Авторская программа преподавателя МОУ ДОД "Полазненской детской школы искусств" Е. Л. Старовойтовой «Батик – роспись по шёлку»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

 

 

«Батик – роспись по шёлку» авторская программа и методические рекомендации (для ДХШ, ДШИ, Дворцов культуры, школ с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла).

Составленная программа по росписи ткани ставит целью пробудить интерес и любовь учащихся к данному виду декоративно – прикладного искусства, совершенствовать их изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность и воображение.

На протяжении нескольких лет автор накапливал опыт в работе с учащимися по данной программе.

1988 – 2001г. – руководитель кружка «Батик» г. Ижевск, разноуровневая школа № 54 с эстетическим уклоном.

2002 – 2005г. – руководитель кружка «Батик» п. Полазна, МУК «Полазненский центр творчества и досуга».

2004 – 2011г. – преподаватель отделения изобразительного искусства, руководитель курса «Батик» п. Полазна, МОУ ДОД «Полазненская детская школа искусств».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл AVTORSKAYa_PROGRAMMA_dlya_portfolio.docx344.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Полазненская детская школа искусств

«Батик – роспись по шёлку»

авторская программа и методические рекомендации

(для ДХШ, ДШИ, Дворцов культуры,

школ с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла)

Автор:

Старовойтова Елена Леонидовна

Педагог высшей категории

Отделения ИЗО

МОУ ДОД «Полазненская

детская школа искусств»

п. Полазна

2006 год.

Содержание.

Введение. Концептуальное обоснование программы. . . .        3

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        5

Методические рекомендации

по использованию программы. . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . .         7

Тематический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .         14

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 28

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Сведения об авторе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Аннотация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  33

Введение.

Концептуальные обоснования программы.

«Перед тобой различные искусства, выбери из них одно, которое должно пойти тебе на пользу, изучи его, не унывай и не теряй терпения из – за трудностей, пока ты не достигнешь того, что оно станет доставлять тебе радость!»

Альбрехт Дюрер

Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появлялись новые материалы и оборудование. Процессы украшения тканей механизировались. Современный уровень развития ткацкого производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разной фактуры и расцветки. Но, тем не менее…

Извечное стремление женщины выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. Ручная вязка, вышивка, изделия домашнего ткачества всегда притягательны. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованиями времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно – прикладного искусства.

Составленная программа по росписи ткани ставит целью пробудить интерес и любовь учащихся к данному виду декоративно – прикладного искусства, совершенствовать их изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность и воображение.

С помощью батика учащиеся могут создать подлинные произведения декоративно – прикладного искусства. Их уникальные работы, выполненные в технике ручной росписи ткани, могут украсить любой жилой или общественный современный интерьер. А так – же помогут подчеркнуть индивидуальность ансамбля женской одежды.

Пояснительная записка.

Искусство украшения тканей известно с давних времён. Одним из видов является – роспись ткани «батик». Техник росписи много, и у каждой – свой исток.

Много веков назад художники Японии и Китая тушью наносили на рисовую бумагу или шёлк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения птиц и бабочек. Кисть в руке мастера свободно скользила по поверхности, не стеснённая никакими контурами. Поэтому и современная роспись по шёлку без применения контурных составов называется свободной.  

Родиной горячего батика считается Индонезия, там он был известен уже в XIII веке. Для нанесения рисунка на ткань индонезийцы применяли растопленный воск, который наносили через бамбуковые палочки. Сегодня горячий батик стал менее трудоёмким, оставаясь по–прежнему живописным высокохудожественным видом росписи. Вместо воска стали использовать парафин и стеарин.

Сетка трещин, появлявшаяся в процессе крашения в технике горячего батика и считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта «кракле» и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.

С изобретением в начале XX века в России клейкого материала, названного резервом, получила развитие принципиально новая техника росписи – холодный батик. Простота исполнения, чёткий «витражный» контур делают эту технику интересной для опытных мастеров и привлекательной для начинающих.

Комбинация различных техник росписи по ткани – это смешанная техника. Здесь можно соединить холодный и горячий батик, свободную роспись и технику кракле и многое другое, что составляет «ноу – хау» автора.

