепить знания о мотивах северного орнамента, знания терминов- понятий по разделу «Вязание крючком».
Критерии оценки практической работы:
- Качество выполненной работы (ровное полотно)
- Объём выполненной работы (соединены все элементы - мотивы)
- Время, затраченное на работу (60 мин.)
- Соблюдение правил безопасной работы с инструментами.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя: « Время не щадит старины, но и оно отступает перед неповторимой красотой народного искусства, которое всегда будет нас волновать своим художественным совершенством, опытом и мудростью народа, будет возвышать нас идеалами прекрасного.
Наверняка многие из вас восхищались дивными узорами старинных русских кружев, их воздушностью, тонкостью. Действительно, ручные кружева - не просто узорчатая сетчатая ткань, это произведение искусства. Слово «кружево» от глагола « окружать» бывает 3-х видов: шитое иглой, плетеное на коклюшках, вязаное на спицах и крючком. Мы с вами вязали кружево крючком в технике филейного вязания, используя мотивы старинных орнаментов вепсской вышивки.
3. Закрепление знаний учащихся (в форме игры «Смотрины молодкиных работ»)
(девочки достают из расписного сундука вышитые полотенца, вязаные подзоры, работы учащихся в виде полотенец; развешивают; идет разговор о символике цвета, отдельных образов, мотивов, разговор сопровождается поговорками и пословицами о труде).
(смотри Приложение)
4. Сообщение познавательных сведений (в форме театрализованной постановки «Ярмарка»)
(смотри Приложение)
5.1Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы: составление композиции и соединение элементов - мотивов в изделие - прошву;
- разъяснение задач практической работы: соединить в ровное полотно вязаные элементы - мотивы, выполнить задания по карточкам, выполнить коллективную работу по проверке знаний;
- инструктаж по ИК;
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности в виде игры - эстафеты «Догонялки».
5.2Самостоятельная работа учащихся по ИК
5.3Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы):
5.3.1Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся;
- соблюдение правил здоровьесберегающих технологий;
5.3.2.Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися ИК
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционной картой;
5.3.3 Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на эффективных приёмах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль над учащимися за бережным отношением к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися,
5.4.Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы,
- разбор типичных ошибок,
- вскрытие причин допущенных ошибок,
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок,
- 6. Заключительная часть
Слово скоморохам: «Ярмарка закрывается! Участники ярмарки много увидели, многому научились и от души веселились. Мы хотим, чтобы вы унесли с собой яркие впечатления, весёлое настроение и этот прекрасный мир народного искусства, с которым вы познакомились».
Слово учителю:
- сообщение учителя о достижении целей урока,
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся,
- сообщение о теме следующего урока,
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Сценарий игры «Смотрины молодкиных работ».
Выходит тётка Марфа (учитель): «Здравствуйте, девицы, здравствуйте, гости дорогие. Хочу я сегодня посмотреть на ваше рукоделие, проверить чему вы научились, что узнали. Доставайте-ка ваш сундучок с рукоделием». (Девочки достают расписной сундучок).
- «Посмотрите, в нём старинная вышивка, кружева, а вот салфетки, полотенца» - показывает тетка Марфа изделия из сундучка
Девочки подхватывают: «Вышивка народная всегда будет модная. Вышить можно, что угодно. Всё красиво будет, модно».
Тетка Марфа: « Какие красивые орнаменты! А ну-ка, кто скажет, какие мотивы (элементы сюжета орнамента) применяли в своих работах вышивальщицы нашего Тихвинского края?»
Девочки отвечают: « Растительный мотив древа жизни, образы коня, птицы, женские персонажи (дева, баба), лев-барс - любимый образ Санкт- Петербургской и Новгородской губерний, а также геометрические орнаменты».
Тётка Марфа: «Да славные, искусные мастерицы - наши бабушки! А где ваши работы?»
Девочки показывают свои работы.
Тётка Марфа: А теперь возьму подзор
И хочу, чтоб вы сказали,
Чем искусный сей узор
На подзоре выплетали?
