Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение»
рабочая программа по технологии на тему
Управление образования Администрации городского округа Электросталь
Московской области.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Бисероплетение»
Возраст обучающихся 7-14 лет
Срок реализации 2 года
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО «СЮТ»
Фуника Любовь Александровна
2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biseropletenie.docx | 62.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации городского округа Электросталь
Московской области.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
"Согласовано" | "Утверждаю" |
Протокол педагогического совета | Директор МОУ ДОД "СЮТ" |
МОУ ДОД "СЮТ"№ | ________А.В. Калашник |
от «___»_______2016г. | «___»__________2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Бисероплетение»
Возраст обучающихся 7-14 лет
Срок реализации 2 года
Педагог дополнительного образования
МОУ ДО «СЮТ»
Фуника Любовь Александровна
2016 год
Введение
Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания.
На этом фоне существенно возросла роль творческих детских объединений. Их существование является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, связанные с социализацией личности ребенка.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому детей следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству. В творческих объединениях детей знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.д.
Декоративные искусства всех народов различны, но их связывают одни истоки – древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, имели возможность постигать произведения прикладного искусства, заниматься им, знать о происхождении народных промыслов, об истории их развития. Занятия декоративно-прикладным творчеством обеспечивают развитие способностей ребенка, формированию и развитию его личности, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Пояснительная записка.
Бисер – маленькие бусинки, которые издавна использовались для изготовления украшений и отделки одежды. Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет свое значение и вызывает неизменный интерес у взрослых и детей.
Модифицированная программа творческого объединения «Бисероплетение» имеет художественно-эстетическую направленность. По форме реализации – групповая. Актуальность программы базируется на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги. Составлена программа с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами , иглами и проволокой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
Цели:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера , пользоваться схемами и самостоятельно составлять их.
Сформировать у учащихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала)..
Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 7-14 лет. Программа разработана в соответствии с требованиями Сан ПиНа. Количество детей 1-го года обучения – 15 человек, 2-го года обучения – 12 человек. Занятия для детей 1-го года обучения – по 2 академических часа два раза в неделю, а для 2-го года обучения по 3 академических часа 2 раза в неделю или по 2 часа 3 раза в неделю.
Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:
- систематичность;
- создание творческой атмосферы;
- доступность материала;
- наглядность;
- индивидуальный подход;
- закрепление навыков и умений;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Формы и методы:
1.Словесный:
- Беседа, обсуждение.
2. Наглядный:
- Демонстрация изделия педагогом, просмотр презентаций.
3.Практический:
- Выполнение изделия по схеме учащимися.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает проведение бесед по изучению народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, бесед по духовно-нравственному воспитанию, знакомство с мифами и легендами. Встреч с художниками, народными умельцами, с родителями с целью знакомства с их профессиями. Использование информационных технологий, позволяющих увидеть детям много нового и интересного. Также в теоретическую часть занятий включены беседы, конкурсы и викторины по правилам дорожного движения, что позволяет детям уверенно чувствовать себя на дорогах города и за его пределами.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
- изучение основ каждой из техник;
- Разработку творческих эскизов, вариантов изделий.
- исполнение изделий в материале (бисере, рубке и т.п.).
Обязательным условием для плодотворной работы является снятие напряжения у детей после школы и положительное эмоциональное состояние во время занятий. Для этого потребовалось внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс (прослушивание специальной музыки, успокаивающей нервную систему, тихое пение песен). Перед началом занятий необходимо оформить класс, где дети будут заниматься так, чтобы было им удобно и комфортно в нем. На стендах представить выставочные образцы из тех материалов, с которыми будут работать дети. В результате у детей появляется интерес, создается определенное настроение, желание научиться делать такие же красивые вещи. Чтобы раскрыть детям удивительную красоту народного искусства, вобравшую в себя многовековые традиции художественного творчества, на занятиях предусматривается использование ИКТ, сочетание наглядного показа приемов художественной обработки материалов с интересным рассказом об искусстве: история возникновения бисероплетения, основные сведения о бисере – материале. Природа – источник вдохновения народных мастеров. Использование природного растительного материала в народном творчестве (демонстрация фоторепродукций, образцов изделий народных мастеров). Истории развития основных художественных центров: вышивки, ткачества, и т.п., творчество народных мастеров и творчество художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства. Мифы в названии цветов. Русская народная живопись, поэзия и т.п.