В разработку данной программы введены различные техники росписей ткани: холодный и горячий батик, свободная роспись по шёлку, смешанная техника. Задача руководителя курса «Батик» – познакомить учащихся с этими удивительными видами декоративно – прикладного искусства, показать богатство и разнообразие технических приёмов. Так – же при изучении курса ставятся следующие задачи:

  1. развитие эстетического вкуса, чувств учащихся, формирование их духовной культуры и потребности постоянно общаться с искусством, воспитание любви к искусству;
  2. развитие художественно – творческих способностей и склонностей учащихся, их фантазии, художественно – образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы;
  3. знакомство с наследием зарубежного и отечественного изобразительного и декоративно – прикладного искусства;
  4. профориентирование учащихся на художественно – графические специальности.

Успешное освоение курса раскрывает учащимся не только красоту и богатство батика, но и его значение, утилитарность и востребованность в современной жизни.

Методические рекомендации к  использованию программы.

Программа по ручной росписи ткани рассчитана на два года обучения. На каждый учебный год выделяется 99 часов, по 3 часа в неделю. На данном курсе обучаются учащиеся среднего и старшего возраста с VIII по XI класс.

Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям, необходимым для организации творческой деятельности. Учащиеся должны в нём себя чувствовать комфортно. А для того, чтобы работать с вдохновением, нужна соответствующая атмосфера. Этому способствует оформление и техническое оснащение кабинета по росписи ткани.

В рабочем помещении, где проводятся занятия, необходимо разместить постоянную выставку с различными видами художественной росписи ткани, а также разместить полку – стеллаж с образцами и аналогами росписи, книгами и эскизами по данной тематике.

Для проведения занятий требуется оборудование: рабочие столы, подвесная доска для показа аналогов, шкафы и ящики для хранения подрамников, рам, методических пособий, а также полочки для хранения красок, кистей и т.д.

В комплект приспособлений для работы входят:

  1. гладильная доска и утюг – для глажения ткани и фиксации краски;
  2. фен – для сушки ещё влажной краски и получения спецэффектов;
  3. подрамники – лучше разборные или фиксированные рамы различных размеров;
  4. электроплитка – для горячего батика;
  5. рамы – для оформления готовых работ;

а также: ножницы, клейкая лента (скотч), кнопки, булавки, нитки, пульверизатор для краски, мягкие карандаши, калька или незапечатанная газетная бумага для выполнения эскизов и проглаживания готовых работ.

И самое главное – успех этого вида творчества в значительной мере зависит от качества художественных материалов. Для выполнения разнообразных по технике работ по росписи необходимы следующие материалы:

  1. шёлк – для начала лучше взять не очень тяжёлый шёлк или подкладочную ткань (креп, атлас), затем можно перейти на более тонкие, струящиеся ткани (крепдешин, шифон);
  2. краски – анилиновые универсальные краски в порошке для солевой техники, акриловые и перламутровые краски для ткани, чернила, тушь;
  3. аппликатор или стеклянная трубочка – для нанесения резервирующего состава;
  4. металлические воронки – для вытекания горячего воска или парафина;
  5. воск или парафин – для горячего батика;
  6. резерв – контурный состав (чёрный, белый и др. необходимых цветов);
  7. контурная объёмная паста – для нанесения декоративных элементов (может быть цветная, а также чёрная, белая или бесцветная на которую можно напудрить серебряную или золотую пудру);
  8. соль – для спецэффектов по сырой расписанной ткани;
  9. кисти – широкие или круглые беличьи кисти № 5, № 6 (для больших участков росписи и фона), кисти из волоса колонка № 1, № 2, № 3 (можно применять синтетический волос), веерные кисти и кисти из щетины № 3, № 4;
  10. палитра и стаканчики – специальные палитры или фарфоровые тарелочки;
  11. бусины, стразы – и другие мелочи, которые послужат дополнительным украшением работ.

На занятиях по росписи ткани необходимо строго соблюдать правила техники безопасности труда с электроприборами и режущими инструментами.

Знакомя учащихся с образцами декоративно – прикладного творчества и различными их видами, следует посещать с ними выставки, музеи, художественные салоны.

Программа по росписи ткани имеет целью не только эстетическое воспитание, но и оказание учащимся помощи в вопросах профессиональной ориентации.

Тематический план

I года обучения

№ п/п

Название темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие. История возникновения батика. Техника безопасности. Необходимый набор инструментов и материалов для росписи по шёлку.

