Рабочая программа по технологии 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год для 5 класса, соответствующая требованиям ФГОС. Ориентирована на работу по учебнику Кожиной. Включает пояснительную записку и поурочно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_fgos_5_klass.docx | 90.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга
Принято на педагогическом совете Протокол от 30.08.2018 №1 | Утверждаю директор ГБОУ школа №118 В.В.Фёдоров Приказ от 30.08.2018 №102 |
Рабочая программа по учебному предмету
«Технология»
на 2018-2019 учебный год
5 класс
Учитель: Трофимова Ольга Алексеевна
Санкт-Петербург
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Примерной программы по предмету «Технология», соответствующей ФГОС (Примерные программы про предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010).
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники
В процессе обучения технологии учащиеся
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с рекламой, ценой; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (машин, механизмов, инструментов);
• со средствами и методами обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Выполнение проектных работ вводится в учебный процесс с начала учебного года.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств материалов; с физикой при изучении механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план ГБОУ СОШ № 118 включает 68 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология» в 5-м классе, из расчета 2 ч. в неделю.
Результаты изучения предмета «Технология»
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Программа предмета «Технология» по направлению «Технологии ведения дома» содержит следующие разделы:
- Кулинария. Технология приготовления пищи;
- Технология ведения дома;
3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов;
4. Рукоделие. Художественные ремёсла.
5.Творческие проектные работы
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Примерная программа:Примерные программы про предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. – М. :Дрофа, 2014.
Электронное приложение к учебнику.
Рабочая тетрадь для учащихся:Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой / О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. – М.: Дрофа, 2014.
Методическое пособие для учителя:Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: методическое пособие к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой /
Дополнительная литература:
Технология. Обслуживающий труд.5 кл.: учебник для общеобразовательныхучреждений / Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. / Под редакцией Симоненко В.Д.– М.: Вентана-Граф, 2008.
Технология обработки ткани: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / В.Н. Чернякова М.: Просвещение, 2003.
Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5 – 9: Книга для учителя/ В.Н. Чернякова М.: Просвещение, 2002.
Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И., Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко – Волгоград: Учитель, 2007.
1. Гаевая, Р. А. Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко – Киев: Урожай, 1993.
2. Гузаирова, Е. Н. Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
3. Дубовицкая Е. Н. . Дидактические игры, турниры, конкурсы, праздники. Учебное пособие. – М., Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы/ авт.-сост. О. Я. Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.
5. Еременко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
6. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток/ авт.- сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122
7. Крупская, Ю. В. Технология: учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) / Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007.
8. Кожина О. А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. -240 с
9. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова и др. – М.: Просвещение, 1989.
10. Настольная книга учителя технологии: справ.- метод. Пособие/сост. А. В. Марченко. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 430 с.
11. Перова Е. Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки).- М.: 5 за знания, 2006.-208 с.
12. Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005
13. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.-198 с.
14. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В. Синица, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007.
15. Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208 с.: ил.
16. Технология. 5-9 классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л. В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 220 с.
17. Технология. 5-11 классы: предметные недели в школе / авт.-сост. Е. Д. Володина, В. Ю. Суслина – Волгоград: Учитель, 2008. – 156 с.
18. Дэвид Саларса. Одежда для работы и отдыха. «Росмэн», перевод, 1994.
19. Лущик Л.И. Оригинальная мягкая игрушка-трансформер. М.: Эксмо, 2007.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия).
21.Шитьё и рукоделие: энциклопедия/редкол.: И.А.Андреева (гл.ред.) и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 288 с.: ил.
22.Петухова В.И., Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Издатель И.В. Балабанов, 1999.- 120 с.: ил.
23. Семёнова О.Л. Сел 29 ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ для дома. М., «Мода и рукоделие», 2004, 64 с.: ил.
24. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192с., ил. (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
25. Белова Н. Веселая компания. М.: «ОЛМА – ПРЕСС», СПб.: «Издательский Дом «Нева», ООО «Валери СПД», 1998. – 221 с. , ил. (Серия: «Мягкая игрушка».)
26. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.- 208 с., ил.
27. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 с., ил. - (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
28. Глинская Е. Азбука вышивания. – Г.: Мехнат, 1994. 1994. – 240 с.
29. Домоводство. 50 узоров для вышивания крестиком. Линда Берджес. М.: «Махаон», 2002.
