Технология 6 класс адаптивная программа 2018-2019
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология 6 класс адаптивная программа 2018-2019 | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова д.7,к.3 ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495)764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: www.sch2120tn.mskobr.ru |
СОГЛАСОВАНО: Управляющий совет ГБОУ Школа №2120 ____________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2120 _________________А.Ю. Шурухина «__»________2018 г. |
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Технология»
для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2018 - 2019 учебный год
Составитель: учитель технологии
А.Л.Михайлов
г. Москва 2018
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Цели и задачи
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 6х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Особенности данной адаптированной рабочей программы
Согласно данной адаптированной программе, в обучении детей с ОВЗ предмету «Технология», учитель обязан использовать специализированные образовательные технологии, формы и средства обучения.
Реализуемые технологии:
Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.
Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.
Содержание образования в системе коррекционно-развивающего обучения сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения. В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения.
Основные формы, средства обучения:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Фронтальная форма работы направлена на активизацию мыслительных действий обучающихся.
- Групповая работа способствует формированию сотрудничества, умений слушать и слышать (себя, одноклассников, учителя).
- Индивидуальная форма предполагает формирование навыков самостоятельной работы у ребенка.
Система обучения по предмету «Технология» предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, внутренняя речь). Данное направление связано с развитием дара слова формированием умения выражать свои мысли в устной форме. Речевое развитие детей важный принцип занятий по предмету «Технология», так как содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности.
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о понятиях и явлениях окружающего мира, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно и коммуникативно–речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения окружающего мира является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над окружающим миром, постепенно открывают для себя определенные стороны понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов энциклопедий, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
Дидактические принципы:
- принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);
- коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);
- ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;
- дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
- комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).
Место предмета в индивидуальном учебном плане.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Технология» разработана для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Предмет изучается: в 6 классе —68 часов в год.
В основе содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.
Особенности класса
Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в умеренной степени.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения.
Нарушение мышления и речи, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Содержание учебного предмета
Программа по профильному труду в 6 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Художественный труд» и др. Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые результаты освоения адаптированной рабочей программы
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
- Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.
- Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
- Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
- Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
- Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
6 класс (68 часов)
№ урока | Модуль/ Тема раздела
Тема урока | Количество часов |
Введение (2 ч) | ||
Введение | 2 | |
Вводное занятие. План обучения. | ||
Инструктаж по технике безопасности. | ||
Свойства основных пород древесины (7 ч) | ||
Свойства основных пород древесины | 7 | |
Хвойные породы. Сосна, пихта. | ||
Хвойные породы. Лиственница, ель. | ||
Хвойные породы. Кедр. | ||
Промышленное применение хвойных пород. | ||
Лиственные породы. Дуб, ясень, бук. | ||
Лиственные породы. Клен, вяз. | ||
Лиственные породы. Береза, тополь. | ||
Изготовление изделий из деталей круглого сечения (27 ч) | ||
Изготовление изделий из деталей круглого сечения | 27 | |
Чертеж детали и сборочный чертеж. | ||
Чертеж детали и сборочный чертеж. | ||
Выбор изделия и подготовка материала. | ||
Выбор изделия и подготовка материала. | ||
Выпиливание заготовок заданным размерам. | ||
Выпиливание заготовок заданным размерам. | ||
Выстрагивание брусков квадратного сечения. | ||
Выстрагивание брусков квадратного сечения. | ||
Разметка заготовок будущего изделия. | ||
Разметка заготовок будущего изделия. | ||
Сострагивание ребер восьмигранника (округление). | ||
Сострагивание ребер восьмигранника (округление). | ||
Проверка деталей штангенциркулем. | ||
Обработка напильником, шерхебелем. Шлифование. | ||
Обработка напильником, шерхебелем. Шлифование. | ||
Разметка деталей, нахождение диагоналей, центра. | ||
Сверление отверстий. | ||
Сверление отверстий. | ||
Изготовление паза. | ||
Изготовление паза. | ||
Предварительная сборка изделия. | ||
Предварительная сборка изделия. | ||
Проверка на комплектность, качество соединений. | ||
Проверка на комплектность, качество соединений. | ||
Устранение ошибок при сборке изделия. | ||
Сборка изделия на клей, шурупы, шканты. | ||
Самоанализ выполненных работ. | ||
Плоское строгание (16 ч) | ||
Плоское строгание | 16 | |
Техника безопасности при строгании. | ||
Проверка рубанка на пригодность к работе. | ||
Проверка рубанка на пригодность к работе. | ||
Заточка железки рубанка. Настройка рубанка. | ||
Заточка железки рубанка. Настройка рубанка. | ||
Заточка железки рубанка. Настройка рубанка. | ||
Выбор заготовки. | ||
Строгание плоских поверхностей. | ||
Строгание плоских поверхностей. | ||
Строгание плоских поверхностей. | ||
Строгание сучков, торцов, свилеватостей. | ||
Строгание сучков, торцов, свилеватостей. | ||
Строгание смежных сторон. | ||
Строгание смежных сторон. | ||
Проверка работы с помощью рейсмуса. | ||
Проверка работы с помощью рейсмуса. | ||
Геометрическая резьба по дереву (16 ч) | ||
Геометрическая резьба по дереву | 16 | |
Техника безопасности при работе с инструментом. | ||
Выбор древесины. | ||
Инструменты для геометрической резьбы. | ||
Чертежи для практической работы. | ||
Чертежи для практической работы. | ||
Построение рисунков. | ||
Построение рисунков. | ||
Виды домовой (геометрической) резьбы. | ||
Виды домовой (геометрической) резьбы. | ||
Приемы выполнения геометрической резьбы. | ||
Приемы выполнения геометрической резьбы. | ||
Приемы выполнения геометрической резьбы. | ||
Приемы выполнения геометрической резьбы. | ||
Отделка готовых изделий: шлифование, морение, лакирование. | ||
Отделка готовых изделий: шлифование, морение, лакирование. | ||
Коллективный анализ выполненных работ. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в 6 классе
Обучение по предмету «Технология» обеспечивается учебниками и пособиями:
Для учителя:
В. М. Казакевич, Г. А. Молева - Технология. 6 класс. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 6 класс» М.., ДРОФА, 2015.
Для ученика:
В. М. Казакевич, Г. А. Молева - Технология. Технический труд. 6 класс М.., ДРОФА, 2014.
Техническое обеспечение
№ | Оборудование, инструменты, приспособления |
1 | Персональный компьютер |
2 | Ноутбук |
3 | Мультимедийный проектор |
4 | Интерактивная доска |
5 | Принтер |
6 | Музыкальная колонка mp 3 |
7 | Учебные верстаки |
8 | Молотки слесарные |
9 | Стамески |
10 | Отвертки шлицевые |
11 | Отвертки крестовые |
12 | Резцы для резьбы по дереву |
13 | Рубанки |
14 | Фуганки |
15 | Шерхебели |
16 | Наждачная бумага |
17 | Киянки |
18 | Металлические угольник-линейка |
19 | Древесина |
20 | Фанера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 6 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 6 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 7 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 7 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая учебная программа по предмету «Технология» 2 класс Школа России 2018-2019
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности примен...
Технология 7 класс адаптивная программа 2018-2019
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про...
Технология 8 класс адаптивная программа 2018-2019
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про...
Технология 9 класс адаптивная программа 2018-2019
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная про...