«Стилизованный букет» в технике холодного батика «гутта». Основы декоративной композиции.

Горный пейзаж. Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К. Рериха.

Мои любимые цветы. Горячий батик и эффект «кракле». Создание динамической или статической  композиции.

Поздравительная открытка «растительные мотивы». Трафаретная техника, смешанная техника.

«Подводный мир». Холодный батик. Создание сложной тематической композиции. Декорирование напылением и стразами.

Настенное панно. Композиция в стиле «Фен – Шуй». Техника «скрытого» резерва или смешанная техника.

«Декоративный натюрморт». Техника холодного батика. Стилизация и утрированность форм. Использование смешанной техники.

Итоговая работа. «Фантастический мир. Космос. Гости из будущего». Самостоятельный выбор любой из ранее основанных техник росписи по шёлку.

ИТОГО:

3

15

6

12

12

15

12

12

12

99

3

3

1

2

1

3

2

3

2

20

12

5

10

11

12

10

9

10

79

Тематический план

II года обучения

№ п/п

Название темы

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Волшебство музыки. Танец «Балет». Создание декоративной сюжетно – тематической композиции или декоративно – тематического натюрморта. Техника холодного батика.

«Лирический пейзаж» Поздравительная открытка. Техника свободной росписи и акварельная техника «по – сырому».

«Путешествие по Золотому кольцу России» или «Памятники архитектуры Родного края». Смешанная техника.

Аранжировка иконописи. Смешанная техника.

«Растительный или подводный мир». Роспись шейного платочка или шарфика – палантина. Холодный батик или смешанная техника.

Искусство Востока, Египта, Индии.  Сюжетно – тематическая композиция в технике холодного и горячего батика.

«Японские свитки». Создание панно – свитков на основе японского стиля «сумие». Свободная роспись и «сухая кисть»

«Знаки Зодиака». Итоговая работа. Роспись наволочки для подушки в технике холодного батика, с использованием смешанных техник.

ИТОГО:

15

6

15

15

12

15

9

12

99

3

1

3

3

2

3

1

2

20

12

5

12

12

10

12

8

10

79

Содержание программы.

I год обучения

Тема 1.

3 часа

Задачи

Практи –

ческая работа

Материал

Вводное занятие. История возникновения батика. Техника безопасности. Необходимый набор инструментов и материалов для росписи по шёлку.

  1. Знакомство с историей возникновения батика, необходимыми инструментами и материалами, техникой безопасности.
  2. Понятие «композиция», метод стилизации предметов, различие между декоративной композицией и реалистической станковой.

Упражнение на стилизацию листьев и цветов.

Бумага формата А4, мягкий карандаш.

Тема 2

15 часов

Задачи

Практи– ческая работа

Материал

«Стилизованный букет» в технике холодного батика «гутта». Основы декоративной композиции.

  1. Знакомство с основными законами и правилами декоративной композиции.
  2. Знакомство с техникой холодного батика и его техническими приёмами, этапами.
  3. Знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний.

  1. Использование предыдущих вариантов стилизованных элементов для эскиза декоративной композиции.
  2. Нанесение резервирующего состава, с учётом замкнутого контура.
  3. Цветовое решение. Гармоничные цветовые сочетания.

 

Бумага для эскиза, стеклянная трубочка, резерв, мягкий карандаш, подрамник А3, А4, кнопки, скотч, шёлк, акрил, анилин, кисти.

Тема 3

6 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Горный пейзаж». Создание декоративной композиции в технике холодного батика. Знакомство с творчеством Н.К. Рериха.

  1. Знакомство с произведениями Н.К. Рериха (жанр пейзажа).
  2. Знакомство с использованием цвета как символа (эмоциональное воздействие).
  3. Погружение в художественный образ и раскрытие его через медитативный подход в обучении.

  1. Использование солевого эффекта для передачи облаков, воды, звёздного неба, сияния луны или солнца и др.
  2. Создание поэтического образа пейзажа с учётом построения композиции.
  3. Передача состояния природы, времени года с помощью цветовой гаммы (тёплая, холодная).

  1. Передача неглубокого двухпланового пространства с соблюдением масштаба и соразмеренности элементов пейзажа.

Подрамник А4, А3, шёлк, акрил, анилин, кисти, соль.

Тема 4

12 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Мои любимые цветы». Горячий батик и эффект «кракле». Создание динамической или статической композиции.  