30. Вышитые цвет / Пер. с англ.- М. Издательский дом «Ниола 21 век», 2005.-132 с.: ил.- (Серия «Вышивка от А до Я»).
31. Кей Деннис. Вышивка и плетение иглой / Пер. с англ.- М. Издательский дом « НОВЫЙ ВЕК», 2007.
32. Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент / Анна Зайцева. – М.:Эксмо, 2009. - 64 с.: ил.- (Азбука Рукоделия).
33.Т. Тукало, Е. Чудина, Ж. Шквыря. Оригинальные картины из зерен. Цветы и букеты. ЗАО «Издательская группа Контэнт», 2008.
Интернет-ресурсы:
Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
- Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
- Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
- Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок
www.sneg.by.ru
- Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
- Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
- Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
- Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотое шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
Вид образовательного ресурса | Название | Электронный адрес |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог | Технология. 5 класс. Сборник проектов. Пособие для учителя. | http://window.edu/ru |
ЕК ЦОР | Технология | http://shkool-collection.edu.ru/ |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | Технология. Перечень модулей по разделам «Кулинария», «Обработка ткани» 5, 6, 7 класс | http://fcior.edu.ru/ |
Коллекции изображений | http://www/stockfood/com |
CD-ROM :
- Комплекс мультимедийных обучающих программ и фильмов
- Современная энциклопедия моды
- Рукоделие. Схемы для вышивания крестом
- Уроки рукоделия. Бисер (23 обучающих видеоролика)
- Компьютерный журнал моделей + www.lekala.info
-комплект таблиц + CD-ROM (Технология. Обслуживающий труд.2012)
-мультимедийная энциклопедия «Русская кухня» (Петродиск)
- Кухни мира (электронное пособие)
- Вышивка по картону. Знаки зодиака.
- Русский народный костюм (видео)
Тема урока | Раздел программы | Название ЭОР |
Сервировка стола | Кулинария 5 класс | «Складывание салфеток» |
Блюда из овощей | Кулинария 5 класс | «Фигурная нарезка овощей» |
Национальная кухня | «Национальные кухни мира» | |
Классификация тканей | Материаловедение 5 класс | «Натуральные волокна растительного происхождения», «Виды переплетений» |
Классификация швейных машин | Машиноведение 5 класс | «История создания швейной машины» |
Элементы моделирования | Моделирование 5 класс | «Моделирование фартука» |
Снятие мерок | Конструирование 5 класс | «Правила снятия мерок» |
Рукоделие. Вышивка. | Художественные ремёсла 5 класс | «Интересные истории для рукодельниц», «История вышивки», «Болгарский крест» |
Охрана труда | Вводное 5,6,7,8 класс | «Техника безопасности» |
Учебно-тематический план
Период | № урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 четверть
2 четверть
3 четверть 4 четверть | 1 | Вводное. Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве. | 1 | ||
2 | Проектная деятельность. | 1 | |||
Кулинария. Технология ведения дома. | 14 | ||||
3-4 | Кулинария. Кухня и её оборудование. Охрана труда. Санитарно-гигиенические требования. |
| |||
5 | Интерьер кухни. | ||||
6 | Рациональное размещение мебели. | ||||
7-8 | Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и чая. |
| |||
9 | Виды блюд из яиц. |
| |||
10 | Приготовление блюд из яиц. |
| |||
11 | Виды овощей. Технология обработки. |
| |||
12 | Приготовление овощных салатов. | ||||
13 | Меню на завтрак. Сервировка стола. |
| |||
14 | Составление меню. Складывание салфеток. |
| |||
15 | Способы приготовления домашних заготовок. | ||||
16 | Приготовление заготовки на выбор. |
| |||
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | |||||
Элементы материаловедения | 4 | ||||
17 | Элементы материаловедения. Классификация волокон и тканей. |
| |||
18 | Получение пряжи и ткани. Определение нитей основы и утка. | ||||
19 | Отделка ткани. Ассортимент х/б и льняных тканей. |
| |||
20 | Изучение свойств тканей. Подбор ткани. | ||||
Элементы машиноведения | 12 | ||||
21 | Элементы машиноведения. Классификация швейных машин. Охрана труда. |
| |||
22 | Устройство швейной машины. Подготовка к работе. |
| |||
23 | Приемы работы на швейной машине. Охрана труда. |
| |||
24 | Работа на не заправленной швейной машине. | ||||
25 | Последовательность заправки швейной машины нитками. | ||||
26 | Заправка швейной машины. Работа на заправленной швейной машине. | ||||
27-28 | Терминология машинных работ. Работа на швейной машине. | ||||
29 | Классификация машинных швов. Соединительные швы. |
| |||
30 | Выполнение образцов швов. | ||||
31 | Краевые швы. |
| |||
32 | Выполнение образцов машинных швов. | ||||
Конструирование и моделирование | 6 | ||||
