Открытый урок "Кукла как часть народной культуры"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Урок по изготовлению куклы-скрутки для учащихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_kak_chast_narodnoy_kultury_dlya_sayta.docx | 153.8 КБ |
prezentatsiya_kukly_dlya_sayta.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Кукла как часть народной культуры
Цель урока: Пробудить интерес у учащихся к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей стран, проследить развитие куклы и ее взаимодействие с человеком с далекого прошлого и до наших дней.
Задачи урока:
1. Развивающая - развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширение и закрепление знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Привитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание любви и уважения к культуре народа.
Форма урока: комбинированный бинарный урок (изобразительное искусство и технология).
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Проблема: нужно ли мне, современному ребенку, в век информационных технологий заниматься куклами?
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- метапредметные: планирование познавательного процесса трудовой деятельности; самостоятельная организация и выполнение практической работы; оценивание своей деятельности по требованиям;
- предметные: планирование технологического процесса; соблюдение правил техники безопасности; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; стремление к экономии и бережливости в расходовании материалов и времени.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, ткань однотонная для изготовления тела куклы, ткани цветные для платья и платка, кружево, шитье, канва, нитки, синтепон, ножницы.
План урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я пригласила сегодня вас на необычный урок. Он необычен тем, что на уроке присутствуют гости, а еще и тем, что объединит в себе два учебных предмета изобразительное искусство и технологию. В течение двух уроков мы будем работать одной дружной командой. И вместе совершим удивительное путешествие в Страну знаний. В этом нам поможет волшебный короб. Отправляясь за знаниями, давайте в него положим все необходимое. А что нам необходимо?
Ответы детей:
- материалы и инструменты;
- черты характера, которые помогут выполнить запланированное: внимание, усидчивость, трудолюбие, взаимоподдержка, аккуратность;
- хорошее настроение.
Посмотрите у всех ли на столах все приготовлено?
За окном такой чудесный день и хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки парами, все вместе улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Спасибо за прекрасные улыбки.
Вижу, что школьные Мастера готовы к работе.
Представьте себе, что вы смотрите в калейдоскоп. Перед вами маленькие частички стекла каждая, из которых имеет свой цвет и форму. Каждая очень хороша сама по себе, но вспомните, что происходит в калейдоскопе?
(Ответы детей)
Частички объединяются в группы. И получаются многоцветные узоры. Так и люди. Каждый конечно, сам по себе и ценен, и красив, и умен. Но один в поле не воин, когда вместе, мы - сила! И можем творить чудеса.
Предлагаю и вам, как частичкам калейдоскопа, объединиться в группы (по рядам). Каждая группа получит свое задание. Разгадав ключевое слово, вы сможете определить тему нашего урока.
Готовы? Готовы! Тогда получайте задание. Ответ запишите на листе бумаги и главное, помните, ответ вслух не произносим. На выполнение задания у вас есть 2 минуты. Время пошло.
Раздаются задания
1 группа - КРОССВОРД (Учащиеся разгадывают кроссворд, ключевое слово в котором «КУКЛА»);
2 группа - РЕБУС (должны получить слово «КУКЛА»);
3 группа - МОЗАИКА (учащиеся складывают пазл, на котором изображена «КУКЛА»).
Попробуйте предположить, какова будет тема нашего урока? (Ответы детей: Кукла.)
Ваши предположения подтвердились, молодцы! Правильно!
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Тема урока «Кукла как часть народной культуры». (Слайд № 1).
Речь пойдет не просто о кукле, купленной в магазине, а кукле народной.
2. Основная часть
Послушайте притчу «Ожившая кукла».
Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец. Задумали они отправиться в чужие края. Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег.
- Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего, - сказал Ювелир.
- Давайте караулить по очереди.
Первым должен был караулить Плотник, чтобы не заснуть он решил заняться делом. Взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка.
Следующим дежурил Портной. Он увидел прекрасную деревянную куклу, взял разноцветные ткани и принялся шить. Он сшил кукле нарядную одежду. Одел ее, как девушку, и поставил рядом с собой.
Настала очередь Ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты. Кукла стала ещё красивее.
Наконец пришла очередь Жреца. Увидел он куклу и задумался:
- Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями.
Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молодую девушку.
Друзья онемели от увиденного.
В это время мимо шел мудрый старик, увидев онемевших друзей, подошел к ним и спросил:
- Чему удивляетесь, друзья! Ведь каждый из вас сделал хорошо свою работу и вложил частичку души в эту куклу. Плотник её сделал, Портной - нарядил, Ювелир - украсил, а Жрец вдохнул в нее жизнь, Вы хорошие мастера, и вы получили за это награду. Теперь у вас есть оберег, талисман вашей благополучной будущей жизни.
