РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по переплетно-картонажному делу (профильный труд) для 6, 7, 8, 9 классов 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа по технологии (6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа по переплетно-картонажному делу разработана для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида на основе программы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Она включает темы, предусмотренные компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по переплетно-картонажному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, более сложного материала. Содержание программы направлено на осознание, осмысление, обобщение и систематизацию формирующихся профессионально-трудовых знаний, навыков и практических умений, что соответствует коррекционно-развивающему обучению. Рабочая программа по переплетно-картонажному делу разработана для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида на основе программы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Она включает темы, предусмотренные компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по переплетно-картонажному делу.
Основными целями рабочей программы по картонажно-переплетному делу являются:
- Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных целях.
- Овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для трудового взаимодействия.
- формировать основные навыки и приемы работы по профессии переплётчик.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- научить анализировать образцы изделий;
- научить терминологии предмета;
- научить навыкам работы с клеем;
- обучить работе в коллективе с разделением трудовых обязанностей;
- воспитание правильного поведения в коллективе;
- соблюдение правил безопасности при работе в мастерской;
- обучить навыкам использования инструментов (ножницы, линейка, угольник);
-развивать мелкую ручную моторику;
- развивать глазомер.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- Васенков Г.В. "Азбука переплетчика" учебник для учащихся 5 - 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2007;
- Васенков Г.В. Рабочая тетрадь по переплетно-картонажному делу. 5-7 классы;
- Васенков Г.В. альбом "Ручные приемы картонажно-переплетных работ";
- Васенков Г.В. «Типы обложек и переплетов» (Рабочая тетрадь)
- Васенков Г.В. «Ручная технология переплетно-брошюровочных процессов».
- Васенков Г.В. Материаловедение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_14-15.docx | 87.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.
тел./факс: 8 (499) 235-52-94; e-mail: spo-4@edu.mos.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по переплетно-картонажному делу
(профильный труд)
для 6, 7, 8, 9 классов
2014 – 2015 учебный год
Программа принята и утверждена
педагогическим советом
от ____________________________
Составитель программы:
учитель высшей категории
Арзамасова Оксана Евгеньевна
Москва, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по переплетно-картонажному делу разработана для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида на основе программы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Она включает темы, предусмотренные компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по переплетно-картонажному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, более сложного материала. Содержание программы направлено на осознание, осмысление, обобщение и систематизацию формирующихся профессионально-трудовых знаний, навыков и практических умений, что соответствует коррекционно-развивающему обучению.
Преподавание переплетно-картонажного дела базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка, истории и других предметов. В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками не только связанными с конкретной трудовой деятельностью, но и такими, которые успешно могут быть применены в самых различных областях деятельности. Это относится к умению анализировать объекты и свои действия, делать соответствующие выводы, планировать свою деятельность, рисовать, чертить, вести простейшие измерения и вычисления, пользоваться различными инструментами и приспособлениями и т.д.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- Васенков Г.В. "Азбука переплетчика" учебник для учащихся 5 - 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2007;
- Васенков Г.В. Рабочая тетрадь по переплетно-картонажному делу. 5-7 классы;
- Васенков Г.В. альбом "Ручные приемы картонажно-переплетных работ";
- Васенков Г.В. «Типы обложек и переплетов» (Рабочая тетрадь)
- Васенков Г.В. «Ручная технология переплетно-брошюровочных процессов».
- Васенков Г.В. Материаловедение.
Профильное трудовое обучение осуществляется с 6 по 9 класс.
Основной задачей является формирование осознанных, умственно-интеллектуальных умений в труде.
Цель: развитие ручной умелости, усвоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне по профессии переплетчик и картонажник, подготовка учащихся к трудовой деятельности на производстве.
Задачи:
- формировать начальные технические и технологические знания;
- развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе корригировать психофизическое состояние учащихся;
- выработать у учащихся прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами, станками;
- обучать выполнять простые ручные технологические операции;
- формировать самостоятельность при выполнении различных трудовых заданий;
- развивать речь учащихся на основе их практической деятельности;
- выработать у учащихся понимание профессиональной терминологии;
- научить планировать последовательность своих действий, выполнять и контролировать ход работ, пользоваться технико-технологической документацией;
- формировать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду.
Трудовое воспитание и обучение на уроках переплетно-картонажного дела содержит в себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и доступности, чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой деятельности у обучающихся развивается мышление, формируется умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные способы работы. В этом процессе формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Такая трудовая деятельность помогает конкретизировать и исправлять нечеткие представления и понятия школьников об окружающем их мире, социальной значимости труда. Поэтому так важно повышать уровень познавательных интересов у воспитанников к данной деятельности.
Обучение переплетно-картонажному делу преследует также и воспитательные цели, в частности, формирование умения трудиться в коллективе, бережное отношение к школьному имуществу, расходуемым материалам, аккуратности, а также решению эстетических задач в процессе общего развития школьников.
При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а также положение рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования и т.д.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Переплетно-картонажное дело» является классно-урочная форма обучения. Тип урока трудового обучения зависит от дидактических принципов и методов обучения.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог, опрос).
- Работа с книгой (работа по устной и письменной инструкции учителя, учебного задания).
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку (разметка, нарезка, сборка и т.п.)
- Работа в тетради: изготовление технических рисунков, чертежей.
- Самостоятельная практическая работа по технологическому плану.
- Работа по карточкам.
- Составление плана работы в беседе.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, опрос;
Практические: упражнения по отработке техники выполнения практических операций, лабораторные работы, трудовые действия учащихся, производительный труд учащихся, общественно-полезный труд;
Наглядные: показ графической и предметной наглядности, демонстрация опытов и приемов работы, компьютерные изображения, презентации, видео.
Реализация методов происходит через различные приемы работы.
Методы стимуляции:
- Демонстрация образцов изделий;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия,
- Раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Возможность подбора материала для работы по своему вкусу;
- Участие в выставках лучших работ учащихся.
Методы стимулирования учения и развития мотивации учения необходимы для повышения интереса к учению (вариативность, ситуация занимательности, удивление, элементы новизны и открытий, воспитание трудолюбия, убеждения в необходимости обучения, внушение, этические беседы, создание ситуации успеха, авансированные оценки, поощрение и порицание).
Методы контроля и самоконтроля результатов обучения разнообразны и осуществляются на каждом уроке:
- устный контроль (наблюдаю, говорю во время работы);
- письменно-графический контроль ("напиши, зарисуй"): индивидуальный раздаточный материал, опорные схемы, тестирование;
- контроль результатов практической работы учителем (какие ошибки допустили в контрольной работе и планирование последующей работы);
- инструментально- механический контроль;
- взаимоконтроль (коррекция личности) и самоконтроль (что получилось в работе, что не получилось).
По возможности овладения теоретическим и практическим материалом всех учащихся можно условно разделить на 3 группы:
- К первой группе относятся учащиеся, которые достаточно успешно овладевают учебным материалом в процессе фронтального обучения, практически самостоятельно могут выполнить любые задания учителя, лишь изредка им необходима помощь. Умение объяснить действия своими словами говорит о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Они в состоянии сами найти свои ошибки и исправить их.
