Рабочая программа по технологии 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_7_klass.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Чеускинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № от « 30 » августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ « 30 » августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор НРМОБУ «Чеускинская СОШ» ____________ « 31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Технологии» |
предмет |
7 класс |
Фасхитдинова Гюзель Юсуповна |
учитель технологии, первая кквалификационная категория |
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
7 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.А.Кожина, (М.: Дрофа, 2015).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: учебник /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Программа включает в себя следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы» «Творческие проекты».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.
Объем, содержание и форма домашнего задания определяется в ходе поурочного планирования и фиксируется в электронном журнале.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, требования к уровню подготовки учащихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Место предмета в учебном плане.
Программа предусматривает 70 часов в год, 2 часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.
Цели обучения технологии:
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.
- формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
К задачам учебного предмета «Технология» и системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.
Межпредметная интеграция образовательной области «Технология» осуществляется с:
- Математикой (расчет количества продуктов, расчеты для построения чертежей, подсчет стоимости);
- Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды);
- Биологией (жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества);
- Русским языком (обогащение словарного запаса, развитие речи);
- ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
- ИЗО (зарисовка орнаментов, зарисовка моделей одежды);
- Химией (при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов);
- Физикой (при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, принцип работы домашних приборов);
- Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
- Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);
- Географией (различные виды рукоделия, национальные блюда)
- Литературой (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях).
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры.
Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.
Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержанием учебной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура;
- распространенные технологии современного производства;
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:
- потребности, предметы потребления, потребительская стоимость продукта труда, материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;
- устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, машин, механизмов); механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства;
- научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда;
- технологическая дисциплина;
- этика общения;
- информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;
- функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;
- экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.
Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.
Результаты изучения предмета.
Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
1.Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2.Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3.Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4.Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5.Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6.Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7.Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8.Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9.Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10.Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.
9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
- владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре груда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- планирование последовательности операций и составление технологической карты;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
- приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
- формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
- составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
- заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
- оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское конструирование изделия;
- применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
- эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
- сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
- создание художественного образа и воплощение его в материале;
- развитие пространственного художественного воображения;
- развитие композиционного мышления;
- развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
- развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
- понимание роли света в образовании формы и цвета;
- решение художественного образа средствами фактуры материалов;
- использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
- сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
- применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;
- применение методов художественного проектирования одежды;
- художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
- соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
- умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
- формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
- способность к коллективному решению творческих задач;
- способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
- способность прийти на помощь товарищу;
- способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
- достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- развитие глазомера;
- развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,
информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
- ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
Учебно-тематический план
Разделы и темы | всего часов | в том числе | |
теория | практика | ||
Раздел 1. Кулинария | 16 | 9 | 7 |
1. Физиология питания | 2 | 2 | - |
2. Изделия из теста | 8 | 4 | 4 |
3. Сладкие блюда и десерты | 4 | 2 | 2 |
4. Заготовка продуктов | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 36 | 18 | 18 |
1. Элементы материаловедения | 2 | 1 | 1 |
2. Элементы машиноведения | 2 | 1 | 1 |
3. Конструирование и моделирование поясных швейных изделий | 8 | 4 | 4 |
4. Технология изготовления поясных швейных изделий | 14 | 7 | 7 |
5. Рукоделие. | 10 | 5 | 5 |
Раздел 3. Технология ведения дома | 4 | 2 | 2 |
1.Эстетика и экология жилища | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Электротехнические работы | 2 | 1 | 1 |
1.Электроосветительные и электронагревательные приборы | 2 | 1 | 1 |
Творческие проекты | 10 | 5 | 5 |
Резервные часы | 2 | - | - |
Итого | 70 | 35 | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Кулинария (16 ч)
Тема 1. Физиология питания (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы. Поиск и презентация информации о содержании в пищевых продуктах полезных бактерий и их значении в питании человека.
Тема 2. Изделия из теста (2 ч)
Основные теоретические сведения
Пельмени и вареники. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Способы зищипывания краев пельменей и вареников. Инструменты и приспособления для раскатки теста и защипывания краев.
Основные условия плотной защипки теста. Изменение вкусовых качеств кулинарных изделий путем внесения в тесто различных добавок (ржаной, рисовой или картофельной муки, сметаны, сыворотки, подсолнечного масла, овощного или фруктового сока и др.). Правила варки пельменей и вареников. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Практические работы
Анализ рецептуры и кулинарного использования различных видов теста.