Так происходит ознакомление с такими понятиями как “изысканность”, “утонченность”, “очарование”, “ искусство”, т.е. то, что вызывает наслаждение, воспитывающее чувство гармонии, художественного вкуса.
В процессе обучения запланированы экскурсии на природу, где предусмотрены не только наблюдения за природой, но и практические занятия (зарисовка цветов, листьев). Дети учатся видеть красоту природы во всей гамме цветов и оттенков, сочетаний красок и формы, и в результате – ценить и бережно относиться к ней. Предусмотрены экскурсии в музеи и на выставки, с последующим обсуждением увиденного и услышанного, так развивается речь ребенка. А в сочетании с умением видеть, чувствовать и эмоционально оценивать красоту, рождается духовный облик ребенка.
Полученные теоретические знания закрепляются путем выполнения детьми собственных вариантов изделий с украшающими композициями из цветов из бисера, ткани украшенной бисером, (панно для оформления интерьера, заколки, цветы для шляп и шапочек, съемные воротники для платьев и т.д.). Эти предметы сразу займут место в жилом или общественном интерьере, станут дополнением современного костюма. Такая работа дает детям возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их творчества.
По мере усвоения программы предусмотрены мероприятия с участием родителей (беседы с интересными людьми), где родители детей, или родственники рассказывают о своей работе, о том, что могут делать своими руками. Так происходит связь поколений, передача накопленных знаний и умений.
Развитие личности воспитанника, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечиваются содержанием программы и той художественной деятельностью, в которую они (воспитанники) включены.
Для занятий с детьми первого года обучения предусмотрены различные по степени сложности задания для коллективного и индивидуального исполнения. В основном первые навыки дети получают в процессе выполнения определенного задания, не требующего больших изменений (зарисовка схемы последовательности выполнения ажурной цепочки; выполнение двухцветного воротника по аналогичной схеме).
Знания, умения и навыки в конце обучения 1 курса:
В конце изучения 1 курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности; правила дорожного движения;
- основы композиции и цветоведения;
- классификацию и свойства бисера;
- основные приёмы бисероплетения;
- условные обозначения;
- последовательность изготовления изделий из бисера;
- правила ухода и хранения изделий из бисера.
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, иглы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
Уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
- правильно пользоваться ножницами, проволокой, иглами.
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
Иметь навык:
- чёткого выполнения основных приёмов бисероплетения;
- свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
- изготавливать плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- хранить изделия из бисера согласно правилам.
- изготавливать букеты из бисера;
- изготавливать бисерные украшения в одну и в две нити по готовым схемам
- должен уметь отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
Дети второго года обучения расширяют и углубляют свои знания, совершенствуют умения и навыки, выполняют творческие работы, получают большую самостоятельность в выборе и решении темы, учатся выбирать и систематизировать информацию (практическая работа по оплетке яиц с самостоятельным вариантом схемы; выполняют эскизы изделий, отделанных вышивкой из бисера.
После второго года обучения ребенок должен уметь зарисовывать цветы в соответствии с природными формами и оттенками с натуры, по памяти, и по представлению, видеть гармонию красок и оттенков в цветах, листьях.
Уметь выполнять цветы из бисера сложных форм в разных техниках. Уметь использовать низание изделий из бисера в шесть и три нити. Уметь составлять схемы плетения по собственному замыслу с различными цветовыми решениями, уметь выполнять изделия на основе цепочек сложных форм, знать правила дорожного движения.
Ребенок должен развить эстетическое восприятие окружающей природы, уметь высказывать свое впечатление о увиденном. Иметь представление об основных художественных центрах, о народных мастерах и творчестве художников по декоративно-прикладному искусству. Уметь выполнять сложные изделия из бисера, зарисовывать схемы с иллюстрированных образцов, создавать свои схемы плетения изделий, подбирать цветовую гамму с учетом назначения изделия (повседневное, праздничное). Уметь использовать технику низания с дополнительной нитью, уметь пользоваться станком для изготовления тканых герданов.
