Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Выжигание по дереву"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.
Данная программа научно-технической направленности, базового уровня сложности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.
Новизна и отличие от уже существующих программ проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона».
Цель программы – формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;
- научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;
- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;
- научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия.
Развивающие:
- развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;
- расширить кругозор обучающихся, развить творческое воображение, активность, интереса к предмету.
Воспитательные:
- воспитать уважение к труду и людям труда;
- сформировать чувство коллективизма;
- воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.
Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).
Данная программа сориентирована на обучающихся с 6 лет. Нижняя граница возраста относится трудоемкостью выполнения работ с выжиганием, а также необходимостью начальной подготовки по безопасному обращению с электронагревательным инструментом. Границы возраста могут варьировать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Цифра обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары и подгруппы) характер, при этом неизбежностью являются занятия смешанной группы (разный возраст, разная степень подготовки). Изучая общую тему, обучающиеся выполняют различные по степени сложности и объему задания. Нравственные и эстетические потребности удовлетворяются в процессе обучения через взаимопомощь, взаимодоверие, упорство довести начатое дело до конца, целеустремленность, дисциплинированность. Овладение детьми необходимыми техническими приемами и видами выжигания способствуют их подготовке к жизни.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек. Набор детей – свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области выжигания. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные планы освоения программы. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Программа разработана на 216 часов в год.
Учебное занятие составляет 45 минут. Между занятиями 10-митутный перерыв.
Формы и методы работы.
Основным правилом работы в объединении является завершение каждой начатой работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. В начале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности. Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения как конкурсы, викторины, игры-соревнования. Они также способствуют созданию творческой дружеской обстановки в объединении. Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в выполнении гравюр. Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при проведении итогов занятия. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению.
По окончании курса обучающиеся должны
знать:
- правила безопасности работы с инструментами;
- виды и свойства материалов и инструментов;
- технологию выжигания;
- основы композиции и цветоведения.
уметь:
- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;
- выбирать способы оформления и выжигания работы;
- оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;
- контролировать качество работы, устранять дефекты.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- Текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы. Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится анализ изделия и отдельных этапов его изготовления.
- Промежуточный, проводимый по итогам работы первого и второго года обучения. Форма проведения зачет. В конце первого года обучения зачет предполагает выставку, в конце второго года – выставку и тестирование.
Учебный план
№ | Наименование учебного модуля | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Модуль первого года обучения | 216 | 18 | 198 | Зачет в форме выставки |
2. | Модуль второго года обучения | 216 | 30 | 186 | Зачет в форме выставки и тестирования |
Итого: | 432 | 48 | 384 |
Рабочая программа учебного модуля 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основные приемы работы с древесиной. | 16 | 12 | 4 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
1.2 | История выжигания (пирография). | 2 | 2 | - |
1.3 | Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата. | 2 | 2 | - |
1.4 | Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. | 2 | 2 | - |
1.5 | Зачистка (шлифовка) основы. | 2 | - | 2 |
1.6 | Технология декоративной отделки древесины и фанеры. | 4 | 4 | - |
1.7 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
2. | Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). | 6 | 4 | 2 |
2.1 | Понятия «фон», «контур» и «силуэт». | 2 | 2 | - |
2.2 | Перевод рисунка на основу. | 2 | - | 2 |
2.3 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | 2 | - |
3. | Основные приемы выжигания. | 12 | - | 12 |
3.1 | Плоское выжигание. | 2 | - | 2 |
3.2 | Глубокое выжигание. | 2 | - | 2 |
3.3 | Выжигание по внешнему контуру. | 2 | - | 2 |
3.4 | Выжигание элементов рисунка. | 2 | - | 2 |
3.5. | Рамочное выжигание. Оформление рамки. | 2 | - | 2 |
3.6 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
4. | Виды штриховки при выжигании. | 10 | - | 10 |
