Батик
план-конспект по технологии на тему

Профессиональное объединение педагогов МБОУ "Чукарская СОШ им. А.Ф.Алексеева"

Батик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_kruzhok_batik_2017-18_uch.god_.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чукарская средняя общеобразовательная школа имени Алексея Федоровича Алексеева»

Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)

         

«Согласовано»                                        «Согласовано»                                «Утверждено»

Руководитель МО                                     Заместитель                                   Директор МБОУ

                                                          директора по УМР МБОУ                   «Чукарская СОШ

 _________/_______________/                «Чукарская СОШ                            им.А.Ф.Алексеева»

                                                                им.А.Ф.Алексеева»                      _______/_______________/

                                                    _________/_______________/

Протокол №______                                                                                      Приказ №________

Рабочая программа по курсу  кружка «Батик»

                                                                                                 Составитель программы: Семенова В.В.

                                                                        учитель изобразительного

                                                                                          искусства и технологии, 1 категории

с.Чукар

2017 год.

Рабочая программа кружка «Батик»

Пояснительная записка.

  Данная программа призвана помочь старшеклассникам, имеющие склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной росписи ткани. Занятие этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

 В программе реализован принцип  практико – ориантированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использовании в современном декоративно – прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций. 

Цель кружка – развитие творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, интеллектуальных, творческих, способностей, расширение кругозора; воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей  деятельности, уважительного отношения к труду и таланту народа; получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Суть его состоит в том, что ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), которые пропитывает материю, защищая ее от краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают  а потом  удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый рисунок на закрашенном фоне. Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности. При холодном батике резервирующую смесь наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками  расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически  четкий характер и количество красок, которые при это используют, не ограниченно. Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и натуральных шелках. Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуется такие: батист, шифон, маркизет, мадаполам, бязь и полотно. Наилучшими являются первые три ткани. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности  значительной пушистости, как у мадаполама, бязи и полотна, которая становится особенно заметной после снятия аппрета. Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Из этих тканей в росписи применяют шелк, туаль, полотно, крепденин, креп жоржет, креп шифон, креп сатин. Инструменты: подрамник, кнопки, карандаш, бумага, ткань, краски для росписи тканей, кисти (белка), резервирующий состав, трубочка для резерва, миски, банка для воды, фен, ножницы, клей ПВА.

Содержание программы

Введение – 1ч.  История развитие ремесел, исторические корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремесел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной художественной культуры, техники и технологии и их роль в современном обществе.

Материалы и инструменты, используемые для изучаемых ремесел. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы труда при использовании красителей.

Виды декоративно-прикладного искусства – 1ч. Развитие декоративно - прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни деятельности людей. Особый смысл декора (украшения)  в ДПИ. Вопросы моды, их связь с декоративным искусством. Основные виды ДПИ.

Основы декоративно – прикладной композиции – 3 ч. Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская) и динамическая (восточная) композиции. Понятие о ритмической (или пластической) композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Значение цвета – 2 ч. Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете, цветовые тела по Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах. 

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями – 3 ч. Свойства видов тканей: шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителей к ткани, их взаимодействие.

Свободная роспись тканей – 9 ч. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колористическое решение рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Значение технологической и трудовой дисциплины в современном производстве. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка тканей.

Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика – 4 ч. История появление «бандан». Виды техники росписи ткани данным способом («планги», складной батик). Особенности построении композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Значение орнамента. Орнамент в одежде – 1 ч. Характерные черты орнаментов народов Саха. Цветовые сочетания орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный  орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.

Техника горячего батика – 2 часа. Приемы выполнения горячего батика. Построение композиции и цветовое решение изделий, выполняемых в технике горячего батика. Выполнение росписи ткани горячим батиком основными способами (простой батик, сложный батик, батик по пятну). Выполнение эскизов с вариантами композиции поздравительных открыток для выполнения в технике горячего батика.

Техника холодного батика и техника набойки – 4 ч. Основные технологические приемы в технике холодного батика. Особенности композиции и цветового решения для росписи ткани в технике холодного батика. Позитивный и негативный рисунок. Инструменты и материалы для выполнения росписи ткани холодного батика. Способы нанесения резервирующего состава. Предупреждение ошибок в технике нанесения контуров рисунка. Возникновение набойки. Изготовление простейших штампов. Основные материалы и инструменты для создания ткани с напечатанными узорами. Краски для печати, специальные приспособления для работы.

 Творческий проект - 6ч. Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом. Разработка конструкторского и технологического разделов проектной части. Средства и способы поиска технических решений. Изготовление изделия и его оформление в технике в свободной росписи. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта. 

Требования к уровню подготовки учащихся

За год обучения в кружке учащиеся должны четко усвоить различные практические технологии холодного, горячего, узелкового, свободного батика, научиться самостоятельно создавать готовые изделия. Вот основные требования к членам кружка по итогам годового обучения в кружке:

должны иметь представление: о видах декоративно – прикладного искусства; истории развития художественной росписи тканей; свойствах тканей и красителей, их взаимодействии; об орнаменте, его значении в художественном оформлении одежды.

