Технология 8 класс адаптивная программа 2018-2019
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Михайлов Александр Леонидович

Адаптированная общеобразовательная программа образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом осо­бе­н­но­стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обе­с­пе­чи­ва­ю­щая кор­рекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова д.7,к.3  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495)764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: www.sch2120tn.mskobr.ru

СОГЛАСОВАНО:

Управляющий совет

ГБОУ Школа №2120

____________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2120

_________________А.Ю. Шурухина

«__»________2018 г.

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Технология»

для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель: учитель технологии

А.Л.Михайлов  

г. Москва 2018

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Цели и задачи

Целью изучения предмета «Профильный труд» в X-XII классах является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.

Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:

  • Расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
  • ознакомление с современным производством и требованиями, предъявляемыми им к человеку;
  • совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде;
  • совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности;
  • коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения и проч.;
  • развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
  • развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Особенности данной адаптированной рабочей программы

Согласно данной адаптированной программе, в обучении детей с ОВЗ предмету «Технология», учитель обязан использовать специализированные образовательные технологии, формы и средства обучения.

Реализуемые технологии:    

Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.

Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.

    Содержание образования в системе коррекционно-развивающего обучения сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения.  В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения.

Основные формы, средства обучения:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

  • Фронтальная форма работы направлена на активизацию мыслительных действий обучающихся.
  • Групповая работа способствует формированию сотрудничества, умений слушать и слышать (себя, одноклассников, учителя).
  • Индивидуальная форма предполагает формирование навыков самостоятельной работы у ребенка.

Система обучения по предмету «Технология» предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  • Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, внутренняя речь). Данное направление связано с развитием дара слова формированием умения выражать свои мысли в устной форме. Речевое развитие детей важный принцип занятий по предмету «Технология», так как содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности.
  • Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о понятиях и явлениях окружающего мира, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  • Активизация мыслительной, познавательно и коммуникативно–речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения окружающего мира является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над окружающим миром, постепенно открывают для себя определенные стороны понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов энциклопедий, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

 Дидактические принципы:

  • принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);
  • коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);
  • ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;
  • дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
  • комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).

Место предмета в индивидуальном учебном плане

Адаптированная рабочая программа по предмету «Технология» разработана для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю.

Предмет изучается: в 8 классе —132 часов в год.

В основе содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.

Особенности класса

Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в умеренной степени.

Дети с умеренной умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи.

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения.

Нарушение мышления и речи, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Содержание учебного предмета

Программа по профильному труду в 8 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.

Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.

Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).

Инструменты и оборудование: инструменты ручного и механизированного труда. Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт, хранение инструмента. Качество и производительность труда. Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.

Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт изготовления предметов труда. Самостоятельное чтение технологических карт и изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных операций и действий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности. Самостоятельное изготовление зачетных изделий.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

Планируемые результаты освоения адаптированной рабочей программы

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

  • Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: деревообработка и другие, с учетом особенностей региона.
  • Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
  • Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
  • Умение соблюдать технологические процессы, например: изготовление изделий дерева, др.
  • Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

  • Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.


Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»

8 класс (132 часа)

№ урока

                Модуль/ Тема раздела

                                 

                        Тема урока

Количество часов

Введение (2 ч)

Введение

2

Вводное занятие. План обучения.

Инструктаж по технике безопасности.

         Заделка пороков и дефектов древесины (49 ч)

Заделка пороков и дефектов древесины

49

Дефекты и пороки древесины.

Дефекты и пороки древесины.

Дефекты и пороки древесины.

Группы пороков древесины.

Группы пороков древесины.

Группы пороков древесины.

Дефекты обработки и хранения древесины.

Дефекты обработки и хранения древесины.

Шпатлевка: значение, виды.

Шпатлевка: значение, виды.

Шпатлевка: значение, виды.

Шпатлевка: значение, виды.

Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, устройство.

Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, устройство.

Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, устройство.

Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, устройство.

Многошпиндельные сверлильные станки.

Многошпиндельные сверлильные станки.

Многошпиндельные сверлильные станки.

Многошпиндельные сверлильные станки.

Многошпиндельные сверлильные станки.

Устройство для крепления сверла.

Устройство для крепления сверла.

Устройство для крепления сверла.

Правила безопасности работы при сверлении.

Правила безопасности работы при сверлении.

Правила безопасности работы при сверлении.

Организация рабочего места для сверления.

