Выступление на методическом объединении начальных классов учителя внеурочной деятельности по логопедии «Уроки мудрой совы» Головешко Ирины Николаевны.
материал

Головешко Ирина Николаевна

формы организации внеурочной деятельности школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении начальных классов учителя внеурочной деятельности по логопедии «Уроки мудрой совы» Головешко Ирины Николаевны. (2018 г.)

 Тема: « Формы организации внеурочной деятельности школьников».

     «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». ( Из Конвенции о правах ребёнка)

     Для решения этих задач был  разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС). Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в школе. Теперь наряду с урочной деятельностью неотъемлемой частью образовательного пространства школы является организация внеурочной деятельности.

     В общем-то, внеучебной, внешкольной деятельностью школа занималась всегда. Однако, она не «стояла» в образовательной программе. Сейчас в программе основной образовательной школы появилась новая графа – «внеурочная деятельность».

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

     Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

Формы  внеурочной  деятельности:  1  тип  классификации  (по

направлениям)

1). Спортивно-оздоровительное:

•  Посещение  спортивных секций  

•  Организация    экскурсий,    Дней  здоровья,  подвижных  игр,  «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

•  Проведение бесед по охране здоровья.

•  Применение на уроках  игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

•  Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

•  Участие в городских спортивных соревнованиях.

•  Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Общекультурное:

•  Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•  Проведение  тематических классных  часов  по  эстетике  внешнего  вида ученика, культуре поведения и речи;

•  Участие  в  конкурсах,  выставках  детского  творчества  эстетического цикла на уровне школы, города, области.

 3). Общеинтеллектуальное:

•  Предметные недели;

•  Библиотечные уроки;

•  Конкурсы,  экскурсии,  олимпиады,  конференции,  деловые  и  ролевые игры и др.  

•  Проектная деятельность:

- Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

- Разработка проектов к урокам.

4). Духовно-нравственное:

•  Встречи  с  ветеранами  ВОВ  и  труда,  участниками  локальных  войн, уроки мужества, посещение школьного музея боевой славы.

•  Выставки рисунков.

•  Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,  

•  Тематические классные часы.

•  Подготовка к участию в военно- спортивной игре «Зарница».

•  Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

5). Социальное:

•  Проведение субботников.

•  Работа на пришкольном участке.

•  Разведение комнатных растений и уход за ними.

•  Акция  «Посади  дерево»,  «Помоги  бездомным  животным»,  «Помоги птицам» и др.

Формы внеурочной деятельности: 2 тип классификации

1.  Словесно-логические 

Основным  средством  воздействия  является  слово  (убеждение  словом),  вызывающее ответные эмоции у детей.

  Беседы на различные темы

  Дискуссии

  Собрания

  Конференции

  Лекции пр.

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

2.  Образно-художественные формы

  Концерты

  Спектакли

  Праздники

  КТД

Главным  средством  воздействия  является  совместное,  преимущественно эстетическое  переживание.  Главное  здесь  вызвать  сильные,  глубокие  и облагораживающие коллективные эмоции.

3.  Трудовые формы внеурочной деятельности 

  Работа на пришкольном участке

  Работа по оформлению и уборке кабинета

  Уход за комнатными растениями

  Организация дежурства на переменах и в школьной столовой

  Помощь школьному библиотекарю ( Акция «Книжкина больница»)

  Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда,  когда  ребёнок  осознаёт, что  приобретаемый  навык пригодится  ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

4.  Игровые (досуговые) формы работы 

  Совместные праздники

  Подготовка концертов, спектаклей

  Неделя театра, танца, вокала

  Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей

  Соревнования

  Конкурсы

  КВНы

  Туристические походы

  Экскурсионные прогулки в парк

  Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место  в жизни ребёнка, и поэтому  рассматривается  педагогами  как  одно  из  главных  средств воспитания.  Игры  могут  быть  спортивные,  познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.  

5.  Психологические формы

  Лекции

  Беседы

  Дискуссии

  Психологические упражнения

  Консультации

  Тренинги

В  формах  этого  типа  основным  средством  воздействия  являются  элементы психологического  тренинга,  методы  практической  психологии, индивидуальной  и  групповой  психотерапии.  Эти  формы  требуют специальных знаний и умений.

Факультативные занятия - это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, способностями и склонностями, повышение активности их познавательной деятельности.

Такими факультативными занятиями являются занятия по логопедической программе  «Уроки Мудрой совы». Так как  индивидуальные занятия по исправлению дефектов произношения отдельных звуков не предусмотрены, то Целью данной программы является формирование у детей правильной устной и письменной речи. И вытекающие отсюда задачи: 1) формировать правильное произношение фонем 2) учить различать оппозиционные фонемы 3) совершенствовать лексико- грамматическую сторону речи 4) развивать связную речь. Занятия данного факультатива помогают учителю начальных классов в обучении русского языка и чтения, развития внимания, познавательной деятельности и т.д.

В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности должна создаваться своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. И потому важнейшая задача   педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединение "Роль педагога в повышении качества образования на уроках математики"

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития о...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в со...