Доклад на ШМО Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».
статья

Барадулина Татьяна Александровна

Доклад на ШМО

Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_doklad.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

143570 Московская область,                                                                                           Тел., факс 8 (498) 316-24-39

Истринский район, с. Новопетровское,                                                                       Тел. 8 (498) 316-23-44

ул. Советская, дом 42.                                                                                                         Е- mail: npkosh@mail.ru

               

Доклад на ШМО

Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».

                                                                    Из опыта работы  Барадулиной Т.А.

2020 год.

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».

В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Кроме этого каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Этот метод в, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

При использовании данной технологии могут быть достигнуты следующие цели:

1) Повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через:

Проживание «ситуации успеха» на уроке

Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

2) Развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.

3) Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение.

4) Повышение интереса к предмету.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться мною и учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-8-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» - ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка», Моя семья – частичка моей нации» и др. Работа над проектами повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Я в этом мире». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Для оформления презентаций по проектам «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Избирательная кампания «Школьной страны» были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Я хочу остановиться на проекте, который мы с моими ребятами делали в рамках конкурса к знаменательной дате «Победа великого народа в ВОВ». В поселке, котором находится наша школа достаточно много ветеранов ВОВ, но материал о них практически отсутствовал. И все кто пожелал принять участие в этом проекте под названием « Старые фотографии рассказываю» принялись за дело.

На первом этапе мы с ребятами определили тематику нашего проекта. Я им просто объявила о предстоящей дате посвященной Великой победе и попросила желающих об участии. Желающих оказалось не так и мало. Были ребята, у которых в семье были участники войны. А вот 6 класс решили создать проект всем классом, так как являлись шефами вдовы участника ВОВ бывший учитель школы. И так нас набралась большая команда. Проблема заключалась в том, по сути дела не было материала об участниках наших земляках который можно было показать дальнейшему поколению. А ведь три человека были учителями нашей школы.

Второй этап я взяла в свои руки. Я ребятам принесла сведения которые сама накопила, откопала в старых записях моих коллег. Ребята внимательно изучили то что я им дала и решили в первую очередь договориться с родственниками участников, потому что только близкие имели наиболее полную информацию об участниках

ВОВ. Ребята распланировали кто пойдет к родственникам, какие вопросы будут задавать.

Третий этап заключался в посещении семей. Нужно отметить, что классные руководители тоже очень активно подключились к этим проектам. Поэтому посещение семей было совместным. При посещении были внесены изменения в план действий ребят. Они оказали помощь вдовам по хозяйству. Просмотрели фотоальбомы семейные. И конечно же записали нужную информацию. За тем ребята под моим руководством оформляли презентации для всеобщего показа и предоставления презентаций на конкурс.

Четвертый этап ребята презентовали свою работу в школе. В каждом классе проходили мероприятия, посвященные Великой Победе и ребята показывали и рассказывали о героях этой войны, наших земляках. Но на этом наш проект не закончился. Он имел продолжение. С моей подачи мы вместе с активной группы молодых преподавателей и обучающихся старших классов мы организовали открытие аллей славы Своими руками мы сделали три красивых стенда посвященных нашим учителям –участника ВОВ. И на кануне праздника Победы была линейка открытия этой аллеи славы. На линейку пригласили вдов участников ВОВ. Было сказано очень много слов много воспоминаний.

Пятый заключительный этап. Результатом этой работы я вилось общее одобрение наших односельчан, учителя работающий в нашей школе тоже были бесконечно благодарны проведенной работе. Ну в конечном результате все проекты отмечены как призовые в конкурсе грамотой от Администрации Железнодорожного района.

ПОИСКОВЫЙ

-         Определение тематического поля и темы проекта.

-         Поиск и анализ проблемы.

-         Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

-         Анализ имеющейся информации.

-         Поиск информационных лакун.

-         Сбор и изучение информации.

-         Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

-         Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-         Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

-         Выполнение запланированных технологических операций.

-         Текущий контроль качества.

-         Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

-         Подготовка презентационных материалов.

-         Презентация проекта.

-         Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

-         Анализ результатов выполнения проекта.

-         Оценка качества выполнения проекта.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

• развивает творческие способности и самостоятельность;

• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Итогом исследовательской и проектной деятельности учащихся в 5 – 11 классах является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на открытых уроках, фестивалях, конференциях приводящихся в школе.

Стало традицией в нашей школе проводить в апреля фестиваль «Много наций -одна семья»

Исследовательские работы, с которыми мои ученики выступали на открытом уроке в рамках этого фестиваля.

А так же в рамках подготовки к мероприятиям посвященным Великой Победе обучающиеся разных возрастов подготовили проекты на тему «Старые фотографии рассказывают», «История войны в истории моей семьи». Собран колоссальный материал об участниках ВОВ наших земляках и учителях работавших в нашей школе.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок. Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....

Иccледовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...