Разработка урока по технологии в 8 классе по теме "Вязание крючком"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Сиран Ирина Изосимовна

Урок комбинированный с использованием нетрадиционных игровых форм расчитан на 2 учебных часа и является заключительным при изучении раздела "Вязание крючком". Разработанные мною сценарии игры "Смотрины молодкиных работ" и тетрализованной игры "Ярмарка" можно использовать  во внеурочной  деятельности с целью развития интереса к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_8_klass_vyazanie_kryuchkom.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема: «Времён связующая нить...»

Раздел: Вязание крючком

Тип урока: комбинированный с использованием нетрадиционных игровых форм

Методы обучения: театрализованная постановка, беседа, игры, творческая мастерская.

Словарная работа: ярмарка, карусель, игрище, кружево, филе, прошва, подзор, мотив, орнамент.

  1. Дидактическое обоснование занятия

Цели урока:

  1. Способствовать осознанию основного технологического материала по филейному вязанию.

2. Способствовать        формированию и развитию познавательного интереса к традициям народов, проживающих на территории Тихвинского края.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания о мотивах орнамента Северо - Западного региона России.

2. Способствоать формированию представления о ярмарке.

3. Проверить и оценить уровень знаний учащихся по теме «Филейное вязание».

4. Способствовать        развитию мыслительных операций: анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщат; развивать умения работать в коллективе.

5. Воспитывать        трудолюбие, чувство любви к родному краю.

Методическое оснащение занятия:

1 .Материально-техническая база:

  • кабинет трудового обучения, оформленный для проведения ярмарки: лавки-домики, сундук, карусель, выставка работ учащихся;
  • плакаты «Нынче ярмарка у нас! Рады мы здесь видеть вас!», «На игрище выходите, свою удаль покажите!», названия лавок - домиков: «лавка кружевниц», «лавка игрушек», «лавка вышивальщиц», «лавка резчиков по дереву, росписи», «мастерская умельцев»;
  • инструменты - крючки;
  • материалы - хлопчатобумажная пряжа, вязаные крючком образцы мотивов вепсских орнаментов.
  1. Дидактическое обеспечение:
  • инструкционные карты;
  • материалы для контроля знаний учащихся: карточки - задания, ребусы, тесты, шарады.

  1. Структура занятия
  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся (1 мин.)
  3. Закрепление знаний (5 мин.)
  4. Сообщение познавательных сведений (15 мин.)
  5. Практическая работа (составление композиции и соединение вязаных элементов - мотивов в единое изделие - прошву, выполнение задания по карточкам) (60 мин.)
  6. Заключительная часть (5 мин.)
  1. Ход занятия

1. Организационный момент:

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Урок — заключительный по теме «Филейное вязание»

Цели: 1. научиться соединять вязаные элементы в единую композицию и выравнивать края полотна;

2. закрепить знания о мотивах северного орнамента, знания терминов- понятий по разделу «Вязание крючком».

Критерии оценки практической работы:

  • Качество выполненной работы (ровное полотно)
  • Объём выполненной работы (соединены все элементы - мотивы)
  • Время, затраченное на работу (60 мин.)
  • Соблюдение правил безопасной работы с инструментами.

2. Актуализация        знаний учащихся.

Слово учителя: « Время не щадит старины, но и оно отступает перед неповторимой красотой народного искусства, которое всегда будет нас волновать своим художественным совершенством, опытом и мудростью народа, будет возвышать нас идеалами прекрасного.

Наверняка многие из вас восхищались дивными узорами старинных русских кружев, их воздушностью, тонкостью. Действительно, ручные кружева - не просто узорчатая сетчатая ткань, это произведение искусства. Слово «кружево» от глагола « окружать» бывает 3-х видов: шитое иглой, плетеное на коклюшках, вязаное на спицах и крючком. Мы с вами вязали кружево крючком в технике филейного вязания, используя мотивы старинных орнаментов вепсской вышивки.

3. Закрепление знаний учащихся (в форме игры «Смотрины молодкиных работ»)

(девочки достают из расписного сундука вышитые полотенца, вязаные подзоры, работы учащихся в виде полотенец; развешивают; идет разговор о символике цвета, отдельных образов, мотивов, разговор сопровождается поговорками и пословицами о труде).

(смотри Приложение)


4. Сообщение        познавательных сведений (в форме театрализованной постановки «Ярмарка»)

(смотри Приложение)

5. Практическая работа

5.1Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение названия практической работы: составление композиции и соединение элементов - мотивов в изделие - прошву;
  • разъяснение задач практической работы: соединить в ровное полотно вязаные элементы - мотивы, выполнить задания по карточкам, выполнить коллективную работу по проверке знаний;
  • инструктаж по ИК;
  • предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
  • инструктаж по технике безопасности в виде игры - эстафеты «Догонялки».

