программа внеурочной деятельности 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс)

Френкель Мария Владимировна

программа для 7 класса по профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

 ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                ДОПУЩЕНО

     Председатель президиума ЭНМС

      _______________С.В. Жолован

        подпись

     «__» __________20__ г.

Программа внеурочной деятельности

«Азбука профессий»

направление «социальное»

для 7 класса

17 часов

Авторский коллектив:

Огановская Елена Юрьевна - доцент КЕНО СПб АППО, к.п.н.;

Бойцова Тамара Евгеньевна - методист районного центра профориентации учащихся ОУ

ГБОУ СОШ № 102 Выборгского района;

Жирнова Марианна Александровна - педагог-психолог районного центра профориентации учащихся ОУ ГБОУ СОШ № 102 Выборгского района;

Френкель Мария Владимировна - педагог-психолог районного центра профориентации учащихся ОУ

ГБОУ СОШ № 102 Выборгского района

г.Санкт-Петербург

2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа составлена на основе разработанной ранее (в 2015 году) программы внеурочной деятельности под тем же названием. В данную программу внесены изменения в соответствии с инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год» и Положением о методическом объединении в СПб АППО организаторов профориентационной работы.

Данная программа внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений является логическим продолжением программ внеурочной деятельности для учащихся 5 и 6 классов с аналогичным названием. Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности, конкретизирует содержание курса, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений выстраивается с учётом возможностей общеобразовательного учреждения и его кадрового состава. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к организации процесса внеурочной деятельности с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся для их развития и социализации.

Направление программы внеурочной деятельности - социальное.

Программа носит интегративный характер

Актуальность

В современных условиях быстро меняющейся экономической ситуации на рынке труда особенно остро встает проблема помощи учащимся в осознанном выборе профессии, влияния на степень их информированности о рынке труда и образовательных услуг, на мотивационную сферу. Современный рынок труда сложен и многообразен. С одной стороны он предлагает большие возможности для реализации индивидуальных качеств и построения профессиональной карьеры, с другой – предъявляет высокие требования к человеку с точки зрения профессиональных и личностных характеристик, диктует необходимость активной самореализации. Правильный выбор профессии является основным условием успешной социализации. Разрешению этой проблемы способствует внеурочная деятельность. Наиболее актуальным при реализации этого направления в соответствии с ФГОС ООО является компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше. В связи с этим программа внеурочной деятельности для учащихся 7 классов способствует формированию и развитию соответствующих профориентационных компетенций, интеграции предметных программ и расширению образовательных результатов образовательной области «Технология».

Цель программы – формирование компетенций школьника, необходимых для решения практико-ориентированных задач, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • обучающих:
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • приобретение метапредметных образовательных результатов, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;
  • освоение основ культуры созидательного труда;
  • применение полученных теоретических знаний на практике;
  • включение учащихся в разнообразные виды игровой деятельности для создания личностно - значимых продуктов труда.
  • воспитательных:
  • формирование общественной активности личности;
  • формирование гражданской позиции;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости;
  • формирование ответственности за результаты своей деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
  • развивающих:
  • развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
  • реализация творческого потенциала учащихся;
  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
  • укрепление межпредметных связей;
  •  развитие аналитических навыков мышления.
  • профессионально-ориентационных:
  • получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
  • формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;
  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Ожидаемые результаты обучения

Результатом обучения по программе должны стать

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) овладение навыками смыслового чтения.

Коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

2) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности:

1) ориентация в системе профессионального образования;

2) ориентация в понятиях, связанных с индивидуальным профессиональным маршрутом;

3) основные принципы построения индивидуального профессионального маршрута;

4) соотнесение профессий, специальностей и профессиональных образовательных учреждений.

Учащийся научится:

  • планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;
  • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;

Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе:

самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.


Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 часу в течении года или 1 раз в неделю по 1 часу в течении половины учебного года (17 часов в год) в форме теоретических и  практических занятий, игровой форме, форме экскурсий и мастер-классов. При проведении экскурсий, соревнований предполагается объединение часов двух (или более) занятий.