. Формы контроля качества знаний
Для контроля качества знаний один раз в 2-3 месяца проводятся занятия самостоятельного изготовления изделий из бисера по схеме. В конце обучения проводится выставка работ учащихся
Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности ее качеств – в знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к жизни и труду, сознательному выбору профессии, в чертах характера.
Способы и методики определения результативности весьма разнообразны. Это и викторины (иллюстрированные, тематические) проверочные карточки, тесты, кроссворды. Это и творческие работы детей, выполненные в соответствии с тематикой образовательной программы, и творческие композиции, и выполнение сувениров для подарков в социальных проектах и на продажи на ярмарках, выполненных разными способами и приемами. Они могут закреплять текущий материал. В конце учебного года проводится мониторинг образовательной деятельности детей.
Результатом достижений творческого объединения являются:
- участия в выставках разных уровней (городских, областных);
- организация постоянно действующих экспозиций детских работ в течение года;
- участия в выставках-ярмарках, где дети, реализуя свои изделия, имеют возможность почувствовать свою значимость и практическую необходимость их творчества (на городских мероприятиях, в школах).
Методическое обеспечение
Формы, методы и технологии, используемые в программе
При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
Словесные
В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую рассказ, беседу, лекцию, работу с книгой. Беседы о народных мастерах.Беседы по ПДД. Различные технологии, используемые при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные
Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов, дисков и т.д.).
Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.
Практические
Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок)
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Групповые технологии – развитие коммуникативных качеств личности, сплочения коллектива, достижение высокого уровня усвоения содержания.
Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех детей представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Для реализации программы необходимы: наличие методической литературы, раздаточный материал, образцы изделий, слайды, диски, фототехника, компьютер, СD – проектор, иглы, нитки, бисер, бумага, клей, ножницы, , карандаши, краски, линейки.
Примерный учебно-тематический план. 1 год обучения.
Наименование | Примерное кол-во часов | ||
теория | практика | всего | |
1. Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2.Основы цветоведения; | 1 | 1 | 2 |
3.Изготовление цветов из бисера на проволоке (плоское плетение) | 4 | 28 | 32 |
4.Изготовление игрушек на проволоке (плоское и объемное плетение) | 6 | 48 | 54 |
5.Техника низания в одну нить | 4 | 16 | 20 |
6.Техника низания в две нити | 4 | 16 | 20 |
7. Экскурсии, | 4 | 4 | |
8. ПДД (беседы, конкурсы) | 8 | 8 | |
9. Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 29 | 115 | 144 |
Содержание дополнительной образовательной программы 1 года
Тема занятия | Кол-во часов | Формы, методы работы | Методическое и Техническое обеспечение | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
1.Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство. История возникновения бисероплетения. Материалы и инструменты. Просмотр образцов работ. Ознакомление уч-ся с содержанием работ и задачами творческого объединения в учебном году. Знакомство с организацией рабочего места. Общие правила техники безопасности и личной гигиены. Организационные вопросы. ПДД. | 2. | 2 | Беседа о народном творчестве. Показ иллюстраций, наглядных образцов. Беседа по ПДД "По дороге в школу" | Образцы изделий, литература по декоративно-прикладному искусству, плакаты по ТБ, ИКТ | |
2. Основы цветоведения. Цветовая гамма Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Работа на бумаге по изготовлению узоров. Раппорт узора. 3.Изготовление цветов на проволоке (плоское плетение). (32ч). Материалы и инструменты. Основные приемы плетения. Параллельное и спаренное плетение. Рассматривание образцов готовых цветов из бисера, зарисовка цветов и схем их плетения.(Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). -Наращивание проволоки. .Изготовление незабудки, розы, мимозы, колокольчика, ромашки. Мифология в названии цветов. Практические работы по изготовлению цветов. Просмотр и оценка изделий. Изучение ПДД. 4.Изготовление игрушек на проволоке (плоское и объемное плетение). Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параеллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Теоретические сведения. Техника выполнения параллельного плетения при изготовлении объемной фигурки. Приемы выполнения дополнительных деталей (рук, ног, лап, хвостов) при объемном плетении. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практические работы по освоению теоретического материала. Анализ и зарисовка схем. Просмотр и оценка работ. Экскурсия в музей. ПДД. | 1 4 6 | 1 28 48 | 2 32 54 | Показ иллюстраций, специальной литературы с образцами узоров. Образцы узоров с разными композициями. Знакомство с мифологическими названиями цветов. Беседы по изучению народного творчества и декоративно-прикладного искусства, по истории развития основных художественных цент-ров; о народных мастерах и творчестве художников, работающих в области декор-приклад. искусства, о красоте природы и бережном отношении к ней. Организация постоянно действующей экспозиции лучших детских работ.. Показ иллюстраций разнообразных цветов. Знакомство с дорожными знаками. Беседы по изучению народного творчества . Использование разда-точного материала для индивидуальной работы детей. Прослушивание классической музыки во время занятий. ТСО. Показ наглядных образцов. Показ приемов работы всей группе и индивидуально. Организация постоянно действующей экспозиции лучших детских работ.. Беседы по истории дорожного движения, изучению ПДД, использование игровой формы: кроссворды, конкурсы. | Образцы готовых изделий, схемы, бумага, фломастеры, иллюстрации различных узоров. Фототехника. Принадлежности для рисования. Принадлежности для плетения, иллюстрации различных цветов. ИКТ Образцы готовых изделий, схемы, бумага, фломастеры. Фототехника. Рисунки дорожных знаков. Образцы изделий, схемы, принадлежности для рисования литература с иллюстрациями, принадлежности для плетения. Рисунки дорожных знаков, кроссворды. Фототехника. ИКТ. |
5. Техника низания в одну нить (низание в одну нить или одной иголкой). Просмотр образцов бус, колье, браслетов и цепочек в одну нить. Составление схемы цепочки ''пупырышки''. Практическая работа по изготовлению цепочки. Изготовление цепочек и браслетов по схеме '' зигзаг'' и '' кривульки''. Зарисовка внешнего вида и схемы. Практ. работа по изготовлению браслетов. Цепочки. Зарисовка образцов всех цепочек. Практические работы по изготовлению цепочек и браслетов. Схема '' сетка''. 3 варианта выполнения ажурной цепочки в пол ромба. Общий вид. Зарисовка схем. Практическая работа. Цепочка в полтора ромба в одну нить. Общий вид. Практическая работа по выполнению по аналогичной схеме. Цепочки в 2,5 и 3 ромба. Общий вид, последовательность выполнения. Формы подвесок для воротников и колье. Общий вид, зарисовка подвесок. Практическая работа по выполнению браслетов по схеме "сетка и воротников с подвесками. Мероприятия по развитию личности. Посещение художественной школы. ПДД. | 4 | 16 | 20 | Беседы по истории развития основных художественных центров, о народных мастерах. Встречи с мастерами по народному творчеству. Использование разда-точного материала для индивидуальной работы детей. Оформление работ к текущим тематическим и отчетным выставкам. Защита авторами выставленных работ. Беседы по ПДД | Образцы готовых изделий, инструменты, принадлежности для изготовления цепочек, браслетов, воротников. Литература с иллюстрациями, схемы , краски для рисования. ИКТ. |
6. Техника низания в две нити. Цепочка ''колечки'' разных форм. Практическая работа по выполнению цепочек, браслетов и ажурного воротника. Цепочка в крестик в две нити. Варианты узоров в зависимости от цвета бисера. Последовательность выполнения. Практическая работа по выполнению браслетов и воротников. Просмотр готовых изделий Изучение ПДД. Игра-"конкурс дорожных наук". 7. Экскурсии, Проведение экскурсий в местные музеи, в музеи Подмосковья. Беседы с мастерами и художниками народных промыслов. 8.Изучение ПДД 9. Итоговое занятие. Подведение итогов деятельности кружка за прошедший год. Рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе. Подготовка изделий к выставке. Организация выставки. Поощрение лучших работ учащихся | 4 8 | 16 4 | 20 4 8
2 | Использование разда-точного материала. Показ наглядных образцов. Показ приемов работы всей группе и индивидуально Встречи с мастерами по народному творчеству. Проверка знаний ПДД в форме игры-конкурса. Беседы по истории дорожного движения, изучению ПДД, использование игровой формы. Оформление работ к отчетным выставкам-ярмаркам. Составление текстов к этикеткам, Поощрение лучших работ. ИКТ. | Инструменты для плетения, иллюстрации различных узоров. ИКТ Образцы готовых изделий, схемы, бумага, фломастеры. Фототехника. Рисунки дорожных знаков. Фототехника, заготовки кроссвордов, , "тестов". Готовые изделия, принадлежности для выставки. |
Примерный учебно-тематический план. 2 год обучения.