Одна из девочек отвечает: Я! Щипцами выжигала,
Холст вот этак протыкала.
Получились кружева.
Тётка Марфа: Боже, я едва жива!
Не приложишь рук, и бог не поможет.
Ответ другой девицы: Этот вот - крючком вязала,
Тот коклюшками плела (показывает работы).
Тётка Марфа: «Правильно ты делала. Каков мастер, такова и работа! Хозяйкой дом стоит! А что символизируют геометрические орнаменты в ваших работах?»
Девицы отвечают: Основной элемент - ромб, квадрат - архаический символ, известен с древности. Ромб или квадрат, разделенный на четыре части, имеющий в каждой части точку (зерно) символизирует жизнь, плодородие, засеянное поле. В дальнейшем он превратился в солярный знак - знак солнца, земли. Бесконечное повторение этих знаков служило заклинанием.
Тетка Марфа: «Ай, да мастерицы! Ай, да умелицы! Ваши работы можно и на ярмарку везти!»
Сценарий театрализованной игры «Ярмарка»
Скоморохи — зазывалы
1-ый: - Нынче ярмарка у нас
Рады мы здесь видеть вас!
2-ой: - Мы на праздник приглашаем,
Мы товары предлагаем.
1-ый: - Здесь игрушки расписные,
Здесь и досочки резные.
Ведущий: - Дорогие друзья! Сегодня у нас проводится праздничная ярмарка.
Вы наши гости. Мы приветствуем вас! Русская земля издавна славилась чудесными умельцами из народа. Известно высокое мастерство резчиков по дереву, вязальщиц кружев; всеми цветами радуги сияет вышивка мастериц - вышивальщиц.
Дежурный по словарю: - Ярмарка большой торг обычно с увеселениями,
развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время. Базар, рынок, выставка.
Ведущий: Издавна известна ярмарка. В России в 19 веке было 6,5 тыс. ярмарок, в начале 20 века - 18 тыс. Ярмарки бывают международные и местные, промышленные и сельскохозяйственные. И просто ярмарка - праздник!
Наша ярмарка необычна. Вместе с товаром мы предлагаем вам - Скоморохи: - Песни, танцы, прибаутки,
Игры, присказки и шутки,
И загадки загадаем,
Кто сумеет - отгадает.
Звучит песня «Карусель». Выходит скоморох с каруселью (к спицам зонта пришиты длинные яркие ленты). Выходит лоточник с сувенирами.
Скоморох: - А, вот! Глядите! Карусель!
Прокатись, дружок, на ней.
Сможешь выиграть награду Для себя и для друзей.
Ведущий: (Объясняет правила игры «Карусель»)
- Играющие, держась за ленты «карусели» - зонта, под музыку идут по кругу. Как только прекращается музыка, останавливается карусель, и тот, кто остановился напротив скомороха, выходит с карусели. Он должен сказать любую русскую пословицу, поговорку. В награду получает сувенир.
(Дети играют в течение куплета песни).
По окончании игры скоморох с каруселью уходит. В это время зазывалы в лавках зазывают народ.
Скоморох: - Лавки открываются,
Народ удивляется.
Лавка «Игрушки»
Зазывала 1-ый: - Игрушки русские глиняные, яркие, веселые!
Они в деревне родились и на славу удались
Зазывала 2-ой: - Лепили их из глины, обжигали их в печи.
И умелыми руками рисовали от души.
До чего ж игрушки хороши!
Зазывала 1-ый: - А свистят - то как, заливаются!
Подходи, народ, всем понравятся.
Лавка - кружевниц.
Зазывала 1-ый: - Предлагаем кружева,
В кружевах у всех нужда.
Кружева всегда модны,
Кружева везде годны:
На манжеты, на скатерти,
На салфетки и на платья.
Зазывала 2-ой: - Работа трудная у нас,
И говорим мы без прикрас:
Вот кружево чудесное
И людям всем известное.