  1. Знакомство с техникой горячего батика, поэтапностью выполнения работы, техническими приёмами и эффектами «кракле».
  2. Знакомство с законами и правилами композиции. Закрепление понятий «симметрия», «асимметрия», «динамика», «статика».
  3. Использование в декоративной композиции горизонтали и вертикали («статика») или диагональные направления («динамика»).

  1. Создание эскиза – картона с учётом поставленных задач.
  2. Последовательность выполнения работы. Тональное решение – от светлого тона к тёмному с учётом цветовой гаммы, контрастности и нюансов.
  3. Нанесение сетки «кракле», и её влияние на законченность композиции.

Бумага для эскиза, большие подрамники, шёлк, анилин, воск или парафин, кисти.

Тема 5

12 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

Поздравительная открытка «Растительные мотивы». Трафаретная техника, смешанная техника.

  1. Знакомство с основными приёмами при работе с трафаретной печатью.
  2. Применение различных технических приёмов (смешанная техника) для достижения наибольшей выразительности и законченности текстильного изделия.
  3. Создание композиции с использованием визуального равновесия и закономерностью цветовых сочетаний.

  1. Организация композиции с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорции светотональных отношений, используя природные материалы и различные текстильные фактуры.
  2. Оформление готовой открытки в рамку – паспарту.

Небольшие подрамники формата А5, А6, блопены или краска в пульверизаторе, сухие листья, стебли, травы, кружевные сеточки, лоскуты, цветной картон.

Тема 6

15 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Подводный мир». Холодный батик. Создание сложной сюжетно – тематической композиции. Декорирование напылением и стразами.

  1. Творческая интерпретация и стилизация. Обобщение и выделение характерных особенностей морских животных.
  2. Использование метода цветной гармонии и цветового контраста. Выделение доминирующего, обобщение частного.  

  1. Эскиз – картон, используя метод стилизации и интерпретации форм.
  2. Цветовое решение. Выделение главного с помощью насыщенности и светлоты цвета.
  3. Использование декора. Наложение объёмной пасты с последующим напылением (золото, серебро) на готовую работу. Аппликация бусинами различной величины или стразами.

Бумага для эскиза, мягкий карандаш, большой подрамник, резерв, стеклянные трубочки, акрил, анилин, кисти, объёмная паста, порошок золото или серебро, нитки и иголка, стразы и бусины.

Тема 7

12 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Настенное панно». Композиция в стиле «Фен – Шуй». Техника скрытого резерва или смешанная техника.  

  1. Знакомство с символами Фен – Шуй и его основополагающими понятиями.
  2. Знакомство с техникой скрытого резерва.
  3. Эмоциональное воздействие цветотональных сочетаний, целостность композиционного решения.

  1. Работа с аналогами. Создание эскиза с учётом символов Фен – Шуй.

  1. Поэтапное наложение резерва на заранее окрашенные участки «невидимый» контур (от светлого тона к тёмному). Цветовые нюансы.
  2. Использование техники «кракле» или «солевого» эффекта для достижения эмоциональной выразительности композиции.
  3. Оформление работ в декоративный бамбук.

Бумага для эскиза, подрамники различных размеров, мягкий карандаш, резерв, стеклянные трубочки, соль, воск, анилин, акрил, нитки, бамбук.

Тема 8

12 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Декоративный натюрморт». Техника холодного батика. Стилизация и утрированность форм. Использование смешанной техники.

  1. Знакомство с жанром – натюрморт.
  2. Развитие ассоциативного мышления и творческой изобретательности.
  3. Выделение сюжетно – композиционного центра за счёт различных средств композиции. (линия, пятно, цвет, тон).

  1. Создание эскиза декоративного натюрморта с учётом стилизации и утрированности бытовых предметов.
  2. Цветотональное решение натюрморта в соответствии с замыслом автора.
  3. Передача фактуры предметов при помощи различных технических приёмов (солевой эффект, сухая кисть, набрызги воска и многое др.)

Бумага для эскизов, подрамники, м. карандаш, резерв, стеклянные трубочки, воск, соль, акрил, анилин, кисти.

Тема 9

12 часов

Задачи

Практи– ческая работа

Материал

Итоговая работа. «Фантастический мир. Космос. Гости из будущего». Самостоятельный выбор любой из ранее освоенных техник росписи ткани.