Наименование | Примерное кол-во часов | ||
теория | практика | всего | |
1. Вводное занятие. | 3 | 3 | |
2.Основы цветоведения; | 1 | 2 | 3 |
3.Изготовление цветов из бисера на проволоке сложных форм: клевер, хризантема, примула (игольчатое плетение). -изготовление цветов в технике "кругового плетения"(французское плетение ) крокус, маки, фуксия, клематис. | 6 | 51 | 57 |
4. Техника низания в шесть нитей и в три нити;
| 6 | 51 | 57 |
5. Техника низания цепочек в крестик сложных форм (сетка);
| 6 | 51 | 57 |
6. Изготовление украшений на станке. | 3 | 12 | 15 |
7. Экскурсии, | 12 | 12 | |
8. ПДД (беседы, конкурсы) | 9 | 9 | |
9. Итоговое занятие | 3 | 3 | |
Итого: | 49 | 167 | 216 |
Содержание дополнительной образовательной программы 2 года.
Тема занятия | Кол-во часов | Формы, методы работы | Методическое и техническое обеспечение. | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
1. Вводное занятие. -Из истории бисероплетения. Современные направления в бисероплетении. - Ознакомление с планом работ на год. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Демонстрация изделий. Напоминание общих требований охраны труда, правил техники безопасности работы с инструментом. ПДД. Организационные вопросы. | 3 | 3 | Свободное общение в коллективе. Показ образцов работ, которые дети должны выполнить в течение года. Беседа по ПДД :"красный, желтый, зеленый" | Образцы, литература по декоративно-прикладному искусству, плакаты по ТБ. Фототехника. | |
2. Основы цветоведения. Цветовой контраст, фон изделий и его влияние на цвет. Работа на бумаге по изготовлению узоров. Раппорт узора. | 1 | 2 | 3 | Показ иллюстраций, специальной литературы с образцами узоров. Образцы узоров с разными композициями. | Образцы готовых изделий, схемы, бумага, фломастеры. Фототехника. Принадлежности для рисования. |
3 Изготовление цветов из бисера на проволоке сложных форм Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов сложных форм: параллельное. скрутка, низание дугами. Игольчатое плетение. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки. лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ изделий. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов .Составление композиций. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Использование цветов для оформления интерьера. Клевер, хризантема, примула. Знакомство и освоение приемов плетения цветов в технике "кругового плетения" (французского плетения). Практическая работа. Плетение крокуса, маков, фуксии, клематиса. Изучение ПДД .Кроссворды. Мероприятия по развитию личности. Посещение художественной школы. | 6 | 51 | 57 | Беседы по изучению народного творчества и декоративно–прикладного искусства, по истории развития основных художественных центров; о народных мастерах и творчестве художников по декоративно прикладному искусству. Организация постоянно действующей (сменной) экспозиции лучших детских работ. Использование раздаточного материала для индивидуальной работы детей. Прослушивание музыки во время занятий для снятия стрессов и поднятия настроения. ИКТ. Беседы по изучению ПДД | Инструменты для плетения, иллюстрации различных узоров, образцы готовых изделий, схемы, бумага, фломастеры. Инструменты для плетения, иллюстрации, книги, образцы готовых изделий, схемы, принадлежности для рисования, бумага. Кроссворды по ПДД. Фототехника. |
4. Техника низания в шесть и три нити. Продолжение знакомства с многообразием школ народного мастерства. Цепочка в три крестика. Последовательность выполнения. Практические работы по выполнению браслетов и воротников. Цепочки из бисера, бус, стекляруса. Комбинирование цепочки. Последовательность выполнения. Составление схем браслетов по собственному замыслу. Зарисовка подвесок. Составление форм подвесок по собственному воображению. Цепочки в шесть нитей и их выполнение. Зарисовка схем воротников по собственному воображению. Беседа на тему: ”Культура поведения и личность человека”.
