Адаптированная рабочая программа по предмету Технологии.Профильный труд. 6 класс. для учащихся с ОВЗ.
рабочая программа по технологии (6 класс)
Рабочая программа реализуется в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы образования (далее ― АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа реализуется в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы образования (далее ― АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей программы предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, организацию художественного творчества с использованием системы кружков;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Сроки реализации АООП 5 лет.
II этап ― 5-9 классы;
5 класс: 6 часов в неделю, 204 часа в год
6 класс : 6 часов в неделю, 204 часа в год
7 класс : 7 часов в неделю, 238 часов в год
8 часов: 8 в неделю, 272 часа в год
9 класс: 8 в неделю, 272 часа в год
УМК ГалинаА.И , Головинская Е.Ю. Технологии. Профильный Труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Учебник для 6 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. – Самара. Современные образовательные технологии.2019 Специальный учебник для реализации основных адаптированных программ.
Цель 2-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Данный этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 6 год обучения ребёнка в образовательной организации
2. Социальная картина: Семья состоит из бабушки –опекуна и двух несовершеннолетних внуков., один из них с УО. К сожалению родители мальчика не принимают участия в его воспитании и обучении. Семья испытывает материальные трудности, члены семьи являются представителями цыганской национальности, поэтому плохо владеют русским языком, у бабушки-опекуна образование отсутствует.
Бытовые условия плохие. Живут в деревне, дом без удобств с печным отоплением. В 5 классе по заключению медицинской комиссии мальчик обучался на дому по адаптированной программе для детей с УО по индивидуальному учебному плану . В этом учебном году бабушка ходатайствовала о необходимости общения ребенка со сверстниками с целью его социальной адаптации и ребёнок обучается по адаптированной программе для детей с УО по индивидуальному учебному плану, посещая общеобразовательную школу.
Совместная работа специалистов и родителей невозможна. Бабушка-опекун, в силу своего преклонного возраста и неграмотности не может со своей стороны проводить развивающие и обучающие занятия с ребёнком, а также обеспечить ему психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.
Желание опекуна помочь ребенку присутствует, однако, она признает свою неспособность в данном вопросе, не знает, как действовать в дальнейшем, жалуется на неуправляемость ребенка и его непослушание.
Физическое развитие. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Особенности восприятия: темп восприятия низкий, объем недостаточный, представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета не сформированы, уровень пространственного восприятия низкий.
Особенности внимания: преобладает непроизвольное, объем внимания недостаточный, внимание неустойчиво, часто отвлекается даже при отсутствии внешних раздражителей, снижена концентрация, сложно переключается с одного вида деятельности на другой, общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.
Особенности памяти: преобладающий вид памяти – зрительная память, уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, кривая запоминания носит неравномерный характер, объем памяти недостаточный.
Двигательное развитие ребенка соответствует возрастной норме, но длительное время находиться в статичном положении не может. Коммуникативно-личностное развитие ребенка: эмоциональный фон у ребенка не соответствует возрастной норме, эмоциональные реакции не всегда адекватные, собеседника не слушает, заинтересованности не проявляет. Со взрослым дистанцию держит не всегда, может называть на «ты», брать чужие вещи без разрешения.
Речевой аспект: понимание речи связано с непониманием русского языка. Мальчик из цыганской семьи. Не выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания;с опозданием реагирует на обращение учителя; задания выполняет выборочно, с неточностями. Допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций. Трудности понимания и употребления лексики. Словарь крайне ограничен. Пассивный и активный словарь характеризуется, неточностью в употреблении многих слов: Дети это.. играть двор. Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков. Речевая моторика развита недостаточно. Звукопроизношение нарушено. Речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих. Говорит прерывисто, отдельными словами, редко словосочетанием слов. Имеет пониженный словарный запас. Темп речи низкий. Развитие звуковой стороны речи снижено. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен. Есть нарушения фонетико-фонематического компонента речи и слоговой структуры.
