Урок по технологии (мальчики) в 5 классе по кейс - методу.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_metod_urok.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по предмету технология с использованием
кейс – метода на тему:
«Поделки из древесного материала»
Выполнил: Ханафеев И.М.
2018
Урок по технологии (мальчики) в 5 классе
проведения занятия по кейс - методу.
Раздел программы: Обработка древесины
- Предмет: Технология (мальчики)
- Класс: 5 (2 урока)
- Тема урока: Поделки из древесного материала
- Базовый учебник: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр "Вентана-Граф", 2010 год.
- Цель урока:
- сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;
- развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;
- совершенствовать умения работать с текстами.
Методическая цель:
- использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.
- Задачи:
Образовательная:
- формировать у учащихся знания об этапах создания изделия
- формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения проектных работ;
- формировать практические умения по обработке древесины, соблюдением правил безопасности труда.
Развивающая:
- развивать мышление (наглядно- образное, наглядно - действенное)
- развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;
- совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету, собранность, чувство ответственности за товарища.
- Тип урока: урок целевого применения изученного
- Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного по кейс – методу.
- Необходимое техническое оборудование:
- персональные компьютеры;
- Кейс - пакет;
- мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;
- пакет программ или документации к уроку;
- Структура и ход урока:
1. Целевая установка на урок (2 мин)
- Орг. момент
- Постановка темы и целей урока
2. Ознакомительный этап
- Вступительное слово (6 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
3. Аналитический этап
- Индивидуальная работа над кейсом (9 мин)
- Распределение на малые группы и разбор кейса (7 мин)
- Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом (8 мин)
- Постановка новой учебной задачи (10 мин)
4. Энергосберегающие технологии (2,5 мин)
- Физкультминутка
5. Практический этап
- Работа в малых группах и отработка навыков (25 мин)
- Обсуждение результатов практической работы (5 мин)
6. Итоговый этап
- Дискуссия в общей группе (5 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
7. Д/з (2,5 мин)
8. Итог урока (2.5 мин)
9. Рефлексия (0.5 мин)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. | Ознакомительный этап | ||
Вступительное слово | Раздает кейсы и проводит инструктаж о порядке работы на уроке. Сообщает тему, цели и ход урока. Предлагает познакомиться с критериями оценивания каждого этапа работы на уроке (приложение 1) отвечает на вопросы учащихся | Получают кейсы, раздаточный материал, задают вопросы о порядке работы, знакомятся с критериями оценивания на уроке | |
Уточнение знаний по теме | Предлагает ответить на вопросы: - Какие древесные и искусственно-древесные материалы вы знаете? - Из какого материала проще сделать подложку? - Для кого мы будем делать это изделие? | Отвечают (примерные ответы) - Пиломатериалы, фанера, ДВП - Из фанеры - Для мам | |
2. | Аналитический этап | ||
Индивидуальная работа над кейсом | Отвечает на вопросы по кейсу, регламентирует время на чтение – 5 минут | Каждый индивидуально читает текст кейса и выделяет проблему | |
Распределение на малые группы и разбор кейса | Распределяет на 3 группы, по счету – первый, второй, третий; время на обсуждение – 5 минут, наблюдает за ходом обсуждения, просит сформулировать проблему в форме вопросов. Предлагает оценить данный этап работы (каждый участник оценивает соседа по часовой стрелке) | Каждая группа уточняет проблему, обсуждает и формулирует вопросы Возможные варианты вопросов: - Из чего изготовить? - Какой формы будет изделие? - Какие инструменты необходимы? Выставляют баллы соседу по приложению 1 | |
Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом | Предлагает каждой группе зачитать вопросы, уточняет вопросы, записывает вопросы на доске, обсуждают, как правильно формулировать вопросы Просит выполнить задания после текста | 1. Один участник из каждой группы зачитывает вопросы, 2.Выполняют задания и каждый участник группы отвечает на один вопрос. | |
Постановка новой учебной задачи | Подводит итоги по работе с кейсом и предлагает выбрать вопросы: Как изготовить данное изделие? Предлагает прочитать приложение 2 Задает вопрос что такое – эскиз (рисунок), технологическая карта. | Из всех вопросов на доске выбирают более точный Читают приложение 2, отвечают на вопросы | |
3. | Энергосберегающие технологии | ||
Физкульт-минутка | |||
4. | Практический этап | ||
Работа в малых группах и отработка необходимых навыков | Просит составить свой вариант эскиза изделия каждому участнику группы и технологическую карту изготовления изделия в течении 20 минут | Составляют этапы работы по изготовлению изделия: эскиза, технологической карты (приложение 3), обсуждают в группы работу каждого участника | |
Обсуждение результатов практической работы | Предлагает сравнить свою технологическую карту с образцом, выделить этапы, которые не учтены | сравнивают свои технологические карты с образцом, записывают недостающие этапы приложению 3 | |
5. | Итоговый этап | ||
Дискуссия в общей группе | Предлагает каждой группе выбрать лучшую работу, сравнить с работами других групп и выявить достоинства. Выясняет, что произойдет, если пропущен какой-то этап | Выбирают в группах лучший вариант, передают другой группе, Читают и выявляют достоинства работ, записывают в тетради, выступают со своим анализом | |
Подведение итогов | Делает выводы о работе групп: - дает оценку работы групп и отдельных участников, - дает оценку практической работе По критериям оценивания предлагает индивидуально определить, сколько баллов набрали | Слушают комментарии, Выставляют общий балл за работу |
Приложение 1 (текст кейса)
С чего всё начинается (история).