Организация рабочего места для сверления.

Организация рабочего места для сверления.

Подготовка сверлильного станка к работе.

Подготовка сверлильного станка к работе.

Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.

Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.

Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.

Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.

Выявление на древесине дефектов, требующих заделки.

Выявление на древесине дефектов, требующих заделки.

Определение формы дефекта.

Определение формы дефекта.

Выполнение разметки под заделку.

Выполнение разметки под заделку.

Высверливание, долбление отверстий.

Высверливание, долбление отверстий.

Высверливание, долбление отверстий.

Высверливание, долбление отверстий.

Вставка заделки на клею.

Вставка заделки на клею.

Вставка заделки на клею.

Изготовление столярно–мебельного изделия (31 ч)

Хранение и сушка древесины

31

Ознакомление с производственным изготовлением мебели.

Ознакомление с производственным изготовлением мебели.

Содержание сборочного чертежа.

Содержание сборочного чертежа.

Содержание сборочного чертежа.

Содержание сборочного чертежа.

Составление и чтение технической документации.

Составление и чтение технической документации.

Составление и чтение технической документации.

Составление и чтение технической документации.

Составление и чтение технической документации.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление мебели.

Изготовление разметочного инструмента (20 ч)

Изготовление разметочного инструмента

20

Повторение правил техники безопасности.

Повторение правил техники безопасности.

Виды разметочного инструмента.

Виды разметочного инструмента.

Виды разметочного инструмента.

Виды разметочного инструмента.

Подбор материала для изделий.

Подбор материала для изделий.

Строгание заготовок.

Строгание заготовок.

Разметка заготовок по заданным размерам.

Разметка заготовок по заданным размерам.

Пиление, сверление.

Пиление, сверление.

Подгонка деталей.

Подгонка деталей.

Сборка изделия.

Сборка изделия.

Проверка инструмента в работе.

Проверка инструмента в работе.

Токарные работы (30 ч)

Токарные работы

30

Токарный станок: управление, уход.

Токарный станок: управление, уход.

Токарный станок: управление, уход.

Токарный станок: неисправности, виды, меры по предупреждению неисправностей.

Токарный станок: неисправности, виды, меры по предупреждению неисправностей.

Токарный станок: неисправности, виды, меры по предупреждению неисправностей.

Правила безопасной работы за токарным станком.

Правила безопасной работы за токарным станком.

Скоба и штангельциркуль.

Скоба и штангельциркуль.

Устройство штангельциркуля.

Устройство штангельциркуля.

Разметка скобой.

Разметка скобой.

Снятие конуса резцом.

Снятие конуса резцом.

Снятие конуса резцом.

Сверление с использованием задней бабки.

Сверление с использованием задней бабки.

Проверка размеров изделия штангельциркулем и кронциркулем.

Проверка размеров изделия штангельциркулем и кронциркулем.

Проверка размеров изделия штангельциркулем и кронциркулем.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.

Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей.


 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в 8 классе

Обучение по предмету «Технология» обеспечивается учебниками и пособиями:

Для учителя:

В. М. Казакевич, Г. А. Молева - Технология. 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 8 класс» М.., ДРОФА, 2015.

Для ученика:

В. М. Казакевич, Г. А. Молева - Технология. Технический труд. 8 класс М.., ДРОФА, 2015.

Техническое обеспечение

  Оборудование, инструменты, приспособления

1

Персональный компьютер

2

Ноутбук

3

Мультимедийный проектор

4

Интерактивная доска

5

Принтер

6

Музыкальная колонка mp3

7

Учебные верстаки

8

Молотки слесарные

9

Стамески

10

Отвертки шлицевые

11

Отвертки крестовые

12

Резцы для резьбы по дереву

13

Рубанки

14

Фуганки

15

Шерхебели

16

Наждачная бумага

17

Киянки

18

Металлические угольник-линейка

19

Древесина

20

Фанера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса  общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по технологии для 6 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 6 класса  общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по технологии для 7 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 7 класса  общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая учебная программа по предмету «Технология» 2 класс Школа России 2018-2019

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех­нологическом процессе как совокупности примен...

Технология 6 класс адаптивная программа 2018-2019

Адаптированная общеобразовательная программа образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про...

Технология 7 класс адаптивная программа 2018-2019

Адаптированная общеобразовательная программа образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про...

Технология 9 класс адаптивная программа 2018-2019

Адаптированная общеобразовательная программа образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про...