Технологическая карта занятия "Изготовление кукол в русском и татарском национальных костюмах"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Максимова Надежда Сергеевна

тк занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа

«Республиканская специальная общеобразовательная школа им.Н.А.Галлямова»

______________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта занятия практического обучения

«Изготовление кукол в русском и татарском народном костюме»

 

Разработала

мастер производственного обучения

1 квалификационной категории

                                                                                                                                              Максимова Надежда Сергеевна

г. Казань, 2018 год

Технологическая карта занятия практического обучения

Тема практического обучения

Изготовление кукол в русском в татарском народном костюме

Регламент проведения практического обучения

3 часа (академических)

 Цель занятия:

- научить учащихся изготавливать кукол в русском и татарском национальном костюме

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с элементами русского и татарского народных костюмов;

- формировать умение изготавливать кукол в русском и татарском национальном костюме;

Развивающие:

- формировать практические умения и навыки пошива кукол в русском и татарском костюмах;

- развитие коммуникативных навыков (готовность к общению, сотрудничеству и пониманию).

Воспитывающие:

- воспитывать стремление создавать красоту своими руками.

Форма организации обучающихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Характер работы

Репродуктивный – самостоятельная деятельность в соответствии с инструкционно-технологической картой.  

Технологии обучения

Операционно-комплексная. Занятие по  выполнению комплексных работ.

Обеспечение практического обучения

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска.

Материалы и инструменты:

- ножницы, швейные иглы, иглы для бисера, булавки, швейные нитки, мулине (для вышивки лица кукол), клеевой пистолет, игольницы, бумажный клей карандаш;

- выкройки для изготовления кукол;

-  основа для туловища куклы (подставка из дерева);

- основа для головы куклы (шар диаметром 3,5 см из пенопласта);

- ткань для изготовления лица и рук кукол (трикотаж), пряжа для волос, ткань для изготовления костюмов (креп, креп – сатин, хлопчатобумажная ткань, бязь, бархат, шифон);

- материалы для отделки костюмов (фурнитура, глазки, декоративная тесьма, бусины, бисер, пайетки)

Учебно-методическое обеспечение:

- раздаточный материал для закрепления теоретических знаний о русском и татарском костюмах (настольная игра «Собери костюм»);

- образец работы – куклы в русском и татарском костюмах;

- инструкционно-технологические карты по изготовлению кукол в русском и татарском костюмах;


Структурные элементы практического

обучения

Время

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучающихся

I. Организационная часть

2 мин.

Приветствует обучающихся.

Выявляет отсутствующих.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Староста группы докладывает явку присутствующих на занятиях.

II. Вводный инструктаж

Объяснение нового материала.

30 мин.

Используя презентацию, рассказывает о народах, проживающих на территории Республики Татарстан и прилегающих рядом с ней территорий.

Знакомит учащихся с элементами русского и татарского народного костюма.

Объясняет последовательность изготовления кукол.

Проверяет усвоение обучающими  вводного инструктажа ( проводит игру по звеньям «Собери костюм»).

Обобщает результаты игры

Перед выполнением практического задания учащимися проводит фронтальный опрос по соблюдению техники безопасности:

1. Где должны находится иголки и булавки когда мы не используем их в работе?

2.Как нужно правильно передавать ножницы друг другу?

3. Что нужно сделать при окончании работы?

4. Если вы получили травму (укололись швейной  иглой, порезались), что нужно сделать в первую очередь?

5. Что нужно соблюдать при работе с клеевым пистолетом?

 

Просматривают презентацию.

Выполняют задание мастера производственного обучения.

Отвечают на вопросы.

Ш. Самостоятельное выполнение заданий учащимися. Текущее инструктирование мастера производственного обучения

90 мин.

Мотивация обучающихся на учебно-производственную работу с использованием инструкционно-технологической карты. Приложение 2.

Целевые обходы:

1. Проверка организации рабочих мест в соответствии с правилами ТБ, своевременности начала выполнения задания

2. Контроль за  соблюдением последовательности работ обучающимися с помощью инструкционно-технологической карты..

3.Индивидуальное  инструктирование.

Организовывают рабочее место, подбирая необходимый инструмент и материалы для выполнения задания.

Выполняют задания в соответствии с инструкционно-технологической картой.

IV. Подведение итогов и рефлексия занятия

13 мин.

