Проектная деятельность
статья по технологии на тему

Трофимова Ольга Алексеевна

Чем обусловлено введение в образовательный контекс ОУ методов и технологий на основе проектной деятельности? Что такое проектная деятельность? на эти вопросы можно найти ответ в данной статье.Также представлен примерный вариант описательной части проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность школьников

Трофимова О.А.

ГБОУ школа №118 Выбргского района Санкт-Петербурга

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

 Технология классно - урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы. Применить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Творческий проект по учебному предмету «Технология» направлен на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов.

В работе над проектом происходит обобщение теоретических знаний и практических умений обучающихся, полученных в процессе обучения, их применение на практике, развитие навыков самостоятельной работы, в том числе исследовательской деятельности, логического изложения материала.

При разработке творческого проекта учащемуся предстоит выполнять следующие виды деятельности:

– выявление проблемы, на разрешение которой направлен проект и

– формулировка задач, решение которых необходимо для этого;

– формулировка текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технико-технологических и дизайнерских способов их достижения;

– сбор и анализ информации, необходимой для проектирования;

– технико-экономическое обоснование проекта;

– расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов в соответствии с заданием;

– разработка дизайн-проекта изделия с учетом эргономических, художественно-эстетических, экономических параметров;

–разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ;

– контроль соответствия предлагаемых идей современному уровню развития технологий, тенденциям дизайна и моды, применяемых техник декоративно-прикладного творчества, а разрабатываемых изделий и технической документации заявленной теме проекта;

– закрепление знаний и практических навыков, полученных при изучении дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов, умения работать со специальной литературой, историческими документами и нормативно-технической документацией, формирование технологической культуры.

1. Проблемная ситуация ………………………………………………………

2. Проблема ……………………………………………………………………

3. Формулировка задачи ……………………………………………………....

3.1. Характеристики для рассмотрения ………………………………………

4. Исследование проблемы ……………………………………………………

4.1. План работы над проектом………………………………………………..

4.2. Дизайн-анализ существующих изделий по теме проекта………………

4.3. Анкетирование потенциальных пользователей…………………………

4.4. Исследование свойств материалов………………………………………

4.5. Исследование способов изготовления соединения, отделки……………

5. Требования к изделию (дизайн-спецификация)…….………………………

6. Выработка идеи ………………………………………………………………

7. Выбор оптимального варианта ………………………………………………

8. Техническая документация …………………………………………………

8.1. Технологическая карта……………………………………………………

9. Экономический расчет………………………………………………………

10. Экологическая оценка проекта………………………..……………………

11. Оценка проекта ………………………………………………………………

11.1. Самооценка…………………………………………………………………

11.2. Самооценка изготовленного проекта……………………………………..

11.3. Самооценка процесса работы над проектом………………………………

11.4. Оценка руководителя проекта……………………………………………..

11.5. Рецензия……………………………………………………………………..

12. Список использованной литературы ………………………………………

Проблемная ситуация

Описываются обстоятельства, которые привели к осознанию проблемы и побудили проектанта искать новые, ранее неизвестные знания или способы действия, новые решения проблемы. Обосновывается актуальность выбора темы, формулируется планируемый результат, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна

Проблема

Кратко и четко формулируется проблема, возникшая в проблемной ситуации и решаемая в ходе выполнения проекта. 

Формулировка задачи

Разработать и изготовить: что за изделие? для чего оно предназначено? какие потребности

Исследование проблемы

Описывается собранный, изученный и обработанный материал, необходимый для решения проблемы;  можно представить историческую справку.  Указываются различные источники информации.

Исследование и анализ проблемы могут быть представлены в виде звездочки обдумывания.

Дизайн-анализ существующих изделий по теме проекта

Дизайн-анализ – это метод исследования позволяющий оценить уже имеющиеся изделия. Дизайн-анализу подлежат физические качества предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.) и качества предмета на взгляд пользователя (удобство, назначение, внешний вид и т.д.). В результате дизайн-анализа делается вывод: что хорошо, что плохо, что следует изменить. Необходимо сравнить модели по предложенным в таблице характеристикам (характеристики можно разработать самим) и сделать вывод. Исследуя характеристики моделей, используйте балльную систему.

Исследуемая характеристика

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Функциональное назначение

Материал

  • цвет

  • узор

  • волокнистый состав

  • доступность материала

Форма

Размер

 

Отделочные детали

Удобство пользования

Сложность изготовления

Наличие необходимого оборудования, инструментов

Стоимость

Итоговое количество баллов

Вывод:

В этой части проектант отвечает на вопросы:

  • что нужно знать;
  • что нужно уметь;
  • что нужно иметь для успешного выполнения проекта.

Дизайн-спецификация

Дизайн-спецификация – это перечень критериев (характеристик), которым должно соответствовать изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя.

Критерии

Спецификация

Что это за изделие

Для кого предназначено

Функциональное назначение

Какие потребности будут удовлетворены

Из какого материала

 Внешний вид (стиль, цвет, отделка и т.д.)

Какие дополнительные материалы используются

Инструменты и приспособления

Сложность изготовления (способы изготовления)

Какие требования охраны труда необходимо соблюдать при изготовлении?

Другие требования

Ориентировочная стоимость

Выработка идеи

Представляется разработка не менее трех вариантов решения проблемы.

По каждому варианту дается:

  • эскиз или чертеж,
  • необходимые пояснения по конструкции, материалам, соединениям и т.п.

Каждый вариант выполняется на отдельной странице.

Выбор оптимального варианта

Дается обоснование выбранного варианта на основе анализа разработанных идей.

Дизайн-анализ

Необходимо сравнить модели по предложенным в таблице характеристикам

и сделать вывод. Выбрать наиболее оптимальный вариант.