33 | Понятие о конструировании. |
| |||
34 | Правила снятия мерок. Снятие мерок. | ||||
35 | Правила построения чертежа изделия. |
| |||
36 | Построения чертежа фартука. | ||||
37 | Понятие о моделировании. |
| |||
38 | Моделирование фартука. | ||||
Технология изготовления швейных изделий | 12 | ||||
39 | Правила раскроя. Подготовка ткани к раскрою. | ||||
40 | Раскрой изделия. | ||||
41 | Подготовка деталей кроя. |
| |||
42 | Прокладывание контрольных и перевод контурных линий. |
| |||
43 | Виды карманов. Способы обработки. ВТО. Охрана труда. |
| |||
44 | Настрачивание накладных карманов на фартук. | ||||
45 | Способы обработки срезов фартука. |
| |||
46 | Обработка срезов фартука. | ||||
47 | Варианты обработки грудки фартука. |
| |||
48 | Обработка грудки фартука. | ||||
49 | Отделка швейных изделий. |
| |||
50 | Выполнение отделки фартука. Расчёт затрат. | ||||
Рукоделие. Художественные ремёсла. | 6 | ||||
51 | Рукоделие. Виды ДПИ. История вышивки. |
| |||
52 | Подготовка к работе. Выполнение украшающих швов. | ||||
53 | Приемы перевода рисунка. Композиция. Цветоведение. |
| |||
54 | Перевод рисунка, вышивание по контуру выбранного рисунка. | ||||
55 | Способы обработки краев салфетки. Обработка краёв салфетки. |
| |||
56 | Окончательная отделка и оформление изделия. | ||||
57 | Творческий проект. Представление проекта. | 10 | |||
58 | Исследование проблемы. Эскиз. Выбор лучшей идеи. |
| |||
59 | Разработка конструкции. Подбор материалов. |
| |||
60 | Технология изготовления. | ||||
61 | Изготовление изделия. | ||||
62 | Изготовление изделия. |
| |||
63 | Изготовление изделия. | ||||
64 | Изготовление изделия. | ||||
65 | Оформление проекта, подготовка к защите | ||||
66 | Защита проекта | ||||
67 | Резерв времени | 2 | |||
68 | Резерв времени | ||||
итого | 68 |
Содержание учебного материала
Раздел «Кулинария. Технология ведения дома»
Тема. Интерьер кухни, столовой
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Тема. Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема. Здоровое питание
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Лабораторно-практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема. Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье»
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Материаловедение
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Конструирование и моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Машиноведение
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла»
Рукоделие. Декоративно-прикладное искусство .
Теоретические сведения: Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Варианты объектов труда
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Требования к уровню подготовки
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 5 классов
Должны знать:
- негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
- способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;
- общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
- общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
- технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
- способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;
- виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
- общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;
- культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
- правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
- виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
- виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
- возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
- правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;
- правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;
- понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
- технологию выполнения следующих швов: стачного, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;
- гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.
Должны уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;
- работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
- разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
- подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;
- читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
- выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной заутюженный, стачной разутюженный, расстрочной, накладной с закрытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.
Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
– планировать и оформлять интерьер комнаты;
– проводить уборку квартиры;
– ухаживать за одеждой и обувью;
– соблюдать гигиену;
– выражать уважение и заботу к членам семьи;
– принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.
