Технологическая карта занятия "Изготовление кукол в русском и татарском национальных костюмах"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа
«Республиканская специальная общеобразовательная школа им.Н.А.Галлямова»
______________________________________________________________________________________________________
Технологическая карта занятия практического обучения
«Изготовление кукол в русском и татарском народном костюме»
Разработала
мастер производственного обучения
1 квалификационной категории
Максимова Надежда Сергеевна
г. Казань, 2018 год
Технологическая карта занятия практического обучения
Тема практического обучения | Изготовление кукол в русском в татарском народном костюме |
Регламент проведения практического обучения | 3 часа (академических) |
Цель занятия: | - научить учащихся изготавливать кукол в русском и татарском национальном костюме |
Задачи: | Образовательные: - ознакомить с элементами русского и татарского народных костюмов; - формировать умение изготавливать кукол в русском и татарском национальном костюме; Развивающие: - формировать практические умения и навыки пошива кукол в русском и татарском костюмах; - развитие коммуникативных навыков (готовность к общению, сотрудничеству и пониманию). Воспитывающие: - воспитывать стремление создавать красоту своими руками. |
Форма организации обучающихся | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Характер работы | Репродуктивный – самостоятельная деятельность в соответствии с инструкционно-технологической картой. |
Технологии обучения | Операционно-комплексная. Занятие по выполнению комплексных работ. |
Обеспечение практического обучения | Оборудование: компьютер, мультимедийная доска. Материалы и инструменты: - ножницы, швейные иглы, иглы для бисера, булавки, швейные нитки, мулине (для вышивки лица кукол), клеевой пистолет, игольницы, бумажный клей карандаш; - выкройки для изготовления кукол; - основа для туловища куклы (подставка из дерева); - основа для головы куклы (шар диаметром 3,5 см из пенопласта); - ткань для изготовления лица и рук кукол (трикотаж), пряжа для волос, ткань для изготовления костюмов (креп, креп – сатин, хлопчатобумажная ткань, бязь, бархат, шифон); - материалы для отделки костюмов (фурнитура, глазки, декоративная тесьма, бусины, бисер, пайетки) Учебно-методическое обеспечение: - раздаточный материал для закрепления теоретических знаний о русском и татарском костюмах (настольная игра «Собери костюм»); - образец работы – куклы в русском и татарском костюмах; - инструкционно-технологические карты по изготовлению кукол в русском и татарском костюмах; |
Структурные элементы практического обучения | Время | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
I. Организационная часть | 2 мин. | Приветствует обучающихся. Выявляет отсутствующих. Проверяет готовность обучающихся к занятию. | Староста группы докладывает явку присутствующих на занятиях. |
II. Вводный инструктаж Объяснение нового материала. | 30 мин. | Используя презентацию, рассказывает о народах, проживающих на территории Республики Татарстан и прилегающих рядом с ней территорий. Знакомит учащихся с элементами русского и татарского народного костюма. Объясняет последовательность изготовления кукол. Проверяет усвоение обучающими вводного инструктажа ( проводит игру по звеньям «Собери костюм»). Обобщает результаты игры Перед выполнением практического задания учащимися проводит фронтальный опрос по соблюдению техники безопасности: 1. Где должны находится иголки и булавки когда мы не используем их в работе? 2.Как нужно правильно передавать ножницы друг другу? 3. Что нужно сделать при окончании работы? 4. Если вы получили травму (укололись швейной иглой, порезались), что нужно сделать в первую очередь? 5. Что нужно соблюдать при работе с клеевым пистолетом?