  1. Развитие образного мышления, фантазии, творческой активности.
  2. Осмысленная организация эскиза – картона, применение законов, правил, приёмов и средств композиции.
  3. Сочетание различных технических приёмов для создания целостной, эмоционально – выразительной декоративной композиции. Использование стилизации и обобщённости.
  4. Целостность светотонального решения.

  1. Самостоятельный подбор аналогов к задуманной композиции. Эскиз – картон с учётом полученных знаний за год обучения.
  2. Выявление «смыслового центра» композиции за счёт выразительных средств декоративной композиции (фактура различных приёмов).
  3. Цветовая гармония.

Бумага для эскизов, мягкий карандаш, подрамник, резерв, стеклянные трубочки, воск, соль, акрил, анилин, кисти, рельефная паста, золотой или серебряный порошок, стразы и бусины.

 Содержание программы

II год обучения.

Тема 1

15 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Волшебство музыки. Танец. Балет». Создание декоративной сюжетно – тематической композиции или декоративно – тематического натюрморта. Техника холодного батика.

  1. Беседа об эмоциональном воздействии цвета на человека, о связи музыки и живописи.
  2. Создание композиции с учётом законов, правил, приёмов и средств.
  3. Понятие о пропорциях фигуры человека.

  1. Создание эскиза на основе аналогов по данной тематике, осмысленная организация декоративного листа.
  2. Использование в работе над декоративной композицией понятий: контраст – как средство гармоничной композиции (контраст форм, цвета, величин) или нюанс (сближенность цвета, тона).  
  3. Цветотональное решение композиции.

Бумага для эскизов, мягкий карандаш, подрамник, резерв, стеклянные трубочки, акрил, анилин, соль.

Тема 2

6 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

Поздравительная открытка «Лирический пейзаж». Техника свободной росписи и акварельная техника «по – сырому».

  1. Знакомство с техникой «по – сырому».
  2. Закрепление понятий контраст и нюанс, движение в композиции, композиционный центр.
  3. Создание гармоничного цветового сочетания.

  1. Создание монохромной композиции, используя два цвета (тёплая или холодная гамма) для передачи лирического пейзажа, в зависимости от настроения учащегося.
  2. Используя техники «по – сырому» для дальнего плана и графического изображения деревьев, веток переднего плана, добиться плановости, воздушной перспективы.
  3. Оформление работ в картон – паспарту.

Шёлк, акрил, анилин, резерв, трубочки для коктейля, кисти, картон, клей.

Тема 3

15 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Путешествие по Золотому кольцу России» или «Памятники архитектуры Родного края». Смешанная техника.

  1. Знакомство с архитектурными памятниками Руси. Воспитание патриотизма.
  2. Знакомство с историей создания теории перспективы.
  3. Создание гармонически выведенной ограниченной палитры.

  1. Сбор и подготовка аналогов и репродукций памятников архитектуры.
  2. Эскиз с учётом перспективы (фронтальная или угловая).
  3. Поэтапная работа над композицией, эмоциональная выразительность и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.
  4. Использование в работе различных технических приёмов и техник (холодный, горячий батик, свободная роспись и т.д.)

Бумага, мягкий карандаш, воск или парафин, резерв, стеклянные палочки, шёлк, кисти, акрил, анилин, блопены, рельефная краска, напыление (золото, серебро), стразы.

Тема 4

15 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

Аранжировка иконописи. Смешанная техника.

  1. Знакомство со специфическим жанром в живописи – иконописью, законом обратной перспективы. Знакомство с иконой – «таблеткой», написанной с двух сторон холста.
  2. Эмоциональная нагрузка цвета, символика цвета в иконописи.
  3. Знакомство с великими мастерами иконописи (С. Ушаков, А. Рублёв).

  1. Эскиз – картон с учётом законов и обратной перспективы в иконописи.
  2. Ритмичное и плавное цветотональное решение декоративно – стилизованной композиции.
  3. Использование техники «кракле» для передачи старины работе, а также золота, страз, бусин

Бумага для эскиза, подрамники, шёлк, акрил, анилин, воск, резерв, стеклянные трубочки, кисти, рельефная краска, напыление (золото) или полиграфическая бумага для тиснения (золото), клей, бусины и стразы.

Тема 5

12 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

Растительный или подводный мир. Роспись шейного платочка или шарфика – палантина. Холодный батик или смешанная техника.