А вам интересно узнать, когда появилась кукла?
Она появилась тысячу лет назад. Археологи находили куколок из глины. (Слайд 2). А в Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему ЗА 300 лет до нашей эры. (Слайд 3).
Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. (Слайд 4). Сделанная из дерева, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. У таких кукол не было ног, так как египтяне опасались, что они могут сбежать от неподвижного хозяина.
Кукла одна из интереснейших страниц истории культуры любого народа. История России тоже не представляется без кукол. Самые первые делались на Руси из золы. (Слайд 5). Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «БАБА» – женское божество.
В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол
Куклы на Руси мастерили из подручного материала: тканей, ниток, соломы, дерева. И всегда это было делом семейным. Кукол: лепили, рубили, точили привлекая к делу своих детей - приучая их к усердию и терпению. Кукла вбирала в себя все культурные традиции и обычаи Руси и являясь частью ее культуры.
ВИДЕОРЯД
Тема «Кукла» очень ярко просматривается и в изобразительном искусстве. Давайте заглянем в галерею, где выставлены картины известных художников и познакомимся сегодня с некоторыми живописными работами.
Тропинин Василий Андреевич. Его работа «Девочка с куклой» написана в 1841 году и сегодня она достойное место занимает в Государственном Русском музее, города Санкт-Петербург. (Слайд 6).
Суриков Василий Иванович в 1888 году написал портрет своей любимой дочери Ольги Васильевны с куклой. (Слайд 7).
А на этом слайде представлена работа русского художника Рябушкина Андрея Петровича. (Слайд 8). Хотя этот художник был мастером жанровых исторических картин, но по настоящему раскрыл свой талант именно в работе «Девочка с куклой».
Константин Егорович Маковский успешный салонный портретист. (Слайд 9) .В 1905 году он написал портрет великой княжны Марии Николаевны, которая
являлась третьей дочерью императора Николая II . Юная княжна в легком белом платье, прижимает к себе куклу. Она весела в ожидании мгновения, ускользнуть от художника и насладиться игрой с любимой игрушкой.
У Зинаиды Серебряковой было четверо детей - два мальчика и две девочки, поэтому она так любила писать портреты своих детей. «Девочка с куклой» - работа посвящена ее малышке. (Слайд 10).
Время мчится. Мелькнул 1937 год.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин отдыхал на даче своих друзей. Ему очень нравилась их дочь семилетняя Таня. Кузьма Сергеевич и предложил написать портрет довоенной семилетней девчушки. Но Тане трудно было сидеть на одном месте и позировать. Она крутилась и отвлекалась. Тогда художник разрешил взять ей куклу, которую ей отец привез в подарок. Так появилась картина «Девочка с куклой». (Слайд 11).
А это работы нашего земляка, астраханца, Бориса Михайловича Кустодиева. Горячо любя свою дочь Ирину, он часто писал ее портреты. На сегодняшний день полотно «Японская кукла» хранится в одном из лучших музеев страны в Третьяковской галерее в Москве. (Слайд 12).Кустодиев написал огромное количество работ дочери с куклами. (Слайд 13).
Сегодня мы посетили только один зал и посмотрели крохотную часть большой коллекции. Но наше знакомство с куклой в изобразительном искусстве мы обязательно продолжим.
Мы увидели, какие куклы были у детей в недалеком прошлом. А теперь давайте узнаем, какие куклы были на Руси?
КЛАСТЕР
А сейчас я предлагаю вам немного порассуждать, поразмыслить и ответить на вопрос какая кукла получила свое название по способу изготовления. А изготавливали ее из ниток, наматывая их на предметы (Мотанка)
А название этой куклы указывает на ее предназначение - десять рук для помощи своей мастерице. Эта кукла делалась хозяйкой, чтобы успевать по всем делам. Как ее называли (Десятиручка)
Эту куклу обычно изготавливали, наполняя ее отборным зерном собранного урожая. Куколка, символизировала обилие закромов. (Зерновушка)
Эта кукла веселая, задорная, которую делали на приход весны. Свое название она получила по времени года. (Веснянка)
Куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными. (Соломенная)
Эти куклы были призваны защищать и оберегать дом и семью (Оберег)
Ребята, а какая разница между этими куклами?
(Ответы детей: «Отличаются по наряду, по материалу, по способу изготовления.»)
Посмотрите внимательно. Что видите общего?
- у кукол не было черт лица;
- использовались простые подручные материалы
- отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название;
- подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.
Правильно.
Все куклы народной культуры безликие.