Система экскурсий в профессиональные образовательные учреждения города разработана с целью ознакомления учащихся с возможностями построения индивидуального профессионального маршрута. Каждая экскурсия занимает определенное место программы внеурочной деятельности и подразумевает практическое знакомство с профессиональными образовательными учреждениями профессионального образования и высшего образования. В рамках проведения экскурсий запланирована организация профессиональных проб для учащихся. Система экскурсий разработана с учетом возрастных особенностей учащихся.

Формы контроля

Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы предусмотрена организация игр по станциям, проводимых внутри общеобразовательного учреждения на протяжении учебного года по разным разделам программы. Итоговой формой проверки результативности изучения программы является конкурс - соревнование «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) с организацией районного и городского этапов в рамках деятельности городского методического объединения организаторов профориентационной работы.


Учебно-тематический план

7 класс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма проведения занятия

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Мир профессий – 1 час

1

Введение в мир профессий

0,5

0,5

1

Упражнение

Раздел 2. Система профессионального образования – 16 часов

2

Школьное обучение – шаг на пути к будущему

0,5

0,5

1

Игры

3

«Своя игра» по типам профессий

1

1

Игра

4

Пути получения профессии: ГБПОУ, ВУЗ

0,5

0,5

1

Игры

5

Профессиональные образовательные учреждения: колледжи, техникумы, училища

0,5

0,5

1

Игры

6

Экскурсия в ГБПОУ

1

1

Экскурсия

7

Профессиональные пробы и мастер-классы

1

1

Игра по станциям

8

Система высшего образования: бакалавр, магистр, специалист

0,5

0,5

1

Презентация, игры

9

Экскурсия в ВУЗ

1

1

Экскурсия

10

Профессиональные пробы и мастер-классы

0,5

0,5

1

Игра по станциям

11

Пути построения карьеры

0,5

0,5

1

Презентация, игра

12, 13

Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

14, 15

Районный конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

16, 17

Итоговый контроль: городской конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

2

2

Игра-соревнование/ конкурс

Итого

3

14

17

Содержание программы

Раздел 1. Мир профессий

Тема 1. Введение в мир профессий.

Значимость труда в жизни человека. Важность осознанного выбора. Отличительные признаки профессиональной деятельности. Индивидуальный профессиональный маршрут.

Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей, других близких родственников, значимых взрослых).

Раздел 2. Система профессионального образования

Тема 2. Школьное обучение – шаг на пути к будущему.

Важность обучения в школе. Ценность конкретных учебных дисциплин, их роль в получении дальнейшего профессионального образования.

Игры: «Шаг в будущее»,

Тема 3. Своя игра по типам профессий. Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий.

Тема 4. Пути получения профессии: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (ГБПОУ), высшее учебное заведение (ВУЗ).

Пути получения профессии: обучение в профессиональных образовательных учреждениях и высших образовательных учреждениях. Система непрерывного образования.

Игры: «Синквейн», «Ассоциации».

Тема 5. Профессиональные образовательные учреждения: колледжи, техникумы, училища

Особенности поступления в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, специфика обучения.

Игры: «Специалист», «Цепочка профессий».

Тема 6. Экскурсия в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (по выбору общеобразовательного учреждения исходя из условий территориального расположения и направления профессиональной подготовки) с целью ознакомления с правилами приема и условиями обучения.

Тема 7. Профессиональные пробы и мастер-классы (игра по станциям)

Тема 8. Система высшего образования: бакалавр, магистр, специалист

Особенности поступления в ВУЗе, специфика обучения, уровни образования.

Игры: «Угадай профессию», «Хаос профессий».

Тема 9. Экскурсия в высшее учебное заведение (по выбору общеобразовательного учреждения исходя из условий территориального расположения и направления профессиональной подготовки) с целью ознакомления с правилами приема и условиями обучения.

Тема 10. Профессиональные пробы и мастер-классы в форме проведения игры по станциям. Для организации и проведения занятия целесообразно пригласить представителей государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений.

Тема 11. Пути построения карьеры

Карьера и карьерный рост. Вертикальная (должностная) и горизонтальная (совершенствование знаний, умений) карьеры.

