Открытый урок "Сувенирные изделия из пайеток плоских и сферических форм"
рабочая программа по технологии (11 класс) по теме

Бондаренко Ольга Викторовна

Урок проведен в 11 классе. Основная задача урока - показать знания, умения и навыки обучающихся в плетении сувениров из пайеток 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_suvenirnye_izdeliya_iz_payetok.docx367 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Адаптивная школа-          интернат №16»

                                   

Открытый урок

Тема: «Сувенирные изделия из пайеток плоских и сферических форм».

11 Б класс.

                                                                                                  Разработала:

                                                                             учитель обслуживающего труда                                                                                      

                                                                             высшей категории    

                                                                         Бондаренко Ольга Викторовна

Омск, 2018 г.

Тема: «Сувенирные изделия из пайеток плоских и сферических форм».

Цель: Изготовление сувенирных изделий из пайеток.

Задачи:  

-образовательные: выполнить сувенирные изделия плоских и сферических форм по индивидуальным заданиям.

-коррекционно-развивающие: развивать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, память.

-воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах и возможностях.

Оборудование:

  • Индивидуальные схемы выполнения работы.
  • Образцы изделия.
  • Раздаточный материал (пайетки разного цвета, проволока, вата для набивки).
  • Инструкция по охране труда при работе с ножницами и пайетками.
  • Инструкция «Организация рабочего места».
  • Ножницы, круглогубцы.
  • Технические средства: мультимедийный проектор, экран, презентация.
  • Лента флористическая;
  • Клей ПВА, тряпочка для работы с клеем;
  • Музыкальное сопровождение.

Словарь: Пайетки, плоские и сферические формы. Плоская, центральная полосы. Дублирующая полоса.

Метод проведения: Практический, фронтально-индивидуальный.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Психологический настрой.

III. Повторение пройденного материала.

IV. Выполнение практической работы.

V. Закрепление пройденного материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка явки, и готовности к уроку. Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок по обслуживающему труду.

II. Психологический настрой.

Учитель: Вы любите получать подарки? На день рожденье, под Новый год или просто так. А какие?

Ответ обучающихся:

Учитель: А если на дорогой подарок не хватает денег? Что делать?

Ответы обучающихся:

Учитель: Из чего бы вы смогли сделать подарок?

Ответы обучающихся:

Учитель: Сегодня мы попробуем сделать работу из пайеток, которая послужит прекрасным сувениром и может быть вручена близкому человеку на долгую память. Соединив два понятия «пайетки» и «сувениры», сформулируйте тему нашего урока.

Ответы обучающихся:

Учитель: Исходя из темы урока поставим перед собой цель занятия.

Ответы обучающихся:

Слайд 1-3 тема, цель, задачи.

III. Повторение пройденного материала.

Оценить свои знания сегодня вы сможете сами с помощью оценочного листа.

Оценочный лист.  

№ п\п

Вид деятельности

баллы

1

Задание №1 Работа с текстом. Найди в тексте ответы на вопросы и впиши их в таблицу.

Все верно-3 балла,

1-2 ошибки-2 балла,

Более 3 ошибок-1 балл.

2

Задание №2 «Найди пару». Соединить два слова из разных столбцов стрелкой, подходящих по смыслу.

Все верно-3 балла,

1-2 ошибки-2 балла,

Более 3 ошибок-1 балл.

3

Задание №3 Выполнить тестовые задания. Ответить на вопросы теста.

Все верно-3 балла,

Не отгадано 1-2 задания - 2балла,

Не отгадано более 2 заданий -1 балл.

4

Практическая работа. Критерии оценивания работы.

Плотное соединение пайеток в плетении,

соответствие изделия схеме плетения,

качественное крепление деталей между собой,

объем работы выполнен полностью,-5 баллов.

Недостаточная плотность плетения пайеток,

соответствие изделия схеме плетения,        

недостаточно качественное крепление деталей,

помощь учителя,

объем работы выполнен на 90-85%,-4 балла.

