Рабочая программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_5_klass.docx | 94.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Чеускинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № от « 30 » августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ « 30 » августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор НРМОБУ «Чеускинская СОШ» ____________ « 31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Технологии» |
предмет |
5 класс |
Фасхитдинова Гюзель Юсуповна |
учитель технологии, первая кквалификационная категория |
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.А.Кожина, (М.: Дрофа, 2015).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Программа включает в себя следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие. Художественные ремесла». Программа включает в себя также разделы «Оформление интерьера», «Проектные и творческие работы».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.
Объем, содержание и форма домашнего задания определяется в ходе поурочного планирования и фиксируется в классном и электронном журналах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, требования к уровню подготовки учащихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Место предмета в учебном плане.
Программа предусматривает 70 часов в год, 2 часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.
Цели обучения технологии:
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.
- формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
К задачам учебного предмета «Технология» и системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения.
Межпредметная интеграция образовательной области «Технология» осуществляется с:
- Математикой (расчет количества продуктов, расчеты для построения чертежей, подсчет стоимости);
- Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды);
- Биологией (жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества);
- Русским языком (обогащение словарного запаса, развитие речи);
- ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
- ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, зарисовка моделей одежды);
- Химией (при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов);
- Физикой (при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, принцип работы домашних приборов);
- Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
- Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);
- Географией (различные виды рукоделия, национальные блюда)
- Литературой (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях).
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры.
Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.
Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержанием учебной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- технологическая культура;
-распространенные технологии современного производства;
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:
- потребности, предметы потребления, потребительская стоимость продукта труда, материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;
- устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, машин, механизмов); механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства;
- научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда;
- технологическая дисциплина;
- этика общения;
- информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;
- функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;
- экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.
Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.
Результаты изучения предмета.
Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках «Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
1.Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2.Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3.Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4.Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5.Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6.Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7.Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8.Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9.Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10.Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.
9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
- владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре груда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- планирование последовательности операций и составление технологической карты;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
- приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
- формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
- составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
- заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
- оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское конструирование изделия;
- применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
- эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
- сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
- создание художественного образа и воплощение его в материале;
- развитие пространственного художественного воображения;
- развитие композиционного мышления;
- развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
- развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
- понимание роли света в образовании формы и цвета;
- решение художественного образа средствами фактуры материалов;
- использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
- сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
- применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;
- применение методов художественного проектирования одежды;
- художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
- соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
- умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
- формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
- способность к коллективному решению творческих задач;
- способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
- способность прийти на помощь товарищу;
- способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
- достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- развитие глазомера;
- развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,
информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
- ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
Учебно-тематический план
Разделы и темы | всего часов | в том числе | |
теория | практика | ||
Раздел 1. Кулинария | 20 | 10 | 8 |
1. Физиология питания | 2 | 2 | - |
2. Санитария и гигиена | 2 | 2 | - |
3. Интерьер кухни, столовой | 4 | 2 | 2 |
4. Сервировка стола | 2 | 1 | 2 |
5. Бутерброды, горячие напитки | 2 | 1 | 1 |
6. Блюда из яиц | 2 | 1 | 1 |
7. Блюда из овощей | 4 | 2 | 1 |
8. Заготовка продуктов | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | 19 | 19 |
1. Элементы материаловедения | 4 | 2 | 2 |
2. Элементы машиноведения | 6 | 3 | 3 |
3. Ручные работы | 2 | 1 | 1 |
4. Конструирование и моделирование рабочей одежды | 6 | 3 | 3 |
5. Технология изготовления рабочей одежды | 12 | 6 | 6 |
6. Рукоделие. Художественные ремесла | 8 | 4 | 4 |
Творческие проекты | 10 | 5 | 5 |
Резервное время | 2 | 1 | 1 |
Итого | 70 | 35 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс (70 ч)
Раздел 1. Кулинария (20 ч)
Тема 1. Физиология питания (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.
Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
Практические работы
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Тема 2. Санитария и гигиена (2 ч)
Основные теоретические сведения
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.
Практическая работа
Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
Тема 3. Интерьер кухни, столовой (4 ч)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Практические работы
Выполнение эскиза интерьера кухни.
Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
Тема 4. Сервировка стола (2 ч)
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.
Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Тема 5. Бутерброды, горячие напитки (2 ч)
Основные теоретические сведения
Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов.
Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.
Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.
Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.
Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.
Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Примерный перечень блюд
Бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром.
Бутерброд с вареной или копченой колбасой.
Бутерброд с мясными продуктами (корейка, грудинка, окорок и др.).
Бутерброд с сельдью и маслом.
Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе.
Закрытый бутерброд с сыром или со свининой.
Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей.
Сандвичи из филе жареной курицы со сливочным маслом.
Бутерброд канапе с сыром или с копченой колбасой.
Тема 6. Блюда из яиц (2 ч)
Основные теоретические сведения
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Практические работы
Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Приготовление блюда из яиц.
Примерный перечень блюд
Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные.
Яичница-глазунья.
Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной.
Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем, яблоками, шпинатом и др.
Тема 7. Блюда из овощей (4 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии.
Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов.
Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.
Механическая обработка овощей
Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).
Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
Приготовление блюд из свежих овощей
Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.
Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.
Приготовление блюд из вареных овощей
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогятель ные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.
Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практические работы
Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов.
Приготовление салата из сырых овощей.
Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.
Приготовление одного блюда из вареных овощей.
Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).
Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.
Примерный перечень блюд
Салат из зеленого лука и редиса с яйцом.
Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем.
Салат из редьки с огурцами и сметаной.
Салат из отварной свеклы с изюмом.
Винегрет зимний постный.
Картофель отварной с маслом и зеленью.
Картофель, сваренный в молоке.
Картофель, сваренный на пару.
Тыква, запеченная в духовом шкафу.
Кукуруза в початках отварная.
Тема 8. Заготовка продуктов (2 ч)
Основные теоретические сведения
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.
Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.
Практические работы
Закладка яблок на хранение.
Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав.
Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
Тема 1. Рукоделие. Художественные ремесла (8 ч)
Основные теоретические сведения
Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.
Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.
Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.
Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.
Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.
Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Оформление салфеток в технике «узелковый батик».
Тема 2. Элементы материаловедения (4 ч)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка.
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Выполнение образца полотняного переплетения.
Тема 3. Элементы машиноведения (6 ч)
Основные теоретические сведения
Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.
Практические работы
Намотка нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней нитей.
Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.
Тема 4. Ручные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Практическая работа
Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Тема 5. Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 ч)
Основные теоретические сведения
Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука выбранного фасона.
Тема 6.Технология изготовления рабочей одежды (12 ч)
Основные теоретические сведения
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.
Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани.
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
Обработка деталей кроя.
Соединение деталей изделия машинными швами.
Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Основные теоретические сведения
Понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия
Практические работы
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.
Варианты объектов труда
Организация праздника (на примере дня рождения).
Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
Отделка швейного изделия вышивкой.
Изготовление сувениров в технике вышивки и узелкового батика.
Требования к результатам усвоения содержания программы.
В результате изучения курса технологии учащиеся должны:
знать: основные технологические понятия и характеристики; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; значение здорового питания для сохранения своего здоровья;
уметь: рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; готовить различные кулинарные блюда с учетом принципов здорового питания; конструировать, моделировать, изготавливать в материале швейные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия; развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья; приготовления и оформления кулинарных блюд здорового питания; сервировки стола и соблюдения правил поведения за столом; организации праздников и юбилеев; изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; изготовления или ремонта изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; измерения фигуры человека для определения размерных признаков одежды; выбора собственного стиля в одежде с учетом особенностей своей фигуры; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Перечень учебно – методического обеспечения
Методическое пособие:
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методическое пособие
Рабочая тетрадь:
О.А.Кожина. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Дополнительная литература:
1.Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Н. Правдюк, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.); под ред. В.Д. Симоненко. 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 2000.
3. Ничипорович Л.И. Консервирование и хранение продуктов в домашних условиях . –Мн.: Современный литератор, 1999.
4. Секреты консервирования. Издательство «Внешсигма» перевод С.Френкель, 2000.
5. Еременко П.И Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1988
6. Коквина А.И. Шьем, ремонтируем, обновляем.– Екатеринбург, 1992.
7. Власова А.А. Рукоделие в школе. - СПб: ТОО «Диамант» ТОО «Фирма ЛЮКСИ», 1996.
8. Скопцова М.Й. Библиотека школьника. Технология. Обслуживающий труд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
9. Энциклопедия рукоделия. Перевод с английского. Москва. Ниола–Пресс,1997.
10. С.Э. Маркуцкая. Тесты. 5-7 классы. Технология: обслуживающий труд.– М.: Издательство «Экзамен», 2006.
11. С.Э. Маркуцкая. Тесты. 5-7 классы. Технология: обслуживающий труд.– М.: Издательство «Экзамен», 2006.
12. О.А.Нессонова. Технология. 5-9 кл.: Организация проектной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2009.
13. И.А.Сасова. Технология. 5 кл. Сборник проектов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
14. О.А.Нессонова. Технология. 5-9 кл.: Организация проектной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2009.
15. Л.Д. Карачевцева, О.П.Власенко. Технология. 5-9 кл.: дополнительные и занимательные материалы.– Волгоград: Учитель, 2009.
