План конспект занятия Тема занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ «ТЕРРА»
план-конспект
Данный материал содержит ход занятия по изготовлению панно в технике "Терра". Будет полезен педагогам дополнительного образования, всем кто занимается декоративно-прикладным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_terra.docx | 51.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект занятия
Тема занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО В ТЕХНИКЕ «ТЕРРА»
Педагог (ФИО) Некрасова Людмила Тимофеевна
Направление Декоративно-прикладное творчество
Образовательный курс Дизайн-студия «Сувенир»
Возраст обучающихся 10-15 лет
Занятие рассчитано на 3 занятия – 2 часа. Всего – 6 ч.
Материалы и оборудование:
для педагога: презентация темы (диапроектор, компьютер, экран), работы детей из фонда учреждения, таблицы по цветоведению.
для учеников: фанера (ДВП, толстый картон), шпатлевка, песок, вода, шпатель или мастихин, перчатки, клеенка, пульверизатор, акриловые или гуашевые краски, клей ПВА, емкость для смешивания, кисти различных размеров, палитра. Расходный материал: ракушки, камешки, листики, засушенные кусочки фруктов и цветов, бусины, бисер, крупы, желуди, шишки, нитки, возможен «бросовый материал» и т.п.
Цель: Расширить знания учащихся о коллаже. Познакомить с новой коллажной техникой - «терра».
Задачи: Обучать навыкам и приемам работы с флористическим коллажем, грамотно применять и сочетать разнородные материалы. Развивать фантазию, креативность, художественный вкус, чувство стиля. Закреплять знания законов композиции на практике. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы и передавать эмоциональное состояние в работе.
Тип занятия: Смешанный – теория и практика
Методы занятия: Объяснительно - иллюстративный
Задание: Урок 1: Подготовка, обсуждение и отбор с педагогом эскизов. «Черновое» расположение композиции на формате. Покрытие формата клеем ПВА.
Урок 2: Работа в материале – покрытие основы раствором и декорирование согласно эскизу. Сушка работы.
Урок 3: Работа в материале – выкрашивание композиции. Покрытие лаком.
Ожидаемый результат: выполнение учащимися декоративного панно на формате А3 в технике «терра», применяя навыки стилизации формы. В работе должна прослеживаться оригинальная трактовка формы, интересное цветовое решение.
План занятия
- Организационный момент.
- Постановка темы урока. Беседа о новой технике.
- Практическая работа.
- Перемена, физкультминутка.
- Итоги урока.
Ход занятия:
- Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Перед занятием дети рассмотрели работы учеников из фондов учреждения, выполненных в технике «терра».
- Сообщение темы, цели, задач и задание по теме для каждого урока.
На занятиях по декоративной композиции мы знакомимся с различными декоративными техниками. Рассматривали и технику коллажа. Вспомните, чем особенна и интересна эта техника.
Предпологаемые ответы детей: Коллаж создается путем наклеивания на какую- то основу различных по фактуре и цвету материалов – бумага, ткань, фольга, веревочки, веточки, бусины, пуговицы, даже стекло и металл и пр. То есть все, что окажется под рукой.
Широкое применение коллажа началось во время стиля «модерн». Показательно в этом отношении творчество австрийского художника Густава Климта. Его картины как пестрый ковер, где он вводит различные материалы: фольгу, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают .
И сегодня коллаж не теряет своей актуальности, но приобретает новое звучание и высказывает новые идеи. Сегодня мы постоянно говорим об экологии, о переизбытке мусора, о защите окружающей среды от выбросов, о бережном отношении к нашей планете. И молодые, креативные художники и дизайнеры увлеклись этой идеей и стали создавать необыкновенные произведения - картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба - из обычного мусора, придумывают новые техники, сочетания материалов. Например, Джон Дальсен (Австралия) – находит материал для своих картин – коллажей на родном пляже, Том Денингер – «пишет» портреты, пейзажи, используя вместо красок мусор.
Одной из нетрадиционных техник, которую мы рассмотрим является «терра».
«Терра» - с латинского «земля», это флористический коллаж, где используется природный материал. Засушенные цветы, шишки, орехи, желуди, сухие ветки, листья, кора, ягоды, ракушки, камешки. А в современных флористических коллаж в ход идет и дополнительный материал –сетки, веревки, пуговицы, обрывки бумаги, скорлупа, осколки фарфора и стекла, так называемый, нехудожественный материал. .
Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи. «Ошибана» - была почитаемым искусством в Китае, Корее и Таиланде.
Предшественник флористического коллажа - гербарий. Искусно составленный, он мог украсить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени, памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшали письмо или открытку.
Фридхельм Раффел – известнейший немецкий флорист, художник. разработал множество техник создания флористического коллажа (монотипия, декалькомания, восковая техника, клеевая , спрей, терра….). Как рассказывают ученики - однажды, лист дерева случайно упал на живописный фон, и, будучи художником, Раффел не смог не оценить это совпадение. Его считают основоположником и создателем этого направления.
