Разработка программы "Здоровье учащихся"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Федорова Ольга Андреевна

 

Программа направлена на сохранение и развитие здоровья учащихся. Указаны сроки реализации: 2014-2018 гг.

Цель программы:  Создание единого пространства для формирования и воспитания  гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

 Задачи программы:

  • Сохранение и поддержание здоровья детей.
  • Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
  • Обучение основам здорового образа жизни.
  • Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ  по оптимизации             образовательного процесса на валеологической основе.
  • Мониторинг здоровья.
  • Организация   и   проведение   пропагандистской   работы   по   вопросам   здоровья   и       здорового образа жизни.
  • Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.
  • Профориентация подростков.

Главная цель школы- сздание благоприятных условий для жизнедеятельности, развития и обучения учащихся. Как это сделать более успешно, помогает данная программа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова                                                                                    муниципального образования «Город Донецк»

                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                 директор МБОУ СОШ №1

                                                                                          ____________Л.А. Комиссарова                                                        Приказ от _________ № ___                                                 

Программа "Здоровье"

(Программа деятельности класса  по  развитию и сохранению  

здоровья учащихся  на 2014-2018 г.г.)

Разработала: Федорова О.А.-                                                                                                                учитель технологии                                                                                                                                      

 

2013-2014 учебный год

Здоровье… никогда не может потерять

своей цены в глазах человека, потому

что и в довольстве, и в роскоши

плохо жить без здоровья…

Н.Г. Чернышевский
.

Сроки реализации: 2014-2018 гг.

Основания для разработки программы:

Законы РФ и СК «Об образовании»;

  1. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 г.  
  2. Целевая программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на    2010-2018 г.»

Цель программы:  Создание единого пространства для формирования и воспитания  гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

 Задачи программы:

  • Сохранение и поддержание здоровья детей.
  • Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
  • Обучение основам здорового образа жизни.
  • Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ  по оптимизации             образовательного процесса на валеологической основе.
  • Мониторинг здоровья.
  • Организация   и   проведение   пропагандистской   работы   по   вопросам   здоровья   и       здорового образа жизни.
  • Создание условий для социально-психологической защищенности детей и подростков в общеобразовательном учреждении.
  • Профориентация подростков.

Раздел 1. Общие положения. Основные проблемы охраны здоровья детей и необходимость их решения.

         Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей - главная цель школы.

         В    современных    условиях сложились    неблагоприятные    тенденции в демографических    процессах    и    состоянии    здоровья    детей;    их    острота    требует  безотлагательного решения.

         В настоящее время дети очень мало бывают на свежем  воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются  физическим трудом, а большую часть досуга  проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

         Статистические данные  по школе свидетельствуют об  увеличении  детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей.

         Росту заболеваемости и инвалидности, способствует  ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

     Реализация  школьной   целевой   программы   «Здоровье»   позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.

Раздел 2. Основные принципы Программы.

Программа основывается на следующих принципах:

  • Принцип гарантий:  реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
  • Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
  • Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей в  широкое движение по созданию здоровой педагогической среды.

Раздел 3. Основные направления Программы.

  3.1.  Повышение квалификации педагогов общеобразовательного учреждения;

  3.2.  Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;

  3.3.  Формирование     валеологического     мышления     всех     участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

  3.4.  Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала  в контексте сохранения здоровья детей.

3.5.  Корректировка   школьного  банка  информации   о   состоянии   психического и  физического  здоровья детей.

3.6.    Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной  работы в школе с целью своевременной коррекции.

Раздел 3. Основные мероприятия программы

1. Внедрение оптимальной системы  медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.

мероприятия

сроки

исполнители

1

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)

Ежедневно

Учителя-предметники

2

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).

Ежедневно

Учителя-предметники

3

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.        

Начало четверти

Зам.директора Высочин Е.А.

4

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.        

Один раз в полугодие        

Администрация

5

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

Один раз в год        

Медсестра

6

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков.