Нарушение регулирующей функции речи отрицательно сказывается на формировании умения осуществлять необходимый поэтапный контроль, поэтому часто не замечает несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находит допущенные ошибки.
Читает очень медленно, способ чтения - слоговой, понимает смысл только с помощью взрослого.
У ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, уровень развития зрительной и слуховой памяти низкий, восприятие – фрагментарное. Ему трудно делать выводы, обобщения, самостоятельно применить изученный материал на уроке не может, при выполнении заданий требуется помощь со стороны взрослых.
Эмоционально-волевая сфера неустойчива.
Особенности, влияющие на результативность обучения:
На уроках принимает требования учителя, но не может сосредоточиться на задаче и не отвлекаться от неё. При возникновении учебных трудностей на уроке не пытается прилагать усилия для их преодоления.
На уроке не демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания.
Он не владеет в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование (отвлечение).
Мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
В общении со сверстниками мальчик пассивен, его не выбирают для игр и занятий. Постоянных приятелей в классе не имеет. Может обратиться с просьбой к учителю. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить. Уважительно относится к взрослым и соблюдает дистанцию в общении с ними.
Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня. Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения, уважительно относиться к старшим. Принятые в школе правила поведения соблюдает. Мальчик с удовольствием занимается на уроках физической культуры, профильного труда.
:Ребёнок получает коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь, 1 раз в неделю с ним проводится занятие педагогом-психологом, логопедом и социальным педагогом. Занятия посещает не регулярно.
Домашних заданий этих специалистов не выполняет.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)адаптированной рабочей программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Профильный труд:
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)планируемых результатов освоения АООП
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
На основе требований, сформулированных в Стандарте[1], Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации.
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий | сформированность навыков коммуникации со взрослыми | способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
сформированность навыков коммуникации со сверстниками | способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | |
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | ||
способность обращаться за помощью | ||
владение средствами коммуникации | способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации | |
адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации |
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
V-IX классы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий
Программы учебного предмета, курсов коррекционно-развивающей области
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание предмета Технологии.Профильный труд.6 класс.
Вводное занятие
Техника безопасности на уроках труда
Рабочее место, правила ухода за ним
Знакомство с видами практических работ
Модуль 1:Сохранение и поддержка здоровья. Повторение.
Красота -это здоровье. Правила красоты. Правила гигиены во время работы. Уход за руками после работы. Предметы ухода человека за собой. Полезные вещи, помогающие человеку сделать работу. Уход за инвентарём после работы. Уход за рабочей одеждой и обувью.
Модуль 2: Работа на территории.
Территория вокруг школы. Украшение территории. Декоративные растения. Виды. Польза декоративных растений. Красивоцветущие и плодовые кустарники, растущие в нашей местности. Травянистые растения для посадки на территории школы. Виды сорных растений. Декоративные растения, листья и плоды которых едят. Использование плодов, цветов и листьев декоративных растений как сырьё для лекарств и косметики.
Травянистые цветковые растения. Размеры травянистых растений.
Уход за травянистыми растениями осенью. Виды работ. Оборудование и инструменты необходимые для работы. Сгребание опавших листьев. Правила безопасной работы. Защита рук при работе. Что делают с природными отходами осенью.
Для чего можно использовать опавшие листья. Посев однолетников поздней осенью и в начале зимы. Подготовка почвы.
Правила осенней посадки. Посев семян в разные сезоны. Виды цветников и их форма. Виды цветников по назначению
Ландшафтные цветники. Цветочные часы. Подбор растений для цветочных часов. Регулярные цветники. Виды.
Клумба. Выбор растений для клумбы. Правила оформления цветника.
Как сделать клумбу. Разбивка клумбы весной.
Инвентарь для подготовки почвы для клумбы. Оформление границ цветника. Глубокая перекопка почвы. Польза. Правила вскапывания почвы. Инвентарь для вскапывания и выравнивания почвы. Использование разных видов инвентаря для перекопки. Подготовка семян к посеву в грунт. Удобрение земли в цветниках.