Темы творческих проектов
1. Украшение вышивкой носового платка
2.открытка в технике квилинга
3. Мягкая игрушка
4.подарок ко дню рождения (картины из зерен)
5.украшение фартука
Тематическое планирование
Поурочно-тематическое планирование
5 класс
Составитель: Трофимова О.А., учитель технологии ГБОУ школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга
№ п/п | Планируемые сроки / дата проведения | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Контроль виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др) | Планируемые результаты обучения | Инструменты и оборудование, средства обучения | |
Предметные | Универсальные учебные действия (метапредметные, личностные) | |||||||
1-2 | сентябрь | Вводное. Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве. Проектная деятельность. | Экономия и бережливость. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Планирование расходов в семье. Этапы проектной деятельности. | Подсчёт бюджета семьи. | Устный контроль, текущие наблюдения | Знать особенности ведения домашнего хозяйства. Уметь составлять примерный бюджет семьи на месяц. Знать этапы выполнения проекта. Иметь представление о способах поиска информации | Р: принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой и функциональностью П: строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, читать тексты с целью освоения и использования информации К: слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, делать выводы Л: ответственно относиться к учёбе, иметь мотивацию к учёбе | |
3-4 | сентябрь | Кулинария. Кухня и её оборудование. Охрана труда. Санитарно-гигиенические требования. Физиология питания. | Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Правила ТБ при кулинарных работах, оказание первой помощи при ожогах и порезах Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах, суточная потребность в них | Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение влажной и сухой уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи. Работа с таблицами. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. | Устный контроль, текущие наблюдения | Знать правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу, запоминать, планировать алгоритм действий П: извлекать информацию из прослушанного, строить осознанное и произвольное речевое высказывание, читать тексты с целью освоения и использования, осуществлять поиск необходимой информации К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы Л: интерес к предметно-практической деятельности | Таблицы, справочные материалы, рабочее место бригады на кухне, набор моющих и чистящих средств, аптечка |
5-6 | сентябрь | Интерьер кухни. Рациональное Современное оформление интерьера. Выполнение эскизов интерьера кухни размещение мебели. | История и национальные традиции в архитектуре. Эстетика и экология жилища. Требования к кухне и столовой. Кухонное оборудование, его размещение и уход за ним. Деление кухни на зоны. Современные стили в интерьере. Виды отделки интерьера (роспись ткани, резьба по дереву). Варианты декоративного украшения кухни изделиями собственного изготовления | Планирование интерьера кухни | Проверка проекта | Иметь представление: о требованиях, предъявляемых к интерьеру кухни и столовой; оборудовании и его влиянии. Иметь представление о возможностях отделки Уметь выполнять эскизы изделий. | Р:в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу, запоминать, планировать алгоритм действий П: извлекать информацию из прослушанного, строить осознанное и произвольное речевое высказывание, читать тексты с целью освоения и использования, осуществлять поиск необходимой информации К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы Л: интерес к предметно-практической деятельности | Компьютер, презентация |
7-8 | сентябрь | Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку | Продукты, используемые для бутербродов. Виды бутербродов, способы их оформления, условия и сроки хранения. Виды горячих напитков и способы их приготовления. | Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор инструментов и инвентаря. Приготовление бутербродов и горячих напитков. | Текущие наблюдения, устный фронтальный опрос | Иметь представление о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях. Уметь нарезать продукты, оформлять бутерброды. | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать и проговаривать этапы работы; следовать составленному плану; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата. К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы, правильно выражать свои мысли. Л: интерес к предметно-практической деятельности, уважительное отношение к профессии, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы. | Кухонный инвентарь, набор продуктов для приготовления бутербродов и горячих напитков, плакат «Виды бутербродов»; компьютер, проектор, экран, презентация. |
9-10 | сентябрь | Блюда из яиц, приспособления и оборудование для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения | Значение яиц в питании человека, использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения его свежести. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование. | Определение свежести яиц, первичная обработка. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц (Д.З). | Текущие наблюдения, устный фронтальный опрос, анализ практического задания | Знать технологию приготовления блюд из яиц. Уметь определять свежесть яиц и готовить блюда из них. | Р: планировать и проговаривать этапы работы, организовать свою деятельность, рефлексия. К: умение работать в команде, слушать и задавать вопросы. П: находить необходимую для работы информацию, результативно мыслить и работать с информацией, ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного). Л: первичные умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев. | Кухонный инвентарь, набор продуктов для приготовления блюд из яиц, учебник |