Ежегодно

Классный руководитель

Психолог

7

Проведение  классных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.        

Один раз в четверть

 Классный руководитель

8

Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету.        

Один  раз в год        

Комиссия

9

Обеспечение условий для предупреждения травматизма:

- организация досуга школьников во время перемен;

 - соблюдение т/б при организации учебно – воспитательного процесса

Постоянно

Преподаватели

4.2. Санитарно-просветительская работа

 Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся:

5 класс ГИГИЕНА — ЗАЛОГ

-        Режим дня младшего школьника

-        Гигиена внешней среды

-        Предупреждение травматизма при спортивных занятиях

-        Зарядка и физкультура в жизни школьника

-        Влияние курения на организм человека

-        Твой режим дня

-        Питайтесь правильно

-        Организация досуга

-        Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома

6 класс ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

-        Развитие человека и вопросы гигиены

-        Предупреждение травматизма и ДТП

-        Вопросы здоровья и нравственности

-        Рациональное питание, как основа здоровья

-        Влияние вредных привычек на организм

-        Организация режима дня

-        Двигательная активность

-        Предупреждение дорожно-транспортных происшествий

-        Гигиена девочки

7класс  ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

-        Режим питания

-        Зависимость здоровья от окружающей среды

-        Вредные привычки и здоровье человека

-        Режим дня старшеклассника

-     Здоровый образ жизни – необходимое условие благополучного будущего

-        Предупреждение  дорожно-транспортного травматизма

-        Особенности физического воспитания

-        Вред курения для красоты и здоровья девушек, женщин.

-     Двигательная активность подростка                                      

          8класс ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

 -  Здоровье — высшее достояние человека. Ухудшение общего состояния здоровья нации в наше время. 
-   Составные аспекты здоровья (физический, эмоциональный, интеллектуальный, личностный, социальный, духовный), их взаимосвязи. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. 
-   Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека. Роль наследственности, образа жизни, правильного питания в сохранении здоровья. 
-   Валеология — наука о здоровом образе жизни. Принципы здорового образа жизни.                                                                                     -   Режим питания.
-   Правила общения. Методы психологической самозащиты.                       -  Причины развития стойких неврозов и их профилактика. 
-   Целебные силы природы и их использование в оздоровлении.
 

9класс ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК 

  • -   Составные счастья человека, его успешности в обществе. Полезные и вредные привычки. Привычки определяют характер, характер определяет судьбу. 
    -   Понятие о наркогенных веществах. Свойства наркотических веществ. 
    -   Краткий обзор наркотиков. Влияние нар котиков на организм. 
                                                                                                                               -   Решения, которые я принимаю (разбор ситуаций). 
    -   Наркотики и закон. 
    -   Токсикомания и здоровье. Отдаленные последствия токсикоман
    ии. 
    -  
     Курить можно бросить! Курить надо бросить!                                                                                                                                  -   Алкоголь — наркотическое вещество. Древние истоки пьянства. Алкоголизм и общество. 
    -  Профилактика экзаменационного стресса

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь           Январь

                                      Февраль

                     Март  Апрель

                       Май

Сентябрь

Октябрь

             Ноябрь

             Декабрь

Январь         Февраль Март   Апрель     Май

             Сентябрь

Октябрь

         Ноябрь

Декабрь                      

Январь  

Февраль                    

Март

Апрель                      

                            Май

4.3. Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

  • проведение классных часов,
  • Дней здоровья;
  • организация тематических выставок плакатов, рисунков;
  •  проведение конкурсов сочинений;
  • Организация и участие в массовых спортивных праздниках;

Весь период

Классный руководитель

 

Учителя физ-ры

2

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

- систему классных часов и родительских собраний:

-  игры, конкурсы, беседы, ярмарки,

-  встречи с медработником школы

Классный руководитель

3

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

-   Дни ГО;

-   Турслет;        

По плану

Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры

4

-Участие в операции « Внимание дети!»                -Акция: "Молодежь против наркотиков"

- Участие в операции «Россия против террора»

Ежегодно

Классные руководители

4.4.          Организация летнего отдыха детей и подростков.