- Учащихся второй группы характеризует меньшая самостоятельность. Без помощи учителя дети не в состоянии выполнить задание. Им постоянно нужна посторонняя помощь и наводящие вопросы. При переходе от одного этапа выполнения изделия к другому эти дети снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью взрослого. С простыми заданиями, как правило, они справляются успешно.
- Учеников третьей группы объединяет полное отсутствие внимания к заданию, работают только по шаблону, требуют многократного разъяснения работы. Работу выполняют только с помощью учителя. Объяснить свои действия самостоятельно не могут. Учащиеся данной группы испытывают трудности при усвоении программного материала, как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе.
Повысить уровень познавательных интересов у этих учащихся – значит, способствовать лучшему усвоению профессиональных умений и навыков, привить интерес к труду, что создает предпосылки для дальнейшей социальной адаптации выпускников в обществе.
В своей практической работе по обучению учащихся профессии переплетчика-картонажника существует три направления:
- коррекция развития учащихся через посредство переплетно-картонажного дела;
- обучение непосредственно профессии (выработка качественных и скоростных показателей и выносливости в труде);
- содействие формированию профессионально и социально значимых личностных качеств школьников: трудолюбия, аккуратности, усидчивости, ответственности с целью формирования у них жизненных компетенций.
У большинства учащихся, обучающихся профессии переплетчика-картонажника, по причине большего, чем у обучающихся профессии швеи или столяра, снижения интеллекта, заметно снижена и работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы в условиях преодоления физических нагрузок. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате чего дети не способны проявить волевые усилия там, где это требуется.
Для формирования положительной мотивации к учению и преодоления негативных факторов можно выделить основные направления работы:
- забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, которая бы снижала тревожность детей, исключала страх перед риском ошибиться, забыть, ответить неверно;
- формирование внутреннего оптимистического настроя у детей, давая установку на преодоление трудностей, достижение положительного результата;
- создание ситуации успеха в учебной деятельности, формирующее чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости от выполненной работы;
- повышение уровня познавательных интересов учащихся многообразием приемов занимательности (игрой, иллюстрацией, кроссвордами, занимательными упражнениями и т.д.);
- целенаправленная эмоциональная стимуляция учащихся на уроке, предупреждение опасных для учения ощущений скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности.
Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом. В рабочую программу по переплетно-картонажному делу внесены изменения в связи с тем, что учащиеся не имеют трудовой подготовки по данному предмету- обучение в мастерской начато не с 5класса. Причиной изменений в рабочей программе является и то, что часть учащихся - со сложной структурой нарушения развития. Ранее такие дети считались «необучаемыми». В связи с этим требования к профессионально-трудовой подготовке учащихся разделены на два уровня.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся | |
1 уровень | 2 уровень |
|
|
Содержание программы
6 КЛАСС
Программа по обучению переплетно-картонажному делу в 6 классе предусматривает проведение уроков 3 раза в неделю по 2 часа
(208 ч. в год).
I четверть (54ч.)
Вводное занятие. Общий инструктаж по технике безопасности в мастерской. (2ч.)
Инструменты. Материалы. (2ч.) Группы инструментов, виды материалов, используемых в работе.
Изготовление папки с клапанами и завязками (22ч.)
Изделие. Папка с клапанами и завязками в составном переплете для ученических тетрадей.
Теоретические сведения. Назначение и конструкция папки. Составной и цельнотканевый переплет. Клапан, шаблон шпации. Понятие о деталях, полуфабрикате и узле соединения. Учет направления волокон картона при изготовлении деталей для папки. Приемы резания ножом по фальцлинейке. Правила безопасной работы ножом, шилом, стамеской. Устройство и принцип работы картонорубильного станка КН-1.
Упражнения. Определение долевого и поперечного направления картонных волокон. Разметка и прорезь (прокол) отверстий для завязок и их крепление. Способы накладки основания клапана. Приемы крытья обложками. Заправка уголков при загибке краев обложки.
Практические работы. Крой деталей папки на станке КН-1.Сборка папки на корешок с помощью шаблона шпации. Крытье обложками. Крепление завязок. Изготовление клапанов. Заготовка деталей на выклейку папки. Выклейка шпации. Приклейка клапанов. Внутренняя выклейка папки.
Способы соединения блока (6ч.).
Изделие. Однотетрадная записная книжка в гибком переплете.
Теоретические сведения. Способы соединения блока (по образцам и техническим рисункам). Понятие швейное и бесшвейное клеевое соединение блока. Шитье блока нитками (взахват). Шитье блока проволокой (втачку, внакидку). Бесшвейное клеевое соединение блока. Способы соединения блока в блокноте, записной книжке, ученической тетради, книге. Виды бумаги для блока переплетного изделия (писчая, линованная, печатная). Учет направления волокон в тетрадях блока.
Упражнения. Отработка на технической марле приемов соединения блока при многотетрадном шитье "взахват" нитками.
Практические работы. Определение по предложенным образцам и техническим рисункам способа соединения блока. Скрепление блока проволокой внакидку, швейным способом.
Изготовление записной книжки(14ч.)
Изделия. Записная книжка в твердом цельнотканевом переплете с кантами.
Теоретические сведения. Виды и назначение записной книжки. Детали записной книжки (блок, форзац, переплетная крышка). Детали переплетной крышки (картонные сторонки, шаблон для шпации, отстав, корешок, обложка). Детали блока (тетрадь, форзац, тесьма). Элементы соединения блока при многотетрадном шитье (схема). Правила шитья блока нитками. Приспособления для шитья блока. Зависимость качества переплета от прочности шитья блока. Названия обрезов блока (передок, хвостик, головка). Порядок обрезки блока. Детали и способы выполнения составного и цельнотканевого переплета. Виды и назначение форзаца. Устройство и принцип действия бумагорезальной машины. Правила безопасности при пользовании иглой и работе на бумагорезальной машине.
Упражнения. Приклейка форзацев. Шитье блока нитками по одной из принятых схем. Отработка приемов шитья на кромке стола. Обрезка блоков на бумагорезательной машине. Вставка блока в переплетную крышку.
Практические работы. Фальцовка листов бумаги в тетрадь. Приклеивание форзацев, разметка для шитья, приклейка марли. Шитье блока. Заклеивание корешка блока. Обрезка блока с трех сторон (по передку, хвостику и головке). Изготовление переплетной крышки (крой сторонок, отстава, шаблона для шпации). Сборка цельного переплета. Просушка полуфабрикатов записной книжки (блока и переплетной крышки). Отделка переплетной крышки. Подгонка и вставка блока в переплетную крышку. Обжимка готового изделия в прессе.
Самостоятельная работа (2ч.).
Изготовление однотетрадной записной книжки в гибком переплете. Анализ работы.
Повторение(4ч.)
Лабораторная работа по теме «Материалы, инструменты». Изготовление коллекции материалов. Тестирование учащихся по пройденному материалу
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
II четверть (42 ч.)
Вводное занятие (1ч.)
Общая тетрадь (23ч.)
Изделие. Общая тетрадь в мягком переплете (9ч.). Общая тетрадь в твердом составном переплете (14 ч.).
Теоретические сведения. Понятие общая тетрадь. Назначение общей тетради (тетрадь, блок, форзацы, патронки и обложка). Приемы и способы шитья блока общей тетради. Техника шитья многотетрадного блока.. Назначение патронки. Последовательность изготовления общей тетради. Обрезка тетради с трех сторон в определенном порядке. Устройство, назначение и принцип действия бумагорезательной машины. Правила безопасной работы на ней.
Упражнения. Определение мест проколов при шитье блока. Сшив нескольких тетрадей. Приемы нанесения клея. Приклеивание патронок и обложек.
Практические работы. Фальцовка тетрадных листов. Приклеивание форзацев. Шитье блока. Заклеивание корешка. Крой патронок и тканевой обложки. Приклеивание патронок. Крытье обложкой. Обжим в прессах и просушка тетради. Обрезка тетради с трех сторон.
Наклейка таблицы и наглядного пособия (8ч.)
Изделия. Наклейка таблицы на картон.
Теоретические сведения. Организация рабочего места при наклеивании таблицы и наглядного пособия: размещение на верстаке стопы иллюстративного материала, картона, банки с клеем, щеток, кистей. Виды картона для наклейки таблицы. Учет и определение направления волокон у картона и бумаги. Вид и качество клея для обработки таблицы. Приемы работы клеем. Приемы окантовки таблицы. Крепление навесок. Опрессовка. Хранение изделий.
Упражнения. Подготовка рабочего места и инструментов для работы. Нанесение клея на поверхность таблицы.
Практические работы. Окантовка картона тканевыми полосками. Укладка таблиц в стопу. Смазывание таблиц клеем. Наклейка таблицы на картон. Опрессовка таблицы. Выклейка таблицы с обратной стороны бумагой.
Самостоятельная практическая работа (2ч.)
"Наклейка картинки на картон". Работа по плану, инструкционной карте. Обсуждение качества работы. Анализ работы.
Творческая работа. Открытки к Новому году (8 ч.)
Изделия. Круглая открытка из СД –диска. Открытка-оригами.
Практические работы. Заготовка основы. Разметка и нарезка деталей открытки. Сборка открытки, оформление.
Лабораторная работа Определение направления волокон у материалов.
\
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
III четверть (58ч.)
Вводное занятие (1 ч.)
Изготовление блокнота в твердом переплете с кантами.
Изделия. Закрытый блокнот в составном переплете (8ч.). Закрытый блокнот в цельнотканевом переплете (8 ч.)
Теоретические сведения. Понятия переплет гибкий, твердый, обрезной и с кантами. Виды блокнота в твердом переплете с кантами по конструкции и назначению. Обложка и детали переплетной крышки. Назначение перфорации в блокноте. Устройство и принцип действия перфоровальной машины. Устройство и принцип действия проволокошвейной машины. Работа с соблюдением правил безопасности на этих машинах. Способ скрепления блока (шитье втачку).
Лабораторная работа. Определение направления волокон у бумаги.
Практические работы. Подборка бумаги с учетом направления волокон в стопу. Перфорирование листов блока. Шитье втачку блока. Окантовка корешка блока тканью или заменителем. Обрезка блока с трех сторон. Расчет деталей для составной переплетной крышки. Расчет деталей для цельнокрытой переплетной крышки. Изготовление переплетной крышки в цельном и составном переплете. Вставка блока в крышку. Обжим в прессах и просушка блокнота.
Изготовление блокнота-шестидневки.
Изделие. Блокнот-шестидневка (10ч.)
Теоретические сведения. Назначение блокнота-шестидневки. Разница между данным видом блокнота и другими. Детали блокнота-шестидневки. Назначение и размещение (расчет по заданным размерам) блоков в переплете на задней стенке. Правила безопасной работы на проволокошвейной и бумагорезательной машинах.
Практические работы. Нарезка стопы бумаги на шесть блоков. Перфорирование блоков. Шитье и окантовка блоков. Обрезка блоков с трех сторон. Изготовление переплетной крышки. Расположение в переплете и приклейка к нему блоков. Обжимка блокнота в прессах и просушка.
Изготовление футляра и коробки для документов.
Изделия. Открытая коробка с плинтусами для бумаг (12 ч.). Футляр для хранения папок с документами (8ч.). Бумажник (6ч.).
Теоретические сведения. Виды и назначения коробок и футляров. Детали коробки и футляра. Разница в технологии выполнения коробки и футляра. Рицовка как специальная операция в картонажном деле. Целиковая и составная (сборная) развертки. Организация рабочего места при приготовлении футляра и коробки. Правила безопасности при пользовании ножом во время рицовки и подрезки деталей.
Умения. Ориентировка по чертежу. Планирование работы в беседе с учителем. Самостоятельное заполнение технологических карт на изделие. Проверка правильности составления технологических карт.
Практические работы. Заготовка разверток (из одного листа картона и из отдельных деталей). Рицовка. Размещение деталей по шаблону. Сборка стенок и склейка углов. Оклейка и внутренняя выклейка изделия. Расчет поддона коробки на плинтусы. Снятие с поддона фасок. Приклейка коробки к поддону. Прошивка изделия нитками по контуру.
Самостоятельная работа (4ч.)
Изготовление блокнота в цельнотканевом переплете с кантами по чертежу. Анализ работы.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
IV четверть (54 ч.)
Вводное занятие (1ч.)
Изготовление конторской книги.
Изделия. Конторская книга в твердом составном переплете с кантами (13 ч.)
Теоретические сведения. Назначение, виды (в обрезном переплете и с кантами, в твердом и гибком переплетах) конторской книги. Порядок операций при изготовлении конторской книги. Правила безопасности при работе на бумагорезательной машине.
Умение. Планирование предстоящей работы в групповой беседе (с опорой на образец и чертеж).
Практические работы. Организация рабочего места при переплетных работах (расположение инструментов, материалов).
Окантовка фотографии под стекло (6 ч.).
Теоретические сведения. Виды и назначение деталей (паспарту, задняя стенка, подвески, окантовка) для окантовки картины под стекло. Материалы для окантовки картины. Правила безопасной работы со стеклом.
Упражнения. Нарезка ножом полос ткани или ее заменителя для окантовки. Окантовка бросового картона, заправка уголков.
Практические работы. Организация рабочего места при окантовке картины под стекло (подготовлено учителем). Крой деталей для окантовки. Крепление подвесок к задней стенке. Размещение картины на паспарту. Окантовка картины со срезом на угол.
Практическое повторение.
Изделия. Коробка- книга (12 ч.) .Коробка для инструментов (6 ч.). Записная книжка в цельнотканевом твердом переплете (10ч.).
Практические работы. Разметка, нарезка отдельных деталей развертки, цельной развертки. Сборка коробки. Оклейка, выклейка коробки. Изготовление крышки. Вставка коробки в крышку. Фальцовка листов, приклейка форзаца, разметка для шитья, шитье многотетрадного блока. Обрезка блока на БРМ. Изготовление переплетной крышки. Вставка блока в крышку.
Самостоятельная работа (4 ч.)
Окантовка фотографии под стекло. Работа по технологической карте и образцу. Анализ работы.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
7 КЛАСС
Программа по обучению переплетно-картонажному делу в 7 классе предусматривает проведение уроков 3 раза в неделю по 2 часа в неделю (206 часов в год).
I четверть (54ч.)
Вводное занятие (1ч.) Подведение итогов работы за прошлый учебный год. Задачи и цели обучения в 7 классе. Инструктаж по технике безопасности.
Повторение (1ч.). Инструменты и материалы в картонажно-переплетном деле.
История книжного искусства (4ч.)
Теоретические сведения. Назначение книги. Изменение внешнего вида книги. Древняя книга. Изобретение книгопечатания.
Современная полиграфическая промышленность. Элементы украшения книги. Переплетное дело как прикладное искусство.
Практическое повторение (14ч.) Работы по программе 5—6 классов.
Изделия. Открытая коробка (6ч.). Записная книжка в гибком обрезном переплете (8ч.).
Умения. Выполнение эскиза по образцу изделия. Использование эскиза изделия в процессе работы. Планирование работы в беседе с учителем.
Прокольный переплет (12ч.)
Изделия. Прокольный цельный переплет с шарнирами для конторской книги.
Теоретические сведения. Применение прокольного и брошюрного переплетов. Скрепление деталей прокольного переплета, применение прошивного форзаца с фальчиком. Шитье втачку проволокой. Заклейка корешка перед скреплением блока. Особенности конструкции переплетной крышки прокольного переплета. Назначение шарниров. Прирезка картонного отстава, равного толщине блока. Порядок сборки переплетной крышки при цельнотканевой конструкциях прокольного переплета на шарнирах.
Упражнения. Роспуск листов при выполнении прошивного форзаца с фальчиком. Спуск и приклейка тканевого фальчика. Расположение элементов по разметке при сборке переплетной крышки (расстояние между шарнирами и картонными сторонками — 5 мм, между шарнирами и отставом — 2,5 мм).
Практические работы. Подборка и заготовка материалов на блок. Выполнение форзаца с прошивным тканевым фальчиком в роспуске. Роспуск листов с учетом ширины шарнира переплетной крышки. Заклейка корешка блока. Шитье проволокой втачку стопы блока. (При толщине блока свыше 15—20 мм прокол отверстий.) Обрезка блока с трех сторон. Изготовление переплетной крышки в цельном переплете (закрой картонных сторонок, отрезка от них шарниров, закрой картонного отстава и материала на обложку). Сборка переплетной крышки.
Ремонт книги в однотетрадном переплете (10ч.)
Изделия. Обложка для детской книги брошюрного типа из школьной библиотеки.
Теоретические сведения. Понятие "брошюра". Достоинства и недостатки однотетрадного переплета как одного из видов переплета книжно-брошюрной продукции. Детали однотетрадного переплета (тетрадь, обложка и скоба). Приемы шитья внакидку на проволокошвейной машине при ремонте в две скобы брошюры. Устройство и принцип действия проволокошвейной машины. Технология уплотнения переплетных крышек в однотетрадном переплете с использованием накидных форзацев. Понятия гибкий — твердый, составной — цельный обрезной- с кантами. Виды материала на корешок, обложку.
Упражнения. Изготовление форзаца с фальчиком. Определение прямого угла у листа бумаги и картона: по угольнику, путем наколки, на глаз. Установка прямого угла при рубке картона на картонорубильном станке КН-1. Определение направления волокон у картона, бумаги и технической ткани при заготовке деталей на однотетрадный переплет. Приемы кроя деталей из различных материалов при помощи ножниц, ножа и картонорубилки.
Практические работы. Фальцовка листов и комплектовка вкладкой. Выклеивание обложки. Шитье внакидку в две скобы. Уплотнение обложек однотетрадной детской книги. Отделение обложки. Изготовление накидных форзацев с фальчиком. Крой картонных сторонок. Сборка переплетной крышки. Наклейка обложки книги на крышку. Комплектовка однотетрадного блока с накидным форзацем. Прошив внакидку проволокой по корешку. Вставка блока в переплетную крышку.
Самостоятельная работа (4ч.)
Изготовление прокольного переплета по готовым расчетам. Ориентировка по инструкционной карте и чертежу. Анализ качества работы.
Практическое повторение
Изделия. Цельная переплетная крышка к готовому блоку (4 ч.), пособия к уроку (раздаточный материал) (2ч.).
Умения. Выполнять эскизы по изделию, расчеты деталей переплетной крышки, заготовку деталей по заданным размерам.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
II четверть (42ч.)
Вводное занятие.
Виды форзаца и их назначение в разных переплетах(6 ч.)
Теоретические сведения. Понятие форзац. Назначение форзаца в переплете. Виды форзаца по конструкции (приклейной, пришивной, прошивной, пришивной с фальчиком, накидной, составной выклейной с фальчиком) и по оформлению (простой, цветной, декоративный и тематический). Назначение фальчика.
Упражнения. Определение на образцах переплетного изделия видов форзацев.
Практические работы. Подборка бумаги и ткани на разные виды форзаца. Выполнение разных форзацев. Выполнение форзацев с фальчиками (прошивного, пришивного и составного выклейного).
Изготовление блоков с разными видами форзаца (10 ч).
Изделия. Записная книжка (6ч.). Общая тетрадь (4ч.).
Теоретические сведения. Ознакомление с разными конструкциями блока и применением в них форзаца. Подборка бумаги на форзацы. Технологический процесс изготовления форзаца разных видов. Принципиальная разница между брошюрной и книжно-журнальной продукциями. Технические требования к качеству книжно-журнальной продукции. Использование новых материалов в полиграфической промышленности. Разница между однотетрадным и многотетрадным соединениями блока. Подвижные детали и участки переплета. Технические условия на выполнение разных соединений блока и книжного переплета. Роль расставов в переплетной крышке. Понятие роспуск.
Лабораторные работы. Сравнение способов шитья блоков с использованием прошивного и пришивного форзацев. Определение прочности форзацев с тканевым фальчиком и без него. Определение прочности соединения блока с переплетными крышками при использовании форзацев разных конструкций. Определение направления волокон у фальчиков и форзацной бумаги при составлении роспуска. Промазка клеем определенных частей форзацных листов.
Практические работы. Шитье взахват нитками многотетрадного блока. Выполнение изделия с составным выклейным форзацем с фальчиком. Разметка и обрезка блока. Соблюдение правил безопасности при обращении с иглой и колющими инструментами. Соблюдение технологических требований при обрезке блока и изделия на бумагорезательной машине.
Соединение в книжном и брошюрном изделиях(6ч.).
Изделия. Обложка для общей тетради (3ч.). Переплетная крышка для записной книжки (3ч.).
Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка. Конструкции книжных и брошюрных соединений. Технические требования к качеству соединения или вставке блока в переплетную крышку. Порядок и технология вставки вручную книжного блока и шитья внакидку обложек с блоками на проволокошвейной машине. Разница между понятиями сброшюровать и соединить блок с переплетной крышкой.
Практические работы. Изготовление переплетной крышки разных конструкций в гибком и твердом переплетах и вставка в них блоков. Изготовление однотетрадного переплета. Шитье внакидку однотетрадного переплета. Отделка переплетной крышки.