| Просматривают презентацию. Выполняют задание мастера производственного обучения. Отвечают на вопросы. |
Ш. Самостоятельное выполнение заданий учащимися. Текущее инструктирование мастера производственного обучения | 90 мин. | Мотивация обучающихся на учебно-производственную работу с использованием инструкционно-технологической карты. Приложение 2. Целевые обходы: 1. Проверка организации рабочих мест в соответствии с правилами ТБ, своевременности начала выполнения задания 2. Контроль за соблюдением последовательности работ обучающимися с помощью инструкционно-технологической карты.. 3.Индивидуальное инструктирование. | Организовывают рабочее место, подбирая необходимый инструмент и материалы для выполнения задания. Выполняют задания в соответствии с инструкционно-технологической картой. |
IV. Подведение итогов и рефлексия занятия | 13 мин. | 1.Мобилизует обучающихся на рефлексию своей работы и результатов выполнения работ: - Проанализируйте то, чем вы сегодня занимались: - Понравилось ли вам выполнять задание по группам? - Что нового вы сегодня узнали? - Посмотрите, какие куклы у вас получились. Подумайте, чтобы вы хотели добавить к ним? -На сколько вы оцениваете работу вашей группы (татарский и русский костюм)? 2. Отмечает успехи в работах обучающихся. 3. Разбирает ошибки, допущенные дефекты. 4. Подводит итоги и выставляет оценки. | Анализируют результаты своей работы в соответствии с поставленной задачей. Делают вывод. Анализируют результаты работы группы: - выполнения норм времени и выработки, - соблюдения правил безопасности труда. Убирают рабочие места. |
Приложение 1.
Техника безопасности при работе ножницами, иголками, булавками:
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уклоняться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, т. к. она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол, или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
8. Нельзя перекусывать нитку зубами, т. к. можно поранить губу.
9. Иголки необходимо хранить в игольнице, или в специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Правила техники безопасности при работе с клеевым пистолетом:
1.Перед включением проверить целостность шнура;
2.Включать клеевой пистолет в сеть и выключать только сухими руками;
3.Не касаться руками нагретых металлических частей пистолета;
4.Во время работы ставить пистолет на специальную подставку;
5.Не оставлять клеевой пистолет без присмотра;
6.При работе с клеевым пистолетом следить, чтобы горячие части не касались электрического шнура;
7.По окончании работы отключить клеевой пистолет, держа его за вилку.
Практическое задание:
Изготовить кукол в русском и татарском костюмах.
1. Организация рабочего места:
- подготовка рабочего места;
- подготовка инструмента;
-порядок на рабочем месте во время выполнения производственного задания, соблюдение правил ТБ;
- бережное отношение к материалам и инструменту;
- уборка рабочего места.
2. Соблюдение технологического процесса:
- изготовление головы;
- пошив рук и рукавов для куклы;
- пошив платья;
-пошив головного убора;
- окончательная отделка изделия.
Критерии оценки деятельности обучающихся.
1 уровень - соответствует оценке «удовлетворительно» - менее 14 баллов . | Обучающийся допустил отклонения при изготовлении куклы. Плохая организация труда. Нерациональное использование рабочего времени. |
2 уровень - соответствует оценке «хорошо» - 15-16 баллов. | Обучающийся допустил незначительные отклонения при изготовлении куклы. Хорошая организация труда. Работа имеет незначительные отклонения от образца игрушки. Эстетически аккуратная работа. |
3 уровень - соответствует оценке «отлично» - 17-18 баллов. | Самостоятельное выполнение задания в соответствии с инструкционно-технологической картой. Работа соответствует образцу куклы. Эстетически аккуратная работа. |
Контрольная карта деятельности обучающихся
ФИО | Знание по теории (3 балла) | Организация рабочего места (3 балла) | Соблюдение технологического процесса (6 баллов) | Проверка качества (3 балла) | Соблюдение техники безопасности (3 балла) | Итоговая оценка за урок (18 баллов) |
Список использованной литературы
1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
2.Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.
3.История и культура родного края Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.
4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989.
5. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: АСТ, 1999. - 304с
Интернет-ресурсы:
- hnh.ru›culture/Folk_costume_book
- avidreaders.ru›book…kostyuma…narodnye-kostyumy
- infourok.ru›proekt-russkiy-narodniy-kostyum
- komanda-k.ru›Татарстан…татарская-одежда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс
Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...
Технологическая карта "Лепка кукол в Тамбовском костюме"
Представлена технологическая карта поэтапной лепки из природной глины кукол в стилизованном костюмеТамбовской губернии 19в. Материал можно использовать на занятиях по декоративно-прикладному тво...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока по физической культуре "Якутские национальные прыжки", 8 класс
Технологическая карта урока по физической культуре "Национальные прыжки", 8 классУчитель: Собакин Павел Дмитриевич, мастер спорта по национальным прыжкам, учитель физической культуры Чурапчи...
Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.
Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
- Мне нравится (1)