Урок родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"
методическая разработка (6 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"Задачи:

·        познакомить с диалектами, их влиянием на русский литературный язык;

·        формировать представления о диалектах как части народной культуры;

·        показать национально-культурное своеобразие диалектизмов и их роль в языке;

·        дать представление о диалектологии как науке;

показать роль литературного языка в объединении народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

        Разработала учитель родного языка

Антонива Наталья Ивановна

г. Лиски

2022 г.

Урок  родного русского языка в 6 классе. № 5.

Тема: Диалекты как часть народной культуры

Тип: урок открытия нового знания

Задачи:

  • познакомить с диалектами, их влиянием на русский литературный язык;
  • формировать представления о диалектах как части народной культуры;
  • показать национально-культурное своеобразие диалектизмов и их роль в языке;
  • дать представление о диалектологии как науке;
  • показать роль литературного языка в объединении народа.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимание взаимодействия литературного языка и диалектов;
  • общее представление об активных процессах  в современном русском языке

Метапредметные:

Регулятивные: умение составлять алгоритм выполнения задания; умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: владение навыками по-

лучения необходимой информации из

словарей разных типов.

Коммуникативные: умение полно и точно

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения

Личностные:

Сформированность чувства гордости за свою Родину,

знание знаменательных для Отечества исторических

событий; осознание ответственности за языковую

культуру как общечеловеческую ценность, выражающуюся в стремлении сохранить эту ценность

в своей речевой практике

Межпредметные  связи:  русский язык (совершенствование диалогической речи);  изобразительное  искусство  (подборка иллюстративного материала, дополняющего учебник);  краеведение  (посещение музея этнографии в регионе)

Ресурсы урока: учебник «Родной язык. 6 класс», рабочая тетрадь,  презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Побуждает к приветствию обучающихся.

• Предлагает разделиться на  пары и выполнить орфографическую разминку.

•Просит назвать слова из 1 и 2 групп, которые  можно объединить по нескольким признакам одновременно, обосновывая свой ответ.

• Предлагает соединить первые буквы профессиональных слов и последние буква общеупотребительных слов в том порядке, в котором они написаны на доске.

- Что у вас получилось? В какой местности употребляются эти слова?

•Просит назвать тему урока.

- Опираясь на свои рассуждения, скажите, о каких словах мы будем сегодня говорить на уроке?

• Побуждает сформулировать цель урока, опираясь на его тему и используя опорные фразы на доске (узнать, как; выяснить,  каким образом и где; научиться …)

• Включаются  в интерактивную игру «Поделись позитивом»

• Делятся на пары и выполняют задание. Списывают с доски следующие слова: к..нтата, зм..елов, к..шне, р..зец,  и..юстрация, р..весник, нарко..,  из..ляция, ш..лаш, цветоно..ка,  с..лфетка, аф..ризм.  Задание: разделите слова на 2 группы, каждый в паре записывает группу своих слов: профессиональные и общеупотребительные.

•Предлагают  варианты своих ответов: «Можно объединить слова «змеелов» и «цветоножка». Это сложные слова. В каждом есть проверяемая безударная гласная (головы, цветик). В этих словах есть соединительные гласные о-е.» •Аналогичным образом работают над другими парами слов:  шалаш-наркоз, салфетка-кантата и т.д.

• Называют: криница, векша. В южных регионах нашей страны колодец называют криница, в северных сороку – векша.

• Отвечают на учительский вопрос: о словах, которые употребляются жителями какой-либо местности.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает внимательно прочитать первый текст упражнения 12 на с.17-18 и составить его план.

- Внимательно прочитайте второй текст и подумайте, какую информацию из этого текста можно добавить во второй текст.

• Рассказывает о диалектах, дополняя тексты упражнения 12.

- Диалект – это не искажённый вариант языка, а его разновидность, которая употребляется для общения между людьми, живущими на одной ограниченной территории. Диалекты – явление не только русского, но и других языков: немецкого, французского, английского и др.

