Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
методическая разработка по технологии на тему
Методическая разработка по теме
«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии
МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Речь-удивительно сильное средство,
но нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель
Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств-важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.
Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.
Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, и к успешной жизни в целом.
Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы и страхи.
Коммуникативные умения
Сделать это мне…… | Тяжело | Легко |
Говорить перед классом, группой |
|
|
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов |
|
|
Отвечать у доски |
|
|
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением |
|
|
Сообща работать в группе |
|
|
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений |
|
|
Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в интересах общества.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо:
ü Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на разных возрастных этапах;
ü Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;
ü В целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое.
Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность четырех групп характеристик.
В структуре выделяются следующие компоненты:
· Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.
· Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которое естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
База коммуникативных отношений | Негативная сторона |
Уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность, уважение к людям, справедливость, честность, эмоциональная стабильность. | Застенчивость, отчуждённость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. |
У детей эти качества заложены, но возможны изменения.
· Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не только реагировать на изменения состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически приятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
· Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.
Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных.
Это означает:
o Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
o Все компоненты должны быть включены в работу;
o Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям
Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.
Главные условия:
1Компетентность учителя | 2 Урок, занятие | 3Учитель-учебник | ||||
Речь учителя, формы и методы, способствующие развитию ребёнка. | Учить общаться можем на своих уроках или занятиях. Формы общения:
| Умение слышать и слушать. |
Этапы коммуникативной компетенции учащихся:
1этап:
| 2 этап | 3 этап |
- ответ на вопрос (исчерпывающий ответ); - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. | - простота и чёткость высказывания; - отработка умения, сделать своё высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; - вступать в контакт с другими. | - умение вести беседу в паре, в группе; - умение вести конструктивный диалог; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх. |
Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Литература:
1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.
4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
5 Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sozdanie_usloviy.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме
«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии
МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Речь-удивительно сильное средство,
но нужно много ума, чтобы пользоваться им.
Георг Гегель
Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств-важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.
Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.
Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, и к успешной жизни в целом.
Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы и страхи.
Коммуникативные умения
Сделать это мне…… | Тяжело | Легко |
Говорить перед классом, группой | ||
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов | ||
Отвечать у доски | ||
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением | ||
Сообща работать в группе | ||
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений |
Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в интересах общества.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо:
- Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на разных возрастных этапах;
- Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;
- В целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое.
Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность четырех групп характеристик.
В структуре выделяются следующие компоненты:
- Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.
- Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которое естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
База коммуникативных отношений | Негативная сторона |
Уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность, уважение к людям, справедливость, честность, эмоциональная стабильность. | Застенчивость, отчуждённость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность. |
У детей эти качества заложены, но возможны изменения.
- Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не только реагировать на изменения состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически приятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
- Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.
Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных.
Это означает:
- Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
- Все компоненты должны быть включены в работу;
- Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям
Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.
Главные условия:
Этапы коммуникативной компетенции учащихся:
1этап: | 2 этап | 3 этап |
- ответ на вопрос (исчерпывающий ответ); - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. | - простота и чёткость высказывания; - отработка умения, сделать своё высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; - вступать в контакт с другими. | - умение вести беседу в паре, в группе; - умение вести конструктивный диалог; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх. |
Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Литература:
1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.
4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
5 Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ.
Уроки информатики и ИКТ – как эффективное средство формирования и развития ключевых компетентностей....
Создание условий для формирования у учащихся личностных качеств человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации.
Презентация о важнейших задачах воспитания и способах реализации данных задач....
План самообразования на тему "Создание условий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта"
План самообразования...
Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...
Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.
Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся....
Создание условий в семье для развития моральных качеств у детей с ОВЗ
В концепции модернизации российского образования в условиях нового федерального образовательного стандарта сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственнос...