Ситуация выбора профессии
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему
1. Расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. Помочь ученикам актуализировать знания в области профессионального самоопределения.
2. Познакомить обучающихся с формулой выбора профессии.
Повышать личностную заинтересованность школьников в рамках самопознания, саморазвития в профессиональном выборе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 434.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по технологии для 8 класса
Тема: « Ситуация выбора профессии».
Учитель технологии Ипатьева Н.В.
11 апреля 2017г.
Тема урока « Ситуация выбора профессии».
Цели и задачи:
- Расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. Помочь ученикам актуализировать знания в области профессионального самоопределения.
- Познакомить обучающихся с формулой выбора профессии.
- Повышать личностную заинтересованность школьников в рамках самопознания, саморазвития в профессиональном выборе.
Подготовить к уроку: бумагу, фломастеры, таблички «ХОЧУ?», «МОГУ?», «НАДО?», обзор профессий, востребованных в Московской области на ближайшие годы.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, деление на группы)
- Введение:
Учитель: У всех у вас растут года,
Будет вам 17.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?
Профессия – это род трудовой деятельности человека, требующий специальных знаний, умений и навыков в различных серах деятельности человека. Каждый человек в своей жизни делает главный выбор, от которого во многом зависит, как в дальнейшем складывается его жизнь. Это выбор профессии. В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот. Вашим домашним заданием было, объединивших в группы, написать известные вам профессии (подвести итоги задания). Мы я вами выяснили, что есть над чем задуматься и работать.
В древности проблемы выбора профессии у людей не существовало: всё, что нужно было для нормальной жизнедеятельности племени, общины, семьи, производилось самостоятельно. Позже, когда возникло разделение труда, ребёнок, вырастая, наследовал дело своих родителей: крестьяне обучали детей земледелию и скотоводству, ремесленники - своему ремеслу.
Сейчас многое изменилось. Ушли в прошлое профессии прачки и ткача, извозчика и телефониста, появились менеджеры, маркетологи и дизайнеры. Есть группа профессий, которые продолжают свою историю, несколько изменив характер и орудия труда: врачи, учителя, юристы. На ваш взгляд – с чем это связано?
Ответы уч-ся: научно- технический прогресс.
Да, именно развитие науки и техники порождает потребности в новых, оставляя в прошлом отжившие своё профессии. В настоящее время социологи насчитывают более 40 тысяч профессий, необходимых в современном мире.
Как сориентироваться в этом огромном списке, выбрать профессию по душе и, получив её, быть востребованным специалистом на рынке труда? Начинаем искать ответы на эти вопросы.
Представьте себе, что именно сегодня перед вами встала проблема выбора профессии. Какие вопросы нужно себе задать, чтобы выбрать нужное направление? Надеюсь, что к концу урока мы сможем их сформулировать. Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в колледжах, ВУЗах) очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Прежде всего нам необходимо четко различать понятия «профессия» и «специальность». Так что же такое профессия? Ответы уч-ся: Профессия – это род трудовой деятельности человека, требующий специальных знаний, умений и навыков в различных серах деятельности человека. «Специальность» – это более узкая область, обозначающая то, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. Например, профессия – врач. Специальность - хирург, терапевт, стоматолог) Приведите свои примеры.
Учитель: Давайте поговорим о психологических типах профессий.
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Сегодня на уроке мы попробуем определить направление, в котором вам стоит искать свою будущую профессию. Существует большое количество классификаций. Но самая действенная и работоспособная из них предложена академиком Е.А. Климовым. По ней все профессии делятся по разным характеристикам. Одна из них – предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
Разберем поподробнее. Ø к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Ø тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Ø тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Ø к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). Ø к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар)
Мы на предыдущих уроках выполняли тест, определяющий ваш тип профессии. Познакомьтесь с общими результатами.
Учитель: Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).
Классификация распространенных ошибок:
1. Незнание правил выбора профессии.
2. Незнание самого себя.
3. Незнание мира профессий.
Учитель: Чтобы не допустить ошибок при выборе профессии, давайте повторим правила их выбора.
Правила выбора профессии.
1.Рассмотреть как можно больше профессий.
2.Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, память, внимание, мышление, здоровье, самооценку).
3.Найти информацию о том, какие профессии востребованы на рынке труда.