 

Недостаточная плотность плетения пайеток,

несоответствие изделия схеме плетения,

некачественное крепление деталей,

помощь учителя,

объем работы выполнен на 85-80% -3 балла.

Итого

Оценка 5 при 14 баллах. Оценка 4 при13-10 баллах.

Оценка 3 при 9 и ниже баллах.

№1 Работа с текстом. Найди в тексте ответы на вопросы и впиши их в таблицу.

Вопрос

Ответ

Что такое пайетка?        

Плоская или рельефная блестка с отверстием в основном круглой формы.

Какую окраску имеют пайетки?

Блестящая, матовая.

Где используются пайетки?

Украшение изделий, дома, вышивание, плетение изделий.

Из какого материала делают современные пайетки?

Пластик.

Вопрос

Ответ

Что такое пайетка?        

Какую окраску имеют пайетки?

Где используются пайетки?

Из какого материала делают современные пайетки?

Текст для заполнения таблицы

Пайе́тка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка»), или же блёстка — мелкая плоская или рельефная в основном круглой формы, имеющая отверстие для продевания нитки, проволоки. Может иметь самую различную окраску и иметь как блестящую, так и матовую поверхность.

 Используется как элемент украшения одежды, дома, изготовления плетёных изделий. Пайетки используются для вышивания и могут пришиваться как вручную, так и при помощи швейной машины.

В отличие от старинных, изготовлявшихся из тонкого листового металла, современные блёстки обычно делаются из пластика.

Изначально блеск пайеток должен был дополнять мерцание золота, серебра и драгоценных камней или же имитировать его, поэтому ими украшалась праздничная и церемониальная одежда — придворные наряды, церковное облачение.

После заполнения таблицы поменяться листами с соседом и проверить правильность выполнения задания.

Слайд 4

Задание №2 «Найди пару». Соединить два слова из разных столбцов стрелкой, подходящих по смыслу.

Вид рукоделия                                               Материал для работы

Вязание                                                              Ткань

Оригами                                                              Канва

Плетение                                                             Пряжа

Швейное дело                                                    Пайетки, бисер

Вышивка                                                            Бумага

Слайд 5

Задание №3 Выполнить тестовые задания. Ответить на вопросы теста.

1. Что не относится к бисеру (исключить лишнее):

А) бусы; Б) пайетки; В) рубка.

2. Требования к инструментам для работы с пайетками (исключить лишнее):

А) удобство;

Б) высокая цена;

В) надежность и долговечность;

Г) безопасность использования.

3. Виды покрытия пайеток (исключить лишнее):

А) сетчатое Б) перламутровое В) блестящее

4. Инструменты для работы с пайетками (исключить лишнее):

А) кусачки;

Б) спицы;

В) круглогубцы.

 IV. Выполнение практической работы.

Сегодня мы изготовим сувенирные изделия из пайеток плоских и сферических форм по индивидуальным схемам. Вам было предложено самостоятельно, используя интернет источники, найти работы, которые вы бы хотели изготовить и подарить близкому человеку в качестве подарка.

Обучающиеся по очереди выходят к доске и представляют выбранное изделие и схему работы. Описывают его. Каждому обучающемуся дается дополнительное задание – рассказать о:

1. Правила безопасной работы с ножницами и пайетками.

2. Организация рабочего места.

3. Технологическая последовательность выполнения работы.

4. Проведение физкультминутки.

Перед практической работой немного отдохнем, расслабимся и проведем физкультминутку.

Музыка для релаксации.

Физкультминутка.

Выполняется сидя на стуле.

 Общий комплекс упражнений. Начинаем разминку с глубокого вдоха-один-два, полный выдох-три-четыре.

1. Движение плечами. 1-плечи вверх. 2-вниз. 3-вперед. 4-назад. Повторить 3-4 раза.

2. Круговые движения плечами. Проделать 3-4 раза вперед. 3-4 раза назад.

3. Руки за голову. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад. Тянемся вверх. Повторить 5-6 раз.

4. Круговые движения головой в одну сторону. Затем в другую сторону.

5. На счет один-два подтянуть максимально колени к крышке стола, держась руками за край стула. На счет три-четыре ноги опустили. Повторить 3-4 раза.