Выполнение колье на основе цепочки в крестик. Зарисовка схемы. Подбор цветового решения. Практическая работа по выполнению схем, составленных по собственному замыслу с различными цветовыми гаммами. Зарисовка браслетов по собственному замыслу. Разработка с учетом назначения изделия повседневное, праздничное). Практическая работа по выполнению этих браслетов. ПДД в игровой форме. 5.Цепочки в крестик сложных форм
Изучение техники низания цепочек в трех вариантах. Колье и браслеты на основе крестиков сложных форм. Зарисовка схемы. Цветовое решение. Последовательность выполнения. Колье с подвесками. Общий вид. Последовательность выполнения. “бусы-обереги”. Разнообразие бус. Формы древних бус, солярные знаки. Символическое значение бус. Знание исторического прошлого.
Колье ажурное со стеклярусом. Общий вид. Зарисовка схемы с различным цветовым решением. Последовательность выполнения. Воротник с подвесками. Общий вид. Варианты подвесок (самостоятельное решение). Последовательность выполнения. Оплетка яиц. Внешний вид. Виды ажурных сеток для оплеток. Самостоятельные варианты сеток. Практическая работа по оплетке. Просмотр и оценка готовых изделий. Творческое изготовление работ для выставки-ярмарки разными способами и техническими приемами. Просмотр и обсуждение работ. Экскурсии на выставки. Встречи с интересными людьми. ПДД. | 6 6 | 51 51 | 57 57 | Беседы по изучению народного творчества. Показ иллюстраций или наглядных предметов (образцов, бисерных изделий) с целью уточнения формы, величины, цвета и др. Зарисовка готовых схем, зарисовка схем по собственному замыслу. Разработка цветовых решений. Использование проверочных карточек, раздаточного материала для индивидуальной работы детей. Проведение выставок. Обсуждения выполнения работ и выставок Показ новых способов технологической обработки или способа плетения всей группе или индивидуальный показ. Использование тестов-заданий по ПДД. Беседы по изучению народного творчества и декоративно-прикладного искусства, по истории развития основных художественных центров; о народных мастерах и творчестве художников по декоративно-прикладному искусству. ИКТ, ТСО. Показ новых способов технологической обработки, схем и способов плетения всей группе или индивидуальный показ. Организация постоянно действующей (сменной) экспозиции лучших детских работ.
Обсуждения выполнения работ и выставок. Лекции научных сотрудников Историко-краеведческого музея. Беседы по ПДД. | Образцы готовых изделий, схемы, литература с иллюстрациями, инструменты, бумага, принадлежности для рисования. Карточки для проверки освоения знаний, кроссворды, тесты- задания. Образцы готовых изделий, инструменты и принадлежности для плетения, заготовки яиц для оплетки. Схемы, Фломастеры. Тесты. Образцы готовых изделий, схемы, литература с иллюстрациями, инструменты, бумага, принадлежности для рисования. Образцы готовых изделий, инструменты и принадлежности для плетения, заготовки яиц для оплетки. Схемы, Фломастеры. Фототехника. Наглядный материал по ПДД. |
6.Изготовление украшений на станке. Ознакомление с устройством станка для плетения. Необходимые материалы. Изучение техники изготовления украшений. Изготовление схем для работы на станке. Выбор материалов. Цветовые и композиционные решения. -Изготовление герданов и гайтанов. Изготовление гайтана. Формы сплошных и комбинированных гайтанов. Изготовление герданов. Цветовые и композиционные решения. 7. Беседы, экскурсии, встречи. Проведение экскурсий в местные музеи, в музеи Москвы или Подмосковья. Беседы с мастерами и художниками народных промыслов. 8. ПДД (беседы, конкурсы). | 3 12 9 | 12 | 15 12 9 | Беседы о народном творчестве. Показ иллюстраций, образцов выполненных на станке. Использование кроссвордов, ИКТ. Показ приемов плетения на станке всей группе и индивидуальный показ. Выставки по темам и отчетные выставки, их оформление и обсуждение. Встречи с мастерами прикладного творчества. | Станок для изготовления украшений, бумага, книги, иллюстрации, образцы готовых изделий, схемы, рисунки, фломастеры, заготовки кроссвордов, диски. Фототехника. |
6. Итоговое занятие. Подведение итогов деятельности творческого объединения за прошедший год. Рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе. Подготовка изделий к выставке. Разработка плана экспозиции, выбор темы, названия. Презентация авторами своих работ на выставках. Организация выставки. Поощрение лучших работ учащихся. | 3 | 3 | Оформление выставочных работ к отчетным итоговым выставкам. Поощрение лучших работ. | Готовые изделия. Принадлежности для выставки. Фототехника | |
Итого: | 49 | 167 | 216 |
Литература.