«Терра» – авторское название Раффелла. Терра - это что-то среднее между картиной и скульптурой. Потому что форма набирается скульптурным способом, а доводится до художественного состояния с помощью красок, придающим цвет композиции.
Флористический коллаж вещь уникальная, создается в единственном экземпляре и отражает авторскую личность, использует не реальный сюжет, а наши впечатления от реальности.
Создание коллажей в технике «терра» требуеют терпения и кропотливой работы. Большое значение здесь отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки. Техника тем и интересна , что каждый может использовать свои, свойственные только ему технические приемы. И тогда на свет появятся неповторимые картины, способные стать украшением интерьера дома и вызывать искреннее восхищение ваших гостей.
Рассмотрим процесс создания терры, его можно разбить на несколько этапов:
- Создание фона.
- Декорирование.
- Выкрашивание.
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
- основной материал — шпатлевка /продается в любом строительном магазине/
- просеянный песок
- шпатель или мастихин
- резиновые перчатки, клеенка
- вода, пульверизатор
- акриловые или гуашевые краски, аэрозольные краски
- кисти различных размеров
- клей ПВА
- расходный материал: ракушки, камушки, листики, засушенные кусочки фруктов и цветов, бусины, бисер, крупы, желуди, шишки, нитки и т.п., «бросовый» материал
- емкость для смешивания
- палитра
- эскиз в цвете
Практическая часть.
Изготовление Терры работа грязная, поэтому оборудуем рабочее место: стол застилаем клеенкой или газетами, надеваем фартуки или халаты, резиновые перчатки.
- Создание фона.
- Замешиваем раствор: В емкость насыпать 1 часть песка, 1 часть клея ПВА и 2 части шпатлевки. Понемногу добавляем воду, доводим до состояния крутого теста. Если шпатлевки класть больше по отношению к клею -1:4, то будет вероятность растрескивания поверхности. Хотя это свойство можно использовать для достижения эффекта старения. Можно колорировать готовую смесь до нанесения на основу, т.е. добавить в нее краску и придать желаемый цвет. Но первоначальный цвет не должен быть слишком насыщенным. Сделайте его светлым.
- Работа с фоном.
Рабочую поверхность фона перед нанесением раствора лучше смочить водой руками или при помощи пульверизатора. Затем желательно нанести тонкий слой клея ПВА и дать просохнуть. Клей наносится для того чтобы основу не «повело» если это картон или фанера.
На основу наносим рабочий раствор. Накладывать раствор можно шпателем, или руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким, создавая рельеф, необычную, интересную фактуру. Для этого же используют и технику оттиска. Любой твердый предмет с выпуклым рисунком оставит оригинальный отпечаток в растворе. Возникающая благодаря технике оттиска неожиданная фактура используется как для создания фона, так и для изображения отдельных предметов. С помощью техники оттиска можно достичь высокой степени реалистичности.
Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм предметов руками. Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора, которые формируют задуманную форму. При желании можно вылепить цветок, бабочку, замок, дерево и т.д. Шпателем или другим подручным материалом можно «прорисовывать» деталировку.
Для декоративного, творческого панно характерно условное изображение реальности. Важная роль отводится линии, контуру, их движению. В изображении все должно подчиняться главному объекту.
2. Декорирование.
Особенность распределения дополнительного материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта. Перед применением растительный материал нужно сбрызнуть водой для большей эластичности и сцеплением с раствором.
Нашей композиции понадобиться время для высыхания – 3-4 дня. После этого работу можно выкрасить.
3. Работа с красками.
Панно можно раскрасить гуашью, акрилом при помощи кисти. Цвет наносят на поверхности согласно замыслу. Выкрашивание очень индивидуальный и творческий процесс, только сам художник может решить какой способ ему подходит. Это может быть «вмазывание», «наслоение», «нацарапывание» краски. Возможно использование «припудривания» под золото или серебро; использование контуров «металлик» для батика и т.п. Способ «припудривания» служит объединяющим моментом, убирает раздробленность, «собирает» композицию в единое целое.
После окончательного высыхания, панно можно покрыть матовым акроловым лаком (аэрозоль или кистевое нанесение).
Практическая работа
Любая художественная работа начинается с замысла, который отображается в эскизе. Задание сегодняшнего урока: разработать эскиз в цвете, затем составить «черновую» композицию на основе из подготовленных материалов. Посмотреть какие элементы необходимо будет донести.
Приступая к созданию коллажа часто бывает трудно предугадать, каким будет конечный результат: это ваша фантазия, импровизация, творчество. Но, все же определите реалистической или фантастической будет ваша работа. Какова тема и материалы. Каким способом будет наноситься раствор и декоророваться основа. Продумайте цветовую гамму.