мероприятия

сроки

исполнители

1

Определение профильных смен пришкольного лагеря

Апрель – май ежегодно

Начальники смен. Директор

2

Организация полноценного питания

Май – август ежегодно

Директор

3

Охват летним отдыхом детей различных категорий        

Апрель – август ежегодно

Кл. руководители,

4

Организация не медикаментозных методов  оздоровления (закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере

Весь период        

Медсестра

        

Ожидаемые конечные результаты Программы:

 Реализация мероприятий Программы позволит:

  1. Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
  2. Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения,  опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
  3. Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время;
  4. Постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья    детей;
  5. Помочь социально адаптироваться ( средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  6. Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

План мониторинга программы «Здоровье»

Контроль

Показатели

Сроки

Кто контролирует

Образовательный процесс: урочная деятельность

1.Пропуски уроков

Ежедневно

Классный руководитель

2.Успеваемость и качество выполнения программы, сдача экзаменов

В конце каждого триместра

Классный руководитель

Администрация

3.Интерес и мотивация к урокам.

В течение года

Классный руководитель

Администрация

2.Образовательный процесс: внеурочная деятельность

1.Посещение кружков спортивных секций

Ежедневно

Классный руководитель

2.Выполнение программы

Раз в триместр

Администрация

3.Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика

В конце у.г.

Классный руководитель

4.Привлечение новых обучающихся к занятиям в спортивных секциях

По окончании проведения

  Классный руководитель

5.Посещение учащимися массовых мероприятий спортивного характера

В сентябре + контроль в мае

Классный руководитель

Учителя физкультуры

3.Состояние здоровья обучающихся

1 .Пропуски уроков по болезни

Еженедельно

Классный руководитель

2.Наличие хронически больных детей

В конце года

Классный  руководитель

3. Наличие детей, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств)

В начале у.г.

Психолог школы,

медсестра

4.Состояние санитарно-гигиенических условий работы

1. Соблюдение режима проветривания

Ежедневно

Зав. кабинетам

2 Соблюдение норм освещения и отопления в помещениях школы

1 раз в две недели

Зав. кабинетам

3 Регулярная влажная уборка помещений

Ежедневно

Администрация

4 Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой (не более)

Еженедельно

Администрация

5.Соблюдение обучающимися гигиенических норм и правил

1 Мытье рук перед едой

Ежедневно

Кл. руководитель

2 Мытье рук после посещения туалета

1 раз в неделю

Учителя

3 Наличие чистой одежды для занятий физкультурой

Ежедневно

кл. рук.

4 Наличие сменной обуви

 Ежедневно

Дежурный класс, кл. рук.

6.Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом

1.Подведение промежуточных итогов

2.Подведение общего итога работы по программе

Май.

 

Май.

Администрация классные руководители

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Методическая разработка. Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе

Данная разработка содержит анализ заданий по материалам ЕГЭ , образец сочинения, пожелания учащимся....

Методическая разработка для учащихся 4-5 классов "Рождество Христово"

Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Традиции, приметы, особенности рождественских праздников нашли отражение в разработке. Презентация прилагается...

Методическая разработка для учащихся 1-4 классов "Изготовление новогодней звезды методом плетения из бумажных трубочек"

Данная методическая разработка поможет вам легко и быстро сделать с детьми отличный подарок к празднику....

Методическая разработка для учащихся 9-11 классов «Туристическая эстафета».

Мероприятие туристический слёт проводится в сентябре каждого учебного года, в  лесном массиве в районе аэропорта (на расстоянии 2 км от с. Кочево ). В течении 5-6 часов. Во время похода...

Методическая разработка «Аттестация учащихся 1-3 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для учащихся по проверки усвоения учебного курса....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 3-4 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....