6. Руки в стороны. На счет 1-2- потянулись, на 3-4 прижать руки к груди. Повторить 3-4 раза.

7. Глубокий вдох, полный выдох. Проделать 3-4 раза.

Для выполнения практической работы нам потребуются: ножницы, цветные пайетки, проволока, схема выполнения работы и знания правил безопасной работы с бисером.

Слайд 7. 

Инструкция «Организация рабочего места».

- Работа с пайетками и бисером требует особого подхода к организации рабочего места для того, чтобы не уставать быстро и не испортить зрение. Лучше всего работать за столом при дневном свете или искусственном освещении. Свет должен падать так, чтобы тень от рук и головы не попадала на рабочую поверхность стола. 
- На поверхность стола нужно расстелить мягкую ткань или салфетку для пайеток. Ткань или салфетка должны быть однотонной, спокойной расцветки, чтобы пайетки были хорошо видны и не уставали глаза. Вариант-светлый и темный.

-Пайетки удобно хранить в небольших баночках, пузырьках или полиэтиленовых мешочках.

-Начиная работу, пайетки высыпают на ткань небольшими горками, не смешивая их между собой. Если рабочее место оборудовано правильно, то работать будет легко и приятно.

Слайд 8. 

Инструкция по охране труда при работе с ножницами и пайетками.

Опасности в работе: 

-повреждение пальцев проволокой; травма руки ножницами; травма глаз.

До начала работы: 

-положить инструменты и приспособления в отведенное место.

Во время работы: 

-работать при хорошем освещении, быть внимательным во время работы;      -убрать ненужные предметы со стола, следить за правильной посадкой;

-ножницы располагают справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

-передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;       -следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и товарища.
-не использовать бракованные пайетки. Не брать пайетки в рот - можно случайно проглотить их.
По окончании работы: убрать рабочее место.

Для выполнения сувениров из пайеток нужно знать последовательность изготовления изделия. Давайте повторим ее.

Слайд 9. 

Технологическая карта: Выполнение сувенирных изделий из пайеток.

Инструменты и материалы: ножницы, цветные пайетки, проволока, схема работы.

Последовательность выполнения работы.

  1. Подбор цвета пайеток в соответствии со схемой изделия.
  2. Изучение схемы плетения плоского или сферического изделия.
  3. Определение количества пайеток и длины проволоки для работы.
  4. Выполнение изделия по схеме.
  5. Выполнение отделочных работ готового изделия из пайеток плоских и сферических форм.

Выполнение изделия по схеме: Изделие «апельсин». Состоит из плода и листика.

Апельсин. Состоит из пяти деталей оранжевого цвета, каждую из которых выполняют по схеме. На проволоку длиной 30 см с вогнутой стороны надевают 9 пайеток, на последней делают поворот и набирают еще 8. Соединяют 1-ю и последнюю пайетки и нанизывают центральную полосу из 8 пайеток. Причем плетут ее так, чтобы она проходила поверх сторон лепестка. Концы проволоки от 8-й пайетки проводят сверху вниз через верхнюю, т.е. 9-ю пайетку, и далее закрепляют их с изнаночной стороны за проволочные швы.
Все пять деталей стягивают в верхней части, затем в средней. После этого апельсин стягивают и закрепляют в нижней части. При желании можно заполнить поделку ватой.

Листик выполняется аналогично детали апельсина. В заключении работы произвести сборку веточки апельсина и листика. Обмотать проволоку тейп лентой и закрепить ее край клеем ПВА.

Текущий инструктаж и выполнение практической работы

Обход рабочих мест учащихся.

Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами, пайетками.

Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.

Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.

Целевые обходы:

Инструктирование учащихся по выполнению приёмов плетения пайеток на проволоке, отдельных операций и задания в целом;

Концентрация внимания учащихся на качественных приёмах выполнения плоских и сферических форм;

Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

рациональное использование учебного времени учащимися.

Индивидуальная работа: Низовая Светлана, Конев Жанат.