Практическое повторение (4ч.).
Изделия. Записная книжка в мягком переплете с подушечками. Выполнение подушечек для переплета. Заготовка патронок. Сборка переплетной крышки с заправкой скругленных углов. Соединение блока с переплетной крышкой.
Творческая работа. Бесконечный календарь (12 ч.)
Практические работы. Склейка трех листов картона в один для придания нужной толщины. Заготовка деталей, сборка основы, кубиков, брусков. зачистка углов, Грунтовка. Оклейка деталей в технике декупаж. Вырезание и наклейка цифр, названий месяцев.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
III четверть (60 ч.)
Вводное занятие.
«Библиотечный» переплет (15 ч.)
Изделия. Переплеты для книг из школьной библиотеки.
Теоретические сведения. Отличие «библиотечного» переплета от «книжно-журнального». Виды повреждения книги (внешние, внутренние) и определение степени сложности ремонта. Назначение сигнатур. Назначение уголков в переплетной крышке. Порядок ремонта книги.
Упражнения. Определение вида повреждения книги и степени сложности ремонта. Подбор необходимых инструментов для работы. Организация рабочего места при ремонте книг.
Практические работы. Отделение блока от переплетной крышки. Разбор блока по тетрадям (печатным листам). Очистка тетрадей от клея. Склеивание порванных листов при помощи кальки. Изготовление прошивного форзаца с фальчиком. Шитье блока. Заклейка корешка блока и просушка. Обрезка блока. Расчет размеров (по блоку) и изготовление переплетной крышки. Вставка блока. Обжимка в прессе и просушка.
Адресная папка(12 ч.)
Теоретические сведения. Назначение и детали адресной папки. Технология изготовления адресной папки. Назначение ленточки-ляссе в адресной папке. Назначение фаски. Виды отделки адресной папки и требования, предъявляемые к материалам для ее изготовления. Требования к уровню качества выполнения адресной папки.
Упражнения. Роспуск бросовой бумаги для изготовления «мягкости» переплета. Натяжка краев при крытье материала и заправки уголков (прямых и скругленных).
Практические работы. Крой картонных сторонок из плотного (3—5 мм) картона. Снятие фасок. Раскрой шаблона для шпации. Крой ткани или заменителей для крытья папки. Сборка папки с прямыми или скругленными уголками. Выклейка папки с подклейкой ленточки-ляссе. Внешняя и внутренняя отделка папки. Обжимка в прессах и просушка.
Практическое повторение (18 ч.). Ремонт книги в твердом переплете(10 ч.), ремонт однотетрадного переплета(10 ч.)
Виды работы. Закрепление навыков самостоятельного ремонта книги. Подборка материалов и инструментов. Разбор блока по тетрадям с учетом специальных пометок — сигнатур. Расчет размеров переплетной крышки (с учетом размера книжного блока).
Самостоятельная работа (4ч.)
Изготовление адресной папки. Ориентировка по чертежу и образцу. Анализ качества работы.
Творческая работа. Три коробки под крышкой(10 ч.)
Практические работы. Крой отдельных деталей разверток трех коробок. Сборка коробок. Оклейка, выклейка коробок. Крой деталей ширмы. Сборка ширмы. Оклейка, выклейка. Изготовление крышки.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
IV четверть (50ч.)
Вводное занятие.
Изготовление альбома для черчения и рисования.
Изделия. Альбом для черчения и рисования с бесшвейным клеевым соединением в обрезном гибком переплете(4ч.). Альбом на шнурах(8ч.).
Теоретические сведения. Виды и детали альбома для рисования и черчения. Материалы, применяемые для изготовления альбома. Способы соединения блока. Назначение шнура.
Практические работы. Нарезка ватманской бумаги на блок с припуском на обрезку с трех сторон. Заготовка деталей на переплетную крышку. Изготовление переплетной крышки. Альбом на шнурах. Нарезка стопы бумаги для блока. Пробивка отверстий в блоке. Изготовление переплетной крышки на шарнирах по заданным размерам стопы бумаги. Пробивка отверстий в шарнирах переплетной крышки. Соединение блока с переплетной крышкой при помощи шнура.
Изготовление альбома для фотографий.
Изделия. Альбом на стержне для фотографий(12ч.)
Теоретические сведения. Детали альбома на стержне. Назначение и выполнение стержня. Технология шитья блока на стержне. Назначение кулис альбома.
Практические работы. Фальцовка альбомных листов. Заготовка гребешка (разметка, рицовка, фальцовка). Изготовление составных выклейных форзацев. Шитье блока альбома и заклейка его корешка. Обрезка блока. Изготовление и отделка переплетной крышки. Вставка блока.
Практическое повторение (12ч.)
Изделия. Записная книжка в твердом цельном переплете(8ч.) Блок для тетради по готовой крышке(4ч.).
Виды работы. Изготовление блоков, переплетов. Расчет деталей крышки. Заготовка деталей крышки. Изготовление крышки. Вставка блока и обжимка в прессах.
Самостоятельная работа(4ч.)
Изготовление альбома на шнурах в переплетной составной крышке. Ориентировка по технологической карте, чертежу. образцу.
Творческая работа. Рамка для фото (6ч.).
Практические работы. Разметка, нарезка деталей рамки. Вырезание окна в передней части рамки. Оклейка передней и задней части рамки. Разметка и нарезка ножом подставки. Сборка частей рамки.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
сборка частей рамки. |
8 КЛАСС
Программа по обучению переплетно-картонажному делу в 8 классе предусматривает 7 часов в неделю (244 часа в год).
I четверть (63ч.)
Вводное занятие.
Задачи обучения в 7 классе. Понятие"полиграфия" (2ч.)
Организация полиграфического производства. Основные сведения о переплетно-брошюровочных процессах(2ч.)
Теоретические сведения. Книги и брошюра — различия в технологическом процессе. Производство брошюры (оборудование участков и цехов). Элементы книги и оборудование участков переплетного цеха. Понятия поточный процесс, пооперационное выполнение работ. Общее понятие организация полиграфического производства. Изделия, выпускаемые полиграфической промышленностью и предъявляемые к ним требования.
Практические работы. Ознакомление с таблицей, где условно изображены цеха и участки, на которых выполняются основные переплетно-брошюровочные процессы. Работа с моделью книги и таблицей.
Изготовление моделей книги в цельных и составных переплетах.
Изделия. Конторская книга (16ч.). Общая тетрадь (10ч.).
Теоретические сведения. Полуфабрикат книги (блок и переплетная крышка). Виды шитья нитками блока. Назначение форзаца в переплете. Детали блока. Назначение каптала. Расчет размеров переплетной крышки по блоку. Детали переплетной крышки. Назначение отстава, расставов. Шаблон для шпации. Правила безопасной работы при обрезке блоков на бумагорезательной машине. Расчет размеров переплетной крышки по чертежу и разъемному макету книги.
Упражнения. Расчет размера переплетной крышки по заданным размерам блоков. Коллективное составление плана предстоящей работы.
Практические работы. Фальцовка листов в тетради. Приклейка форзацев. Шитье нитками блока. Заклейка корешка блока. Обрезка с трех сторон блока. Кругление корешка блока. Приклейка каптала и заклейка корешка полоской бумажки. Изготовление переплетных крышек в составном и цельнотканевом переплетах. Вставка блока и обжимка его в прессах.