5.2Самостоятельная работа учащихся по ИК

5.3Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы):

5.3.1Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся;
  • соблюдение правил здоровьесберегающих технологий;

5.3.2.Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися ИК
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционной картой;

5.3.3 Целевые        обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на эффективных приёмах выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль над учащимися за бережным отношением к средствам обучения;
  • рациональное использование учебного времени учащимися,

5.4.Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы,
  • разбор типичных ошибок,
  • вскрытие причин допущенных ошибок,
  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок,
  •  6. Заключительная часть

Слово скоморохам: «Ярмарка закрывается! Участники ярмарки много увидели, многому научились и от души веселились. Мы хотим, чтобы вы унесли с собой яркие впечатления, весёлое настроение и этот прекрасный мир народного искусства, с которым вы познакомились».

Слово учителю:

  • сообщение учителя о достижении целей урока,

  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся,
  • сообщение о теме следующего урока,
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Уборка рабочих мест.

Сценарий игры «Смотрины молодкиных работ».

Выходит тётка Марфа (учитель): «Здравствуйте, девицы, здравствуйте, гости дорогие. Хочу я сегодня посмотреть на ваше рукоделие, проверить чему вы научились, что узнали. Доставайте-ка ваш сундучок с рукоделием». (Девочки достают расписной сундучок).

  • «Посмотрите, в нём старинная вышивка, кружева, а вот салфетки, полотенца» - показывает тетка Марфа изделия из сундучка

Девочки подхватывают: «Вышивка народная всегда будет модная. Вышить можно, что угодно. Всё красиво будет, модно».

Тетка Марфа: « Какие красивые орнаменты! А ну-ка, кто скажет, какие мотивы (элементы сюжета орнамента) применяли в своих работах вышивальщицы нашего Тихвинского края?»

Девочки отвечают: « Растительный мотив древа жизни, образы коня, птицы, женские персонажи (дева, баба), лев-барс - любимый образ  Санкт- Петербургской и Новгородской губерний, а также геометрические орнаменты».

Тётка Марфа: «Да славные, искусные мастерицы - наши бабушки! А где ваши работы?»

Девочки показывают свои работы.

Тётка Марфа:          А теперь возьму подзор

                                       И хочу, чтоб вы сказали,

                                       Чем искусный сей узор

                                       На подзоре выплетали?

Одна из девочек отвечает: Я! Щипцами выжигала,

Холст вот этак протыкала.

Получились кружева.

Тётка Марфа:                      Боже, я едва жива!

               Не приложишь рук, и бог не поможет.

Ответ другой девицы:       Этот вот - крючком вязала,

                                                  Тот коклюшками плела (показывает работы).

Тётка Марфа: «Правильно ты делала. Каков мастер, такова и работа! Хозяйкой дом стоит! А что символизируют геометрические орнаменты в ваших работах?»

Девицы отвечают:  Основной элемент - ромб, квадрат - архаический символ, известен с древности. Ромб или квадрат, разделенный на четыре части, имеющий в каждой части точку (зерно) символизирует жизнь, плодородие, засеянное поле. В дальнейшем он превратился в солярный знак - знак солнца, земли. Бесконечное повторение этих знаков служило заклинанием.

Тетка Марфа: «Ай, да мастерицы! Ай, да умелицы! Ваши работы можно и на ярмарку везти!»


Сценарий театрализованной игры «Ярмарка»

Скоморохи — зазывалы

1-ый:        - Нынче ярмарка у нас

                  Рады мы здесь видеть вас!

2-ой:        - Мы на праздник приглашаем,

                  Мы товары предлагаем.

1-ый:        - Здесь игрушки расписные,

                  Здесь и досочки резные.

Ведущий: - Дорогие друзья! Сегодня у нас проводится праздничная ярмарка.

Вы наши гости. Мы приветствуем вас! Русская земля издавна славилась чудесными умельцами из народа. Известно высокое мастерство резчиков по дереву, вязальщиц кружев; всеми цветами радуги сияет вышивка мастериц - вышивальщиц.

Дежурный по словарю: - Ярмарка большой торг обычно с увеселениями,

развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время. Базар, рынок, выставка.

Ведущий: Издавна известна ярмарка. В России в 19 веке было 6,5 тыс. ярмарок, в начале 20 века - 18 тыс. Ярмарки бывают международные и местные, промышленные и сельскохозяйственные. И просто ярмарка - праздник!

Наша ярмарка необычна. Вместе с товаром мы предлагаем вам - Скоморохи: - Песни, танцы, прибаутки,

Игры, присказки и шутки,

И загадки загадаем,

Кто сумеет - отгадает.

Звучит песня «Карусель». Выходит скоморох с каруселью (к спицам зонта пришиты длинные яркие ленты). Выходит лоточник с сувенирами.

Скоморох: - А, вот! Глядите! Карусель!

Прокатись, дружок, на ней.

Сможешь выиграть награду Для себя и для друзей.

Ведущий: (Объясняет правила игры «Карусель»)

- Играющие, держась за ленты «карусели» - зонта, под музыку идут по кругу. Как только прекращается музыка, останавливается карусель, и тот, кто остановился напротив скомороха, выходит с карусели. Он должен сказать любую русскую пословицу, поговорку. В награду получает сувенир.