Жили пожилые супруги дружно, друг другу помогали, всю работу по дому и в огороде делали вместе: дед копает, баба садит, дед дрова колет – баба баню топит.
Наступило время заготовки дров. Дед собрался в лес за дровами и говорит бабке:
- Настряпай пельмешек, да проморозь хорошенько, как приеду с дровами, и пообедаем.
- Старый, а листика (подложки) у нас нет. Куда я буду складывать пельмени?
- Придумай что-нибудь сама!
Взяла баба газету, постелила её на стол, стряпала пельмени и выкладывала их на газету. Настряпала довольно много, пора вынести пельмени на мороз. Подняла газету за края, газета прогнулась, и пельмени скатились на середину.
Вновь настряпала бабка пельменей, подняла газету за середину и пельмени оказались на полу.
Тогда взяла бабка под пельмени крышки от кастрюль, выложила на них пельмени и вынесла на мороз. А крышек много, расставить некуда. Расставила крышки от кастрюль с пельменями кое-как около входа на крылечке и стала ждать деда.
Поздно вернулся дед домой, темно в сенях и он не заметил, что кругом пельмени на крышках под ногами. Запнулся за одну крышку, на другую наступил, третью перевернул, смешал пельмени с сором, погубил. Зашел домой злой и голодный.
- Что ты, старая, пельмени под ноги поставила?
- Куда я их поставлю, крышки много места занимают.
Долго они ругались, но словами горю не поможешь. Решили они сделать новые листики под пельмени. Бабка придумала форму, а Дедуля изготовил.
Задания.
1. Как вы думаете, какой формы получились у них листики?
2. Из какого материала можно изготовить листики?
3. На какое количество пельменей вы бы сделали листики?
4. Какое количество листиков им необходимо и как их можно использовать в других целях?
Приложение 2
(в качестве примера)
Алгоритм поискового этапа | Варианты ответа |
Обозначение проблемы | Оформление изделия. ______________________________________________ ______________________________________________ |
Выявление потребности | ______________________________________________ ______________________________________________ |
Разработка цели | Выполнить эскиз будущего изделия. Сделать изделие более …. |
Постановка задач | 1. 2. 3. 4. 5. Составление рисунка или эскиза. |
Приложение 3
Критерии оценивания
Параметры оценивания | Максимальное количество баллов | Балл за выполненную работу (оценка соседа) |
1. Составление вопросов по проблеме | 4 | |
2. Выполнение эскиза изделия: - указаны размеры изделия - указано название изделия - указан материал - четко изображена форма изделия | 8 2 2 2 2 | |
3.Выполнение технологической карты - соответствует образцу - графические изображе-ния выполнены четко и аккуратно | 4 2 2 | |
4. Общая оценка | 16 |
Приложение 4
Этапы создания изделий из древесины/фанеры.
Для того чтобы изготовить изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть ряд этапов.
Прежде всего, продумать из какого материала будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны и на каком оборудовании, можно его изготовить.
Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Составляют план работы по изготовлению изделия – технологическую карту.
Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают, и отделывают её, превращая в готовую деталь.
Изделие может состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Если изделие состоит из нескольких деталей, от их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой.
Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Приложение 5
Технологическая карта
(в качестве примера)
«Изготовление _____________»
№ п\п | Последовательность выполнения операций | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовку из доски или фанеры и разметить контур изделия по шаблону | Шаблон, карандаш | |
2 | Выпилить контур изделия | Ножовка, столярный верстак | |
3 | Изготовить ручки: взять рейки, измерить длину, выпилить | Ножовка, столярный верстак, карандаш | |
4. | Зачистить изделие, округлить острые кромки и углы | Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка | |
5. | Соединить детали мелкими гвоздями, проверить качество | Гвозди , молоток |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление изделий из древесины (разделочная доска). Урок по технологии в 6 классе (мальчики).
Цель: Ознакомление с технологией изготовления изделий из древесины....
План -конспект урока по технологии для 7 класса (мальчики )
Эта разработка может быть использована при подготовке к уроку по техналогии на тему " Виды сталей и их применение "...
Урок технологии (мальчики) 5 класс
Настольный сверлильный станок....
Урок по технологии (мальчики) в 8 классе
Цель: знать устройство, назначение и принцип действия резистора и реостата. Уметь подключить их в электрическую цепь...
План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе (мальчики) «Нарезание резьбы ручным способом»
Цели урока: Образовательные: Ознакомление с видами резьбовых соединений, видами резьбы, элементами резьбы, инструментами для нарезания резьбы, овладение приемами нарезания резьбы.Развивающие...
Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".
Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...
Урок по технологии (мальчики) в 5 классе проведения занятия по кейс - методу
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время являе...