Создание условий в семье для развития моральных качеств у детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

В концепции модернизации российского образования в условиях нового федерального образовательного стандарта сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе не зависимо о социального происхождения, национальной принадлежности и религии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moral.docx73.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий в семье для развития моральных качеств у детей с ОВЗ»

Страничка социального педагога.

Социальный педагог:

                                                                              Осипова Зинаида Николаевна

                                                                             ГБОУ школа-интернат № 9

                                                                             Калининского района

                                                                             Санкт-Петербурга

                                                                                         

СОДЕРЖАНИЕ

1). Введение............................................................................................................. 3

2.). Соотношение морали и нравственности........................................................ 5

3). Проблемы исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья........................................................... 7

4). Семья – главный институт воспитания......................................................... 10

5). Изучение уровня педагогических знаний родителей учащихся................ 12

6). Роль родителей в формировании нравственности ребёнка с ОВЗ в условиях семейного воспитании......................................................................... 15

7). Заключение...................................................................................................... 22

8). Список использованных источников............................................................ 24

ВВЕДЕНИЕ

Мораль… никогда не падает и не рушится,

 она просто меняется.

 А. Никонов

        В концепции модернизации российского образования в условиях нового федерального образовательного стандарта сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе не зависимо о социального происхождения, национальной принадлежности и религии.

               Одной из глобальных проблем современности остается кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

        Л.А. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

               В связи с этим задача  нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

        Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

        Роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика и чрезвычайно актуальна, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

        В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании и воспитании.

        Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.

СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

        Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). Задумайтесь, даже у преступных кланов есть своя мораль! При этом им обязательно противостоит другая часть общества – со своими устоями и нормами, а из этого следует, что моралей одномоментно может быть великое множество. Обычно мораль зафиксирована в законе (кодексе), в котором закреплены определенные нормы поведения. Каждый поступок человека согласно данному закону оценивается обществом негативно или позитивно. Интересно, что в одном и том же социуме мораль может со временем измениться до неузнаваемости (как, например, произошло в России в XX веке), диктуя прямо противоположные принципы поведения.

        Мораль – принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей.

        Нравственность – неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

        Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность, так или иначе, связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.

        Мораль очень часто ошибочно отождествляется с нравственностью. Но два этих понятия, если разобраться, несут в себе противоположный смысл. И хотя в некоторых словарях нравственность до сих пор трактуют как синоним морали, попробуем разобраться, почему же делать этого не стоит.

        Мораль и нравственность являются важнейшими этическими категориями. При этом необходимо помнить, что в отличие от всех остальных социальных норм, этическая оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла.

        Категории мораль и нравственность являются очень близкими, взаимосвязанными, и нередко употребляются как синонимы. Так, например, в «Философском энциклопедическом словаре» 1984 года в разделе «Нравственность» мы читаем «см. Мораль». В словаре С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми      руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

        Однако большинство ученых сходится в том, что различие этих категорий носит принципиальный характер. Дело в том, что свободное поведение человека представляет собой, быть может, самый сложный объект для научного изучения и адекватно описать его, руководствуясь всего одной категорией, вряд ли возможно.

        Одним из первых провозвестников морального сознания  Гегель считал Сократа: «Так как этическое есть отчасти нравственность, отчасти мораль, то надо прибавить, что учение Сократа есть мораль, потому что преобладающим моментом в нем является субъективная сторона, мое убеждение и намерение. Нравственность, напротив того, наивна, так как она состоит в том, что мы знаем и делаем то, что само по себе есть добро. До Сократа афиняне были нравственными, а не были моральными людьми, ибо они делали то, что требовалось при данных обстоятельствах».

        Думаю, что недостаточно развести по словам определенные теоретические содержания, необходимо освоить эти содержания. Обратим внимание на самое серьезное различение морали и нравственности у Гегеля. Но в разных работах у Гегеля мы встречаем различные, причем прямо противоположные содержательные наполнения терминов "мораль" и "нравственность". Да и этих трех терминов все равно недостаточно, если мы хотим отразить все внутренне разнообразие нравственного, или морального опыта.

        По Канту, мораль представляет собой внутренние убеждения человека («моральный закон»), тогда как нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни.

           Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

        Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания - моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

        Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий и методов в работе. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) определяется недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ОВЗ, поскольку нет специальных программ в заданном направлении.

        Инвалидность у детей означает существенное ограничение, жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

        Одной из серьезных опасностей, которое подстерегает многие семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями, это установление к нему особого отношения, видя в нем «особенного» ребенка. Родители стремятся оградить его от физических усилий, выполняют за него многие действия, даже те, с которыми он мог бы успешно справиться сам, реагируют на все его капризы, лишая его тем самым элементарно самостоятельности.

        Проблема обучения, воспитания и реабилитации детей-инвалидов остается сложной. Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специального образования, имевшая место в прошлом по идеологическим соображениям. По этой причине забыты прогрессивные научные взгляды на личность ребенка с нарушением развития.

        Из этого следует, что трудности и сложности в формировании нравственности ребёнка с ОВЗ требуют особого подхода и методов воспитания в семье.  Первостепенную  помощь в этом должен оказать педагог:

- проведение ретроспективного анализа литературы по изучаемой проблеме;

- изучение социально-демографических характеристик семьи ребенка с отклонениями в развитии;

- изучение особенностей семейного воспитания данного  ребёнка  с ограниченными возможностями развития и определение его роли в процессе социализации;

- определение пути оптимизации процесса социализации ребёнка с ограниченными возможностями развития.

        Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

        В числе наиболее часто встречающихся противоречий у детей и подростков с отклонениями в развитии могут быть расхождения между потребностями в общении и трудностями в их реализации, в неадекватном желании иметь друга, подругу, участвовать в играх с нормальными сверстниками, учиться не в специальной, а обычной школе и многие другие.

        В. А. Сухомлинский пишет, что: "Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Нравственное воспитание  с такими детьми  имеет свои особенности и недостаточно освещается специалистами, нет соответствующей методической литературы в помощь семье.

        Чувство любви отца и матери к сыну или дочери вполне понятно. Родители готовы сделать для ребенка все, что в их силах:  уберечь  его  от  дурного, оградить от влияния детей, которые, по мнению родителей, "плохие".

             Убеждение некоторых родителей в том, что воспитывать можно лишь лаской, похвалой, что наказание или запрет травмирует ребенка, разрушает его нервную систему, безосновательно. Между тем мать или отец, зная или не зная об истинном воздействии на ребенка подобной педагогической системы, нередко предоставляет ему полную свободу действий, удовлетворяют все его желания, все его "хочу", безмерно восхваляют его способности, ум, красоту.

        Они стараются привить своим детям умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий. И ребенок постепенно начинает верить, что он действительно таков. Требования его с возрастом становятся более настойчивым, в характере и поведении проявляется самовлюбленность, мнимое превосходство над другими. Понятие "нельзя" в его нравственном сознании отсутствует, свои поступки он не считает нужным сопоставлять с поступками других, но чувствует никакой ответственности перед людьми.

СЕМЬЯ-ГЛАВЫНЫЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ

        Слово «Семья» восходит к корню «сем», аналог смыслового значения слова семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Семья – особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического развития. Семья формирует базовые личностные качества: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревогу, сердечность и теплоту в общении, а может, и наоборот, воспитывать отчужденность и холодность, злость и агрессивность. Семья нужна человеку для счастья. Семья — ячейка общества, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощи и моральной ответственности. Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью. Есть несколько характеристик  типов семей. Рассмотрим некоторые из них. Идеальная семья — это нормальная семья, отвечающая всем требованиям современного культурного общества. В модели идеальной семьи общество, исходя из своих моральных ценностей, хотело бы видеть эталон семьи, к которому должна стремиться каждая реальная семья. В обыденной жизни возникают, существуют и распадаются не идеальные, а реальные семьи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной.

        Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, как объект исследования. Нормальная семья считается таковой, если она обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает достаточные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости.

        С точки зрения общечеловеческого различия типов семей нормальной является такая семья, где ответственность за нее как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не соблюдается, считаются аномальными. Если же в семье никого нет, кто несет за нее ответственность, — это псевдосемья.

        Семья – микросоциум,  в  котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более  выражены нарушения развития ребенка.

        Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на формирование характера ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относится к нему лучше, не любит его так и не заботятся о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

        Особенно велика роль отца в воспитании сына. Лишь отец способен сформировать у него способность к инициативе и противостоять групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем он менее активно может противодействовать агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже его самооценка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей зачастую приводит к развитию у ребенка психопатологии.

        В современной российской семье в большинстве своем ответственность за семью несет мать. По данным исследований, мать в 1,5-4 раз чаще контролирует учебу детей, посещает родительские собрания, водит ребенка в детский сад, ей дети отдают предпочтение в обсуждении учебных дел, взаимоотношений с товарищами, личных проблем и др.

        Наилучшие возможности для воспитания ребенка предоставляет нормальная гармоничная полная семья. В такой семье легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Если в ней царит доброжелательность, любовь и уважение, все члены семьи помогают друг другу.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

        Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка зависят от развития и углубления их педагогических представлений. При этом, значительную роль повышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает нам основание считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителей показателем эффективности воспитательного процесса в школе, показателем его результативности.

        «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях и добьется более ощутимых результатов в воспитании учащегося.

        Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности. С этой целью создаются и работают разного рода социально-педагогические службы.

        Можно назвать несколько условий для социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, такие как: помощь социального педагога в построении индивидуальной траектории оказания самопомощи семьей, социальное партнерство и методическое обеспечение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями.

        Под социально-педагогическим сопровождением семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  мы понимаем комплексное и целенаправленное взаимодействие социального педагога (работника) и семьи, целью этого взаимодействия является создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей.

        Одной из существенных составляющих воспитания и социализации детей является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей). Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания. К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:

- выработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) детей, поддержка деятельности родительских ассоциаций и других форм социальных инициатив родительской общественности;

- непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.);

- организация встреч родителей, детей, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем;

- поддержка семей и государственная компенсация за упущенную прибыль от получения дохода в связи с необходимостью ухаживать за детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

        Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы не расходилось слово с делом.  

        В свою очередь школа вносит свой посильный вклад в формирование нравственной личности. Очень часто именно в классе в общении с одноклассниками, учителями, во время участия в различных мероприятиях детям приходится демонстрировать основы нравственного поведения.

        Знания особенностей родителей и членов семьи позволяет оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь знакомых для него взрослых к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.  

        Они опираются на следующие составные:

- личностные особенности;
- внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье;
- факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку;
- уровень воспитательской и родительской компетентности родителей;
- воспитательские качества и способности родителей;
- профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих детей;
- социально-культурные условия жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка;
- ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка;
- основные типы взаимодействия в семье с ребенком;
модели воспитания;
- формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации;
- влияние родительской позиции на формирование личности;
- влияние «особого» ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
- особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами;
- родительские позиции отцов и матерей;
- родительское отношение к ребенку в зависимости от религиозных,

- культурных и национальных традиций семьи.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

        Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок — общество.

        Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

        Сущность нравственного воспитания   для общества первостепенна, ибо, нравственность – это  правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

        Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений, и чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в семейном доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если родители поддерживают друг друга, радуются и огорчаются друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.

        Семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на две группы:
а). Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме;
б). Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит деструктивный характер, который может выражаться в форме: - игнорирования проблемы; - жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;

        Чтобы родители понимали свою главную роль в воспитании им в  помощь можно предложить памятку.

Чтобы воспитать человека нужно:

1). Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;

2). Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;

3). Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать;

4). Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;

5). Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания;

6). Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

        Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

1). Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным; 2). Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;

3). Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами;

4). Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил;

5). Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей;

6). Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются);

7). Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить;

8). Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек и дедушек.

        Любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих детей  надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное.  

        Формирование положительных привычек поведения – одна из задач современной семьи. Эти привычки, затрагивающие основные, важные для нравственного развития детей области социальных отношений, помогают им правильно ориентироваться в окружающем мире и свидетельствуют о нравственной направленности их поведения. К ним относятся привычки соблюдения чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к старшим, готовности прийти на помощь, трудолюбия и др.

        Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильно  формировать психический мир человека, возможно воспитание нравственного поведения.   

        Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека:

        В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

        Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

        Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти незамеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

        Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников с ОВЗ, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

1). Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С. Макаренко.

2). Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3). Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.  На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4). Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:

- А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла возле него.

- Игорь в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.

- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса…

- Это правда? — удивляется учитель.

-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5). Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

6). Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

7). Не менее важная задача  заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.

         Не могу не затронуть ещё один  сложный для нашего общества составляющий  фактор в воспитании. О нем должны и обязаны помнить родители, воспитывающие свое чадо.

        С трудом,  но мы начинаем понимать, что ни экономические, ни социальные, ни какие другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, не могут и не смогут изменить наше общество, поскольку, основная  причина современных настроений не в этом… Становится понятным что существует нечто более значимое выше указанных  обстоятельств, что провоцирует негативные явления - это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ценностей.

           Сегодня на этот мучительный ответ мы можем дать разъяснения с духовной точки зрения, с привлечением углубленных рассуждений о здоровом состоянии человека, у которого светлое мировосприятие, доброе отношение к другим людям. Пора  уже  открыто  говорить, что  именно Христианство ставит более высокую планку для духовного человека – любовь не  только  к Богу и ближним, но и любовь к врагам.

Словарь Даля дает объяснение: «Духовность – как единство души и духа, разума и воли. Ум – интеллектуальная составляющая духовности».

        Мы вступили в 21 век. Новый человек и новое общество не могут состояться без духовности. Общество и духовность! Духовные ценности! Что это такое? «Душа обладает способностью стяжать дух и качественно преображаться через «полученную Святость». И так, духовность – способность открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я».

        И вот на этом этапе воспитания должна выступать семья, так как следует учитывать светский характер обучения в государственных и муниципальных школах.

        Современная семья характеризуется упадком традиционных устоев семьи. Цикл бесед с детьми поможет уяснить некоторые свойства невидимости и  духовности. Беседы  должны быть простыми  по содержанию, применяться  с использованием  картинок, краткими.

        В русском фольклоре существует целый ряд пословиц и поговорок, сказок, которые подчеркивают значимость духовно-нравственного воспитания. Хорошо воспитывать детей на примерах жития святых, но  нельзя требовать с них после этого исполнения прочитанного.

Никакая организация не заменит того, что вложил в родителей, особенно мать, Господь: дар не только рожать, но дар воспитывать, учить детей.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Они вызывают неверие в себе, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

            Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда заставляет задуматься над собственным поведением, над отношениями к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        И  так, подводим  черту  размышлений  о задачах  воспитания  детей с ОВЗ, которое  тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

              Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

             В настоящее время лица с проблемами в развитии получили равноценное право на обучение и воспитание, на равные возможности в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: "Декларация прав ребёнка" (1969), "Конвенция по правам детей" (1989), "Декларация прав инвалидов" (1975), "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (1989), а также Российскими законами и типовыми положениями: "Конституция Российской Федерации", закон РФ "О социальной защите инвалидов" (1995), новый закон РФ "Об образовании" (2014г.), типовое положение "О специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии" (1997).

             Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

        Тему хочется закончить стихотворением:

Чем Проповедь выслушивать,

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1). Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова // Дефектология. 1997.
2. Боровая, Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. 1998.
3. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии: сб. тр. / сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т.М. Степанова / Л.С. Выготский. - М., 1995.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.
5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами.
6. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. М.,
7. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей.
8. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб, 2003.
9. Крупина И.В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого.
10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
11. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье
12. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
13. Солодянкина. О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М.  14.Солодянкина О.В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей: теория и практика: Монография. – Екатеринбург-Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004.
15. Ткачева В.В. К вопросу о создании психолого-педагогической помощи семье, воспитывающее ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 1999.
16. Шеффер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия. СПб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка общешкольного родительского собрания на тему "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"

Родительское собрание было проведено с целью расширить представления родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье – главно...

Анкета для учащихся « Роль семьи в развитии моральных качеств. »

Анкетирование проводилось перед родительским собранием: « Роль семьи в развитии моральных качеств. »...

консультация для родителей "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"

можно использовать как доклад на родительском собрании...

Классное родительское собрание в 8 классе "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"

Разработка родительского собрания содержит материал, главными целями которого является:1)   познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие ...

Родительское собрание. "Роль семьи в развитии моральных качеств подростков"

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важ...

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

  Данная статья содержит материал о роли семьи в развитии моральных качеств подростка....

«Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»

Ребенок - это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя....