Дополнительная образовательная программа "Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву" рассчитана на обучающихся коррекционной школы VIII вида 11-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mskkou_s.uyskoe_malkov_s.b._dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 53.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Уйского муниципального района
МКС(К)ОУ «Уйская казенная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Согласованно: Утверждаю: _________
педагогический совет директор школы Е.М. Демидюк
протокол № 1 от 30.08.2013г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
«Деревообработка. Выпиливание лобзиком.
Резьба по дереву»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Автор составитель: Малков Сергей Борисович,
педагог дополнительного образования.
с. Уйское
2013 г.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………………3-4
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Деревообработка, Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву»
по годам обучения……………………………………………………………...…5
Отличительные особенности программы………………………………….……6
Характеристика ожидаемых результатов ………………………………….…6-8
Содержание программы первого года обучения……………………….……9-14
Содержание программы второго года обучения…………………………..15-19
Выводы…………………………………………………………………………...19
Список литературы …………………………………………………………...…20
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления «Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву» рассчитана на 2 года обучения и направлена на работу с обучающимися коррекционной школы VIII вида. Программа носит коррекционную направленность и реализуется через индивидуальную и групповую работу с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Дополнительное образование необходимо каждому ребенку для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности –работа с деревом. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку организовать свое свободное время и направить свои скрытые таланты, увлечения на полезное занятие. Обучающиеся коррекционной школы больше всех нуждаются в четко спланированной организации своего свободного времени. И дополнительное образование открывает нам большие возможности для коррекции, как психических процессов, так и личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, данная программа обеспечивает предпрофильную подготовку обучающихся, что способствует их социализации.
В ходе реализации программы «Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву» происходит расширение знаний по учебному предмету «столярное дело», стимулируется учебная активность обучающихся, формируется положительная мотивации к учебе. Выпиливание лобзиком, резьба по дереву, деревообработка это кропотливая работа, которая корректирует мелкую моторику, способствует формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально - волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.
Проблема сохранения незыблемых нравственных ценностей народа в настоящее время стала наиболее актуальной. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно - художественного постижения мира. Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении.
Направленность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; в программе рассмотрены все элементы технологии обработки древесины, выжигание, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты. Подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению, после окончания школы, несложных работ на предприятиях, в быту.
Задачи:
- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;
- организация своей деятельности в коллективе;
- коррекция психических процессов (памяти, мышления, восприятия);
- воспитание положительного отношения к труду;
- обучение стандартным и нестандартным приемам труда;
- привитие любви к родному краю, природе;
- изучение истории народного искусства.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Деревообработка. Выпиливание лобзиком. Резьба по дереву» по годам обучения.
1-й год обучения.
Обучающие:
1. Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности.
2. Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.
3. Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины.
4. Изучить технологию работы лобзиком, выжигателем.
5. Научить работать различными инструментами, приспособлениями.
Развивающие:
1. Развивать художественно – творческие способности учащихся.
2. Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
3. Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Воспитывающие:
1. Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края.
2. Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества.
3. Развивать настойчивость, трудолюбие.
4. Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
2-й год обучения.
Обучающие:
1. Учить различать породы деревьев, выбирать пригодный для резьбы материал, способы хранения древесины.
2. Изучить технологию геометрической резьбы.
3. Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Развивающие:
1. Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
2. Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи.
3. Сформировать представление о народном мастере как творческой личности.
4. Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитывающие:
1. Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
2. Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она многопрофильна. От задуманной идеи, до последнего штриха, обучающийся выполняет все операции самостоятельно, под руководством педагога. Начиная с черновой обработки древесины, до раскраски.
Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию, и после первых начальных упражнений смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен.
В реализации программы участвуют обучающиеся коррекционной школы VIII вида в возрасте 11-14 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для обучающихся среднего, так и старшего звена.
Форма и режим занятий:
Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 96 часов в год (3 часа в неделю.)
Второй год обучения рассчитан на детей 12-14 лет 96 часов в год (3 часа в неделю.).
Форма занятий (на базе МКС(К)ОУ VIII вида):
- беседы
- объяснения.
- рассказы.
- практические работы.
- выставки.
Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения.
Должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения.
Должны знать:
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия и изготавливать их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе по дереву;
- выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки; разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы; выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества, участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Содержание программы первого года обучения.
Раздел I. Выпиливание лобзиком (60 часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (3 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения.
Теория (3 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (3 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (3 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (3часа).