Механическая обработка муки.
Приготовление теста и начинки для пельменей или вареников.
Приготовление вареников или пельменей.
Тема 3. Изделия из теста (2 ч)
Основные теоретические сведения
Блины, оладьи, блинчики.Механическая обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые.
Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.
Практические работы
Приготовление теста для блинов. Выпечка блинов.
Тема 4. Изделия из теста (2 ч)
Основные теоретические сведения
Изделия из дрожжевого безопарного теста. Виды дрожжевого теста. Рецептура дрожжевого безопарного теста. Контроль качества муки. Ассортимент и сортность муки. Определение качества дрожжей. Ароматические вещества, добавляемые в дрожжевое тесто. Виды начинки для пирожков из дрожжевого теста.
Технология приготовления теста. Условия брожения. Зависимость продолжительности брожения от температуры, количества дрожжей, соли, сахара, воды и др.
Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Разделка и расстойка теста. Способы защипывания пирожков.
Смазка и выпечка изделий.
Ассортимент изделий из дрожжевого теста (булочки, ватрушки, сайки, пончики, пирожки, расстегаи, рулеты и др.). Особенности приготовления открытого и полуоткрытого пирога. Художественное оформление верхней части пирога. Фигурные изделия из теста. Отделка сахарной пудрой, орехами, глазирование помадой, сахарным сиропом.
Требования к качеству готовых изделий из дрожжевого теста.
Подача к столу.
Практические работы
Приготовление дрожжевого безопарного теста и начинок. Раскатка теста и формование изделий. Художественное оформление верхней части пирога. Выпечка изделий из дрожжевого теста.
Тема 5. Изделия из теста (2 ч)
Основные теоретические сведения
Изделия из пресного слоеного теста. Рецептура пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, кислоты, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий.
Технология замешивания теста. Подготовка теста и масла к раскатке. Последовательная раскатка и складывание теста для получения слоистой структуры. Температура теста при раскатке. Значение строгого соблюдения технологии приготовления пресного слоеного теста. Ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности.
Изделия из песочного теста. Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста (температура теста, конечная толщина пласта). Инструмент для раскатки и разделки теста. Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Роль пищевой соды в ароматизированном песочном тесте. Формование печенья из ароматизированного песочного теста резцами, выемками, рифлеными скалками, специальными насадками к мясорубке. Выпечка изделий из ароматизированного песочного теста (температура выпечки, определение готовности).
Практическая работа
Приготовление пресного слоеного теста. Выпечка кондитерских изделий из пресного слоеного теста.
Приготовление песочного теста.
Выпечка изделий из песочного теста.
Сервировка стола и дегустация готовых блюд. Работа в группе.
Составление рецептурного альбома блюд из теста.
Подбор рецептуры кулинарного блюда в кулинарных книгах, справочниках, кулинарных интернет- сайтах.
Тема 6. Сладкие блюда и десерты (2 ч)
Основные теоретические сведения
Виды фруктов и ягод, используемых в кулинарии. Содержание во фруктах и ягодах минеральных веществ, углеводов, витаминов. Сохраняемость этих веществ, в процессе хранения и кулинарной обработки.
Механическая обработка фруктов и ягод. Назначение и правила механической обработки фруктов и ягод (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка, удаление косточек и др.).
Посуда, инструменты и приспособления для механической обработки фруктов и ягод.
Практическая работа
Определение доброкачественности фруктов и ягод органолептическим методом и методом химического анализа. Поиск рецептов приготовления десерта без сахара.
Механическая обработка фруктов и ягод.
Подбор посуды для приготовления блюд из кислых ягод.
Посуда, инструменты и приспособления для механической обработки фруктов и ягод.
Тема 7. Сладкие блюда и десерты (2 ч)
Основные теоретические сведения
Муссы и желе. Продукты, необходимые для приготовления муссов и желе (свежие ягоды и фрукты, фруктово-ягодные соки, фруктовые пюре, сиропы, варенье и др.). Желирующие вещества. Технология приготовления желе и муссов. Оборудование, инструменты, посуда (миксер, соковыжималка, сбивалка и др.). Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами.
Компоты и кисели. Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала (картофельный, кукурузный, пшеничный, рисовый) и его свойства. Приготовление киселей различных консистенций. Условия сохранения витаминов при механической и тепловой обработке фруктов и ягод.
