Доклад Халдеевой Акулины на тему «Изготовление панно «Харысхал»: триптих»
проект по технологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники НПК. Меня зовут Халдеева Акулина, я ученица 6 класса МСОШ. Мой проект называется «Изготовление картин «Харысхал» - триптих».
В прошлом учебном году, в связи с юбилеем нашей школы, мы с руководителем кружка сделали проект по теме «Изготовление картины «Харысхал» в этно-стиле». В этом учебном году мы решили продолжить наш проект и изготовить сразу три картины на тему «Харысхал», для украшения учительского кабинета.
В настоящее время национальный якутский колорит, начинает все больше присутствовать в нашей повседневной жизни. Будь то декор мебели, одежды, украшений, посуды, везде мы встречаем различные орнаменты и узоры. Каждый узор имеет свое значение и свойства оберега. Поэтому мы считаем, что изготовление нашей картины «Харысхал» будет актуальным. Отсюда исходит цель: изготовление картины «Харысхал»: триптих.
Гипотеза исследования: при изготовлении оберега, необходимо знать узоры и орнаменты, для того чтобы каждый оберег благоприятно воздействовал на своего хозяина, а так же иметь навыки росписи по коже.
Практическая значимость проекта: Наш проект поможет нам в дальнейшей жизни приобрести навыки по росписи, а так же по изготовлению различных оберегов «Харысхал».
Методы исследования:
-теоретический анализ,
-опрос,
-практическая работа
Задачи:
- Изучить необходимую литературу об узорах, орнаментах и оберегах.
- Провести устный опрос среди учащихся на знание значений узоров и орнаментов.
- Разработка идей и вариантов.
- Выбор оберега.
- Изготовление картин «Харысхал»: триптих.
- Выполнить экономический расчет.
- Рефлексия.
Три́птих — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом.
Каждый якутский узор и орнамент несет от природы определенную функцию — благопожелательную, защитную и испросительную. Изделия, украшенные якутскими узорами, по-настоящему украшают красоту их владельца, придают ему прекрасный, яркий и запоминающийся образ, подчеркивают гордость и достоинство. Но самое главное — они несут в себе духовную силу, способную влиять на жизнь человека, имеют функцию благопожелания, испрошения либо защиты, а, значит, соединения человека с миром с высшими силами.
1. Лировидный орнамент — «Көҕүөр ойуу»
Лировидный орнамент Лировидный мотив — король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов, имеющее глубочайшее символическое значение.
Расцветшая лира «Ийэ Kөҕүөp» (с якут. ийэ — мать, көҕүөр — лира) с разветвлениями «oҕo көҕүөр» (с якут. оҕо — ребенок), растущими от нее в четыре стороны вверх и вниз — символ материнства, продолжения рода, семейного счастья, благополучия и богатства нескольких поколений определенного рода. Внутренние малые кеҕүөр повествуют о потомстве, внешние малые көҕүөр рассказывают о ближней и дальней родне, сородичах.
2. Группа растительных узоров — «Эрэдэһин, эрбэлдьин ойуулар. Үүнээйи ойуу»
Растительные узоры универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства. Оберегают «кут-сүр» (духовная опора), повышают настроение «сүргэ» (радость, веселье, довольство). Благопожелание — алгыс женскому роду.
3. Орнамент в виде рогатого скота, коровы — «Ынах ойуу»
Узор напоминает своими очертаниями лежащую скотину: голова, уши, зародыш в утробе. Символ плодородия рогатого скота, достатка, благополучия и богатства. (см. Приложение рис 3)
Узор получил развитие в изделиях из бересты, позже использовался на крышках коробок для рукоделия, неглубокой посуде, предметах обихода.
Используется только в женской одежде. Другой канон нанесения этого орнамента — быть украшением посуды, предназначенной только для молочной пищи.
4. Ломаные линии (вид урасы) — «Уpаһa ойуу»
Орнамент, свидетельствующий о происхождении из знатного рода. Образ Среднего мира, цветущей земли, дарующей добро и благо людям. В ломаных линиях есть влияние ободочного шва берестяной посуды. (см. Приложение рис. 4)
Это геометрический орнамент со своей длительной историей. Сохранился вследствие непрерывного развития и применяется сейчас в народном творчестве всех этносов Сибири. Узор «Уpaha ойуу» используется в декоре берестяных сосудов и чороонов (с якут. кубок для кумыса).