Весенние работы в цветнике. Весенний посев семян в грунт. Распределение обязанностей во время весенних работ.Высадка рассады однолетников в цветник. Правила посадки.Способы поддержания здоровья растений. Мульчирование.Уход за цветником летом. Рыхление почвы.Уход за наземной частью растений.Полив растений.Выпалывание сорняков.Летние работы в цветнике.Меры борьбы с сорняками.Растения- почвопокровники.Профилактические методы борьбы с сорняками.Мульчирование как способ борьбы с сорняками. Какие бывают сорняки.С какими сорняками не справиться при обычной прополке.Гербициды – средства от сорняков.Техника безопасности при химической прополке.Защита органов дыхания.Защита рук.Профилактика аллергий.Определение видов сорняков.Определение видов сорняков.Регулярные цветники. Бордюр. Рабатка.Регулярные цветники. Бордюр. Рабатка.
Ландшафтные цветники. Миксбордер.Выбор растений для миксбордера с учётом календаря цветения.Выбор растений для миксбордера с учётом высоты растений.Устройство миксбордера.Альпийская горка.Растения для альпийской горки.Материал для маленького каменистого садика.Меры профилактики при борьбе с сорняками.
Рутарий. Рокарий.Ландшафтные цветники. Каменная клумба зимой.Изготовление мини рокария: корыто.Подбор материала для оформления цветника.Использование природного материала для оформления цветника.Изготовление вазона для цветов из старой автомобильной покрышки.
Модуль: Уборка помещений.
Виды зданий.Общественные здания.Культурные здания.Производственные здания.Специальные обозначения зданий.
Назначение помещений в зданиях.Служебные помещения. Специальные обозначения.Устройство жилых помещений.Виды жилых помещений комнаты.Назначение комнат.Элементы строительной конструкции(стены, пол, потолок, дверной проем, оконный проем)
Оборудование дома(плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь, штепсельная решетка)
Инструменты и материалы для выполнения аппликацииАппликация «Жилая комната»
Аппликация «Прихожая». Аппликация «Кухня»
Поверхности для уборки в жилых помещениях.Санитарные требования к жилым помещениям.Специальные условия создания санитарных условий в жилых помещениях.Коммунальные ресурсы жилья.Правила безопасности при пользовании горячей водой.Правила безопасности при пользовании газом.Правила безопасности при пользовании электроприборами и розетками.Проветривание помещений.
Какие поверхности требуется поддерживать в чистоте.Правила безопасности при уборке батарей во время отопительного сезона.
Из чего делают мебель.Деревянная мебель.Ламинированная мебель.Мебель из пластика.Мягкая мебель.Мебельное покрытие.Рациональное использование салфетки при уборке.
Приспособления для ухода за мебелью.Тряпка для уборки. Ткань для тряпок. Ткань для салфеток. Микрофибра.Назначение тряпок и салфеток
Маркировка тряпок для уборки. Требования к тряпке во время работы. Требования к тряпке при хранении
Модуль: Проверь себя.
Тематический план Профильный труд 6 класс
«Подготовка младшего обслуживающего персонала.» 6 часов в неделю
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата план | Дата факт | Примечание | |
Вводное занятие – 3 ч | ||||||
Техника безопасности на уроках труда | 1 | |||||
Рабочее место, правила ухода за ним | 1 | |||||
Знакомство с видами практических работ | 1 | |||||
Модуль 1:Сохранение и поддержка здоровья. Повторение. 7 часов. | ||||||
Красота -это здоровье. Правила красоты. | 1 | |||||
Правила гигиены во время работы. | 1 | |||||
Уход за руками после работы. | 1 | |||||
Предметы ухода человека за собой. | 1 | |||||
Полезные вещи, помогающие человеку сделать работу. | 1 | |||||
Уход за инвентарём после работы. | 1 | |||||
Уход за рабочей одеждой и обувью. | 1 | |||||
Модуль 2: Работа на территории. 76 часов. | ||||||
Территория вокруг школы. Украшение территории. | 1 | |||||
Декоративные растения. Виды. | 1 | |||||
Польза декоративных растений. | 1 | |||||
Красивоцветущие и плодовые кустарники, растущие в нашей местности. | 1 | |||||
Травянистые растения для посадки на территории школы. | 1 | |||||
Виды сорных растений. | 1 | |||||
Декоративные растения, листья и плоды которых едят. | 1 | |||||
Использование плодов, цветов и листьев декоративных растений как сырьё для лекарств и косметики. | 1 | |||||
Травянистые цветковые растения. | 1 | |||||
Размеры травянистых растений. | ||||||
Уход за травянистыми растениями осенью. Виды работ | 1 | |||||
Оборудование и инструменты необходимые для работы. | 1 | |||||
Сгребание опавших листьев. Правила безопасной работы. | ||||||
Защита рук при работе. | 1 | |||||
Что делают с природными отходами осенью. | 1 | |||||
Для чего можно использовать опавшие листья. | 1 | |||||
Посев однолетников поздней осенью и в начале зимы. Подготовка почвы. | 1 | |||||
Правила осенней посадки. | 1 | |||||
Посев семян в разные сезоны. | 1 | |||||
Виды цветников и их форма. | 1 | |||||
Ландшафтные цветники. | 1 | |||||
Цветочные часы. | 1 | |||||
Подбор растений для цветочных часов. | 1 | |||||
Регулярные цветники. Виды. | 1 | |||||
Клумба. Выбор растений для клумбы. | 1 | |||||
Правила оформления цветника. | 1 | |||||
Как сделать клумбу. Разбивка клумбы весной. | 1 | |||||
Инвентарь для подготовки почвы для клумбы. | 1 | |||||
Оформление границ цветника. | 1 | |||||
Глубокая перекопка почвы. Польза. | ||||||
Правила вскапывания почвы | 1 | |||||
Инвентарь для вскапывания и выравнивания почвы. | 1 | |||||
Подготовка семян к посеву в грунт. | 1 | |||||
Удобрение земли в цветниках. | 1 | |||||
Осенние работы в цветнике | 1 | |||||
Осенний посев семян в грунт | 1 | |||||
Распределение обязанностей во время весенних работ. | 1 | |||||
Высадка рассады однолетников в цветник. Правила посадки. | 1 | |||||
Способы поддержания здоровья растений. Мульчирование. | 1 | |||||
Способы поддержания здоровья растений. Мульчирование. | 1 | |||||
Уход за цветником летом. Рыхление почвы. | 1 | |||||
Уход за наземной частью растений. | 1 | |||||
Полив растений. | ||||||
Выпалывание сорняков. | 1 | |||||
Летние работы в цветнике. | 1 | |||||
Меры борьбы с сорняками. | 1 | |||||
Растения- почвопокровники. | 1 | |||||
Профилактические методы борьбы с сорняками. | 1 | |||||
Мульчирование как способ борьбы с сорняками | 1 | |||||
Какие бывают сорняки. | 1 | |||||
С какими сорняками не справиться при обычной прополке. | 1 | |||||
Гербициды – средства от сорняков. | 1 | |||||
Техника безопасности при химической прополке. | 1 | |||||
Защита органов дыхания. | 1 | |||||
Защита рук. | 1 | |||||
Профилактика аллергий. | 1 | |||||