Если комбинировать материалы контрастные, например, технологические (искусственные) пластмассы, пенопласт с одной стороны, и натуральные – кора, керамические осколки, кусочки холста или кожи с другой – это позволяет создавать необычные, дерзкие, противоречивые и даже эпатажные работы.
Сочетание элементов близких, напротив, даст ощущение внутреннего единства, стилистической выдержанности. Если при этом используются природные материалы, работа, скорее всего, будет отличаться гармоничностью, внутренним равновесием.
При цветовом решении ориентируйтесь на цветовой круг – шпаргалку художника. От цветовых сочетаний будет зависеть характер вышей терры.
Педагог: На какие группы делятся цвета?
Предполагаемые ответы детей: на теплые и холодные; на глухие и звонкие; на светлые и темные.
- Назовите, пожалуйста, основные и дополнительные цвета в чем особенность их сочетаний?
Предполагаемые ответы детей: основные –красный, желтый, синий. Дополнительные - зеленый, фиолетовый, оранжевый… эти цвета, находясь рядом, дополняют друг друга по яркости.
- Какие вы знаете контрастные цвета?
Предполагаемые ответы детей: цвета, лежащие друг против друга на цветовом круге - оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, зеленый и красный…
- Что такое композиция?
Предполагаемые ответы детей: композиция-это расположение предметов на листе, объединенных одной темой…
Композиции делятся на статичные и динамичные. Что это означает?
Предполагаемые ответы детей: статичность – это выражение покоя, устойчивости форм, симметрия. Композиционная ось имеет вертикальное или горизонтальное направление, хорошо прослежтвается композиционный центр. Динамичность – движение, предметы выстраиваются по диагонали, ассиметрично. Можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций.
На первом уроке учащиеся выполняют эскизы к коллажу. Педагог помогает советом по мере необходимости. Дети имеют возможность коллективно решать задачи, советоваться, помогать друг другу. Затем эскизы просматриваются и отбираются наиболее интересные для работы в материале. Дети пробуют составить набросок своей композиции в материале, по ходу работы выясняют какие элементы необходимы еще. Черновой вариант коллажа фотографируется. Далее работают с основой - сбрызгивают водой и покрывают слоем клея ПВА.
На втором уроке начинается работа в материале. Надеваем рабочую одежду. Повторяем порядок работы. Дети замешивают раствор и создают композицию, ориентируясь на эскизы и фоторгафии. Роль педагога в основном направляющая. Он следит за порядком выполнения работы, может лично показать трудные моменты. По завершении работы оставляем сушить до следующего урока.
На третьем уроке продолжается работа в материале – выкрашивание изображения, придание характера, настроения. По завершении – коллаж припудривается белилами. Роль педагога в основном направляющая.
Подведение итогов работы. Дети выставляют терры на мольберты и презентуют их. Необходимо придумать название. Педагог совместно с детьми проводит анализ творческих работ. Отмечаются наиболее удачные, обсуждаются ошибки.
Закрепление изученного маиериала
-Что нового вы узнали на уроке?
-Понравилось ли вам выполняемая работа на уроке?
-Что же такое «терра»?
-Из чего приготавливают раствор?
-Какова подготовка основы для панно?
-Назовите технологическую последовательность выполнения флористического коллажа?
-Какие дополнительные материалы можно использовать в работе?
-Какие вопросы у вас возникли? Что было самым трудным?
Литература:
Кудряшова Т. «Великолепные украшения для дома в технике «терра»
http://www.podelkin.com
http://ll-studio.ru
http://festival.1september.ru__
http://enc-dic.com/colier/Shvitters-kurt-7320.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения
Данная методическая разработка занятия по рисованию для дошкольников старшей группы "Кот Василий - мой дружок" отражает опыт автора в использовании нетрадиционных техник изображения при работе с детьм...
План – конспект занятия на тему «Изготовление открытки в технике «Квиллинг»»
Тема: «Изготовление открытки в технике «Квиллинг»» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой декоративно – прикладного искусства «Квиллинг».Задачи:·Образовательные: познакомить...
разработка занятия Изготовление панно в технике стринг арт
Тип занятия: Формирование новых ЗУН и применение их на практике/Форма занятия: Беседа, с использованием устного народного творчества, творческая мастерская, ярмарка (фронтальная, индивидуальная, работ...
План-конспект занятия. Тема: "Изготовление и оформление салатов. Сервировка праздничного стола"
Тема занятия: Изготовление и оформление салатов. Сервировка праздничного стола. Цели занятия: ...
План-конспект занятия на тему: "Изготовление композиции "Букет Победы".
План-конспект на тему: "Изготовление композиции «Букет Победы» " разработан для группы базового уровня, 3 года обучения объединения "Макраме" и является итоговым заняти...
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»...
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»
План-конспект занятия Тема: «Технология изготовления объёмных ангелов из глитерного фоамирана.»...