11-12 | октябрь | Виды овощей. Технология обработки. Приготовление овощных салатов. | Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Определение качества овощей и влияние на него экологии. Правила первичной обработки овощей и сохранения в них полезных веществ. Способы и формы нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Принципы подбора овощных гарниров | Приготовление овощного салата. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления блюда. | Текущие наблюдения, устный фронтальный опрос | Иметь представление: о правилах первичной обработки всех видов Знать правила нарезки овощей. Уметь: выполнять правила | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; запоминать инструкцию; планировать и проговаривать этапы работы; следовать составленному плану; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата. К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы, правильно выражать свои мысли, уважительно относиться ко всем членам группы. П: классификация и синтез знаний Л: мотивация к предметно-практической деятельности, бережное отношение к продуктам, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы. | Кухонный инвентарь, набор продуктов для приготовления овощного салата и его украшения, учебник, набор иллюстраций |
13-14 | октябрь | Меню на завтрак. Сервировка стола. Составление меню. Складывание салфеток. | Составление меню на завтрак, правила подачи блюд, правила этикета. Эстетическое оформление стола. Варианты декоративного складывания салфеток. | Составление меню на завтрак, сервировка стола к завтраку, складывание салфеток. | Текущие наблюдения, устный фронтальный опрос | Знать правила этикета, правила подачи блюд, способы сервировки стола. Уметь составлять меню на завтрак, выполнять сервировку стола, фигурно складывать салфетки для оформления стола | Р: умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную и творческую инициативу К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы, правильно выражать свои мысли. П: извлекать необходимую информацию из увиденного и услышанного, перерабатывать полученную информацию – делать выводы в результате совместной работы в группе, осуществлять поиск информации из различных источников. Л: участвовать в творческой деятельности эстетического характера, | Набор посуды для сервировки, скатерти, салфетки, раздаточный материал, компьютерная презентация |
15-16 | октябрь | Способы приготовления домашних заготовок. Приготовление заготовки на выбор. | Роль продовольственных запасов в экономном ведении хозяйства. Способы заготовки продуктов. Правила сбора и хранения | Приготовление заготовки на выбор. | Письменный зачёт | Знать: способы заготовок продуктов; правила сбора урожая и лекарственных трав; условия и сроки хранения заготовок. Уметь делать заготовки по инструкции. | Р: планирование и организация работы в сотрудничестве, саморегулирование, рефлексия. К: умение работать в команде, слушать и задавать вопросы, чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме. Л: бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. | Кухонный инвентарь, набор продуктов для приготовления заготовки , учебник. |
Р- регулятивные, П- познавательные, К- коммуникативные, Л- личностные | ||||||||
Вводное – 2 часа. Кулинария -14 часов. |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Содержание урока, базовые термины и понятия | Формы контроля | Планируемые результаты обучения | |
Освоение предметных знаний и умений | Универсальные учебные действия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
17-18 | Элементы материаловедения. Классификация волокон и тканей. | Комбинированный | Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Нити основы и утка в ткани. | Оценка качества работы | Иметь представление о свойствах натуральных волокон растительного происхождения Уметь определять нити основы и нити утка; | Р: принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух последовательность своих действий, планировать алгоритм действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат, вносить соответствующие коррективы П: строить осознанное и произвольное речевое высказывание, логическую цепочку рассуждений, извлекать информацию из прослушанного объяснения К: слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, выражать точно свои мысли Л: проявлять мотивацию, внутреннюю позицию на уровне положительного отношения, ответственное отношение к работе, делать самооценку |
19-20 | Отделка ткани. Ассортимент тканей. Подбор ткани. | Комбинированный | Лицевая и изнаночная стороны ткани. Отделка ткани. Общие свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. | Оценка качества работы | Знать способы определения лицевой и изнаночной стороны Определять ткани из волокон растительного происхождения. Использовать приобретенные знания и умения для правильного выбора ткани | Аккуратность, точность выполнения действий, самостоятельное планирование работы, эстетическое оформление |