Отделка переплетной крышки(2ч.)
Теоретические сведения. Виды отделки переплетных крышек: (красочная и бескрасочная). Тиснение на фольге. Конгревное тиснение (рельефное). Требования, предъявляемые к качеству отделки переплетной крышки. Устройство позолотного пресса ПЗ-1. Назначение клише.
Практические работы. Отделка крышки ручным способом.
Альбом-ширма(19ч.)
Изделия. Альбом для фотографий.
Теоретические сведения. Назначение и детали альбома-ширмы. Конструктивные особенности. Учет направления волокон у картона, бумаги и технической ткани. Материалы, применяемые для изготовления альбома-ширмы. Назначение окантовки в переплете. Горизонтальное и вертикальное расположение кулис в альбоме-ширме.
Практические работы. Подбор материалов для альбомных листов, корешков, окантовки, оклейки и выклейки изделия с учетом направления волокон и фактуры материалов. Нарезка альбомных листов, окантовок, бумаги на оклейку и выклейку альбомных листов. Сборка ширмы тканевыми полосами. Окантовка полосами. Выклейка корешков. Оклейка альбомных листов с двух сторон бумагой. Приклейка обложки. Обжимка в прессах и сушка обложки.
Самостоятельная работа (3ч.)
Изготовление переплетной крышки (тип переплета №7) к готовому блоку . Расчет деталей крышки, заготовка деталей и изготовление переплетной крышки. Ориентировка по формулам, чертежу. образцу. Анализ качества работы.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
II четверть (49ч.)
Вводное занятие.
Стандартный переплет (31ч.)
Изделия. Записные книжки в переплетах № 1—8.
Теоретические сведения. Ознакомление с образцами стандартных переплетов. Признаки для определения вида переплета (особенности конструкции, свойства и вид обложечного материала). Техническая характеристика стандартных переплетов. Порядок выполнения переплета. Способы соединения блока в разных переплетах. Применение прямых и скругленных корешков в разных переплетах. Устройство бумагорезательной машины, картонорубильного станка КН-1, обжимного пресса и правила безопасности работы на них.
Практические работы. Заготовка блока разными способами соединения для переплетов № 1—3. Крой, приклейка обложки к блоку. Обрезка переплетов № 1—3. Соединение блока с обложкой (переплет № 2). Шитье нитками блока для переплетов № 4—8. Подборка материалов, крой деталей для каждой переплетной крышки. Сборка переплетной крышки. Вставка блока. Обжимка в прессах и сушка блока. Отделка крышек в переплетах № 5, 7 и 8.
Классификация переплетных крышек и их применение(3ч.)
Теоретические сведения. Признаки для классификации переплетной крышки (особенности конструкции — цельные и составные, обрезные и с кантами, свойства картона — твердый и гибкий, виды материалов — бумага, ткань, картон). Использование переплетных крышек различных номеров при издании книг учебной, художественной и справочной литературы.
Упражнения. Определение деталей и конструктивных особенностей переплетной крышки разных моделей.
Новые полиграфические материалы(2ч.)
Теоретические сведения. Назначение технической ткани. Виды заменителя технической ткани (балакрон, волокрон, бумвинил, армовированная бумага).
Умения. Выполнение отдельных операций при работе бригадой. Подбор переплета для изделия определенного объема и формата. Анализ конструкции переплета.
Упражнения. Определение вида заменителя ткани по образцу в каталоге.
Творческая работа(7ч.) Коробка-домик для свечи.
Практические работы. Заготовка деталей домика, крыши. Разметка, вырезание окон. Оформление окон. Вырезание "окна" в основании коробки. Сборка коробки на основание. Склейка крыши под углом. Укрепление углов бумагой. Грунтовка домика, крыши. Оклейка коробки в технике декупаж. Оформление коробки-домика.
Самостоятельная работа (4ч.)
Изготовление стандарта переплета №5. Ориентировка по формулам, готовым размерам, образцу. Анализ качества работы.
Дополнительно: тесты по классификации переплетных крышек. Анализ работы.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
III четверть (70 ч.)
Вводное занятие.
Основы организации современного полиграфического производства(5ч.)
Теоретические сведения. Устройство типографии (цеха и участки). Пооперационное разделение труда (участки) в переплетно-брошюровочном и папочном цехах. Основные станки и машины для выполнения переплетно-брошюровочных процессов. Технология изготовления изделий на базовом предприятии. Требования к качеству деталей и готовому изделию. Рациональные приемы и методы организации труда.
Умения. Чтение схемы полиграфического производства. Ориентировка в выполнении переплетных операций машинным способом на производстве и в условиях школьной мастерской. Определение разницы между типографским изделием и изготовленным в школьной мастерской.
Практические работы. Выполнение операций в школьной мастерской (изготовление с помощью станков блокнота с окантованным корешком и обложками).
Альбом на шарнирах для фотографий (15ч.)
Изделия. Альбомы для фотографий (15ч.).
Теоретические сведения. Общее представление об организации производства по выпуску беловых товаров. Виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению. Особенности конструкций. Использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах.
Умение. Ориентировка по техническому рисунку. Анализ качества работы.
Упражнения. Подготовка и разметка шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис по шаблону и на глаз.
Практические работы. Нарезка картона на кулисы с припуском для обрезки блока. Нарезка шарниров. Нарезка тканевых слезур. Заготовка шаблона и его разметка для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис на тканевых слезурах попарно в блок. Прокладка и обрезка блока с трех сторон. Приклейка каптала и заклейка корешка. Изготовление переплетной крышки с учетом размеров блока. Отделка переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку.
Практическое повторение. Альбом для фото на стержне (18ч.). Альбом-ширма для выставочных экспонатов (6ч.).
Виды работы. Крой листов, стержня. Рицовка линий сгиба. Изготовление составного форзаца с фальчиком. Шитье блока на тесьме. Расчет деталей переплетной крышки. Снятие фасок с картона. Изготовление мягкости сторонок. Изготовление переплетной крышки с кругленными уголками. Вставка блока в переплетную крышку.
Творческая работа. Три коробки под крышкой(17ч.). Двойная рамка для фото(7ч.)
Практические работы. Изготовление разверток коробок. Сборка коробок. Оклейка, выклейка коробок. Изготовление ширмы. Изготовление крышки с держателем. Присоединение коробок на ширму. Подбор материала. Заготовка деталей рамки. Вырезание окна ножом. Оклейка рамки, задника рамки тех.тканью. Изготовление подставки рамки. Рицовка, оклейка подставки. Выклейка задника. Присоединение подставки к заднику. Сборка рамки.
Самостоятельная работа (6 ч.).
Изготовление альбома на шарнирах для фотографий (по 20 кулис).
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
вырезание «окон» внутри картона. |
IV четверть (62 ч.)
Вводное занятие.
Организация полиграфического производства (3ч.)
Теоретические сведения. Организация участка и цеха в типографии. Управление производством. Размещение цехов и их назначение. Оборудование цехов и участков. Виды выпускаемой книжно-журнальной продукции. Специальности в полиграфическом производстве. Начисление заработной платы в соответствии с нормой выработки и расценками продукции. Форма ведения наряда.