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория (1 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (5 час).
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей орнамента(5 часа)
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины (5 часа).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
.Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент. Практическая работа. (2часа)
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: выпиливание и сборка снежинки (5 часа)
Тема 1.10. Построение орнамента.
теория(3 часа)
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом. Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)
Тема 1.11. Отделка изделия.
теория(1час)
Практическая работа: отделка изделия. (5 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно (6часа)
Раздел II. Художественное выжигание (36часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория (1 час ) Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- применение санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Практическая работа: работа с электровыжигателем (2часа)
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория (1 час) Технология декорирования изделий выжиганием
Практическая работа:(2часа)
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия. Практическая работа:(2часа)
Тема 2.4. Подготовка заготовок к работе.
Теория(1час)
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.(5 часов)
Тема 2.5. Теория (1 час) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания(5 часов)
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория (1 час) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (2 часа)
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно (3 часа)
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно (6 часов)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (3 часа)
Итоговая аттестация (знание теории и практики) в форме выставки детского творчества.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы первого года обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Раздел I. Выпиливание лобзиком (60 часа) | ||||
1.1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 3 | 3 | |
1.2 | Основы материаловедения. | 3 | 2 | 1 |
1.3 | Материалы, инструменты и приспособления. | 3 | 2 | 1 |
1.4 | Виды резьбы по дереву. | 6 | 3 | 3 |
1.5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 6 | 1 | 5 |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 6 | 1 | 5 |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | 6 | 1 | 5 |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 3 | 1 | 2 |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | 6 | 1 | 5 |
1.10 | Построение орнамента. | 6 | 3 | 3 |
1.11 | Отделка изделия. | 6 | 1 | 5 |
1.12 | Изготовление изделия. | 6 | 6 | |
Раздел II. Художественное выжигание (36 часов) | ||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Основы композиции. | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | 6 | 1 | 5 |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 6 | 1 | 5 |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | 3 | 1 | 2 |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | 3 | 3 | |
2.8 | Отделка изделия. | 6 | 6 | |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 3 | 3 | |
Итого | 96 | 25 | 71 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам первого года обучения.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
Раздел I. Выпиливание лобзиком | |||||
1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий | Беседа | Словесно-наглядный. Коммуника- тивный | Вводная диагностика | Раздаточный материал |
2 | Основы материаловедения | Беседа, показ. | Исследователь- ский, валеологический практико-ориентирован- ный | Обобщающая беседа | Таблицы, инструменты и принадлежности |
3 | Материалы, инструменты и приспособления. | Беседа, практичес-кая работа | Творческий, коммуника- тивный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
4 | Виды резьбы по дереву. | Беседа, показ. | Творческий, практико-ориентирован- ный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия | Беседа, показ. | Исследователь- ский, творческий, практико-ориентирован- ный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | Практиче-ская работа | Исследователь-ский, творческий | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
7 | Сборочные и отделочные работы. | Практиче-ская работа | Словесно наглядный, деятельностный, социокультурный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком | Беседа, показ. | Творческий, социокультурный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
9 | Работа над конструкцией изделия. | Практиче-ская работа | Исследователь-ский, коммуникатив-ный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
10 | Построение орнамента. | Практичес-кая работа | Творческий, практико-ориентирован- ный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
11 | Отделка изделия. | Практичес-кая работа | Творческий, практико-ориентирован- ный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
Раздел II. Художественное выжигание | |||||
1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | Беседа, показ | Словесно наглядный, личностно-ориентированный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
2 | Декорирование изделий выжиганием. | Практическая работа | Практико-ориентирован-ный, творческий | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
3 | Основы композиции. | Беседа, показ | Природосообраз-ный, коммуникактив-ный, развивающий | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
4 | Подготовка заготовок к работе | Практичес-кая работа | Проблемные, творческие | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | Практичес-кая работа | Практико-ориентирован-ный, творческий | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
6 | Основные приёмы выжигания. | Беседа, показ | Коммуникатив-ный, деятельностный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
7 | Технология выполнения приёмов выжигания | Показ, практичес-кая работа | Творческий, практико-ориентированный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
8 | Отделка изделия. | Практичес-кая работа | Природосообраз-ный, компенсирующие | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | Практичес-кая работа | Личностно- ориентированный творческий, коллективный способ действия | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
Содержание программы второго года обучения.