5. Узор «Муравьи» — «Кымырдаҕас ойуу»
Орнамент «Кымырдаҕас ойуу» благословляет нас быть сильными, трудолюбивыми и плодовитыми, как муравей (муравей, оса, паук — особо почитаемые якутами насекомые), символизирует трудолюбие, упорство, сплочение. В основном использовался в XIX — начале XX веков при украшении домашней утвари и обстановки. Издревле являлся популярным декором одежды, верховой упряжи. В изделиях из дерева широко не применялся. (см. Приложение рис.5)
6. Арочные узоры — «Биэ эмийэ, сарбынньах, тыҥырах ойуулар»
Якутские узоры, имеющие глубокое содержание, воспетые в песнях, поговорках и пословицах народа саха, снискавшие большую популярность и славу. Одежда, посуда, предметы обихода без этих орнаментов считались незаконченными. Встречаются в керамике, изделиях из дерева, бересты, в вышивке бисером, аппликации. (см. Приложение рис. 6)
По мнению исследователя орнаментального искусства Уллы Йохансен, арочный узор является «изображением небесного свода со звездами, орнаментом, славящим красоту мироздания».
7. Орнамент «Круг» — «Күн ойуу»
Орнамент круга в качестве изображения солнца «Күн ойуу», ласково называемый якутами «Ытык күөрчэх күн ойуу» (с якут. узор мутовки взбитых сливок керчеха), является самым почитаемым орнаментом народа саха, так как связан с его верованием и поклонением солнцу. Символика солнца изображается на украшениях, одежде и других предметах: «солнце пояса», «солнце нагрудного и наспинного женского украшения», «солнце шапки дьабака», «бляшке». (см. Приложение рис.7)
«Күн ойуу» — оберег духа и души девушек, женщин от злых сил, неприятностей и недугов в женском украшении «илин кэбиһэр» (нагрудное) и «кэлин кэбиһэр» (наспинное). Серебряный круг «туоһахта» на головном уборе человека: символ человека, обитателя Срединной земли, мира под солнцем. Знак, возвышающий самосознание и самопознание человека. Еще одно предназначение «туойахта»; служить связующей нитью между людьми и высшими силами.
8. Орнамент в виде трав и листьев — «От-мас, сэбирдэх ойуу»
Якутские оранменты в виде трав и листьев представляют собой группу, которая широко не применялась в изделиях из дерева. Обычно они служили украшением для различных коробок и принадлежностей женского обихода. (см. Приложение рис.8)
Орнамент благопожелания алгыс, символ новой жизни, развития и роста. Используется как узор-изгородь для более крупных орнаментов, дабы «не сквозило недобрым ветром, не проник злой дух».
9. Сердцевидный узор — «Сүрэх ойуу»
Символ вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. В данном контексте используется в качестве украшения чепрака и «кычыма» (тебенёк — кожаная лопасть седла) невесты. Сердцевидным якутским узором украшают одежду и берестяную посуду. Также данный узор можно видеть на якутских кубках для молочной посуды — чоронах и кумысных воронках XIX-XX веков. (см. Приложение рис. 9)
10. Орнамент в виде нёба — «Таҥалай ойуу»
Самый древний вид орнамента, символизирующий лестницу в небеса, божественную тропу к Верховным божествам, благословение на правильный путь. Применяется в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. (см. Приложение рис. 10)
Начиная с XVIII века им стали украшать посуду для кумыса и молочных продуктов, например, рукояти чепраков, ковшей и мутовок для кумыса, изделий из бересты.
11. Стреловидный мотив — «Айа ырбата»
Орнамент, имеющий оберегающую, предупреждающую от различных несчастий и бед функцию. Символ удачи, достижения целей. Используется только по краям одежды (рукава, подол) и в канте других изделий (посуда, украшения, резьба по дереву). (см. Приложение рис. 11)
12. Крестовидный узор — «Кириэс ойуу»
Особый якутский узор, символ отражения четырех сторон света, целостности Космоса. Оберег жилища человека «дабы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей».