Практические работы
Продукты, необходимые для приготовления муссов и желе (свежие ягоды и фрукты, фруктово-ягодные соки, фруктовые пюре, сиропы, варенье и др.). Желирующие вещества. Технология приготовления желе и муссов. Оборудование, инструменты, посуда (миксер, соковыжималка, сбивалка и др.). Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами.
Тема 7. Заготовка продуктов (2 ч)
Основные теоретические сведения
Варенье, джем, повидло, мармелад, цукаты. Приготовление варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Характерные свойства готового варенья (целые, кусочками или дольками плоды, прозрачный сироп). Соблюдение рекомендуемых режимов и приемов варки варенья. Правила и сроки сбора, перевозки и хранения плодов и ягод для варенья. Предварительная сортировка, нарезка и бланшировка плодов перед варкой. Подготовка тары.
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Концентрация сахара, необходимая для консервации плодов и ягод. Способы определения готовности варенья (по состоянию пенки, по распределению ягод в сиропе, по растеканию капли сиропа, по температуре кипения варенья).
Правила перекладывания варенья на хранение. Исправление прокисшего варенья. Технология приготовления джема, повидла, желе, цукатов. Плоды и ягоды, рекомендуемые для их приготовления. Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки их хранения. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Посуда и приспособления для механической обработки ягод и фруктов, приготовления варенья, повидла и для закладки их на хранение.
Практические работы
Определение времени сбора фруктов и ягод. Определение доброкачественности плодов и ягод для длительного хранения.
Расчет количества сахара для заготовки продуктов в зависимости от вида фруктов и ягод. Освоение новых технологических операций заготовки продуктов.
Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Выполнение безопасных приемов работы с горячими жидкостями.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 ч)
Тема 1. Элементы материаловедения (2 ч)
Основные теоретические сведения
Искусственные и синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Сравнительные характеристики тканей из натуральных, искусственных, синтетических и смесовых волокон. Способы обнаружения искусственных и синтетических волокон в тканях.
Преимущества и недостатки различных способов соединения деталей. Синтетические нитки (капроновые, лавсановые и др.), особенности их использования в швейных машинах. Химические и натуральные красители.
Практические работы
Сравнение характеристик различных видов волокон и тканей по коллекциям. Исследование свойств тканей из искусственных и синтетических волокон.
Поиск и презентация информации о новых свойствах современных тканей. Распознавание видов ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски различных тканей. Оформление результатов исследований.
Тема 2. Элементы машиноведения (2 ч)
Основные теоретические сведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Порядок разборки и сборки челнока. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Обметывание срезов деталей в стачном шве и в шве вподгибку с открытым срезом зигзагообразной строчкой. Обработка петель.
Назначение и конструкция различных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда. Виды неполадок в работе швейной машины (петляние, обрывы ниток и др.). Причины неполадок и способы их устранения.
Разборка и сборка челночного устройства универсальной швейной машины. Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Анализ причин возникновения дефектов машинной строчки и способы их устранения. Применение приспособлений малой механизации при обработке швейных изделий. Обработка срезов ткани на заправленной краеобметочной машине. Выполнение безопасных приемов труда.
Тема 3. Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (8 ч)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды.
Типовые фигуры, размерные признаки, пропорции фигуры человека. Условно-нормальная фигура. Отклонения от условно-нормальной фигуры. Анализ особенностей фигуры человека различных типов (сутулая, перегибистая, полная, худая и т. д.). Зрительная иллюзия. Индивидуальный и массовый пошив одежды. Преимущества и недостатки индивидуального пошива одежды.
Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий (поясных и плечевых). Построение чертежей одношовного и двухшовного втачных рукавов и воротников различных конструкций (отложного, стойки, апаш и др.). Особенности моделирования плечевых изделий.
Моделирование платья путем изменения формы выреза горловины, формы рукава, длины изделия. Выбор ткани и отделки изделия. Определение расхода ткани. Выбор модели изделия из журнала мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журнальной вкладки в натуральную величину. Построение чертежа выкройки в натуральную величину с чертежа выбранной модели уменьшенного масштаба. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки. Моделирование плечевого изделия способом переноса основной вытачки. Способы моделирования рукавов и цельнокроеных воротников. Виды рукавов и воротников в зависимости от силуэта и пропорций в одежде. Создание новых форм рукавов и воротников на основе их чертежей. Подбор цветовой гаммы в костюме с учетом индивидуальных особенностей человека (цвет волос, глаз, кожи и т. д.).