Слово диалект происходит от греч. диалектос – «наречие,

говор». В диалектах действуют свои фонетические, лексические

и грамматические нормы, но часто они не имеют письменного воплощения в виде правил. Русским диалектам свойственна

только устная форма существования, в отличие от литературного

языка, обладающего и устной и письменной формой.

В общенародном русском языке выделяются три группы территориальных диалектов:

1) севернорусские;

2) южнорусские;

3) среднерусские.

Они отличаются от литературного языка и друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике и лексике. Основные
носители диалектов – сельские жительницы старшего поколения. Диалектная лексика главным образом ограничивается сферой семьи, обычаев, хозяйства, быта. Например, приспособление, которым берут сковородку, в одних местах называют сковородником, в других – чапельником, в третьих – чепелой, цаплей или печником.

В наши дни диалекты разрушаются под напором литературного языка, который с помощью средств массовой информации проникает в самые отдалённые районы. При этом возникают

промежуточные варианты: диалектно окрашенная литературная

речь. Такую речь можно встретить в произведениях писателей,

глубоко знающих народный язык.

• Побуждает прочитать рубрику «Лингвистические заметки» на с.19-20, кратко пересказать ее, составив для пересказа прием «Логическая цепочка».

• Выполняют задание. Составляют план.

  1. Характерные языковые черты в разных регионах России.
  2. Понятие о диалектах и диалектологии.
  3. Диалекты существуют в любом национальном языке.
  4. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски.
  5. Связи литературного языка с диалектами.

• Дополняют первый текст: некоторые  слова имеют много наименований. Они закреплены каждое за определенной местностью. Если одно из них привычно в одной местности, то в другой незнакомо.  Эта информация дополняет 1 абзац 1 текста.

• Внимательно слушают рассказ учителя.

• Читают, составляя логическую цепочку для пересказа (Диалектное слово – народная культура – забыто – диалекты – предки – деревенский быт и т.д.)

Организация познавательной деятельности

• Организует лингвистическую игру «Четвертое лишнее». В каждом ряду слов есть одно диалектное. Нужно найти его и определить лексическое значение, используя для этого словарь диалектизмов:

  1.  сапоги, кроссовки, пимы, туфли;
  2. костюм, утирка, одеяло, шапка;
  3. утка, гусь, индюк, кочет;
  4. вица, трава, камыш, дерево.

- Все остальные слова в ряду как называются?

• Предлагает выполнить самостоятельную работу – упражнение 13 (с. 19): прочитать текст, выполнить и обсудить задания к нему. Класс делится на группы. Использует прием «Отсроченная  отгадка»

• Участвуют в игре. (Пимы – валенки. Утирка – полотенце. Кочет – петух. Вица – ветка, прут).  Отвечают на вопрос: общеупотребительные.

• Первая группа выполняет первое задание и передает свой материал второй группе, которая выполняет 2 задание. 1 группа находит в тексте В.П. Астафьева диалектные слова, а 2 группа соотносит их с приведенными ниже лексическими значениями.

Подведение  итогов

•  Организует, направляет и стимулирует рефлексию.  Предлагает сделать выводы о  соотношении национального языка и диалекта. Что в них общего и чем различаются?

- Назовите синоним слова «диалект» (говор)

- Какая наука занимается изучением разновидностей языка?

(Диалектология.)

  –  Назовите три основные группы русских говоров.

  –  Какова судьба диалектов в наше время? С чем это связано?

•  Формулируют ответы. приводят примеры, готовят связный

ответ.

• Рассуждают,  в  чём сходство и различие национального языка и диалекта.

Дополнительный материал: работа со словарем диалектизмов.

Диагностика достижения  планируемых результатов:  связные  ответы при подведении итогов,  выполнение заданий  и комментарий

Дополнительные творческие задания: найти и записать примеры диалектизмов местности, где вы живёте или где бывали.

Д/з: Упр. 14 (с. 20)  или упр. 19 (с. 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного русского языка в 6 классе "Диалекты как часть народной культуры"

Конспект урока родного русского языка "Диалекты как часть народной культуры"...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим  в 8 классе,  и призвана сопровождать урок по...

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...