1.Мобилизует обучающихся на рефлексию своей работы и результатов выполнения работ:

-  Проанализируйте то, чем вы сегодня занимались:

- Понравилось ли вам выполнять задание по группам?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Посмотрите, какие куклы у вас получились. Подумайте, чтобы вы хотели добавить к ним?

-На сколько вы оцениваете работу вашей группы (татарский и русский костюм)?

2. Отмечает успехи в работах обучающихся.

3. Разбирает ошибки, допущенные дефекты.

4. Подводит итоги и выставляет оценки. 

Анализируют результаты своей работы в соответствии с поставленной задачей.

Делают вывод.

Анализируют результаты работы группы:

- выполнения норм времени и выработки,

- соблюдения правил безопасности труда.

Убирают рабочие места.


Приложение 1.

Техника безопасности при работе ножницами, иголками, булавками:

1.  Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уклоняться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2.  Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

3.  Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

4.  Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

5.  Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

6.  При шитье не пользоваться ржавой иглой, т. к. она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

7.  Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол, или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

8.  Нельзя перекусывать нитку зубами, т. к. можно поранить губу.

9.  Иголки необходимо хранить в игольнице, или в специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Правила техники безопасности при работе с клеевым пистолетом:

1.Перед включением проверить целостность шнура;

2.Включать клеевой пистолет в сеть и выключать только сухими руками;

3.Не касаться руками нагретых металлических частей пистолета;

4.Во время работы ставить пистолет на специальную подставку;

5.Не оставлять клеевой пистолет без присмотра;

6.При работе с клеевым пистолетом следить, чтобы горячие части не касались электрического шнура;

7.По окончании работы отключить клеевой пистолет, держа его за вилку.


Практическое задание:

Изготовить кукол в русском и татарском костюмах.

1. Организация рабочего места:

    - подготовка рабочего места;

    - подготовка инструмента;

    -порядок на рабочем месте во время выполнения производственного задания, соблюдение правил ТБ;

    - бережное отношение к материалам и инструменту;

    - уборка рабочего места.

2. Соблюдение технологического процесса:

- изготовление головы;

- пошив рук и рукавов для куклы;

- пошив платья;

-пошив головного убора;

- окончательная отделка изделия.

Критерии оценки деятельности обучающихся.

1 уровень

- соответствует оценке  «удовлетворительно» - менее 14 баллов .

Обучающийся  допустил отклонения при изготовлении куклы.

Плохая организация труда.

Нерациональное использование рабочего времени.

2 уровень

- соответствует оценке «хорошо» - 15-16 баллов.        

Обучающийся  допустил незначительные отклонения при изготовлении куклы.

Хорошая организация труда.

Работа имеет незначительные отклонения от образца игрушки.

Эстетически аккуратная работа.

3 уровень

- соответствует оценке «отлично» - 17-18 баллов.

Самостоятельное выполнение задания в соответствии с инструкционно-технологической картой.

Работа соответствует образцу куклы.

Эстетически аккуратная работа.

Контрольная карта деятельности обучающихся

ФИО

Знание по теории

(3 балла)

Организация рабочего места

(3 балла)

Соблюдение технологического процесса

(6 баллов)

Проверка качества

(3 балла)

Соблюдение техники безопасности

(3 балла)

Итоговая оценка за урок

(18 баллов)

Список использованной литературы

1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.

2.Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

3.История и культура родного края Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.

4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989.

5. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: АСТ, 1999. - 304с

Интернет-ресурсы: 

  1. hnh.ruculture/Folk_costume_book
  2. avidreaders.rubook…kostyuma…narodnye-kostyumy
  3. infourok.ruproekt-russkiy-narodniy-kostyum
  4. komanda-k.ruТатарстан…татарская-одежда



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

Технологическая карта "Лепка кукол в Тамбовском костюме"

Представлена технологическая карта  поэтапной лепки из природной глины кукол в стилизованном костюмеТамбовской губернии 19в. Материал можно использовать на занятиях по декоративно-прикладному тво...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока по физической культуре "Якутские национальные прыжки", 8 класс

Технологическая карта урока по физической культуре "Национальные прыжки", 8 классУчитель: Собакин Павел Дмитриевич, мастер спорта по национальным прыжкам, учитель физической культуры Чурапчи...

Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.

Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...