Игра «Буриме».

Темы 12, 13. Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Тема 14, 15. Районный конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).

Тема  16, 17. Итоговый контроль: городской конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).


Методическое обеспечение программы

«Своя игра» по типам профессий представляет собой викторину, организованную по принципу телевизионного шоу «Своя игра». Учащимся на экране предлагаются пять тем (типы профессий: ЧЧ, ЧТ, ЧЗ, ЧХО. ЧП), в каждой из которых содержаться по пять вопросов в каждой.

Экскурсии в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение и в высшее учебное заведение выбираются по усмотрению ОУ с учетом интересов учащихся.

Профессиональные пробы и мастер-классы проходят в форме игры по станциям.

Возможные варианты станций и заданий:

  • Медицинская (разложить на манекене или на изображении человека названия медицинских специальностей в соответствии с расположением тех органов, лечением которых занимается данные специалисты)
  • Кулинарная (придумать как можно больше блюд из указанного продукта – капуста; «приготовить» блюдо из предложенного набора продуктов, данных на карточках)
  • Умелый портняжка (пришить пуговицу, разгадать загадки, составить «вертикаль» профессий, необходимых при создании одежды)
  • Гостеприимная (сервировать стол, создать фигурки из полотенец)
  • Техническая (разложить картинки с атрибутами профессий к самим профессиям технической сферы)

Игра «Шаг в будущее». Учащимся предлагается перечень учебных предметов (можно класс разбить по группам, в таком случае каждой группе дается 2-3 учебных предмета). Задача учащихся – подобрать и записать профессии и специальности, в которых изучение данного предмета будет необходимым.

Пример: предмет «физика» – механика, электроника, авиация, связь, оптика, строительство, космонавтика, энергетика и пр.

Игра «Синквей». Учащимся в командах предлагается создать синквей о профессиях. Синквей – пять строк, описывающих какое-либо явление. Правила синквейна: 1 строчка – существительное – название (тема), 2 строчка – два прилагательных, описывающих название, 3 строчка – три глагола, описывающих действия, 4 строчка – фраза на тему (из четырех слов), 5 строчка – существительное – синоним темы).

Пример:

Учитель.

Терпеливый, деликатный.

Знает, умеет, учит.

Счастье находит в детях.

Педагог.

Дизайнер.

Многогранный, экстравагантный.

Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда.

Художник.

Экономист.

Внимательный, ответственный.

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.

Бухгалетр.

Игра «Ассоциации». Выбираются три главных участника, которые выходят за дверь. Все остальные игроки загадывают профессию. Главные игроки, находясь в коридоре, придумывают каждый по два ассоциативных вопроса (Какого цвета эта профессия? Какая на вкус эта профессия? Какой у нее запах?), задавая их адресно. При этом нельзя задавать вопросы типа «Какими орудиями труда пользуется работник?», «В каких условиях работает?». Все вопросы и ответы кратко фиксируются на доске. После того, как будут заданы все шесть вопросов, каждый из главных участников предлагает свой вариант загаданной профессии. Если один из вариантов оказывается правильным, главные участники выигрывают.

Упражнение «Специалист». Учитель описывает основное содержание деятельности того или иного специалиста. Задача учащихся определить данную профессию

Пример: Специалист по обработке дерева - … столяр, плотник

        Специалист по изготовлению изделий из металла - … токарь

        Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере - … метеоролог

Игра «Цепочка профессий».  Учащиеся по кругу выстраивают «цепочку профессий». Называется первая профессия, например, металлург, следующий называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий.

По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Примечание: профессии подбираются в соответствии с темой занятия (определенным типом профессии).

Пример: металлург, повар – имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.

Игра «Угадай профессию». Члены команды получают карточки, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о каких профессиях идет речь.

Пример: чертеж, AutoCad, конструкция - … инженер-конструктор

        компьютер, программа, текст - … программист

        животные, шприц, лечебница - … ветеринарный врач

Игра «Хаос профессий». Учащимся предлагается сканворд с профессиями (специальностями), которые необходимо найти за определенное время.

Возможно использование в сканворде орудий труда, атрибутов профессий.