Для изготовления картин «Харысхал»: триптих, мы выбирали, между искусственной кожей, натуральной кожей и натуральной замшей. Искусственную кожу исключили сразу, т к в прошлом году мы использовали ее в нашем проекте, и выявили ряд несовершенств, которые нам не подходят для изготовления нынешнего проекта. Натуральная кожа была исключена из списка, потому что мы не нашли ее в продаже, поэтому становили выбор на натуральной замше.
По цвету мы выбирали из бежевого, светло-бежевого и коричневого. Остановили выбор на коричневом, потому что в продаже не было остальных цветов.
Существует множество техник по росписи, но мы выбрали роспись по ткани, контурными, акриловыми несмываемыми красками. Цвет контура выбрали золотой, т к он хорошо сочетается с коричневым фоном.
Рамку для картин, мы попросили изготовить в мастерской для мальчиков.
Так как эти картины будут висеть в учительском кабинете, мы решили сделать харысхал «Защиту с 4-х сторон», «Лисий нос» и «Верное решение».
Для изготовления нашего проекта нам необходимо:
• Натуральная замша Замшевая веревка Карандаш, ластик Ножницы Мелок Контурные акриловые краски по ткани Кисточки Деревянная рама Краска для дерева Кисть Шило
Заключение
Мне очень понравилось выполнять проект «Изготовление картин «Харысхал»: триптих». Выполнив поисковую работу по теме нашего проекта, я еще глубже узнала о значениях орнаментов, узоров и оберегов, это очень помогло мне при практическом выполнении проекта. Отсюда следует, что гипотеза доказана. Так же очень понравились книги народного мастера Неустроева – Мандар Уус.
При изготовлении самой картины, мы очень долго выбирали орнамент для нашего оберега. Были трудности с нанесением контура, нельзя было ошибаться, т к невозможно было стереть неправильно начерченный контур. Больше всего понравился окончательный вариант моего проекта, получилось лучше, чем на эскизе.
По итогам устного опроса, мы сделали анализ: многим интересны обереги «Харысхал», и хотели бы их иметь, но также многие не знают их значения. Мы считаем, что наш проект может в дальнейшем помочь учащимся многое узнать об оберегах «Харысхал».
В следующем году хочу продолжить мой проект и изготовить коллекцию картин по якутским знакам месяцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Изготовление панно «Подводный мир» в технике мозаичной аппликации «торцевание».
Методическая разработка занятия творческого характера в группе продлённого дня....
Творческие работы детей к теме «Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги»:
Материал подготовилапедагог дополнительного образованияЦДТ "Царицыно"Ганжинов А. М.Приложение №1. Творческие работы детей к публикации «Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги»по ссыл...
Конспект занятия по изготовлению панно в технике валяние по ткани на тему "По мотивам Хохломской росписи"
На занятии происходит знакомство с народными традициями Хохломской росписи и выполняется небольшое панно в технике "сухого" валяния по ткани "Хохломские мотивы"...
Мастер – класс по изготовлению панно в МБУ ДО ЦВР «Гармония» г. Тихорецка, тема: «Кубанские подсолнухи». Рваная аппликация. Смешанная техника.
Мастер -класс по изготовлению панно в МБУ ДО ЦВР "Гармония" г.Тихорецка "Кубанские подсолнухи" проводится в системе дополнительного образования среди воспитателей и педагогов учебн...
Урок технологии в 7-м классе Тема: Изготовление изделия из древесины. Панно «Дерево».
Предлагаю конспект урока по технологии в 7 классе на тему: "Изготовление изделия из древесины. Панно "Дерево"...
План конспект занятия Тема занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ «ТЕРРА»
Данный материал содержит ход занятия по изготовлению панно в технике "Терра". Будет полезен педагогам дополнительного образования, всем кто занимается декоративно-прикладным творчеством....
Открытый урок по технологии по теме "Изготовление панно в лоскутной техники"
Тема урока: Изготовление панно в лоскутной техникиЦель: Формирование навыков в технике аппликации.Задачи:Формировать навыки по художественной обработке материала.Развивать и совершенствовать твор...