Определение видов сорняков. | 1 | |||||
Определение видов сорняков. | 1 | |||||
Регулярные цветники. Бордюр. Рабатка. | 1 | |||||
Устройство рабатки. | 1 | |||||
Ландшафтные цветники. Миксбордер. | 1 | |||||
Выбор растений для миксбордера с учётом календаря цветения. | 1 | |||||
Выбор растений для миксбордера с учётомвысоты растений. | 1 | |||||
Устройство миксбордера. | 1 | |||||
Альпийская горка. | 1 | |||||
Растения для альпийской горки. | 1 | |||||
Материал для маленького каменистого садика. | 1 | |||||
Меры профилактики при борьбе с сорняками. | 1 | |||||
Рутарий. Рокарий. | 1 | |||||
Ландшафтные цветники. Каменная клумба зимой. | 1 | |||||
Изготовление мини рокария: корыто. | 1 | |||||
Подбор материала для оформления цветника. | 1 | |||||
Использование природного материала для оформления цветника. | 1 | |||||
Изготовление вазона для цветов из старой автомобильной покрышки. | ||||||
Модуль: Уборка помещений. 108 часов. | ||||||
Виды зданий. | 1 | |||||
Общественные здания. | ||||||
Культурные здания. | ||||||
Производственные здания. | ||||||
Специальные обозначения зданий. | ||||||
Назначение помещений в зданиях. | ||||||
Служебные помещения. Специальные обозначения. | ||||||
Устройство жилых помещений. | ||||||
Виды жилых помещений комнаты. | ||||||
Назначение комнат. | ||||||
Элементы строительной конструкции (стены, пол, потолок, дверной проем, оконный проем) | 1 | |||||
Оборудование дома (плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь, штепсельная решетка) | 1 | |||||
Инструменты и материалы для выполнения аппликации (цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, клей) | 1 | |||||
Аппликация «Жилая комната» | 1 | |||||
Разметка деталей на бумаге | 1 | |||||
Вырезание деталей | 1 | |||||
Расположение и наклеивание деталей | 1 | |||||
Аппликация «Прихожая» | 1 | |||||
Разметка деталей на бумаге | 1 | |||||
Вырезание деталей | 1 | |||||
Расположение и наклеивание деталей | 1 | |||||
Аппликация «Кухня» | 1 | |||||
Разметка деталей на бумаге | 1 | |||||
Вырезание деталей | 1 | |||||
Расположение и наклеивание деталей | 1 | |||||
Поверхности для уборки в жилых помещениях. | 1 | |||||
Санитарные требования к жилым помещениям. | 1 | |||||
Специальные условия создания санитарных условий в жилых помещениях. | 1 | |||||
Коммунальные ресурсы жилья. | 1 | |||||
Правила безопасности при пользовании горячей водой. | 1 | |||||
Правила безопасности при пользовании газом. | 1 | |||||
Правила безопасности при пользовании электроприборами и розетками. | 1 | |||||
Проветривание помещений. | 1 | |||||
Какие поверхности требуется поддерживать в чистоте. | 1 | |||||
Правила безопасности при уборке батарей во время отопительного сезона. | 1 | |||||
Из чего делают мебель. | 1 | |||||
Деревянная мебель. | 1 | |||||
Ламинированная мебель. | 1 | |||||
Мебель из пластика. | 1 | |||||
Мягкая мебель. | 1 | |||||
Мебельное покрытие. | 1 | |||||
Рациональное использование салфетки при уборке. | 1 | |||||
Приспособления для ухода за мебелью. | 1 | |||||
Тряпка для уборки. Ткань для тряпок | 1 | |||||
Ткань для салфеток. Микрофибра. | 1 | |||||
Назначение тряпок и салфеток | 1 | |||||
Маркировка тряпок для уборки | 1 | |||||
Требования к тряпке во время работы | 1 | |||||
Требования к тряпке при хранении | 1 | |||||
Протирка мебели с разными покрытиями. Какие средства не применяют при уходе за мебелью. | 1 | |||||
Уход за деревянной мебелью. | 1 | |||||
Уход за полированной мебелью. | 1 | |||||
Уход за мебелью с кожаным покрытием. | 1 | |||||
Техника безопасности при уборке помещений | 1 | |||||