4.Выбрать наиболее привлекательную для себя профессию.
5.Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней.
6. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами и квалифицированными специалистами.
7.Быть настойчивым в стремлении овладеть выбранной профессией в совершенстве.
Объяснение домашнего задания на следующий урок.
Учитель: В начале урока я предложила вам разбиться на группы. Сейчас вы стали жителями воображаемых городов. Придумайте название своему городу.
Записать на доску
Вы настолько любите свой город и своих земляков, что хотите быть полезными именно у себя дома. В любом городе нужны специалисты в разных областях. У вас есть возможность выбора профессии. Сейчас вы получаете первое задание: все жители города выбирают себе 1 профессию, которую он планирует получить в будущем и записывает её на бумаге.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на верхней части доски под названиями городов.
Чем вы руководствовались в ЭТОМ выборе?
Ответы уч-ся : нашими желаниями, т.е
ХОЧУ
Это слово вывесить справа от списков профессий
Итак, перед вами – список тех профессий, которые бы вы ХОТЕЛИ получить, для того, чтобы в будущем заниматься любимым делом. Мы нашли первый вопрос, который нужно задать себе в начале поиска.
В нашем районе живут: перечисление профессий. Достаточно ли этих профессионалов, чтобы жизнь в городе была полноценной? Представьте себе, что в городе уже есть перечисление профессий, но появляются ещё люди, имеющие такие же профессии. Будут ли они востребованы, как специалисты?
Ответы уч-ся.
Значит, одного ХОЧУ при выборе профессии мало? Нужно спросить себя ещё о чем-то?
Ответы уч-ся
Надо
слово вывесить на доску справа от профессий, ниже таблички «ХОЧУ»
У вас на столах - списки профессий, которые актуальны для нашей республики. Изучите их и выделите те профессии, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности вашего города. Условие: этих профессий должно быть столько, сколько человек в настоящее время живёт в вашем городе. Напишите их на бумаге – они появятся на доске.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на средней части доски под названиями городов.
Составьте список требований (характеристику) к будущему специалисту. Какими чертами характера, знаниями, умениями, способностями, физическими и психологическими данными должен обладать будущий специалист.
Работа в группах.
Теперь я предлагаю выбрать одного горожанина, который получит одну из выбранных сейчас вами профессий (горожане «назначают» соискателей профессий в каждом городе).
Почему именно этот человек, а не кто-то другой?
Ответы уч-ся.
Значит, НУЖНУЮ всем горожанам работу, НЕ МОЖЕТ выполнять каждый ЖЕЛАЮЩИЙ? Вот мы и подошли к третьему вопросу, который необходимо задать себе, выбирая будущую профессию.
МОГУ
вывесить на доску справа от профессий, ниже таблички «НАДО»
Выберите из предложенных вам списков профессию, которую бы вы смогли выполнять (по одной для каждого горожанина) - выбирать всем вместе.
Работа в группах. Листочки вывешиваются на средней части доски под названиями городов
Итак, мы составили список вопросов, которые необходимо себе задать, выбирая профессию. ХОЧУ – НАДО - МОГУ - Вот простая формула , которая поможет вам в выборе профессии. Предлагаю вам проверить её работоспособность: попробуем убрать из формулы одно из слов. Насколько может измениться ситуация, если мы попробуем обойтись без какой-то составляющей ?
Учитель убирает по очереди любой из трёх вопросов и рассуждает вместе с учащимися
Часто бывает, что человек выбирает для своего будущего несколько профессий и не может решить, какой же путь выбрать. В этом случае на помощь могут прийти родители, учителя, люди, работающие в профессии, которую вы выбираете или уже выбрали.
Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна «ХОЧУ».
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, больше зарабатывать.
Доступна и посильна «МОГУ».
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда «НАДО».
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Учитель: Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
Ответы учеников.
Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.
Заключение.
Что мы узнали сегодня на уроке? Важна ли информация, которую вы сегодня узнали, для вашей будущей жизни? Заставила ли она задуматься о выборе профессии? Нашли в списке актуальных профессий что-то для себя?
Ребята, я благодарю вас за проделанную работу. Желаю вам дальнейших успехов и надеюсь, что сегодняшний урок серьезно поможет вам в правильном выборе будущей профессии.
ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной работы с детьми «группы риска» по подготовке...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...
урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"
Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...
Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...