Информационное обеспечение педагога:
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2004.
- Гусева О.Л.,. Миронова Н.Н. Практические уроки по Excel. – М., 1999.
- Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.
- Евладова Е.В., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2002.
- Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации. – М., 2003.
- От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /Под ред. А.К. Бруднова. - М., 2000.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М., 2002.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М., 1997.
- Немов Р.С. Психология: Учебное пособие по повышению квалификации и переподготовки пед/Кадров.- М.: Просвещение,
- Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, 2005.
- Педагогические технологии в дополнительном образовании. Методическое пособие. / Под ред. Д.Е. Яковлева. – Сергиев Посад, 2004.
- Петроченков А.В. Hardware – компьютер и периферия. - М., 1995.
- Харламова И.Ф. Педагогика. "Гардарики" 1999 г.
- Казакова.Т.Г. Развитие у детей творчества. Пособие для воспитателей.М.,1985.
- Литвинец Э.Н. Забытое искусство. М.,1995.
- Разамат Е.В. Секреты домоводства.-Ташкент,1993.
- Старикова В.В. Уроки технологии с использованием информационных технологий. Москва: «Глобус»
- Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.,1980.
- Ю.Зайцева Н.К. Золотые страницы рукоделия.-М,2004.
- Федотова М.В. Культура и традиции.- М,2004.
- Магина А.Р. Плетение и вышивка.- М.:"Олема-Пресс",2004.
- Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2009.
- Несмиян Т.Б. Ювелирные украшения из бисераи сапмоцветов.- М.: Эксмо, 2009г.
- Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера.
- WWW.biser-businka-strass.cz
- www.gumer.info
- www.pedlib.ru
Список литературы для учащихся :
1. http://bicer.ru/
2. http://biserok.org/
3. http://www.biser.info/
4. http://www.biserland.ru
5. Божко Л.А. Бисер. Издательство "Мартин" 2005 г.
6. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издательство "Мартин" 2004 г.
7. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
8. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
9. Котова И.Н., Котова А.С.Бисер. Секреты мастерства. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
10. Крайнева И.Н. Мир бисера. Издательский дом "Литера", 2014 г.
11. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. Книжный клуб 36.6, 2009
12. Мартынова Л. Фигуки из бисера. Издательство "культура и традиции" 2014
13. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В Азбука бисера. . Издательский дом "Литера", 1999 г.
14. Ткаченко Т.Б., Исакова Э.Ю. Подарки из бисера. Издательство Феникс, 2006.
15. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Издательство "Феникс", 2004 г.
16. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
Информационное обеспечение родителей :
- Наш проблемный подросток: понять и договориться /Под ред. Л.А. Регуш. - Спб., 2001.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гинерактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. - илл.
- Кашенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков у детей и подростков. М: Просвещение, 2001 г.
- Казакова.Т.Г. Развитие у детей творчества. Пособие для воспитателей.М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ (художественно-эстетической направленности)
Статус программы, направленность;«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» разработана для обучения учащихся _1-4 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соотве...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Презентация общеобразовательной общеразвивающей программы "Бисероплетение"
Этот материал был представлен на одном из эапов конкурса среди педагогов дополнительного образования"Сердце отдаю детям". Он позволяет раскрыть все методологичсеские особенности прогам...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...