Игра «Буриме». Класс разделяется на группы. Командам прилагаются карточки с парными рифмами. Учащимся необходимо составить четверостишие о профессии.

Пример:         талант-музыкант, молодец-певец

                самолет-пилот, принцесса-стюардесса

                продавцы-огурцы, крыжовник-садовник


Материально - техническое обеспечение программы

Материально – техническое обеспечение программы зависит от специфики, материальной базы, возможностей и кадрового состава общеобразовательного учреждения.

Информационное обеспечение программы

Нормативные документы:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

3.        Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

4.        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";

5.        Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

6.        Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

7.        Приказ Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;

8.        Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы».

Литература для самостоятельного чтения

Основная:

1.        Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2.        Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и про-фессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2000.

3.        Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997.

4.        Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика.–2004.–№2(4).–С. 65-69.

5.        Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект», 2006.

6.        Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990.

7.        Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2004.

8.        Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ: Флинта, 2003.

9.        Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Изд-во «Просвещение», 1996. -  С. 276 - 333.

10.        Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005.

11.        Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента» Доклад. // Всероссийская научно-практическая  конференция по предпрофильной подготовке. - Москва. - 30 сент. – 1 окт. 2004.

12.        Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000. – С.283-427.

13.        Профориентация. – Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия»,- 2005.

14.        Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

15.        Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана, – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2003.

16.        Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

17.        Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Дополнительная:

1.        Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы // Профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С.10.

2.        Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала // Профессиональное образование. – 2006. - № 3 – С. 28-29.

3.        Горина И. Хочу, могу и надо // Пчела. – 2005. - № 47.

4.        Киреенко Л.В., Кулагина Н.Н. Профессиональная ориентация – путь снижения безработицы. // Профессионал. – 2006. - № 3. – С. 18-20.

5.        Кострикин А. Занятость в трудоустройстве молодежи: Санкт-Петербург начала XXI века (между теорией и практикой) //Пчела. – 2005. - № 47.

6.        Манушина О. Центр профессиональной ориентации // Директор школы. – 2006. - № 1. – С. 81-83.

7.        Мартина Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. // Директор школы. – 2006. - № 3. – С. 65 –70.

8.        Нодель Ф.А. О профессиях, или в поисках пути. Этюды словесника // Профессиональное образование. – 2005. - № 1, 2 – С. 35, С. 28.

9.        Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации // Директор школы. – 2006. - № 2. – С. 79 –84.

Электронные ресурсы

1.        http://www.rspb.ru – Комитет по занятости населения СПб

2.        http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ

3.        http://www.proforient.ru – профориентирование детей

4.        http://www.obrazovan.ru – уровни образования в СПб

5.        http://www.piterburgvuz.ru – ВУЗы Санкт-Петербурга

6.        http://www.spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений

7.         http://www.psy.pu.ru – центр профессионально- личностного  консультирования при факультете психологии СПбГУ

8.        http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»

9.        http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации

10.        http://www.edunews.ru – портал для абитуриентов

11.        http://www.rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда

12.        http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров

13.        http://www.zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата»

14.        http://www.profguide.ru – гид по профессиям

15.        http://www.mado.spb.ru – методическое обеспечение профориентации СПБ межрегиональной ассоциации дополнительного образования

16.        http://www.rhr.ru – человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация

17.        http://vse-professii – справочник профессий

18.        http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации

19.        http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении

20.        http://www.ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация

21.        http://www.rcpom.edu.by – республиканский центр профориентации молодежи Белоруссии

22.        http://www.profosvita.org.ua – украинский проект «Профориентация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

Программа воспитательной деятельности класса.

Программа воспитательной деятельности классаСоставитель:Туймешева Алевтина Ивановнаклассный руководитель 9 класса...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Отчет классного руководителя по воспитательной деятельности класса.

Отчет классного руководителя по воспитательной деятельности класса....

Планирование воспитательной деятельности класса на 2018-2019 уч. год

В помощь классному руководителю  планирование воспитательной деятельности по направлениям: воспитание нравственности, гражданское и патриотическое, семейное воспитание, пропаганда ЗОЖ....

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...