Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».
статья
Доклад на ШМО
Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_doklad.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Тел., факс 8 (498) 316-24-39
Истринский район, с. Новопетровское, Тел. 8 (498) 316-23-44
ул. Советская, дом 42. Е- mail: npkosh@mail.ru
Доклад на ШМО
Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».
Из опыта работы Барадулиной Т.А.
2020 год.
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».
В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Кроме этого каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Этот метод в, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
При использовании данной технологии могут быть достигнуты следующие цели:
1) Повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через:
Проживание «ситуации успеха» на уроке
Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания
2) Развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.
3) Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение.
4) Повышение интереса к предмету.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);
· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),
· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),
· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),
· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться мною и учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
В 5-8-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» - ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка», Моя семья – частичка моей нации» и др. Работа над проектами повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Я в этом мире». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Для оформления презентаций по проектам «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Избирательная кампания «Школьной страны» были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Я хочу остановиться на проекте, который мы с моими ребятами делали в рамках конкурса к знаменательной дате «Победа великого народа в ВОВ». В поселке, котором находится наша школа достаточно много ветеранов ВОВ, но материал о них практически отсутствовал. И все кто пожелал принять участие в этом проекте под названием « Старые фотографии рассказываю» принялись за дело.
На первом этапе мы с ребятами определили тематику нашего проекта. Я им просто объявила о предстоящей дате посвященной Великой победе и попросила желающих об участии. Желающих оказалось не так и мало. Были ребята, у которых в семье были участники войны. А вот 6 класс решили создать проект всем классом, так как являлись шефами вдовы участника ВОВ бывший учитель школы. И так нас набралась большая команда. Проблема заключалась в том, по сути дела не было материала об участниках наших земляках который можно было показать дальнейшему поколению. А ведь три человека были учителями нашей школы.
Второй этап я взяла в свои руки. Я ребятам принесла сведения которые сама накопила, откопала в старых записях моих коллег. Ребята внимательно изучили то что я им дала и решили в первую очередь договориться с родственниками участников, потому что только близкие имели наиболее полную информацию об участниках
ВОВ. Ребята распланировали кто пойдет к родственникам, какие вопросы будут задавать.
Третий этап заключался в посещении семей. Нужно отметить, что классные руководители тоже очень активно подключились к этим проектам. Поэтому посещение семей было совместным. При посещении были внесены изменения в план действий ребят. Они оказали помощь вдовам по хозяйству. Просмотрели фотоальбомы семейные. И конечно же записали нужную информацию. За тем ребята под моим руководством оформляли презентации для всеобщего показа и предоставления презентаций на конкурс.
Четвертый этап ребята презентовали свою работу в школе. В каждом классе проходили мероприятия, посвященные Великой Победе и ребята показывали и рассказывали о героях этой войны, наших земляках. Но на этом наш проект не закончился. Он имел продолжение. С моей подачи мы вместе с активной группы молодых преподавателей и обучающихся старших классов мы организовали открытие аллей славы Своими руками мы сделали три красивых стенда посвященных нашим учителям –участника ВОВ. И на кануне праздника Победы была линейка открытия этой аллеи славы. На линейку пригласили вдов участников ВОВ. Было сказано очень много слов много воспоминаний.
Пятый заключительный этап. Результатом этой работы я вилось общее одобрение наших односельчан, учителя работающий в нашей школе тоже были бесконечно благодарны проведенной работе. Ну в конечном результате все проекты отмечены как призовые в конкурсе грамотой от Администрации Железнодорожного района.
ПОИСКОВЫЙ |
- Определение тематического поля и темы проекта. - Поиск и анализ проблемы. - Постановка цели проекта. |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
- Анализ имеющейся информации. - Поиск информационных лакун. - Сбор и изучение информации. - Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. - Анализ ресурсов. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ |
- Выполнение запланированных технологических операций. - Текущий контроль качества. - Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
- Подготовка презентационных материалов. - Презентация проекта. - Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). |
КОНТРОЛЬНЫЙ |
- Анализ результатов выполнения проекта. - Оценка качества выполнения проекта. |
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Итогом исследовательской и проектной деятельности учащихся в 5 – 11 классах является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на открытых уроках, фестивалях, конференциях приводящихся в школе.
Стало традицией в нашей школе проводить в апреля фестиваль «Много наций -одна семья»
Исследовательские работы, с которыми мои ученики выступали на открытом уроке в рамках этого фестиваля.
А так же в рамках подготовки к мероприятиям посвященным Великой Победе обучающиеся разных возрастов подготовили проекты на тему «Старые фотографии рассказывают», «История войны в истории моей семьи». Собран колоссальный материал об участниках ВОВ наших земляках и учителях работавших в нашей школе.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок. Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....
Иccледовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского...
Сертификат "Организация проектной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время"
Выступление на педагогических чтениях...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...
Выступление на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений города Благовещенска 23.08.16 г.:«Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» учителя высшей категории Фурсовой Эльвиры Николаевны"
Из опыта работы над проектами...
Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время
Материал к аттестации учителя...