  1. Знакомство с различными видами композиции в росписи платка (свободное расположение элементов, симметрия, асимметрия, равномерное расположение по всей плоскости, купонное расположение).
  2. Техника рисование чистой водой или спиртом.
  3. Цветотональное решение.

  1. Разработка эскиза с учётом различных видов композиций в росписи платка или шарфика.
  2. Стилизация природных форм.
  3. Поэтапное выполнение работы, цветовое решение.

Бумага для эскизов, мягкий карандаш, рамы раздвижные, шёлк, акрил, блопены, анилин, воск, резерв, стеклянные трубочки, кисти.

Тема 6

15 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

Искусство Востока. Египет. Индия. Сюжетно – тематическая композиция в технике холодного и горячего батика.

  1.  Знакомство с изобразительным и декоративно – прикладным искусством Египта и Индии. Их системой построения композиции и канонами.
  2. Организация композиции с помощью форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений
  3. Использование холодного батика (чёрный резерв) для передачи графического рисунка, характерного для искусства Востока, а горячего батика – технику «кракле» – для создания иллюзии старины.

  1. Подбор аналогов. Эскиз – картон с учётом построения композиции и канонами Египта, Индии.
  2. Выделение главного и помощью изменений насыщенности и светлоты цвета.
  3. Взаимодополнение различных техник росписи по шёлку.

Бумага для эскиза, мягкий карандаш, подрамник, шёлк, акрил, анилин, воск, резерв, стеклянные палочки, кисти, полиграфическая бумага для тиснения (золото), клей, стразы и бусины.

Тема 7

9 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Японские мотивы». Создание панно – свитков на основе японского стиля «сумие». Свободная роспись и «сухая кисть».

  1. Знакомство с искусство Японии и стиля «сумие». Построение восточной композиции (диагональная схема).
  2. Целостность цветового решения. Монохромность.
  3. Знакомство с техникой «сухая кисть».

  1. Работа с аналогами японских свитков в стиле «сумие».
  2. Выбор колористического решения в свободной росписи.
  3. Детализация форм в технике «сухая кисть».
  4. Оформление работы в бамбуковые палочки.

Подрамники, акрил, анилин, цветная тушь, кисти, бамбуковые палочки, нитки.

Тема 8

12 часов

Задачи

Практи- ческая работа

Материал

«Знаки зодиака». Роспись наволочки для подушки в технике холодного батика, с использованием смешанных техник. Итоговая работа.

  1. Осмысленная организация эскиза – картона. Применение в композиции законов, правил и приёмов.
  2. Развитие творческих способностей, изобретательства, художественного вкуса учащихся.
  3. Самостоятельный выбор различных технических приёмов для создания эксклюзивной декоративной композиции.

  1. Эскиз – картон с учётом полученных знаний по построению композиции.
  2. Использование цвета, как символа, его эмоциональное воздействие. Цветовое решение.
  3. Применение различных технических приёмов для достижения наибольшей выразительности и законченности композиции.
  4. Оформление работы. Нашивка декоративной тесьмы, кантов, бахромы.

Подрамники, бумага для эскизов, мягкий карандаш, резерв, стеклянные трубочки, воск, акрил, анилин, кисти, иглы и нитки, бахрома, тесьма.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В результате двухлетнего обучения учащихся росписи по ткани каждый  должен обладать определённой суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания декоративной композиции в стиле «батик», выполненной грамотно и в соответствии с замыслом.

Учащийся должен знать:

  1. какова специфическая роль художника в декоративно – прикладном искусстве и дизайне;
  2. каковы специфика образного языка, особенности исторического развития батика, его основные виды;
  3. в чём заключается значение декоративно – прикладного искусства;
  4. основные законы, правила и средства декоративной композиции;
  5. последовательность и методы работы над композицией;

Учащийся должен уметь:

  1. применять полученные знания в области декоративно – прикладного искусства при решении творческих задач;
  2. самостоятельно выбирать сюжет;
  3. грамотно и последовательно вести работу над декоративной композицией;
  4. творчески использовать основные законы, правила, приёмы и средства композиции (целостность, контрасты, связь, согласованность и соразмерность всех элементов композиции, динамика и статика, ритм и др.);
  5. использовать контраст и нюанс как средства художественной выразительности (объём и плоскость, контур и силуэт, свет и тень, цвет и монохромность, тёплый и холодный цвета, контраст форм, контраст фактур, контраст движения, цветовые нюансы и др.);
  6. видеть связь декора с формой, конструкцией, назначением, материалом, из которого сделана декоративная вещь;
  7. владеть различными материалами и техническими приёмами и применять их в соответствии с замыслом;
  8. отбирать существенное, важное, стилизовать различные элементы от реалистического изображения к декоративно – ассоциативному.