16. Каневец О.Ф Технология. Тетрадь для 5 класса. Части 1 и 2. Вариант для девочек. Саратов: «Лицей», 2000.
17. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки / авт.-сост. О. Н. Маркелова. – Волгоград: Учитель, 2009.
18. Ф. Н. Зименкова Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое сообщество России, 2002.
19. Буровик К.А. Родословная вещей. – М.: Знание, 1985.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
- библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
- слайд-лекции по ключевым темам курса;
- принтерные распечатки тестов,в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
Электронные ресурсы:
СD Энциклопедия домашних заготовок.
СD Энциклопедия домашнего консервирования.
СD Вкусные истории. Про салаты.
СD. Национальные кухни.
СD Вкусная постная кухня.
СD 1000 самых важных секретов. Новейшая энциклопедия для девочек.
Интернет-ресурсы:
- Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
- Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок // www.sneg.by.ru
- Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
- Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
- Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золот-ное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) II www.webvernisage.com
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ | Название раздела Тема урока | Кол- во ча сов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 - 2 | Физиология питания | 2 | Изучение нового материала | Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. | Текущий. Ответы на вопросы. | 05.09 05.09 | |
3 - 4 | Санитария и гигиена | 2 | Изучение нового материала | Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах | Текущий. Ответы на вопросы. | 12.09 12.09 | |
5 - 6 | Интерьер кухни, столовой | 2 | Комбинированный | Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Создание интерьера кухни. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Использование в интерьере кухни откидных разделочных досок, полочек, скамеек. Посуда, приборы для сервировки стола. Принадлежности обеденного и чайного стола. Чистка посуды из металла, стекла, керамики, дерева. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления; прихватками, полотенцами, разделочными досками, подставками и др. Санитарное состояние кухни. Наличие вентиляции, применение воздухоочистителя. Меры по борьбе с насекомыми и грызунами | Текущий. Ответы на вопросы. | 19.09 19.09 | |
7 - 8 | Интерьер кухни, столовой | 2 | 26.09 26.09 | ||||
9 - 10 | Сервировка стола | 2 | Комбинированный | Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Подача горячих напитков | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 03.10 03.10 | |
11 - 12 | Бутерброды, горячие напитки | 2 | Комбинированный | Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах. Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе. Применение кондитерского мешочка для укладывания масляных смесей на бутерброды. Подсушивание хлеба для бутербродов канапе в жарочном шкафу или тостере. Использование вместо хлеба выпечки из слоеного теста. Применение пластмассовых вилочек и шпажек в бутербродах канапе. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Подача к столу. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Чайный сбор (мята, чабрец, липа и др.). Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Приспособления для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки. Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков Приготовление горячих напитков | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 10.10 10.10 | |
13 - 14 | Блюда из яиц | 2 | Комбинированный | Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц водоплавающих птиц (гусей, уток и др.). Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Способы крашения яиц (в шелухе от луковиц, в листьях молодой березы, в лоскутках линяющей ткани, химическими красителями). Подготовка яиц к покраске. Время крашения | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 17.10 17.10 | |
15 - 16 | Блюда из овощей | 2 | Комбинированный | Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Классификация овощей: клубнеплоды, корнеплоды, капустные, листовые, пряные, луковые, тыквенные, томатные, бобовые, грибы. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов. Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Механическая обработка овощей Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы размораживания быстро замороженных овощных полуфабрикатов. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Механическая обработка листовых, луковых и пряных овощей (переборка, зачистка, удаление корешков, загнивших и желтых листьев, промывка, нарезка). Особенности механической обработки тыквенных, томатных и капустных овощей. Способы и безопасные приемы шинкования капусты. Способы и формы нарезки. Выполнение фигурной нарезки овощей для нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Приготовление блюд из свежих овощей Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени. Изготовление цветов и других украшений из овощей. Приготовление блюд из вареных овощей Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 24.10 24.10 | |
17 - 18 | Блюда из овощей | 2 | 07.11 07.11 | ||||
19 - 20 | Заготовка продуктов | 2 | Комбинированный | Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов (консервирование, маринование, сушка, соление, квашение, замораживание, копчение, вяление и др.). Способы хранения запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Процессы дозревания овощей и фруктов во время хранения. Упаковочные материалы для хранения запасов. Устройство погреба. Хранение картофеля и зимних корнеплодов (свекла, морковь, редька) в ямах, траншеях, буртах и т. п. Правила сбора ягод для закладки на хранение. Принцип консервации путем быстрой заморозки. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 14.11 14.11 | |
21 - 22 | Элементы материаловедения | 2 | Изучения нового материала | Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна (хлопок, лен). Способы их получения и свойства натуральных волокон. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях | Ответы на вопросы. | 21.11 21.11 | |