должны знать: правила использования инструментов, приспособлений, красителей при росписи тканей в технике свободной росписи, безопасные приемы труда, основные приемы выполнения росписи ткани в технике свободной росписи, холодного батика, узелкового батика.  

должны уметь:  давать определения основным видам композиции; пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика; копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении, изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань; изготавливать изделия в технике холодного и горячего батика; использовать дополнительные эффекты и приемы росписи ткани; закреплять нанесенный рисунок; оформлять изделие.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.
  2. Капитунова А.А., Коблова О.А. Дополнительное художественное образование. Поиски и решения. – М., 2007.
  3. Кастль-Брайтнер Коринна. Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани. – М., - 2008.
  4. Ковалицкая Л.М. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. – М.,-2008
  5. Научно-методический журнал «Школа и производства», 2002, № 4, 80 с.
  6. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  7. Синеглазова М.О. Батик. – М., 2004.

Календарно – тематический план кружка «Батик» на 2017-18 уч. г.

Дата

Дата факт.

Примечание

п.п.

Название темы

Краткое содержание

Количество часов

Теор.

Практ

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть

Введение – 1 ч.

1.

Введение. Инструктаж по ТБ и ППБ.

История и виды традиционных ремесел,  их роль в современном обществе.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы труда при использовании красителей.

1

Виды декоративно-прикладного искусства – 1 ч.

2.

Виды декоративно - прикладного искусства

Особый смысл декора (украшения)  в ДПИ. Вопросы моды, их связь с декоративным искусством. Основные виды ДПИ.

1

Основы декоративно- прикладной композиции – 3 ч.

.

3.

Статичная, динамичная, симметрическая и асимметрическая композиция

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская) и динамическая (восточная) компо-зиции. Понятие о ритмической (или пластической) композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

1

4.

Что такое стилизация?

Приемы стилизации реальных форм.

Элементы декоративного решения реально существующих форм.

2

5.

Значение цвета – 2 ч.

6.

Хроматические цвета.

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете, цветовые тела по Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.

2

7.

Ахроматические цвета.

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями – 1 ч.

8.

Виды тканей 

Свойства видов тканей: шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителей к ткани, их взаимодействие.

1

Свободная роспись тканей – 9 ч.

9.

Свободная роспись тканей.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колористическое решение рисунка

1

II четверть

10.

Разработка эскизов.

.

Инструменты и приспособления для свободной росписи. Значение технологической и трудовой дисциплины в современном производстве. Подбор тканей и красителей.

Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора.

1

11.

Подбор тканей и красителей.

1

12.

Натягивание материала.

1

13.

Приемы выполнения свободной росписи.

2

14.

15.

Свободная роспись с применением солевого раствора.

Свободная роспись с применением солевого раствора.

1

16.

1

III четверть

17.

Свободная роспись с применением солевого раствора.

Закрепление рисунка тканей.

1

Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика – 4 ч.

18.

«Банбан» и узелковый батик

История появление «бандан». Виды техники росписи ткани данным способом («планги», складной батик). Особенности построении композиции в узелковом батике.

Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

1

19.

Подготовка материала.

1

20.

Выполнения узелкового батика.

2

21.

Значение орнамента. Орнамент в одежде – 1 ч.

22.

Символика в орнаменте.

Характерные черты орнаментов народов Саха. Цветовые сочетания орнаменте. Символический орнамент.     Геометрический орнамент.   Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный  орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате.

1

Техника горячего батика – 2 ч.

23.

Особенности технологии  горячего батика.

Приемы выполнения горячего батика. Построение композиции и цветовое решение изделий, выполняемых в технике горячего батика.

2

24.

Выполнения открытки.

Техника холодного батика и техника набойки – 4 ч.

25.

Техника холодного батика.

Создание эскизов.

Основные технологические приемы в технике холодного батика.

1

26.

Техника набойки

     Особенности композиции

1

IV четверть

27.

Выполнение  работы

     Особенности композиции и цветового решения для росписи ткани в технике холодного батика. Позитивный и негативный рисунок. Изготовление простейших штампов.

2

28.

Защита и анализ индивидуальных работ.

Творческий проект 6 ч.

29.

Выбор темы проекта.

Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом. Разработка конструкторского и технологического разделов проектной части. Средства и способы поиска технических решений. Изготовление изделия и его оформление в технике в свободной росписи. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта.

6

30.

Натягивание ткани в рамку.

31.

Практическая работа

32.

33.

34.

Защита и анализ индивидуальных работ.

Всего: 34 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа преподавателя МОУ ДОД "Полазненской детской школы искусств" Е. Л. Старовойтовой «Батик – роспись по шёлку»

«Батик – роспись по шёлку» авторская программа и методические рекомендации (для ДХШ, ДШИ, Дворцов культуры, школ с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла).Сост...

Рабочая программа кружка "Батик"

Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 15-ти...

Мастер - класс: Батик - художественная роспись ткани. «Подарки из батика»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Закрепление  навыков работы по росписи тканей....

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"

Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией....

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки.

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология холодного батика" 7 класс ФГОС. Технология девочки....