Все дизайн-решения – плод компромисса между 5 элементами:

  • формой;
  • назначением;
  • используемыми материалами;
  • способом изготовления;
  • стоимостью изготовления, последствиями для окружающей среды и социальными последствиями.

Исследуемая

характеристика

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Функциональное назначение

Материал

  • цвет

  • узор

  • волокнистый состав

  • доступность материала

Форма

Размер

 

Отделочные детали

Удобство пользования

Сложность изготовления

Наличие необходимого оборудования, инструментов

Стоимость

Итоговое количество баллов

Вывод: Критерии можно взять из спецификации, каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. В конце подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей.

Очень полезным является мнение других людей о предлагаемых идеях.

На этом этапе можно использовать метод морфологического анализа, касающийся внешнего вида и строения проектируемого объекта. Варианты удобно представлять в виде таблицы:

Проектируемый объект – «подушка для иголок»

Признаки

Возможные варианты

Материал верха

ткань

трикотажное полотно

нетканый материал

кружево

Наполнитель

вата

синтепон

поролон

обрезки тканей, пряжи

Форма

Вид крепления

петля

текстильная застёжка (липучка)

ножки из металла (применение консервной банки)

применение магнита

Цветовое решение

гдадкокраше

ная

яркий рисунок

вышивка

аппликация

Техническая документация

Представляются:

  • эскизы, рисунки;
  • чертежи, шаблоны, лекала, схемы;
  • подбор материалов;
  • подбор инструментов и оборудования;
  • инструкции по охране труда;
  • технологические карты.

Документация должна быть представлена в таком объёме, чтобы по ней можно было изготовить обозначенное изделие.

Технологическая карта изделия.

№ п/п

Последовательность выполнения операции

Графическое изображение

ТУ

Оборудование

Экономический расчет

В экономической части представляется расчет затрат на изготовление проектируемого изделия, проект рекламы. Реклама может быть представлена в конце описательной части. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.

Оформление листа расчета может быть выполнено в различных формах:

  • в виде текста;
  • в виде формулы;
  • в виде таблицы.

Расчет экономических затрат на выполнение проекта (стоимость материала, стоимость обработки материала, расчет стоимости потребляемой электроэнергии и возможностей её экономии, рабочего времени, амортизации оборудования).

Стоимость материальных затрат

№ п/п

Наименование

Цена за

единицу (рубл.)

Расход

Всего

(рубл.)

1

Итого            рублей                

Экологическая оценка

Обоснование выбора всех используемых материалов с точки зрения экологии и валеологии, т.е. используемые материалы рассматриваются во взаимодействии с окружающей средой и со здоровьем человека. В экологической оценке проекта  обосновать, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека. Рассматривается состав материала, гигиенические, технологические свойства, возможная утилизация отходов, эксплуатация окружающей среды.

Оценка проекта

Включает:

  • изложение полученных результатов;
  • вывод, насколько изделие удовлетворяет потребности, сформулированные в проблеме;
  • самооценку проделанной работы;
  • самоанализ достоинств и недостатков проекта;
  • перспективы производства;
  • оценку руководителя проекта.

Самооценка изготовленного объекта.

  • Насколько удачен изготовленный объект?
  • Оценка по отношению к краткой формулировке задачи (дизайн-спецификация).
  • Как он может быть улучшен?

(Эскизы с комментариями).

Самооценка процесса работы над проектом.

  • Правильно ли сформулирована задача?
  • Было ли исследование хорошо спланировано?
  • Была ли дизайн-спецификация сжатой и понятной?
  • Разнообразны ли были идеи?
  • Обосновано ли было решение при выборе одной из них?
  • Была ли полной проработка выбранной идей?
  • Хорошо ли был спланирован процесс изготовления?
  • Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
  • Что могло бы быть сделано по другому, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие?

Оценка руководителя проекта

Рецензия

 Список использованной литературы

Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в описательной части проекта. Все заимствования должны иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Рекламный проспект изделия Под рекламой понимается любое мероприятие или система мероприятий, направленных на привлечение внимания покупателя к фирме или к реализуемому товару.

Рекламный проспект изделия – необходимая часть проекта. Ведь именно от его исполнения зависит, сможет ли изготовитель продать продукцию или нет. Реклама, как известно, - двигатель торговли, и с этим нельзя не согласиться.

Реклама должна отвечать следующим требованиям:

- не вызывать у людей отрицательных эмоций;

- быть правдивой;

- конкретной;

- сообщать потребителю то, что он желает увидеть или услышать;

- вызывать интерес у покупателя.

Рекламный проспект изделия может включать в себя:

  1. Товарный знак фирмы (производителя).
  2. Наименование изделия, его назначение.
  3. Несколько рекламных фраз.

Сначала попробуйте создать товарный знак (товарную марку или лейбл).      Товарный знак чаще всего представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов или рисунков. Иногда бывает комбинация этих знаков. Буквы могут быть начальными буквами фамилии или имени исполнителя проекта. Если в изготовлении изделия принимают участие несколько человек, то необходимо включить и их инициалы. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово наименование продукции. Чаще всего рисунки бывают простыми геометрическими формами, но по ним всегда можно узнать фирму – производителя товара.

Затем напишите название изделия, его назначение, области применения. Описание должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты. Ориентировочно 20 – 50 слов.

Подумайте над рекламными фразами. Они должны привлекать внимание и содержать основное назначение изделия.

Самое последнее в рекламном проспекте – соединить все три части. Вставьте рисунок, рекламные фразы, описание изделия. Измените, где надо, размеры, поменяйте местами различные части проспекта. Рекламный проспект должен красиво смотреться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...