Подходи, народ, восхищайся,
Покупай, хвали, наслаждайся.
Зазывала 1-ый: - Подходи, красавица,
Что тебе здесь нравится?
Кружева выбирай,
Что по нраву примеряй.
Лавка вышивальщиц.
Зазывала 1-ый: - Вышивка народная
Всегда будет модная.
Это трудное искусство –
Нужно очень много вкуса,
Трудолюбие, терпенье,
И, конечно же, уменье.
Зазывала 2-ой: - А здесь расцветает лето! Красные, желтые узоры, яркие, изящные. Разбежались по льняному полотну, как будто, старая Русь сошла на полотенце.
(Под музыку выходит хоровод с вышитыми изделиями - лотошницы).
Лавка резчиков по дереву и росписи.
Зазывала 1-ый: - А вот, досочки резные.
Посмотрите-ка, какие –
И в хозяйстве всем нужны.
Зазывала 2-ой: - А вот, доски расписные,
Все цветочки, как живые.
Они годятся на все вкусы,
Украсят кухню не одну.
1-ый скоморох: - Давай, дружок, пройдемся по ярмарке, может, увидим ещё что-то необыкновенное. (Идут мимо лавок, подходят к вывеске «Мастерская умельцев»).
Скоморох 1-ый (читает вслух): - «Мастерская умельцев».
Скоморох 2-ой: - Давай зайдем. Полезному делу в мастерской научимся.
Инструкционная карта №1
Соединение вязаных элементов
- Разложить мотивы - элементы по порядку в виде полосы, образуя ритмический строй.
- Обеспечить равенство элементов в полосе.
- Соединить элементы попарно.
- Соединить парные мотивы в полосу.
- Обвязать края вязаной полосы - прошвы столбиками без накида.
Окончательная отделка кружева
- Чистую белую ткань расстелить на гладильной доске.
- Влажное кружево положить на ткань, расправить.
- Прогладить не очень горячим утюгом, прижимая на каждом участке до высыхания.
Анаграмма
Рпжяа, кчюкро, зияеван (ответы: пряжа, крючок, вязание)
Метаграмма
С буквой Ж - результат прядения
С буквой X - автор этого творения (ответ: пряжа-праха)
«Древние письмена»
Вставьте пропущенные буквы, чтобы получились слова - понятия и исключите лишнее слово
(ответ: пряжа, иголка, вязание, крючок, раппорт. Лишнее слово – иголка)
п – яж - и – ол - а
в - з- - и-
к - - чо -
‘‘‘ И
Ребус
Отгадай зашифрованное слово (ответы: филе, прошва)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по технологии 7 класс интерьер жилища
Данная разработка может использоваться при изучении раздела интерьер.Ход урока сопровождается красочной презентацией. Ребята работают в программе IKEA, где выполняют дизайн комнаты....
разработка урока по технологии 7 класс интерьер жилища
Данная разработка может использоваться при изучении раздела интерьер.Ход урока сопровождается красочной презентацией. Ребята работают в программе IKEA, где выполняют дизайн комнаты....
Методическая разработка урока по технологии 9 класс, "Вышивка ришелье. Этапы выполнения"
Урок-конспект по технологии в 9 классе. Ришелье....
Методическая разработка урока по технологии 5 класс "Оформление салфетки в технике батик"
Методический материал «Оформление салфетки в технике узелковый батик» разработан для урока в 5-ом классе по ФГОС второго поколения. На данном уроке учащиеся знакомятся с видами батика и про...
Разработка урока по «Технологии» 8 класс
Цели урока:Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.Способствовать форми...
Разработка урока по «Технологии» 5 класс
Цели урока:Обучающая– оформить готовую аппликацию, подготовить учащихся к проектной деятельности.Развивающая – развивать познавательный интерес, художественный вкус, внимательность способно...
Разработка урока по технологии 8 класс "Бюджет семьи"
Разработка урока составлена для универсального класса авторов Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2015 г....