Папки разных конструкций и назначений
Изделия. Папка для бумаг с клапанами (17 ч.) Адресная папка (7 ч.).
Теоретические сведения. Виды папки по конструкции и назначению. Технологические требования к изготовлению папки. Общие и специфические операции по изготовлению папки. Детали в разных видах папки.
Упражнения по закреплению приемов работы при изготовлении папки: мазка клеем, крытье обложкой, заделка углов.
Практические работы. Крой картонных сторонок, наружного материала, шаблона для шпации. Сборка папки. Изготовление и приклеивание клапанов. Внутренняя выклейка. Отделка папки.
Папка-портфель (13 ч).
Теоретические сведения. Назначение папки-портфеля. Назначение кармана с «мехом», язычка и держателей. Разметка и врезка замочка, язычка и держателей. Назначение мягкой обложки в переплете.
Упражнения. Разметка основания кармана с «мехом». Крой ткани для «меха». Определение на глаз центра папки. Разметка прорезей для держателей и язычка и их изготовление.
Практические работы. Крой деталей для папки. Снятие фасок с картонных сторонок. Сборка папки. Выклейка корешка. Крепление держателей и язычка. Изготовление и приклейка клапанов. Изготовление кармана с «мехом». Приклейка кармана с «мехом». Выклейка внутренней стороны папки.
Практическое повторение. Записная книжка (7ч.)
Виды работы. Фальцовка листов, приклейка форзаца, разметка для шитья. Прокол отверстий шилом. Шитье блока нитками на марле "взахват". Обрезка блока с трех сторон в установленный размер. Обработка корешка. Заготовка деталей, изготовление переплетной крышки. Вставка блока в крышку.
Самостоятельная работа (4ч.)
Изготовление адресной папки с мягкостью. Ориентировка по чертежу, плану работы, установленным размерам.
Творческая работа. Фотоальбом с коробкой.
Виды работы. Изготовление коробки. Оклейка, выклейка коробки. Заготовка листов альбома с шарниром. Пробивка отверстий в листах. Заготовка деталей крышки коробки. Оклейка нижней крышки. Пробивка в ней отверстий. Изготовление верхней крышки с шарниром. Сборка изделия.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
9 КЛАСС
Программа по переплетно-картонажному делу в 9 классе предусматривает проведение уроков 4 раза в неделю по 2 часа.
Программа рассчитана на 266 часов.
I четверть (72 ч.)
Вводное занятие.
Задачи курса обучения в 9 классе. Значение подготовки квалифицированных кадров для полиграфической промышленности.
Понятие полиграфия (2 ч.) Типография. Переплетно-брошюровочный цех
Технология ручной и машинной фальцовки, подборки и соединения блоков. (18ч.)
Изделия. Записная книжка модернизированной конструкции (18ч.)
Теоретические сведения. Способы фальцовки (параллельный, перпендикулярный и комбинированный). Виды фальцовки (ручная и машинная). Способы ручной фальцовки. Организация рабочего места при ручной фальцовке. Машинная фальцовка (ножевая и кассетная). Виды форзаца по конструкции. Применение форзаца в разных изделиях. Форматы печатных листов. Печатные листы и расположение текста (спуск полос). Порядок фальцовки печатного листа с учетом сигнатуры. Способы скрепления блока (швейное и бесшвейное, поблочное и потетрадное). Учет пометок на корешках тетрадей при шитье книжного блока. Виды и способы шитья блока нитками (вручную и на ниткошвейной машине). Назначение и устройство ниткошвейной машины. Правила безопасной работы на ней.
Упражнения. Сталкивание печатных листов. Фальцовка печатных листов с учетом сигнатуры.
Практические работы. Фальцовка листов простых и печатных различными способами. Изготовление разных видов форзаца. Соединение блока разными способами. Соединение в соответствии с сигнатурой тетрадей в книжном блоке. Обрезка блока с трех сторон. Прокраска обрезов. Оформление корешка блока. Выполнение переплетных крышек стандартных и нестандартных конструкций. Вставка блока в переплетную крышку.
Изготовление футляров и коробок для хранения дидактического материала и документов (26ч.)
Изделия. Футляр для хранения документов (8ч.). Футляры для записной книжки (8ч.). Коробка открытая для хранения дидактического материала (10ч.).
Теоретические сведения. Материалы для картонажных работ (изготовления футляров и коробок). Расчет разверток футляра и коробки. Учет направления волокон у картона и бумаги при изготовлении коробки и футляра. Сборка футляра на болванке.
Умение. Самостоятельное заполнение технологических карт на изделие. Отчет о качестве выполненной работы.
Лабораторные работы. Оклейка футляра с учетом направления волокон материала и его затраты на цельные и составные конструкции.
Практические работы. Разметка и крой деталей по чертежу. Сборка деталей футляра по шаблону. Оклейка и выклейка изделия. Отделка футляров.
Практическое повторение.
Виды работ. Ремонт книг из школьной библиотеки (6ч.). Ремонт однотетрадного переплета (6ч.). Коробка с откидными крышками и застежкой (8 ч.)
Умение. Составление плана ремонта книги. Ремонт листов, переплетных крышек. Подбор материалов для коробки. Работа по техническому рисунку, плану.
Самостоятельная работа (4ч.)
Записная книжка. Изготовление крышки в переплете с мягкостью и с карманчиком по готовому блоку.
Ориентировка по рисунку и образцу. Анализ качества работы.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
II четверть (56 ч.)
Вводное занятие.
Изготовление блокнота разной конструкции (16 ч.)
Изделия. Карманный блокнот с обложками, окантованный корешком (6 ч.). Карманный блокнот в переплете с мягкостью (10ч.).
Теоретические сведения. Назначение блокнота и его отличие от записной книжки. Особенности технологии изготовления беловых товаров. Виды блокнота (карманный и настольный, в гибком и твердом переплете, обрезной и с кантами, открытый и закрытый). Виды отделки.
Упражнения. Роспуск листов на «мягкость» в крышке блокнота. Изготовление мягкой подложки из поролона или бросовой бумаги. Сборка переплётной крышки. Отделка переплетной крышки штриховкой при помощи гладилки бескрасочным способом.
Практические работы. Нарезка стоп бумаги на блоки для блокнота. Перфорация листов. Сталкивание листов в стопу. Заклейка корешка. Шитье блока втачку на проволокошвейной машине. Окантовка корешка тканью. Обрезка блока. Расчет и крой деталей на переплетную крышку. Снятие фасок. Изготовление «мягкости». Сборка крышки. Отделка. Вставка блока в крышку и обжим в прессах.
Виды форзацев и их применение в переплетах (10ч.)
Изделия. Форзацы разной конструкции. Блоки с форзацами: для общей тетради (простой приклейной), для прокольного переплета (прошивной форзац с фальчиком), для записной книжки (выклейной форзац с фальчиком).
