План-конспект занятия для учащихся по теме "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества. Выбор (разработка) композиции."
план-конспект урока по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Воронов Константин Викторович

План-конспект занятия "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества" может быть применен на уроках Технологии при изучении темы "Художественная обработка материалов" и на занятиях в системе дополнительного образования детей соответствующего профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motiv_kompozitsiya_tehnologiya_masterskih.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Лицей №369

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Применение технологии мастерских на уроке технологии, 7 класс

План-конспект занятия для учащихся

ФИО педагога:

Название образовательной программы:

Тема занятия:

Цель занятия:

Задачи:

обучающие

развивающие

 

воспитательные

Тип занятия:

Современные образовательные технологии:

Дидактический материал:

Ожидаемый результат:

Воронов Константин Викторович

Технология. Технический труд

Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества. Выбор (разработка) композиции.

-знакомство учащихся с понятиями мотива и композиции в изделиях декоративно-прикладного творчества, принципами разработки и построения композиции, приобретение навыков применения полученных знаний в собственных творческих работах.

-познакомить учащихся с понятиями мотива и композиции, с основными закономерностями композиции и основными правилами и принципами построения композиции;

-научить выявлять через понятие композиции худ. особенности того или иного изделия;

-научить применять полученные знания при разработке собственных композиций.

- развитие худ. вкуса и худ. способностей, образности мышления;

-развитие способности анализа худ. содержания и худ. ценности изделий декоративно-прикладного творчества;

-развитие наблюдательности и памяти;                                  развитие потребности и способности выражать свою творческую индивидуальность;

–воспитание творческого отношения к выбранному виду деятельности;

-воспитание способности по достоинству оценивать и ценить высокохудожественные произведения и талант их создателей.

занятие по передаче новых знаний, их осмыслению и закреплению, по формированию умений применения новых знаний на практике.

технология мастерских

подборка изделий декоративно-прикладного назначения, работ учащихся и педагога, подборка фото- и видеоматериалов.

овладение знаниями о мотиве и композиции в изделиях декоративно-прикладного творчества, основными закономерностями композиции, правилами и принципами составления композиции, умение применять полученные знания при создании собственных творческих работ.

План проведения занятия

Этапы занятия

Содержание

Время

1. Организационный момент

Проверка готовности аудитории к занятию, ознакомление с темой, целями и задачами занятия.

5 мин.

2. Проверка осведомленности учащихся о выдающихся произведениях худ. творчества, способности анализа закономерностей.

Беседа с учащимися об известных им выдающихся произведениях художественного и декоративно-прикладного творчества, Выяснение способности учащихся объяснить замысел художника (мотив произведения) и какими средствами передан мотив (носители композиционных закономерностей)

10 мин.

3. Усвоение, осмысление и закрепление понятий и знаний и способов применения полученных знаний в своей творческой деятельности.

Определение мотива худ. произведения (устойчивая тема, основная идея, выраженная автором произведения средствами композиции)

Определение композиции (лат. Composition-составление, связывание, сложение, соединение – художественно выразительная система формы изделия и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое правомерное размещение всех частей и элементов (объемов, поверхностей, линий, цветов).

Виды композиции: объемно-пространственная, плоская.

Качественную сторону композиции, как результата творческого процесса худ. организации формы, характеризуют следующие категории: единство формы и содержания, образность, композиционное единство, пропорциональность,  тектоничность, масштабность.

Композиционные правила (закономерности): передача движения (динамика), покой (статика), золотое сечение (одна треть).

Приемы построения композиции: передача ритма, симметрия-асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра (мотива).

Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, цвет, светотень, динамика, статика, симметрия, асимметрия, открытость, замкнутость, целостность.

30 мин.

4. Практическая работа по составлению композиции собственной творческой работы

Создание собственной композиции на предложенные мотивы: мотив-мир насекомых, мотив- подводное царство, на мотивы сказок Пушкина.

40 мин.

5. Подведение итогов.

Коллективн   Коллективный просмотр разных вариантов выполнения задания, анализ худ. особенностей и худ. достоинств представленных работ.

особенносте

5 мин.

Литература.

     1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-

          М. Народное образование, 1998.

     2. В.И. Чупрасова Современные технологии в образовании. Владивосток 2000г.

     3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.:

          Сентябрь, 1996      

     4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная

          технология. М.: Народное образование, 2000.

  1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М., 1977
  2. Постникова-Лосева М.М. Русское декоративное искусство. – М., 1962
  3. Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. – М., Просвещение, 1990
  4. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины. – Минск, «Полымя».2000

     9.   Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности

            школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.  

     10. Безрукова В.С.  Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения.

            Москва. : Сентябрь, 2004 год.  

     11. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический

            инструментарий. М.: Народное образование, 2006.  

     12. Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования: Информатика и образование. -1991. -№4.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"

Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...

План-конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса "Формирование ответственности за своё здоровье".

Организация условий для осознания личной ответственности каждого учащегося за своё здоровье....

Создание изделий декоративно-прикладных изделий из древесины

конспект урока по  технологии в 6 классе «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Урок: 25-26 Тема урока: «Создание  изделий декоративно – прикла...

Создание изделий декоративно-прикладных изделий из древесины

Презентация урока по  технологии в 6 классе «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Урок: 25-26 Тема урока: «Создание  изделий декоративно – при...

План-конспект игрового занятия с учащимися начальной школы

Здесь представлен план-конспект игрового занятия с учащимися начальной школы.Использовано такое оборудование и материалы, как песочница и типсы.За более подробной информацией, пишите мне в сообщения, ...

План-конспект внеклассного занятия для учащихся 9-11 классов ENGLISH COLOUR IDIOMS

Интеллект-игра для учащихся 9-11 классов "Английские идиомы цвета". Три уровня сложности, в каждом по четыре идиомы. Задание: выбрать значение из предложенных вариантов. Может использоваться...