Это должно приводить к созданию полноценной высокохудожественной декоративной композиции.

Заключение.

Искусство росписи по ткани – это творчество, которое приносит несомненное удовольствие. Роспись по шёлку тем и хороша, что чем глубже её познаёшь, тем больше радости она доставляет.

Художественные приёмы этого вида росписи настолько разнообразны, что любой может найти себе технику по душе. Это и свободная роспись, холодный или горячий батик или смешанная техника.

Подлинный секрет состоит в том, что она не требует от учащихся больших затрат времени и сил, успех работы обеспечен заранее самим материалом. А всякий успех окрыляет, и после каждой удачной работы ваши ученики будут с ещё большим рвением браться за следующую.

Список литературы.

  1. Сокольская А.С., Широбокова Т.С. Основы композиции. Примерная программа для ДХШ и ИОДШИ. М.; 2004.
  2. Воропаева Н.В., Гришин В.К., и др. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М.; Просвещение, 1986.
  3. М.О. Синеглазова. Распишем ткань сами. М.; Профиздат, 1998.
  4. М.О. Синеглазова. Батик. М.; Издательский дом МСП, 2002.
  5. Брита Хансен. Роспись по шёлку для начинающих. М.; Внешсигма, 1997.
  6. Ж. Валентина. Роспись по шёлку, № 1, 1995. Москва, ОВА – Пресс, 1995.
  7. Моника Стопплман, Кэрол Кроу. Ткани и другой текстиль. Норинт.; СПб, 2000.
  8. Т. Арманд. Руководство по росписи ткани. С. – Петербург, Политехника, 1992.
  9. Сурнина М.О. Цвет и символ в искусстве. Ростов н/Д. Комплекс, 1998.
  10. Голубева О.П. Основы композиции. М.; Изобретательное искусство, 2001.

Сведения об авторе

программы «Батик – роспись по шёлку».

Старовойтова Елена Леонидовна

Год рождения:                  21 ноября 1963 г.р.

Образование высшее.      Художественно – графический факультет

                                           Удмуртского государственного университета (1987г.)

Специальность:               «Изобразительное искусство, черчение, трудовое обучение»

Должность:                       Преподаватель высшей категории отделения ИЗО

Место работы:                  МОУ ДОД «Полазненской детской школы искусств»

Адрес учреждения:          618703, Пермский край, Добрянский район,

                                           п. Полазна, ул. Дружбы, 5

Тел. (факс) учреждения: 8-(34265)-7-54-89

E-mail учреждения:         arts-schoolpol03@mail.ru

Адрес автора:                   618703, Пермский край, Добрянский район,

                                           п. Полазна, ул. Дружбы, 23-46

Тел. автора:                      (дом.) 8-(34265)-7-74-93, (сот) 8-902-63-89-652

E-mail автора:                   artpolazna@mail.ru

Аннотация.

«Батик – роспись по шёлку» авторская программа и методические рекомендации (для ДХШ, ДШИ, Дворцов культуры, школ с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла).

Составленная программа по росписи ткани ставит целью пробудить интерес и любовь учащихся к данному виду декоративно – прикладного искусства, совершенствовать их изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность и воображение.

На протяжении нескольких лет автор накапливал опыт в работе с учащимися по данной программе.

1988 – 2001г. – руководитель кружка «Батик» г. Ижевск, разноуровневая школа № 54 с эстетическим уклоном.

2002 – 2005г. – руководитель кружка «Батик» п. Полазна, МУК «Полазненский центр творчества и досуга».

2004 – 2011г. – преподаватель отделения изобразительного искусства, руководитель курса «Батик» п. Полазна, МОУ ДОД «Полазненская детская школа искусств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Сценарий концерта преподавателей МБОУ ДОД "Детская школа искусств"

Сценарная разработка концерта преподавателей ДШИ....

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...