Теоретические сведения. Назначение и виды форзаца. Характеристика форзаца (конструкция, способ соединения с тетрадями, оформление). Требования к материалам, идущим на изготовление форзаца. Использование того или иного вида форзаца с учетом способа скрепления блока. Роспуск листов. Изготовление прошивного форзаца с фальчиками. Составной выклейной форзац с фальчиком.
Практические работы. Фальцовка и выполнение простого приклейного форзаца. Заготовка фальчика. Нарезка бумаги для форзаца. Роспуск. Промазка форзаца клеем. Приклейка тканевого фальчика. Притирка фальчика гладилкой. Обжимка форзаца в прессах и сушка. Изготовление составного выклейного форзаца с фальчиком. Нарезка листов плотной бумаги, фальчиков. Приклейка листов к фальчику. Уплотнение патронкой и приклейка форзаца к первой и последней тетрадям. Выявление брака при изготовлении форзацев и способы его устранения.
Обработка книжного блока для вставки в переплетную крышку (16ч.)
Изделия. «Библиотечный» переплет (10 ч.). Записная книжка (6 ч.).
Теоретические сведения. Обработка книжного блока. Виды технологической обработки книжного блока. Способы заклейки корешка книжного блока вручную. Требования к клею для заклейки корешка. Обжим корешков в прессах и просушка. Оценка качества заклейки, обжима и сушки корешка. Качество обрезки блока для разных переплетов. Назначение и способы закраски обрезов. Форма корешка блока. Технология скругления корешка и отгибки фальцев (кашировка) блока. Приклейка к корешку книжного блока упрочняющих деталей (двух капталов, бумажной полоски или полоски технической марли).
Умение. Подбор необходимого материала для работы по эскизу и образцу.
Упражнения. Кругление корешка блока при помощи киянки для придания нужной геометрической формы.
Практические работы. Ремонт книги (разбор блока, ремонт листов и шитье с использованием ранее изготовленных форзацев). Заклейка и сушка. Обрезка с трех сторон. Кругление корешка для придания нужной геометрической формы. Приклейка к блоку упрочняющих деталей.
Самостоятельная работа (4ч.)
Изготовление настольного блокнота на задней стенке с крышкой в мягком переплете. Ориентировка по чертежу и образцу. Отделка блокнота штриховкой. Анализ качества работы.
Творческая работа (10ч.)
Изделие. Альбом-ворота
Практические работы. Фальцовка листов альбомной бумаги на 2 блока. Шитье блоков. Обрезка с трех сторон. Заготовка деталей общей крышки. Изготовление. Соединение блоков с крышкой.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
III четверть (76 ч.)
Вводное занятие.
Сведения о трудовом законодательстве. Кодекс законов о труде (7ч.)
Теоретические сведения. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Расторжение трудового договора. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Труд подростков. Закон о трудовом коллективе.
Технология изготовления обложек и переплетных крышек девяти типов по ГОСТ 22240-76 (36 ч.)
Изделия. Девять стандартных переплетных крышек для моделей книг.
Теоретические сведения. Обложка и переплетная крышка как элементы внешнего оформления книги. Типы и применение стандартных обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложки и переплетной крышки. Переплетные материалы и требования, предъявляемые к ним. Способы кроя картонных сторонок и обложечного материала. Резка картона на полосы и сторонки. Материалы для отстава. Крой ткани для корешка. Причины брака и способы его устранения. Проверка качества готовой крышки.
Упражнения. Определение типа переплета по образцам. Определение причин брака в переплетной крышке и способы его устранения.
Практические работы. Расчет материала для обложки и переплетной крышки по размерам блока. Крой деталей. Приклейка обложек в переплетах № 1—4. Приклейка окантовочного материала в переплете № 4. Крой деталей на переплет № 5. Изготовление, вставка в переплетную крышку и обжим в прессах блока.
Изготовление альбомов (20 ч.)
Изделия. Альбом на стержне для фотографий.
Теоретические сведения. Виды альбома по назначению и конструкции. Основные детали альбома. Способы скрепления альбома (с помощью стержня, тканевых слезур, шнуровки, проволочной спирали, винтов). Понятие кулиса. Виды переплетной крышки для альбома. Материалы для изготовления альбома. Техника безопасной работы при скреплении альбома.
Практические работы. Раскрой материала на кулисы. Прокладка кулис калькой. Скрепление блока альбома. Расчет и изготовление переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку в альбомах разной конструкции. Отделка альбома. Изготовление переплетной крышки с мягкой подложкой на шарнирах для альбомов.
Самостоятельная работа (2 ч.)
Изготовление крышки к типу переплета №7. Обработка кореша блока. Расчет деталей крышки по формулам. Ориентировка по формулам расчета, образцу, эскизу.
Творческая работа (10 ч.)
Коробочка для швейных принадлежностей. Изготовление разверток коробки. Оклейка коробок. Сборка выклейки с подушечками. Приклейка выклейки с резинками на коробку. Изготовление внутренней части коробки. Соединение частей коробки. Вклейка внутренней части коробки. Изготовление крышки. Оформление коробки.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
IV четверть (64 ч.)
Вводное занятие.
Изготовление письменного набора в папке-портфеле (29ч.)
Изделия. Записная книжка (9). Блокнот в переплетной крышке (8). Папка-портфель с держателями и язычком(12).
Теоретические сведения. Беловые и канцелярские товары. Общее представление об организации и технологии изготовления беловых товаров. Виды записной книжки и блокнота в цельном переплете. Использование отходов типографского производства для изготовления блокнотов. Ручное изготовление записной книжки и блокнота в школьной мастерской. Изготовление папки-портфеля (крой деталей, снятие фасок у картонных сторонок, изготовление мягкой подложки, сборка папки с клапанами в цельнотканевом переплете).
Умения. Составление технологических карт и выполнение эскизов деталей изделия.
Письменный отчет о проделанной работе.
Практические работы. Изготовление записной книжки и блокнота в переплетной крышке. Изготовление папки-портфеля. Изготовление кармана с «мехом» и приклейка его к папке. Отделка папки-портфеля. Выклейка папки. Крепление держателей и язычка.
Практическое повторение (22ч.)
Виды работы. Коробка "внахлобучку" (10 ч.). Адресная папка (6ч.). Изготовление футляра для наглядных пособий (10 ч.).
Контрольная работа(4 ч.)
Изготовление макета книги (тип переплета №5) Ориентировка по чертежу, плану работы, формулам расчета деталей крышки. Анализ качества работы.
Требования к профессионально-трудовой подготовке
Теоретические знания | Умения | Практическая деятельность |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по литературе 9 класс. Учебник-хрестоматия В.Я .Коровиной. 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...
Рабочая программа по литературе 10-11 классы. Учебник В.И. Коровина. 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 10- 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учрежден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс
Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...
Протокол II этапа Всероссийской олимпиады по технологии (технический труд) Красносельского района Санкт-Петербурга 2014-2015 учебный год
Протокол районного тура Всероссийской олимпиады по технологии (технический труд) Красносельского района Санкт-Петербурга 2014-2015 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по предмету Технологии.Профильный труд. 6 класс. для учащихся с ОВЗ.
Рабочая программа реализуется в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы образования (далее ― АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Рабочие программы 5-9 классы. Профильный труд. Штукатурно-малярное дело.
Рабочие программы 5-9 классы...