А почему у народной куклы нет лица? (ответы детей)
Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Русская национальная кукла подразделялась на три большие группы:
-игровые куклы (Слайд 14).
Основное предназначение такой куклы – развлечь ребенка. Это самые разные куклы. Маленькие, надевающиеся на палец и с их помощью показывали пальчиковый театр, куклы побольше одевали на руку и ожившая кукла сразу занимала малыша;
-обрядовые куклы. (Слайд 15).
На Руси занимали особое место. Она изготавливалась для защиты от бед и напастей. В одних случаях обрядовую куклу сжигали, приведите пример (Масленицу) Да, действительно, Масленицу, после того, как она выполнила свое предназначение. Другими такими куклами могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции – обрядовую и охранную, как, например, кукла-чучело огородное;
-куклы-обереги. (Слайд 16).
От чего мог защитить семью оберег? (ответы детей)
Да, действительно Кукла-оберег защищала от болезней и сглаза, отгоняла ненависть и злобу, берегла путника от голода и несчастий. Поэтому долгая и счастливая жизнь была немыслима без них.
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Ребята, а у кого появилось желание смастерить куклу своими руками?
Сегодня я предлагаю вам сделать своими руками куклу-оберег. Делать таких кукол – это очень интересное и увлекательное занятие. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного отдохнем
ФИЗМИНУТКА
Сегодня, на уроке мы будем работать парами. Каждая пара сделает оберег, куклу- скрутку.
Делается она несложно и быстро.
А чтобы на уроке был порядок, давайте повторим правила работы в группе. (Слайд 17).
-Не мешать и не отвлекать рядом сидящих.
-Следить за организацией рабочего места.
-Пользоваться намеченным планом работы.
-Если пара справился с заданием, подожди остальных.
-По окончании работы рабочее место приведи в порядок.
Одним из пунктов правил работы - Пользоваться намеченным планом работы. Так давайте же вместе составим этот план выполнения заданий. (Слайд 18).
План работы
- подготовить необходимые материалы и инструменты
- работаем по указанию учителя, строго следуя рекомендациям: выполняем основу оберега, наряжаем куклу, украшаем скрутку тесьмой и кружевами.
- убираем рабочее место
- подводим итоги
Кукла-скрутка. На какую мысль это вас наводит? Как вы думаете, с чего начинаем мы работу? Ваши предположения (Ответы детей)
В старину при изготовлении кукол-скруток не использовали иглы и колющие инструменты. И действительно. Игла нам сегодня не понадобиться. А без ножниц нам не обойтись. Давайте вспомним правила техники безопасности работы на уроке с ножницами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами. (Слайд 19).
Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало, и проверим все ли у нас готово.
Домашним заданием было подготовить необходимые для работы материалы и инструменты. (Слайд 20).Давайте их положим поближе. Это:
- Ткань однотонная для тела;
- Ткани цветные для платья и платка;
- Кружево;
- Шитье;
- Канва;
- Нитки;
- Синтепон;
- Ножницы.
В первую очередь необходимо настроиться на то, что вы сейчас будете делать что-то очень важное. Отбросьте все мысли, отвлекающие вас от процесса. Это лучшее состояние для создания куклы-оберега. Молодцы! Давайте теперь по составленному плану попробуем выполнить работу по изготовлению куклы.
ХОД РАБОТЫ
Сначала нам нужно сделать основу куколки. Готовим синтепон. Квадрат 18 на 18 см. Палочку-основу 12 см.
(Слайд 21).
Берем синтепон, кладем на него палочку основу и скручиваем. Сворачиваем ее. Мы помним, что иглой в старину не пользовались, поэтому Закрепим ниткой основу. Мы тоже будем стараться придерживаться этого правила.
(Слайды 22-23).
Для основы нам так же понадобиться ткань однотонного цвета. Берём квадрат 20 на 20 сантиметров. Подгибаем у ткани один сантиметр с одной стороны. Определяем низ изделия, им будет та часть, где мы подвернули ткань. Продолжаем скручивать основу.
(Слайды 24-25).
Определяем место шеи и талии. И перевязываем эти места ниткой, делая узелок сзади, для скрепления деталей.
Продолжим работу по изготовления куклы скрутки-оберега. И сделаем голову кукле. Для этого снова берем однотонную ткань 20 на 20 см. Квадрат синтепона 5 на 5 см и кладем его сверху, посередине квадрата. Прикладываем к основе деталь туда, где должна быть голова. Уголки должны смотреть в стороны.
(Слайд 26).
Далее мы опускаем ткань и перевязываем в области шеи ниткой. Расправляем немного получившиеся складки.
(Слайд 27).