(Дети играют в течение куплета песни).

По окончании игры скоморох с каруселью уходит. В это время зазывалы в лавках зазывают народ.

Скоморох: - Лавки открываются,

                       Народ удивляется.

Лавка «Игрушки»

Зазывала 1-ый: - Игрушки русские глиняные, яркие, веселые!

                               Они в деревне родились и на славу удались


Зазывала 2-ой: - Лепили их из глины, обжигали их в печи.

И умелыми руками рисовали от души.

До чего ж игрушки хороши!

Зазывала 1-ый: - А свистят - то как, заливаются!

Подходи, народ, всем понравятся.

Лавка - кружевниц.

Зазывала 1-ый: - Предлагаем кружева,

В кружевах у всех нужда.

Кружева всегда модны,

Кружева везде годны:

На манжеты, на скатерти,

На салфетки и на платья.

Зазывала 2-ой: - Работа трудная у нас,

И говорим мы без прикрас:

Вот кружево чудесное

 И людям всем известное.

Подходи, народ, восхищайся,

Покупай, хвали, наслаждайся.

Зазывала 1-ый: - Подходи, красавица,

Что тебе здесь нравится?

Кружева выбирай,

Что по нраву примеряй.

Лавка вышивальщиц.

Зазывала 1-ый: - Вышивка народная

                             Всегда будет модная.

                             Это трудное искусство –

                             Нужно очень много вкуса,

                             Трудолюбие, терпенье,

                             И, конечно же, уменье.

Зазывала 2-ой: - А здесь расцветает лето! Красные, желтые узоры, яркие, изящные. Разбежались по льняному полотну, как будто, старая Русь сошла на полотенце.

(Под музыку выходит хоровод с вышитыми изделиями - лотошницы).

Лавка резчиков по дереву и росписи.

Зазывала 1-ый: - А вот, досочки резные.

Посмотрите-ка, какие –

 И узоры хороши,

И в хозяйстве всем нужны.

Зазывала 2-ой: - А вот, доски расписные,

Все цветочки, как живые.

Они годятся на все вкусы,

Украсят кухню не одну.


1-ый скоморох: - Давай, дружок, пройдемся по ярмарке, может, увидим ещё что-то необыкновенное. (Идут мимо лавок, подходят к вывеске «Мастерская умельцев»).

Скоморох 1-ый (читает вслух): - «Мастерская умельцев».

Скоморох 2-ой: - Давай зайдем. Полезному делу в мастерской научимся.

 Инструкционная карта №1

 Соединение вязаных элементов

  1. Разложить мотивы - элементы по порядку в виде полосы, образуя ритмический строй.
  2. Обеспечить равенство элементов в полосе.
  3. Соединить элементы попарно.
  4. Соединить парные мотивы в полосу.
  5. Обвязать края вязаной полосы - прошвы столбиками без накида.

Инструкционная карта №2

Окончательная отделка кружева

  1. Чистую белую ткань расстелить на гладильной доске.
  2. Влажное кружево положить на ткань, расправить.
  3. Прогладить не очень горячим утюгом, прижимая на каждом участке до высыхания.


Анаграмма

Рпжяа, кчюкро, зияеван (ответы: пряжа, крючок, вязание)

Метаграмма

С буквой Ж - результат прядения

 С буквой X - автор этого творения (ответ: пряжа-праха)

«Древние письмена»

Вставьте пропущенные буквы, чтобы получились слова - понятия и исключите лишнее слово

р – пп-р –

(ответ: пряжа, иголка, вязание, крючок, раппорт. Лишнее слово – иголка)

п – яж -                                     и – ол - а

в - з- - и-

к - - чо -

 п

‘‘‘    И

Ребус

Отгадай зашифрованное слово (ответы: филе, прошва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по технологии 7 класс интерьер жилища

Данная разработка может использоваться при изучении раздела интерьер.Ход урока сопровождается красочной презентацией. Ребята работают в программе IKEA, где выполняют дизайн комнаты....

разработка урока по технологии 7 класс интерьер жилища

Данная разработка может использоваться при изучении раздела интерьер.Ход урока сопровождается красочной презентацией. Ребята работают в программе IKEA, где выполняют дизайн комнаты....

Методическая разработка урока по технологии 5 класс "Оформление салфетки в технике батик"

Методический материал «Оформление салфетки в технике узелковый батик» разработан для урока в  5-ом классе по ФГОС второго поколения. На данном уроке учащиеся знакомятся с видами батика и про...

Разработка урока по «Технологии» 8 класс

Цели урока:Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.Способствовать форми...

Разработка урока по «Технологии» 5 класс

Цели урока:Обучающая–  оформить готовую аппликацию, подготовить учащихся к проектной деятельности.Развивающая – развивать познавательный интерес, художественный вкус, внимательность способно...

Разработка урока по технологии 8 класс "Бюджет семьи"

Разработка урока составлена для универсального класса авторов  Н.В. Синица, П.С. Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2015 г....