23 - 24 | Элементы материаловедения | 2 | Комбинированный | 28.11 28.11 | |||
25 - 26 | Элементы машиноведения. Классификация швейных машин | 2 | Изучения нового материала | Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды передач вращательного движения. Виды зубчатых передач. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Включение и выключение механизма махового колеса. Заправка верхней и нижней нитей. Запуск машины и регулировка скорости. Устройство моталки. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: выполнение машинных строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки). Регулировка длины стежка. Приемы закрепления строчки обратным ходом. | Ответы на вопросы. Контроль за действиями | 05.12 05.12 | |
27 - 28 | Элементы машиноведения. Подготовка швейной машины к работе. | 2 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Контроль за действиями | |||
29 - 30 | Элементы машиноведения. Устройство моталки. | 2 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Контроль за действиями | 19.12 19.12 | ||
31 - 32 | Ручные работы | 2 | Комбинированный | Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная и др. Правила безопасной работы с колющим инструментом | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 26.12 26.12 | |
33 - 34 | Конструирование швейных изделий | 2 | Комбинированный | Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения чертежей швейных изделий. Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Особенности строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения. Мерки, необходимые для построения чертежа основы швейного изделия (плечевого, поясного, воротника, рукава), правила их измерения и условные обозначения. Зависимость величины прибавок на свободу облегания от силуэта изделия и свойств ткани. Последовательность построения чертежа фартука в рабочей тетради в масштабе 1: 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 09.01 09.01 | |
35 - 36 | Конструирование швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 16.01 16.01 | |||
37 - 38 | Конструирование швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 23.01 23.01 | |||
39 - 40 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Комбинированный | Конструкция машинных швов, их условные графические обозначения. Длина стежка, ширина шва. Назначение и технология выполнения соединительных, краевых и отделочных швов. Зависимость ширины шва от свойств материалов, от модели изделия. Способы распускания швов. Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Особенности раскладки выкройки на тканях с крупным рисунком, в клетку и в полоску. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила обработки деталей кроя (обработка вытачек, рельефов, складок, обметывание срезов); обработка карманов накладных, пояса и бретелей; сборка изделия; обработка воротников различной конструкции (двойного с острыми концами, двойного круглого, одинарного, стойки, цельнокроеного с полочками и др.). Сборка изделия (скалывание, сметывание). Художественная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки и ее значение при изготовлении швейных изделий. Оборудование рабочего места для влажно-тепловой обработки. Контроль качества изделия | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 30.01 30.01 | |
41 - 42 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 06.02 06.02 | |||
43 - 44 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 13.02 13.02 | |||
45 - 46 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 20.02 20.02 | |||
47 - 48 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 27.02 27.02 | |||
49 - 50 | Технология изготовления швейных изделий | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 06.03 06.03 | |||
51 - 52 | Вышивка | 2 | Комбинированный | Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Традиции края в вышивке. Отделка изделий вышивкой. Виды орнаментов. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Законы восприятия цвета. Яркость и насыщенность цвета. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Способы изменения размера рисунка. Разметка рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе. Технология выполнения простейших ручных швов, стачных швов, свободной вышивки по рисованному контуру узора. Организация рабочего места для ручного шитья. Правильная посадка и постановка рук во время работы. Правила работы с ножницами, иглами, булавками | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 13.03 13.03 | |
53 - 54 | Вышивка | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 20.03 20.03 | |||
55 - 56 | Вышивка | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 03.04 03.04 | |||
57 - 58 | Узелковый батик | 2 | Комбинированный | История появления техники «узелковый батик». Материалы и красители. Подготовка ткани к окрашиванию. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Материалы и инструменты, используемые для выполнения узелкового батика. Организация рабочего места, культура труда. Подбор красителя к ткани. Зависимость рисунка от способа завязывания, силы закручивания, толщины ткани, температуры красящего раствора и времени окрашивания. Особенности построения композиции в узелковом батике | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 10.04 10.04 | |
59 - 60 | Творческие проекты | 2 | Комбинированный | Понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание. Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию. | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 17.04 17.04 | |
61 - 62 | Творческие проекты | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 24.04 24.04 | |||
63 - 64 | Творческие проекты | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 08.05 08.05. | |||
65 - 66 | Творческие проекты | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 15.05 15.05 | |||
67 - 68 | Творческие проекты | 2 | Ответы на вопросы. Контроль за действиями Контроль качества | 22.05 22.05 | |||
69 - 70 | Зашита творческих проектов | 2 | Комбинированный | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия | Защита проекта | 29.05 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...