21-22 | Элементы машиноведения. Классификация швейных машин. Охрана труда. Устройство швейной машины. | Комбинированный | Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Технические характеристики и устройство бытовой швейной машины. Виды передач движения приводов машины. Безопасные приемы работы | Опрос. Контроль подготовки рабочего места | Иметь представление о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов. Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ | Р: запоминать инструкцию, планировать. Контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. П: выделять существенную информацию из текстов, презентовать в вербальном виде подготовленную информацию. Л: уметь общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей одноклассников, ответственность |
23-26 | Приёмы работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка ниток | Практическая работа | Подготовка швейной машины к работе. Заправка ниток. | Контроль выполнения | Знать последовательность заправки швейной машины нитками. Уметь готовить швейную машину к работе | Л: интерес к предметно-практической деятельности, владение элементами организации умственного и физического труда Точность и аккуратность при выполнении работ, визуальная оценка, выполнение в соответствии с установленными нормами и стандартами |
27-28 | Терминология машинных работ. Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка | Практическая работа | Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. | Качество образца | Уметь: управлять швейной машиной; строчить по прямой | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу П: извлекать информацию из прослушанного, осознанно рассматривать рисунки с целью освоения и использования информации К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы, выражать свою позицию по заданной проблеме Л: интерес к предметно-практической деятельности, владение элементами организации умственного и физического труда |
29-32 | Классификация, конструкция и технология выполнения машинных швов их условные графические обозначения. Назначение соединительных и краевых швов. Изготовление образцов машинных швов. | Инструктаж, практическая работа | Выполнение образцов машинных швов | Качество работы | Знать виды и назначение машинных швов, их условное обозначение. Уметь выполнять образцы машинных строчек и швов на ткани по инструкции, соблюдая правила техники безопасности. | Р: запоминать инструкцию, планировать. Контролировать и выполнять действие по заданному образцу с соблюдением норм безопасности. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. П: выделять существенную информацию из текстов, презентовать в вербальном виде подготовленную информацию. Л: уметь общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей одноклассников, ответственность |
33 | Понятие о конструировании. | Комбинированный | Конструирование. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней Назначение рабочей одежды и ее ассортимент. | Опрос | Иметь представление о конструировании, о рабочей одежде и требованиях к ней. | Точность и аккуратность при выполнении работ, визуальная оценка, выполнение в соответствии с установленными нормами и стандартами |
34 | Правила снятия мерок. Снятие мерок. | Комбинированный | Особенности строения фигуры человека. Правила снятия мерок и их условные обозначения | Контроль за действиями | Знать правила снятия мерок. Уметь их использовать | Творчески мыслить и выражать своё решение в практической деятельности, эстетика и культура труда |
35-36 | Правила построения чертежа. Построение чертежа фартука. | Комбинированный | Правила пользования чертежными инструментами. Понятие о масштабе, чертеже и эскиз, последовательность построения чертежа фартука. | Контроль за действиями | Иметь представление о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе. Уметь строить чертеж | Р:в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу, запоминать, планировать алгоритм действий , оценивать и вносить соответствующие коррективы. Действовать по инструкции. П: извлекать информацию из прослушанного, читать тексты с целью освоения и использования, осуществлять поиск необходимой информации, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы Л: интерес к предметно-практической деятельности |
37-38 | Понятие о моделировании. Моделирование фартука. | Комбинированный | Виды отделки швейных изделий (комбинирование тканей, оборки, тесьма, аппликация, вышивка). Особенности и способы моделирования. Понятие | Контроль выполнения | Иметь представление о видах отделки швейных изделий, способах моделирования. Уметь вносить модельные изменения в выкройку | Творчески мыслить и выражать своё решение в практической деятельности, эстетика и культура труда. Соблюдение норм пожарной безопасности |
39-40 | Правила раскроя. Раскрой изделия. | Комбинированный | Правила ТБ работы | Контроль выполнения | Иметь представление о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки. Знать правила ТБ. Уметь находить лицевую сторону ткани, выполнять раскройные работы. | Подготавливать рабочее место, соблюдать нормы безопасной работы с техникой и инструментами, самоконтроль и самооценка работы, использовать конструкторскую и технологическую документа. Соблюдение норм пожарной безопасности |
41-42 | Подготовка деталей кроя. Прокладывание контрольных и перевод контурных линий. | Комбинированный | Способы переноса контрольных и контурных линий и точек на ткани | Контроль качества | Иметь представление о способах переноса линий и точек на ткани. Уметь использовать их. | Подготавливать рабочее место, соблюдать нормы безопасной работы с техникой и инструментами, самоконтроль и самооценка работы, использовать конструкторскую и технологическую документацию |
43-44 | Виды карманов. Способы обработки. Настрачивание накладных карманов на фартук. ВТО. | Комбинированный | Виды карманов, последовательность обработки накладных карманов, способы настрачивания. Правила ВТО. | Контроль качества | Иметь представление о способах обработки карманов. Уметь их использовать на практике. | |