Выбор ткани и художественной отделки изделия. Оформление воротника и рукавов в народной одежде. Связь художественного оформления современной одежды с традициями народного костюма. Определение количества ткани на изделие.
Практические работы
Изучение основ композиции костюма. Приемы выполнения различных видов эскизов. Разработка эскизов моделей современной одежды с использованием элементов народного костюма.
Поиск информации о современных направлениях моды и модельерах.
Разработка эскизов различных моделей женской одежды.
Моделирование выбранного фасона швейного изделия.
Выбор вида художественной отделки швейного изделия в зависимости от его назначения, модели и свойств ткани. Использование зрительных иллюзий для подчеркивания достоинств, коррекции и маскировки недостатков фигуры.
Подбор цветовой гаммы в костюме с учетом индивидуальных особенностей человека.
Анализ особенностей фигуры человека различных типов. Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений.
Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Построение чертежей воротников, одношовного и двухшовного рукавов в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.
Расчет количества ткани на изделие.
Коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.
Работа в группе.
Расчет параметров и построение выкройки с помощью компьютера (при наличии специального программного обеспечения).
Тема 4. Технология изготовления поясных швейных изделий (14 ч)
Основные теоретические сведения
Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила обработки деталей кроя (обработка вытачек, рельефов, складок, обметывание срезов); обработки застежки на крючки и петли; обработки застежки тесьмой-молнией; обработки застежки планкой; обработки прорезных петель; обработки обтачных петель в рамку, одной или двумя обтачками, из вытачного и плетеного шнуров; разметки и пришивания пуговиц вручную или на швейной машине; обработки проймы и горловины тесьмой, косой бейкой, подкройной обтачкой, кружевом; обработки плечевых срезов тесьмой; обработки поясов, бретелей и шлевок; обработки прямых, овальных и фигурных кокеток с глухим и отлетным краями; обработки вытачек с учетом расположения их на деталях изделия, вида, свойств и рисунка ткани; обработки верхнего края поясного изделия притачным поясом; обработки низа швейного изделия ручным и машинным способами; обработки бортов (притачивание надставок к подбортам, обтачивание бортов; вывертывание и выметывание подбортов, влажно-тепловая обработка бортов); обработки воротников различной конструкции (двойного с острыми концами, двойного круглого, одинарного, стойки, цельнокроеного с полочками и др.); обработки втачных рукавов (одношовного и двухшовного); обработки манжеты и соединения ее с рукавом; втачивания воротника в горловину; втачивания рукава в пройму; обработки застежек на воротниках и манжетах.
Сборка изделия (скалывание, сметывание). Проведение примерки (уточнение баланса, линии проймы и горловины, положения декоративных линий; вкалывание рукава в пройму; выравнивание низа изделия; выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре). Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки и ее значение при изготовлении швейных изделий. Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.
Практические работы
Обоснование выбора вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования. Определение способа подготовки данного вида ткани к раскрою. Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом.
Выполнение раскладки выкроек на ткани. Перевод контурных и контрольных линий выкройки на парные детали кроя.
Чтение технологической документации и выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий.
Подготовка и проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Выполнение безопасных приемов труда.
Выбор режима и выполнение влажно-тепловой обработки изделия.
Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок.
Тема 5. Рукоделие. Художественные ремесла (10 ч)
Основные теоретические сведения
Вязание крючком. Краткие сведения из истории рукоделия. Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила вязания крючком. Выбор крючка, пряжи и ниток. Типы петель. Технология выполнения петель. Вязание по кругу.
Плетение макраме. Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники. Инструменты, приспособления, материалы для плетения. Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетеного полотна в абажурах, кашпо, сумочках, игрушках и т. п. Декоративные элементы, вплетаемые в изделия: дерево, керамика, сизаль и др.
Практические работы
Изготовление образцов, связанных крючком. Работа с журналами мод.
Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными способами. Основные узлы и узоры. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити. Отделка готового изделия.
Выполнение творческих проектов.
Раздел 3. Технология ведения дома (4 ч)
Тема 1. Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения
Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений на подоконниках, полках, полу, в подвесных кашпо, на переносных подставках, декоративных решетках ит. п.
Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Комнатные плодовые вечнозеленые растения (лимон, апельсин, мандарин, гранат).
Практические работы
Выполнение эскиза размещения комнатных растений в интерьере. Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
Тема 2. Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения
Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха.
Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство. Эстетические требования к составлению букета. Поэтическое значение цветов и растений. Уход за комнатными растениями.
Практические работы
Разработка эскиза приусадебного участка с декоративными растениями.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
Тема 1. Электроосветительные и электронагревательные приборы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их характеристики, область применения.
Практические работы
Поиск информации и анализ технических характеристик энергосберегающих осветительных приборов.
Проверка и замена гальванических элементов в переносной радиоаппаратуре.
Творческие проекты (10 ч)
Понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия.
Резервное время (2 ч)
Требования к результатам усвоения содержания программы.
В результате изучения курса технологии учащиеся должны:
знать: основные технологические понятия и характеристики; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; значение здорового питания для сохранения своего здоровья;
уметь: рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; готовить различные кулинарные блюда с учетом принципов здорового питания; конструировать, моделировать, изготавливать в материале швейные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия; развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья; приготовления и оформления кулинарных блюд здорового питания; сервировки стола и соблюдения правил поведения за столом; организации праздников и юбилеев; изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; изготовления или ремонта изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; измерения фигуры человека для определения размерных признаков одежды; выбора собственного стиля в одежде с учетом особенностей своей фигуры; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Перечень учебно – методического обеспечения
Методическое пособие:
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Методическое пособие
Рабочая тетрадь:
О.А.Кожина. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Дополнительная литература:
1.Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Н. Правдюк, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.); под ред. В.Д. Симоненко. 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 2000.
3. Ничипорович Л.И. Консервирование и хранение продуктов в домашних условиях . –Мн.: Современный литератор, 1999.
4. Секреты консервирования. Издательство «Внешсигма» перевод С.Френкель, 2000.
5. Еременко П.И Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1988
6. Коквина А.И. Шьем, ремонтируем, обновляем.– Екатеринбург, 1992.
7. Власова А.А. Рукоделие в школе. - СПб: ТОО «Диамант» ТОО «Фирма ЛЮКСИ», 1996.
8. Скопцова М.Й. Библиотека школьника. Технология. Обслуживающий труд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
9. Энциклопедия рукоделия. Перевод с английского. Москва. Ниола–Пресс,1997.
10. С.Э. Маркуцкая. Тесты. 5-7 классы. Технология: обслуживающий труд.– М.: Издательство «Экзамен», 2006.
11. С.Э. Маркуцкая. Тесты. 5-7 классы. Технология: обслуживающий труд.– М.: Издательство «Экзамен», 2006.
12. О.А.Нессонова. Технология. 5-9 кл.: Организация проектной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2009.
13. И.А.Сасова. Технология. 5 кл. Сборник проектов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
Учитель, 2009.
14. Л.Д. Карачевцева, О.П.Власенко. Технология. 5-9 кл.: дополнительные и занимательные материалы.– Волгоград: Учитель, 2009.
15. Каневец О.Ф Технология. Тетрадь для 7 класса. Части 1 и 2. Вариант для девочек. Саратов: «Лицей», 2000.
16. Ф. Н. Зименкова Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое сообщество России, 2002.
17. Буровик К.А. Родословная вещей. – М.: Знание, 1985.
18. Максимова М.В., Кузьмина М.А Быстрый крючок.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
19. Максимова А.М Вязанные игрушки.. – М.: Легпромбытиздат, 1992.
20. Салымский край. Научно - художественное издание. Екатеринбург: Издательство «Тезис», 2000.
21. Тарасенко С.Ф. забавные поделки крючком и спицами: Кн. Для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992.
22. Иголка – волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988.
23. Ф. Н. Зименкова Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое сообщество России, 2002
24. Лимаренко А.Ю. Лучшие комнатные растения \Андрей Лимаренко, Татьяна Палеева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.
21. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2010.
22. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. Практические советы любителям цветов. – М.: ЗАО « Фитон+», 2003.
23. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений / Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2008.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
• библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
• слайд-лекции по ключевым темам курса;
- принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
Электронные ресурсы:
СD Энциклопедия домашних заготовок.
СD Энциклопедия домашнего консервирования.
СD Вкусные истории. Про мясо.
СD. Национальные кухни.
СD Вкусная постная кухня.
СD 1000 самых важных секретов. Новейшая энциклопедия для девочек.
СD Кулинарная энциклопедия.
Интернет-ресурсы:
• Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
• Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
• Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
• Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок // www.sneg.by.ru
• Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
• Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
• Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
• Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) II www.webvernisage.com
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...