Технология 9 класс адаптивная программа 2018-2019
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология 9 класс адаптивная программа 2018-2019 | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова д.7,к.3 ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495)764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: www.sch2120tn.mskobr.ru |
СОГЛАСОВАНО: Управляющий совет ГБОУ Школа №2120 ____________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2120 _________________А.Ю. Шурухина «__»________2018 г. |
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Технология»
для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2018 - 2019 учебный год
Составитель: учитель технологии
А.Л.Михайлов
г. Москва 2018
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Цели и задачи
Целью изучения предмета «Профильный труд» в 9 классах является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
- Расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с современным производством и требованиями, предъявляемыми им к человеку;
- совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности;
- коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения и проч.;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Особенности данной адаптированной рабочей программы
Согласно данной адаптированной программе, в обучении детей с ОВЗ предмету «Технология», учитель обязан использовать специализированные образовательные технологии, формы и средства обучения.
Реализуемые технологии:
Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.
Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.
Содержание образования в системе коррекционно-развивающего обучения сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения. В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения.
Основные формы, средства обучения:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Фронтальная форма работы направлена на активизацию мыслительных действий обучающихся.
- Групповая работа способствует формированию сотрудничества, умений слушать и слышать (себя, одноклассников, учителя).
- Индивидуальная форма предполагает формирование навыков самостоятельной работы у ребенка.
Система обучения по предмету «Технология» предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, внутренняя речь). Данное направление связано с развитием дара слова формированием умения выражать свои мысли в устной форме. Речевое развитие детей важный принцип занятий по предмету «Технология», так как содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности.
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о понятиях и явлениях окружающего мира, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно и коммуникативно–речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения окружающего мира является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над окружающим миром, постепенно открывают для себя определенные стороны понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов энциклопедий, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
Дидактические принципы:
- принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);
- коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);
- ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;
- дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
- комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).
Место предмета в индивидуальном учебном плане
Адаптированная рабочая программа по предмету «Технология» разработана для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю.
Предмет изучается: в 9 классе —165 часов в год.
В основе содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.
Особенности класса
Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в умеренной степени.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения.
Нарушение мышления и речи, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Содержание учебного предмета
Программа по профильному труду в 9 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: инструменты ручного и механизированного труда. Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт, хранение инструмента. Качество и производительность труда. Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.
Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт изготовления предметов труда. Самостоятельное чтение технологических карт и изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных операций и действий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности. Самостоятельное изготовление зачетных изделий.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые результаты освоения адаптированной рабочей программы
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
- Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: деревообработка и другие, с учетом особенностей региона.
- Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
- Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- Умение соблюдать технологические процессы, например: изготовление изделий дерева, др.
- Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
- Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
9 класс (165 часа)
№ урока | Модуль/ Тема раздела
Тема урока | Количество часов |
Введение (2 ч) | ||
Введение | 2 | |
Вводное занятие. План обучения. | ||
Инструктаж по технике безопасности. | ||
Художественная отделка столярного изделия (80 ч) | ||
Художественная отделка столярного изделия | 80 | |
Эстетические требования к изделию. | ||
Маркетри. | ||
Маркетри. | ||
Маркетри. | ||
Маркетри. | ||
Техника работы в маркетри. | ||
Техника работы в маркетри. | ||
Выбор материала для маркетри. | ||
Выбор материала для маркетри. | ||
Цвет, текстура разных древесных пород. | ||
Цвет, текстура разных древесных пород. | ||
Маркетри на сферической поверхности. | ||
Маркетри на сферической поверхности. | ||
Реализация сюжета в маркетри. | ||
Реализация сюжета в маркетри. | ||
Интарсия. | ||
Интарсия. | ||
Применение рельефной интарсии. | ||
Применение рельефной интарсии. | ||
Выжигание. Обжиг. | ||
Выжигание. Обжиг. | ||
Выжигание. Обжиг. | ||
Выжигание. Обжиг. | ||
Примеры смешанного декорирования поделок из дерева. | ||
Примеры смешанного декорирования поделок из дерева. | ||
Примеры смешанного декорирования поделок из дерева. | ||
Характеристика видов резьбы по дереву. | ||
Элементы резьбы. | ||