Из чего состоит пылесос. | 1 | |||||
Порядок сборки пылесоса. | 1 | |||||
Правила пользования пылесосом. | 1 | |||||
Чистка мягкой мебели. | 1 | |||||
Правила ухода за мягкой мебелью с разными покрытиями. | 1 | |||||
Виды покрытий мягкой мебели. | 1 | |||||
Правила очитки обивки мягкой мебели с помощью пылесоса. | 1 | |||||
Уход за мебелью с бархатной и плюшевой обивкой. | 1 | |||||
Меры безопасности при применении чистящих средств. | 1 | |||||
Уход за бытовой электроникой. | 1 | |||||
Где больше всего скапливается пыль. | 1 | |||||
Специальные средства для очистки телефонов, компьютеров. | 1 | |||||
Правила безопасности при уходе за бытовой электроникой. | 1 | |||||
Поддержание порядка в жилом помещении. | 1 | |||||
Последовательность уборки спальни | 1 | |||||
Поверхности для уборки в жилом помещении. | 1 | |||||
Правила ухода за стёклами окон. | 1 | |||||
ТБ при протирке оконных стекол. | 1 | |||||
Протирка подоконника | 1 | |||||
ТБ при протирке подоконника | 1 | |||||
Протирка столов и настольных светильников | 1 | |||||
Протирка отопительного радиатора | 1 | |||||
ТБ при протирке радиатора | ||||||
Протирка радиаторных ниш | 1 | |||||
Влажная протирка пола | 1 | |||||
Крепление тряпки на швабру | 1 | |||||
Промывка тряпки во время работы | 1 | |||||
Ежедневная уборка жилого помещения. | ||||||
Правила ухода за стёклами окон. | 1 | |||||
Правила ухода за платяными шкафами. | 1 | |||||
Правила ухода за кроватью и постельным бельём. | 1 | |||||
Правила ухода за комнатными растениями. | 1 | |||||
Уборка поверхностей жилого помещения. | 1 | |||||
Правила ухода за битовой электроникой. | 1 | |||||
Правила ухода за книжными шкафами. | 1 | |||||
Приспособления для ухода за мебелью. | 1 | |||||
Поверхности для уборки в жилых помещениях. | 1 | |||||
Уход за бытовой электроникой. | 1 | |||||
Влажная уборка пола. | 1 | |||||
Последовательность и правила мытья полов. | 1 | |||||
Ежедневная уборка служебного помещения. | 1 | |||||
Виды служебных помещений:кухня, туалет, коридор, ванная | 1 | |||||
Раздельный сбор мусора. | 1 | |||||
Правила протирания разных поверхностей. | 1 | |||||
Какие средства не применяют при уходе за мебелью. | 1 | |||||
Порядок повседневной уборки офиса. | 1 | |||||
Ежедневная уборка лестничных клеток. | 1 | |||||
Правила влажного подметания лестничных клеток. | 1 | |||||
Санитарное содержание лестничных клеток. | 1 | |||||
Порядок ежедневной уборки лестничных клеток. | 1 | |||||
Основной вид работы при уборке лестничных клеток. | 1 | |||||
Почему пищевые отходы важно собирать отдельно от остальных. | 1 | |||||
Инвентарь и материалы для ежедневной уборки лестничных клеток | 1 | |||||
Режимы уборки лестничных клеток. | 1 | |||||
Правила безопасности при уборке лестничных клеток. | 1 | |||||
Генеральная уборка лестничных клеток. | 1 | |||||
Модуль: Проверь себя. 10 часов. | ||||||
Правила личной гигиены и гигиены содержания помещений. | 1 | |||||
Правила ухода за разными поверхностями. | 1 | |||||
Правила уборки жилых и служебных помещений. | 1 | |||||
Правила работы с электроприборами. | 1 | |||||
Уборщик служебных помещений. | 1 | |||||
Горничная. | 1 | |||||
Уборщик. | 1 | |||||
Дворник. Поддержание чистоты лестничных клеток. | 1 | |||||
Рабочий зелёного хозяйства. | 1 | |||||
Рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений с прилегающими территориями. | 1 | |||||
Итого 204 часа |
Программа внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Занятия в кружке Художественной обработки материалов, выжигание по дереву. Привлечение ребёнка к участию в школьных и городских конкурсах творческих работ.