Теперь подворачиваем торчащие в стороны уголки и формируем ручки, закладываем небольшие кусочки синтепона для объема. Ткань подворачиваем внутрь. Перевязываем ниткой.
(Слайд 28).
Также нам нужно поступить и с другой ручкой
(Слайд 29).
Начинаем наряжать нашу скрутку.
Для этого берем тесьму или ленту, которую выбрали для блузы. Отрезаем полоску около 30 см. Распределяем их на груди куколки крест-накрест. И закрепляем сзади.
(Слайд 30).
После этого мы делаем юбку. Вырезаем круг из цветного квадрата, вырезаем в центре круга по размеру талии куклы дополнительный круг. Одеваем полученную юбку на основу.
(Слайд 31).
Надеваем платок на куклу и завязываем его сзади. Платок изготавливаем из треугольника цветной ткани
(Слайд 32).
Теперь нам нужно сделать фартучек. (Слайд 33). Берем кружево. По краю протягиваем нить. Поверх юбки надеваем фартук. Можно сделать несколько фартуков. Один фартук должен быть меньше второго. Украшаем лентами и тесьмой по желанию.
Наша кукла-оберег готова! Вот такая кукла скрутка получилась! (Слайд 34).
Вы молодцы! Славно потрудились!
Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.
По-старинному поверию, обереги не могут быть изготовлены для себя. Их обязательно дарили человеку, которого хотели уберечь от неудач. Сегодня мы тоже предлагаем подарить сделанные вашими руками обереги. Но в начале, мы все самые хорошие эмоции и настроение передадим этим куклам. Подержим куклу в ладошках, передавая ей тепло своих рук. А сейчас подарим скрутки-обереги друг другу с наилучшими пожеланиями.
3.Заключительный этап. Самоанализ и рефлексия.
- Вспомним, какую цель мы ставили в начале занятия?
- Каким образом достигли своей цели?
- Что можно сказать о качестве вашей работы?
- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
- Какую обереговую куклу вы изготовили? (скрутку)
- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
- Чему научились? (Ответы детей)
- Где вам это может пригодиться в жизни?
Молодцы, вы прекрасные мастера. Какую бы вы оценку себе сегодня поставили за урок. Вы все работали на отлично.
Уборка рабочего места:
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
И все вещи соберём!
– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)
– Всем спасибо! Нам было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глиняные куклы.
Тряпичная кукла древнего Рима.
Древняя кукла найдена в египетской гробнице.
Кукла из золы.
Тропинин Василий Андреевич «Девочка с куклой» 1841г.
Суриков Василий Иванович. «Портрет Ольги Васильевны Суриковой» 1888 г.
Рябушкин Андрей Петрович «Девочка с куклой» 1890 г.
Константин Егорович Маковский «Портрет великой княжны Марии Николаевны» 1905 г.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна «Девочка с куклой» 1921 г.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич «Девочка с куклой» 1937 г.
Борис Михайлович Кустодиев «Японская кукла»
Борис Михайлович Кустодиев
ПРАВИЛА РАБОТЫ Не мешать и не отвлекать рядом сидящих. Следить за организацией рабочего места. Пользоваться намеченным планом работы. Если справился с заданием, подожди товарища. По окончании работы рабочее место привести в порядок.
План работы подготовить необходимые материалы и инструменты; работаем по указанию учителя, строго следуя рекомендациям: выполняем основу оберега, наряжаем куклу, украшаем скрутку тесьмой и кружевами; убираем рабочее место; подводим итоги.
Правила техники безопасности
Организация рабочего места.
Делаем основу куклы.
Делаем основу куклы.
Делаем основу куклы.
Делаем основу куклы.
Основа готова.
Делаем голову кукле.
Делаем голову кукле.
Формируем ручки куклы-оберега.
Формируем ручки куклы-оберега.
Начинаем наряжать нашу скрутку.
Делаем юбку.
Одеваем платок.
Делаем фартук.
Наша кукла-оберег готова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме "Музыкальное творчество в русской народной культуре"
Тема: Музыкальное творчество в русской народной культуре. Цель: Знакомство с некоторыми жанрами народной музыки и их стилистическими особенностями. Воспроизведение народного колорита ...
Презентация к открытому занятию "Музыкальное творчество в русской народной культуре"
Презентация к открытому занятию "Музыкальное творчество в русской народной культуре"...
Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.
Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...
Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.
Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...
Кукла как часть народной культуры
Кукла как часть народной культуры...
Урок родного русского языка в 6 классе "Диалекты как часть народной культуры"
Конспект урока родного русского языка "Диалекты как часть народной культуры"...
Урок родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"
Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"Задачи:· познакомить с диалектами...