Элементы резьбы. | ||
Особенности композиции в домовой резьбе. | ||
Особенности композиции в домовой резьбе. | ||
Виды домовой резьбы. | ||
Виды домовой резьбы. | ||
Прорезная и накладная резьба. | ||
Прорезная и накладная резьба. | ||
Глухая резьба. | ||
Глухая резьба. | ||
Отделка домовой резьбы. | ||
Отделка домовой резьбы. | ||
Окрашивание ножевой фанеры. | ||
Окрашивание ножевой фанеры. | ||
Перевод рисунка на фанеру. | ||
Перевод рисунка на фанеру. | ||
Инструменты для художественной отделки изделия. | ||
Инструменты для художественной отделки изделия. | ||
Правила пожарной безопасности в мастерской. | ||
Правила пожарной безопасности в мастерской. | ||
Причины возникновения пожара. | ||
Причины возникновения пожара. | ||
Меры предупреждения пожара | ||
Меры предупреждения пожара. | ||
Правила пользования нагревательными приборами. | ||
Правила пользования нагревательными приборами. | ||
Правила поведения при пожаре. | ||
Правила поведения при пожаре. | ||
Разметка штапиков и геометрического рисунка. | ||
Разметка штапиков и геометрического рисунка. | ||
Нарезание прямых полос. | ||
Нарезание прямых полос. | ||
Нарезание штапиков. | ||
Нарезание штапиков. | ||
Нарезание геометрических фигур. | ||
Нарезание геометрических фигур. | ||
Нарезание геометрических фигур. | ||
Набор на бумагу орнамента. | ||
Набор на бумагу орнамента. | ||
Наклеивание набора на изделие. | ||
Наклеивание набора на изделие. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Изготовление изделия с художественной отделкой поверхности. | ||
Мебельное производство (27 ч) | ||
Мебельное производство | 27 | |
Повторение правил техники безопасности. | ||
Общие сведения о мебельном производстве. | ||
Виды мебели по назначению. | ||
Эстетические и экономические требования к мебели. | ||
Эстетические и экономические требования к мебели. | ||
Элементы деталей столярного изделия. | ||
Элементы деталей столярного изделия. | ||
Элементы деталей столярного изделия. | ||
Изучение чертежей. | ||
Изучение чертежей. | ||
Выполнение заготовительных операций. | ||
Выполнение заготовительных операций. | ||
Выполнение заготовительных операций. | ||
Разметка и обработка деталей. | ||
Разметка и обработка деталей. | ||
Разметка и обработка деталей. | ||
Сборка узлов «насухо». | ||
Сборка узлов «насухо». | ||
Сборка узлов «насухо». | ||
Подгонка деталей и комплектующих изделий. | ||
Подгонка деталей и комплектующих изделий. | ||
Подгонка деталей и комплектующих изделий. | ||
Подгонка деталей и комплектующих изделий. | ||
Сборка на клею. | ||
Сборка на клею. | ||
Сборка на клею. | ||
Самоанализ выполненных работ. | ||
Строительное производство (15 ч) | ||
Строительное производство | 15 | |
Теска древесины. | ||
Теска древесины. | ||
Подготовка инструмента к работе. | ||
Подготовка инструмента к работе. | ||
Укладка на подкладки, крепление скобами. | ||
Укладка на подкладки, крепление скобами. | ||
Оттеска кромок досок. | ||
Оттеска кромок досок. | ||
Выборка четвертей и пазов. | ||
Выборка четвертей и пазов. | ||
Выборка четвертей и пазов. | ||
Выборка четвертей и пазов. | ||
Сплачивание досок в щит. | ||
Сплачивание досок в щит. | ||
Сплачивание досок в щит. | ||
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы (10 ч) | ||
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы | 10 | |
Хвойные и лиственные пиломатериалы, обмер, хранение. | ||
Хвойные и лиственные пиломатериалы, обмер, хранение. | ||
Хвойные и лиственные пиломатериалы, обмер, хранение. | ||
Виды пиломатериала. | ||
Виды пиломатериала. | ||
Фрезерованные деревянные детали. | ||
Фрезерованные деревянные детали. | ||
Материалы для настилки пола. | ||
Материалы для настилки пола. | ||
Определение названий пиломатериалов. | ||
Изготовление строительного инструмента, инвентаря для плотничных работ (11 ч ) | ||
Изготовление строительного инструмента, инвентаря для плотничных работ | 11 | |
Характеристика изготовляемых изделий. | ||
Характеристика изготовляемых изделий. | ||
Технические требования к качеству заготовки. | ||
Технические требования к качеству заготовки. | ||
Чертеж изделия. | ||
Подбор материала. | ||
Рациональная последовательность отделочных операций. | ||
Рациональная последовательность отделочных операций. | ||
Рациональная последовательность отделочных операций. | ||
Проверка готовых деталей и изделий. | ||
Проверка готовых деталей и изделий. | ||
Фанера и древесные плиты (20 ч) | ||
Фанера и древесные плиты | 20 | |
Изготовление фанеры и ее виды. | ||
Изготовление фанеры и ее виды. | ||
Свойства фанеры. | ||
Сорта и пороки фанеры. | ||
Сорта и пороки фанеры. | ||
Сорта и пороки фанеры. | ||
ДСП и ДВП. | ||
ДСП и ДВП. | ||
ДСП и ДВП. | ||
Изготовление ДСП и ДВП. | ||
Изготовление ДСП и ДВП. | ||
Изготовление ДСП и ДВП. | ||
Изготовление ДСП и ДВП. | ||
Определение дефектов ДСП и ДВП. | ||
Определение дефектов ДСП и ДВП. | ||
Определение дефектов ДСП и ДВП. | ||
Подготовка к экзамену. | ||
Подготовка к экзамену. | ||
Подготовка к экзамену. | ||
Подготовка к экзамену. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в 9 классе
Техническое обеспечение
№ | Оборудование, инструменты, приспособления |
1 | Персональный компьютер |
2 | Ноутбук |
3 | Мультимедийный проектор |
4 | Интерактивная доска |
5 | Принтер |
6 | Музыкальная колонка mp3 |
7 | Учебные верстаки |
8 | Молотки слесарные |
9 | Стамески |
10 | Отвертки шлицевые |
11 | Отвертки крестовые |
12 | Резцы для резьбы по дереву |
13 | Рубанки |
14 | Фуганки |
15 | Шерхебели |
16 | Наждачная бумага |
17 | Киянки |
18 | Металлические угольник-линейка |
19 | Древесина |
20 | Фанера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 6 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 6 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 7 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 7 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая учебная программа по предмету «Технология» 2 класс Школа России 2018-2019
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности примен...
Технология 6 класс адаптивная программа 2018-2019
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про...
Технология 7 класс адаптивная программа 2018-2019
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про...
Технология 8 класс адаптивная программа 2018-2019
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про...