Организационный раздел
Учебный план
Примерный годовой учебный план общего образования | |||||||||||||||||||||||||||||||
Классы Учебные предметы | Количество часов в год | ||||||||||||||||||||||||||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||||||||||||||||||||||||||
Обязательная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Русский язык 1.2. Чтение (Литературное чтение) | 136 136 | 136 136 | 136 136 | 136 136 | 136 136 | 680 680 | |||||||||||||||||||||||||
2.1. Математика 2.2. Информатика | 136 - | 136 - | 102 34 | 102 34 | 102 34 | 578 102 | |||||||||||||||||||||||||
3.1. Природоведение 3.2. Биология 3.3. География | 68 - - | 68 68 | - 68 68 | - 68 68 | - 68 68 | 136 204 272 | |||||||||||||||||||||||||
4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества | - 34 - | 68 34 - | - 68 68 | - 68 68 | - 68 68 | 68 272 204 | |||||||||||||||||||||||||
5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка | 68 34 | - - | - - | - - | - - | 68 34 | |||||||||||||||||||||||||
6.1. Физическая культура | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 510 | |||||||||||||||||||||||||
7.1. Профильный труд | 204 | 204 | 238 | 272 | 272 | 1190 | |||||||||||||||||||||||||
Итого | 918 | 952 | 986 | 1020 | 1020 | 4998 | |||||||||||||||||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 340 | |||||||||||||||||||||||||
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 986 | 1020 | 1088 | 1122 | 1122 | 5338 | |||||||||||||||||||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) | 204 | 204 | 204 | 204 | 204 | 1020 | |||||||||||||||||||||||||
Внеурочная деятельность: | 136 | 136 | 136 | 136 | 136 | 680 | |||||||||||||||||||||||||
Всего к финансированию | 1326 | 1360 | 1428 | 1462 | 1462 | 7038 | |||||||||||||||||||||||||
Примерный недельный учебный план образования V-IX классы | |||||||||||||||||||||||||||||||
Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||||||||||||||||||||||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||||||||||||||||||||||||||
Обязательная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Литературное чтение) | 4 4 | 4 4 | 4 4 | 4 4 | 4 4 | 20 20 | ||||||||||||||||||||||||
2. Математика | 2.1.Математика 2.2. Информатика | 4 | 4 | 3 1 | 3 1 | 3 1 | 17 3 | ||||||||||||||||||||||||
3. Естествознание | 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География | 2 - - | 2 2 | - 2 2 | - 2 2 | - 2 2 | 4 6 8 | ||||||||||||||||||||||||
4. Человек и общество | 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества | - 1 - | 2 1 - | - 2 2 | - 2 2 | - 2 2 | 2 8 6 | ||||||||||||||||||||||||
5. Искусство | 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка | 2 1 | - - | - - | - - | - - | 2 1 | ||||||||||||||||||||||||
6. Физическая культура | 6.1. Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | ||||||||||||||||||||||||
7. Технологии | 7.1. Профильный труд | 6 | 6 | 7 | 8 | 8 | 35 | ||||||||||||||||||||||||
Итого | 27 | 28 | 30 | 31 | 31 | 147 | |||||||||||||||||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |||||||||||||||||||||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 | 157 | |||||||||||||||||||||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 | |||||||||||||||||||||||||
Внеурочная деятельность: | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | |||||||||||||||||||||||||
Всего к финансированию | 39 | 40 | 42 | 43 | 43 | 207 |
Материально-технические условия реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы
Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения);
помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями;
Материально-техническое обеспечение реализации АООП должно соответствовать не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе
[1] Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 класса (ФГОС)
Для реализации данного планирования был выбран учебник Т.В. Алышева «Математика» для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразоват...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология» 7-9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология»7 - 9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Природоведение» 5 - 6 класс
Программа по учебному предмету «Природоведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственно...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» 1 – 5 класс
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование» для 6 класса (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Рисование»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Математика»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Чтение»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...