ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
материал по технологии (9 класс) на тему

Захарова Нина Кадыровна

Еще несколько лет назад мало кто из учителей общеобразовательных организаций мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди детей с нормальным развитием будут обучаться и дети с ограниченными возможностями здоровья.Одним из важных оснований успешного инклюзивного обучения являются педагогические условия, которые создают благоприятную ситуацию сотрудничества и позитивной мотивации для каждого из участников образовательного процесса, но прежде всего обращены на ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить взаимоотношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается детям с нормальным развитием, и тем более сложно идет процесс социализации у детей с нарушениями интеллектуального развития. Мы предлагаем для таких детей разработать программы предпрофильной подготовки и реализовать их через внеурочную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Захарова Н.К., Мальцева О.С. ГКОУ «Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 г. Сочи» Краснодарский край.

Еще несколько лет назад мало кто из учителей общеобразовательных организаций мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди детей с нормальным развитием будут обучаться и дети с ограниченными возможностями здоровья. Однако сейчас мы наблюдаем именно такую ситуацию, и постепенно это становится нормой, т.к. Законом об образовании РФ от 2012 года "...за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребенка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия". Одним из важных оснований успешного инклюзивного обучения являются педагогические условия, которые создают благоприятную ситуацию сотрудничества и позитивной мотивации для каждого из участников образовательного процесса, но прежде всего обращены на ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику школы. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить взаимоотношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается детям с нормальным развитием, и тем более сложно идет процесс социализации у детей с нарушениями интеллектуального развития. Мы предлагаем для таких детей разработать программы предпрофильной подготовки и реализовать их через внеурочную деятельность. По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для I-IV классов, для V-IХ классов - по столярному, слесарному, швейному, столярно-плотничному, штукатурно-малярному, картонажно-переплетному делу, по сельскохозяйственному труду, по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду. Программы по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах. Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в VIII-IХ классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю того предприятия, на котором ученики проходят производственную практику. Учащиеся должны быть подготовлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены. Однако количество часов, выделенные на эту область не достаточно. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд. Задача решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Профессионально-трудовое обучение в V-IX классах осуществляется по тем видам труда, которые учебное учреждение выбирает с учетом местного производственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства учащихся по месту жительства. В связи с этим кроме использования типовых программ по трудовому обучению (9 видов труда), школа может организовать дополнительное обучение по трикотажно-вязальному, кулинарному, гончарному делу и др. По таким видам труда единых программ нет, образовательная организация сама определяет содержание обучения и разрабатывает свои программы, которые утверждаются местными органами образования. В содержание каждого вида труда включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда. Обучение каждому виду труда предусматривает сравнительно широкую профессиональную подготовку в пределах одного профиля. Определены параметры направления учащихся на соответствующий профиль трудового обучения: - успешность обучения общеобразовательным предметам; - особенности индивидуальных психофизических нарушений развития; - соматические заболевания и психическое состояние; - склонности и интерес ребенка к профессии; - пожелания родителей. 397

Данные на каждого ребенка в течение года представляют классный руководитель, школьный психолог, врач. Проводится беседа с учащимся и его родителями. На основании полученных материалов делается вывод о трудовых возможностях ребенка, его профессиональной ориентации. Проверка состояния профессиональной подготовленности учащихся включает два уровня требований к полноте и сложности учебного материала: для отстающих в обучении, низкая успеваемость которых обусловлена глубиной и распространенностью дефекта развития, и для более сильных учеников, способных овладеть первым этапам начальной профессиональной подготовки. По окончании школы проводится собеседование или тестирование учащихся по определению уровня общего развития, сформированности практических знаний, умений и навыков по русскому языку, чтению, математике; сдается экзамен по профессионально-трудовому обучению, который состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности. При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики. Однако, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным развитием. Успешность профессиональной, как и всякой другой, деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, личностными проявлениями, энергетическим потенциалом и рядом клинико-социальных данных, которые определяются типом психического дефекта. Поэтому профориентационная работа с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Выбор профессий и сфер трудовой деятельности должен осуществляться на основании следующих нормативных документов: 1. «Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, машиностроения, судостроения, приборостроения и других связанных с ними производств». 2. «Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии». 3. «Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда». Для профотбора по доступным профессиям также можно использовать: 1. «Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью». 2. «Профессиональные характеристики для подготовки в профессиональных училищах лиц с умственной отсталостью» («Маляр строительный», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Овощевод защищенного грунта», «Переплетчик ручного переплета», «Рабочий зеленого хозяйства», «Рабочий по уходу за животными», «Швея»). 3. «Адаптированное содержание профессиональной подготовки для лиц с легкой умственной отсталостью» («Маляр строительный», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Овощевод защищенного грунта», «Переплетчик ручного переплета», «Рабочий по уходу за животными», «Швея»). 398

4. «Программа профессиональной подготовки для лиц с умеренной умственной отсталостью» («Введение в швейное дело», по специальностям «Швея» 1–3 разряда, «Маляр» 1–3 разряда). Окончательный выбор сферы профессиональной деятельности предпочтительно осуществлять на основе проведения профессиональных проб в соответствующих учебно-производственных или лечебно-трудовых мастерских для того, чтобы обучаемый смог адекватно оценить свои возможности и интересы, а соответствующий специалист по профессиональной реабилитации определить его профессиональную пригодность к данному виду труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация задач ресурсного центра по обучению детей с нарушениями речи в общеобразовательных организациях

Выступление в рамках VI краевой научно-практической конференции по специальному образованию 05.05.2016 г. в г.Новороссийске....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный тру...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...