Урок родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"
методическая разработка (6 класс)
Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме "Диалекты как часть народной культуры"Задачи:
· познакомить с диалектами, их влиянием на русский литературный язык;
· формировать представления о диалектах как части народной культуры;
· показать национально-культурное своеобразие диалектизмов и их роль в языке;
· дать представление о диалектологии как науке;
показать роль литературного языка в объединении народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
Разработала учитель родного языка
Антонива Наталья Ивановна
г. Лиски
2022 г.
Урок родного русского языка в 6 классе. № 5.
Тема: Диалекты как часть народной культуры | Тип: урок открытия нового знания | |||
Задачи:
| ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
| Метапредметные: Регулятивные: умение составлять алгоритм выполнения задания; умение выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания. Познавательные: владение навыками по- лучения необходимой информации из словарей разных типов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения | Личностные: Сформированность чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; осознание ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность, выражающуюся в стремлении сохранить эту ценность в своей речевой практике | ||
Межпредметные связи: русский язык (совершенствование диалогической речи); изобразительное искусство (подборка иллюстративного материала, дополняющего учебник); краеведение (посещение музея этнографии в регионе) | ||||
Ресурсы урока: учебник «Родной язык. 6 класс», рабочая тетрадь, презентация | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
• Побуждает к приветствию обучающихся. • Предлагает разделиться на пары и выполнить орфографическую разминку. •Просит назвать слова из 1 и 2 групп, которые можно объединить по нескольким признакам одновременно, обосновывая свой ответ. • Предлагает соединить первые буквы профессиональных слов и последние буква общеупотребительных слов в том порядке, в котором они написаны на доске. - Что у вас получилось? В какой местности употребляются эти слова? •Просит назвать тему урока. - Опираясь на свои рассуждения, скажите, о каких словах мы будем сегодня говорить на уроке? • Побуждает сформулировать цель урока, опираясь на его тему и используя опорные фразы на доске (узнать, как; выяснить, каким образом и где; научиться …) | • Включаются в интерактивную игру «Поделись позитивом» • Делятся на пары и выполняют задание. Списывают с доски следующие слова: к..нтата, зм..елов, к..шне, р..зец, и..юстрация, р..весник, нарко.., из..ляция, ш..лаш, цветоно..ка, с..лфетка, аф..ризм. Задание: разделите слова на 2 группы, каждый в паре записывает группу своих слов: профессиональные и общеупотребительные. •Предлагают варианты своих ответов: «Можно объединить слова «змеелов» и «цветоножка». Это сложные слова. В каждом есть проверяемая безударная гласная (головы, цветик). В этих словах есть соединительные гласные о-е.» •Аналогичным образом работают над другими парами слов: шалаш-наркоз, салфетка-кантата и т.д. • Называют: криница, векша. В южных регионах нашей страны колодец называют криница, в северных сороку – векша. • Отвечают на учительский вопрос: о словах, которые употребляются жителями какой-либо местности. | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
• Предлагает внимательно прочитать первый текст упражнения 12 на с.17-18 и составить его план. - Внимательно прочитайте второй текст и подумайте, какую информацию из этого текста можно добавить во второй текст. • Рассказывает о диалектах, дополняя тексты упражнения 12. - Диалект – это не искажённый вариант языка, а его разновидность, которая употребляется для общения между людьми, живущими на одной ограниченной территории. Диалекты – явление не только русского, но и других языков: немецкого, французского, английского и др. Слово диалект происходит от греч. диалектос – «наречие, говор». В диалектах действуют свои фонетические, лексические и грамматические нормы, но часто они не имеют письменного воплощения в виде правил. Русским диалектам свойственна только устная форма существования, в отличие от литературного языка, обладающего и устной и письменной формой. В общенародном русском языке выделяются три группы территориальных диалектов: 1) севернорусские; 2) южнорусские; 3) среднерусские. Они отличаются от литературного языка и друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике и лексике. Основные В наши дни диалекты разрушаются под напором литературного языка, который с помощью средств массовой информации проникает в самые отдалённые районы. При этом возникают промежуточные варианты: диалектно окрашенная литературная речь. Такую речь можно встретить в произведениях писателей, глубоко знающих народный язык. • Побуждает прочитать рубрику «Лингвистические заметки» на с.19-20, кратко пересказать ее, составив для пересказа прием «Логическая цепочка». | • Выполняют задание. Составляют план.
• Дополняют первый текст: некоторые слова имеют много наименований. Они закреплены каждое за определенной местностью. Если одно из них привычно в одной местности, то в другой незнакомо. Эта информация дополняет 1 абзац 1 текста. • Внимательно слушают рассказ учителя. • Читают, составляя логическую цепочку для пересказа (Диалектное слово – народная культура – забыто – диалекты – предки – деревенский быт и т.д.) | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
• Организует лингвистическую игру «Четвертое лишнее». В каждом ряду слов есть одно диалектное. Нужно найти его и определить лексическое значение, используя для этого словарь диалектизмов:
- Все остальные слова в ряду как называются? • Предлагает выполнить самостоятельную работу – упражнение 13 (с. 19): прочитать текст, выполнить и обсудить задания к нему. Класс делится на группы. Использует прием «Отсроченная отгадка» | • Участвуют в игре. (Пимы – валенки. Утирка – полотенце. Кочет – петух. Вица – ветка, прут). Отвечают на вопрос: общеупотребительные. • Первая группа выполняет первое задание и передает свой материал второй группе, которая выполняет 2 задание. 1 группа находит в тексте В.П. Астафьева диалектные слова, а 2 группа соотносит их с приведенными ниже лексическими значениями. | |||
Подведение итогов | ||||
• Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Предлагает сделать выводы о соотношении национального языка и диалекта. Что в них общего и чем различаются? - Назовите синоним слова «диалект» (говор) - Какая наука занимается изучением разновидностей языка? (Диалектология.) – Назовите три основные группы русских говоров. – Какова судьба диалектов в наше время? С чем это связано? | • Формулируют ответы. приводят примеры, готовят связный ответ. • Рассуждают, в чём сходство и различие национального языка и диалекта. | |||
Дополнительный материал: работа со словарем диалектизмов. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: связные ответы при подведении итогов, выполнение заданий и комментарий | ||||
Дополнительные творческие задания: найти и записать примеры диалектизмов местности, где вы живёте или где бывали. Д/з: Упр. 14 (с. 20) или упр. 19 (с. 23) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок родного русского языка в 6 классе "Диалекты как часть народной культуры"
Конспект урока родного русского языка "Диалекты как часть народной культуры"...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...
Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"
Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим в 8 классе, и призвана сопровождать урок по...
Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"
Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:• углубить представление о фольклоре, гуманной направленности устного народного творчества;• форм...
Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"
Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...