Изделия выполнены. Теперь исходя из критериев оценки качества оцените сами работу, но не свою. а соседа и выставите оценку в оценочный лист. Теперь ссумируем баллы за повторение и практическую работу. Давайте озвучим результаты. Оценки за урок.

V. Закрепление материала.

Тест-опрос по закреплению изученного материала.

Слайд 9.

Подведение итогов проведем в форме теста.

Итак, на занятии мы с вами повторили (   ) последовательность выполнения вышивки бисером, закрепили знания и умения в вышивании осенних листьев из бисера и выполнили эту работу (    ).

Оценки за урок.

Рефлексия

 Слайд 10.

Наш урок подошел к концу. Благодарю за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным. Каждый из вас вложил частичку своего творчества в наш урок и у нас получился прекрасный творческий союз.

Рекомендуемая литература для учителя

1. Р. Гашицкая «Цветы из пайеток». Издательство: «Мартин» М. 2007

2. С. Леви «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры» Издательство: «Мир книги» М. 2014.

3. «Мастерклассы» © 2011-2017.

4. И.Г. Громова "Дерево из бусин и пайеток «Метелица». Мастер класс с пошаговым фото" Ютуб 2017

5.  https://www.livemaster.ru/topic/2538711-sozdaem-dekorativnuyu-rozu-iz-pajetok-sladkaya-feya

Рекомендуемая литература для обучающегося

1. Донателла Чиотти. Фантазии из бисера. –М., 2013.

2. Р. Гашицкая «Цветы из пайеток». Издательство: «Мартин» М. 2007

   

                                                                        Приложение №1

клубника из пайеток

Схема сборки клубники.

лебедь из пайеток

Сувенир из пайеток «Клубника».

   Плетут плоскую полосу из красных пайеток, вводя иногда желтые крапинки-бисеринки. Длина полосы зависит от желаемого размера ягоды. Полосу укладывают в виде спирали вокруг 1-й пайетки и соединяют на изнаночной стороне, проводя один конец проволоки под протяжками. Сверху к клубнике прикрепляют листочки, сделанные из зеленых полос.

Сувенир из пайеток «Груша». Для выполнения работы используются пайетки желтых тонов, для листочков-зеленые пайетки. Груша выполняется из плоской полосы. Количество сплетенных пайеток-11. На 12 пайетке делаем угол и доплетаем полосу 11 блестками. Выполняем дублирующую полосу 8-9-8. Соединяем проволочки вместе и скрепляем с листиками. Два листика плетутся по схеме 8-9-8 с добавлением центральной полосы из 6 пайеток. Скрепляем заготовки вместе с помощью тейпленты и клея ПВА. Работа готова.                                                                                                 

груша из пайеток

Лимон 
Для выполнения изделия использовать желтые пайетки для изготовления плода, зеленые - для листа. Плод лимона состоит из четырех деталей, каждую из которых выполняют по схеме. На проволоку длиной 30 см с вогнутой стороны надевают 9 пайеток, на последней делают поворот и набирают еще 8. Соединяют 1-ю и последнюю пайетки и нанизывают центральную полосу из 8 пайеток. Причем плетут ее так, чтобы она проходила поверх сторон детали. Концы проволоки от 8-й пайетки проводят сверху вниз через верхнюю, т.е. 9-ю пайетку, и далее закрепляют их с изнаночной стороны за проволочные швы.
Все четыре детали стягивают в верхней части, затем в средней. После этого шишку стягивают и закрепляют в нижней части. При желании можно заполнить поделку ватой.

Схема выполнения детали.ландыш из пайеток

из пайеток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки на тему: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»

Цели урока: доказать при  помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый   исполнитель  выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музык...

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок по информатике 5 класс "Текст как форма представлениея информации"

разработка урока  по информатике в 5 классе , с сопровождением презентации....

Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Открытый урок по технологии в 6 классе "Моделирование формы выреза горловины плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Дается технологическая карта урока технологии в 6 классе по теме "Моделирование формы выреза горловины плечевого изделия с цельнокроеным рукавом", которая сопровождается презентацией и прило...