Раздел I. Резьба по дереву
Тема 1.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. (3 часа)
Тема 1.2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плоско выемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. (3 час)
Тема 1.3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. (3 час)
Тема 1.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву (2 часа)
Практическая работа: (1час)
Тема 1.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе (3 часа).
Тема 1.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (3 часа)
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе. (15 часов)
Тема 1.7. Контурная резьба
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе. ( 3час)
Практическая работа: Выполнение орнамента(9 часов)
Тема 1.8. Рельефная и скульптурная резьба
Теория: технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы, технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении. (3 час) Практическая работа (3часа)
Тема 1.9. Отделка и реставрация резных изделий
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. (6 часов)
Тема 1.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. (9 часов)
Тема 1.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. (12 часов)
Тема 1.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе. ( 15 часов)
Тема 1.13. Итоговая аттестация.
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.(3часа)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы второго года обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Резьба по дереву (96 часов) | ||||
1.1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 3 | 3 | |
1.2 | Виды резьбы | 3 | 3 | |
1.3 | Материал | 3 | 2 | 1 |
1.4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | 3 | 3 | |
1.6 | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | 18 | 3 | 15 |
1.7 | Контурная резьба | 12 | 3 | 9 |
1.8 | Рельефная и скульптурная резьба | 6 | 3 | 3 |
1.9 | Отделка и реставрация резных изделий | 6 | 2 | 4 |
1.10 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку | 9 | 9 | |
1.11 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | 12 | 12 | |
1.12 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | 15 | 15 | |
1.13 | Выставка детского творчества | 3 | 3 | |
Итого | 96 | 20 | 76 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам первого года обучения.
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
Резьба по дереву | |||||
1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева | Беседа | Словесно-наглядный. технологии работы с детьми с проблемами | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
2 | Виды резьбы | Показ, практическая работа | Развивающие, индивидуаль-ные. | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
3 | Материал | Беседа, показ | Исследователь-ский, валеологичес- кий | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | Показ, практическая работа | Объяснительно-иллюстратив-ный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | Показ, практическая работа | Практико-ориентированный Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | Объяснение, практическая работа | Развивающий, проблемно-поисковые | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности | |
6 | Контурная резьба | Объяснение, практическая работа | Коллективные способы деятельности | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
7 | Рельефная и скульптурная резьба | Объяснение, практическая работа | Словесно-наглядный, групповые формы | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
8 | Отделка и реставрация резных изделий | Объяснение практическая работа | Творческие, эвристические | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
9 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | Практическая работа | Коллективное творческое дело | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
10 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | Практическая работа | Исследователь ские, личностно-ориентированные | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
11 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | Практическая работа | Творческие, практико-ориентированные | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
Выставка детского творчества. Итоговое занятие. | Практическая работа | Развивающие, практико-ориентированные | Анализ работ, выставка | Инструменты и принадлежности |
Выводы.
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, жилых комнат. Благоустройство пришкольного участка. Спортивной площадки. Участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются школой: древесина, фанера, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины. электроинструмент. Деревообрабатывающие станки.
Список литературы.
1. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Бородулин В. А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
4. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В. И./ - М.: Траст пресс, 1999.
5. Карабанов И. А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995
6. Коротков В. И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
7. Логачёва Л. А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001
8. Манжулин А. В., Сафронов М. В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
9. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
10. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
11. Рихвк Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
12. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
13.Столярное дело 4кл. /Журавлев Б.А./. –вспомогательная школа, 1988.
14.Столярное дело 5-6кл. /Журавлев Б.А./. –вспомогательная школа, 1988.
15.Столярное дело 7-8кл. /Журавлев Б.А./. –вспомогательная школа, 1988
16.Столярное дело 10-11кл. /Перелетов А.Н../. –уч. Для специальных (коррекционных) школ 8 вида,
17. Тымкив Б. М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
18. Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Защита-презентация дополнительной образовательной общеразвивающей программы "Выпиливание лобзиком"
Защита-презентация дополнительной образовательной общеразвивающей программы "Выпиливание лобзиком"...
технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.
Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком». Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.Способствовать формированию умений по выпиливанию лоб...
Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву»
Кружок по технологии...
Интегрированная программа кружка «Юный техник» (Художественное выпиливание лобзиком и выжигание по дереву)
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный техник» заключается в целесообразности раннего развития творческих способностей детей младшего и среднего...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное выпиливание лобзиком»
программа...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « Выпиливание ручным лобзиком »
Выпиливание лобзиком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, мат...