45-46 | Способы обработки срезов фартука. Обработка срезов фартука. | Комбинированный | способы обработки срезов фартука | Опрос контроль выполнения | Иметь представление о способах обработки срезов фартука, уметь использовать знания на практике. | Подготавливать рабочее место, соблюдать нормы безопасной работы с техникой и инструментами, самоконтроль и самооценка работы, использовать конструкторскую и технологическую документацию Соблюдение норм пожарной безопасности. |
47-48 | Варианты обработки грудки фартука . Обработка грудки фартука. | Комбинированный | Способы обработки нагрудника фартука, их зависимость от ткани и фасона | Контроль качества | Иметь представление о способах обработки нагрудника фартука | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать алгоритм действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: строить осознанное и произвольное речевое высказывание, логическую цепочку рассуждений, извлекать информацию из прослушанного объяснения К: слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, выражать точно свои мысли Л: проявлять мотивацию, внутреннюю позицию на уровне положительного отношения, делать самооценку |
49-50 | Отделка швейных изделий. Сборка и отделка изделия. | Практическая работа | Последовательность сборки изделия. Правила ТБ утюжильных работ. Критерии оценки качества изделия | Опрос и контроль выполнения | Знать: последовательность сборки фартука; правила ТБ утюжильных работ; критерии оценки качества изделия . Уметь их использовать полученные знания на практике. | |
51-52 | Рукоделие. Виды ДПИ. История вышивки. Подготовка к работе. Выполнение украшающих швов. | Комбинированный | Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. Инструменты и материалы. Цвет и его свойства Виды декоративно-прикладного искусства. Выполнение простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «назад иголку». Способы без узелкового закрепления рабочей нити | Качество образца | Знать: виды декоративно-прикладного искусства; материалы и инструменты для вышивания; Уметь: закреплять нити разными способами; выполнять швы «вперед иголку», «назад иголку» | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу П: извлекать информацию из прослушанного, осознанно рассматривать рисунки с целью освоения и использования информации К: рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы, выражать свою позицию по заданной проблеме Л: интерес к предметно-практической деятельности, владение элементами организации умственного и физического труда |
53-54 | Приёмы перевода рисунка. Композиция. Цветоведение. Перевод рисунка, вышивание по контуру выбранного рисунка. | Комбинированный | Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт). Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов «вперед иголку», «назад иголку». Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный. Заправка ткани в пяльцы вышивальных швов «козлик» и петельный. Правила заправки ткани в пяльцы. Техника выполнения стебельчатых и тамбурных швовТехника выполнения швов «козлик» и петельный | Качество образца | Знать: свойства цвета и элементы построения вышивки, приёмы перевода рисунка Уметь: закреплять нити разными способами; выполнять швы «вперед иголку», «назад иголку», переводить рисунок, выполнять стебельчатый и тамбурный швы; закреплять ткань в пяльцы, выполнять швы: «козлик» (крестообразные стежки) и петельный | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать алгоритм действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать по образцу П: извлекать информацию из прослушанного объяснения К: слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, Л: проявлять мотивацию, внутреннюю позицию на уровне положительного отношения, делать самооценку |
Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка по рисованному контуру | Комбинированный | Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка по рисованному контуру | Качество образца | Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань. Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать алгоритм действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, проявлять творческие способности в эстетическом оформлении П: извлекать информацию из прослушанного объяснения К: слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в сотрудничестве Л: проявлять мотивацию, внутреннюю позицию на уровне положительного отношения | |
55-56 | Способы обработки краёв салфетки. Обработка краёв салфетки. Окончательная отделка и оформление изделия | Комбинированный | Способы обработки срезов. Варианты отделки, ВТО. | Качество изделия | Знать способы обработки срезов, варианты отделки. Уметь выполнять обработку срезов салфетки, выполнять ВТО, соблюдая правила ТБ. | Самооценка, самоанализ, аккуратность, эстетическое оформление. |
57-66 | Творческий проект. | Комбинированный | Проектирование личностного или общественного значения изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Этапы проекта. Последовательность и требования к готовому проекту. Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации. Разработка вариантов решения проблемы | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. Самостоятельное планирование процесса труда. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение рассуждать, слышать слушать и понимать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, делать выводы | |
67-68 | Резерв времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...