4.1 | Параллельные линии. | 2 | - | 2 |
4.2 | Пересекающиеся линии. | 2 | - | 2 |
4.3 | Непересекающиеся отрезки. | 2 | - | 2 |
4.4 | Точки. | 2 | - | 2 |
4.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
5. | Создание орнаментов. | 10 | - | 10 |
5.1 | Работа над эскизом творческого изделия. | 2 | - | 2 |
5.2 | Выжигание, выполнение задания по образцу. | 6 | - | 6 |
5.3 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
6. | Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. | 122 | - | 122 |
6.1 | Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. | 6 | - | 6 |
6.2 | Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик». | 6 | - | 6 |
6.3 | Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». | 8 | - | 8 |
6.4 | Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 8 | - | 8 |
6.5 | Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. | 10 | - | 10 |
6.6 | Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 |
6.7 | Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). | 10 | - | 10 |
6.8 | Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 10 | - | 10 |
6.9 | Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 10 | - | 10 |
6.10 | Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 |
6.11 | Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 10 | - | 10 |
6.12 | Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 |
6.13 | Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 |
6.14 | Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. | 10 | - | 10 |
6.15 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
7. | Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.). | 12 | - | 12 |
7.1 | Выжигание узора в круге. | 4 | - | 4 |
7.2 | Выжигание узора в квадрате. | 4 | - | 4 |
7.3 | Выжигание узора в ромбе. | 2 | - | 2 |
7.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
8. | Коллективные творческие работы. | 22 | - | 22 |
8.1 | Подготовка основы для выжигания. | 2 | - | 2 |
8.2 | Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания. | 8 | - | 8 |
8.3 | Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 |
8.4 | Покрытие картины лаком. | 2 | - | 2 |
8.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
9. | Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - |
Итого: | 216 | 18 | 198 |
Рабочая программа учебного модуля
2 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Повторный курс: основные приемы работы с древесиной. | 14 | 12 | 2 |
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. | 2 | 2 | - |
1.2 | Правила и инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
1.3 | Организация рабочего места при выжигании. | 2 | 2 | - |
1.4 | Свойства древесины. Ее обработка и отделка. Способы обработки. | 2 | 2 | - |
1.5 | Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. | 2 | 2 | - |
1.6 | Зачистка основы. Способы зачистки краёв фанеры. | 2 | - | 2 |
1.7 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | 2 | - |
2. | Виды пирографии. | 10 | 4 | 6 |
2.1 | Негативная пирография. Добавление фона. | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Негативная пирография. Удаление картинки. | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
3. | Основные приемы выжигания. | 18 | 6 | 12 |
3.1 | Контурное выжигание. | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Силуэтное выжигание. «Гладкий штрих». | 4 | 2 | 2 |
3.3 | Силуэтное выжигание. «Отжог». | 4 | 2 | 2 |
3.4 | Пирографическая каллиграфия. | 4 | - | 4 |
3.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
4. | Выжигание бордюров. Виды бордюров. | 24 | 6 | 18 |
4.1 | Выжигание круглого бордюра. | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Выжигание бордюра овальной формы. | 4 | 2 | 2 |
4.3 | Выжигание бордюра в стиле негативного силуэта. | 4 | 2 | 2 |
4.4 | Устранение дефектов. Покрытие готового изделия лаком. | 4 | - | 4 |
4.5 | Выжигание, выполнение задания по образцу. | 6 | - | 6 |
4.6 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
5. | Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. | 94 | - | 94 |
5.1. | Выжигание рисунка "Кленовый лист" с помощью добавления фона. | 6 | - | 6 |
5.2 | Выжигание рисунка "Гроздья винограда" с помощью добавления фона. | 6 | - | 6 |
5.3 | Выжигание силуэтов людей. | 8 | - | 8 |
5.4 | Пирографическая каллиграфия. Выжигание различных табличек. | 6 | - | 6 |
5.5 | Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Маки». | 8 | - | 8 |
5.6 | Выжигание на тему «Животные». Покрытие готового изделия красками. | 8 | - | 8 |
5.7 | Карикатурные изображения. Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 |
5.8 | Композиция «Сельская церковь». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 8 | - | 8 |
5.9 | Композиция «Таинственный лес». Выжигание рисунка. Отделка картины(нанесение лака). | 8 | - | 8 |
5.10 | Композиция «Глухая деревня». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 8 | - | 8 |
5.11 | Композиция «Полевые цветы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 |
5.12 | Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка точечным способом при помощи фоновых штриховок. | 10 | - | 10 |
5.13 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
6. | Выжигание на готовых изделиях. | 32 | - | 32 |
6.1 | Выжигание на брелоках. Покрытие готового изделия лаком. | 8 | - | 8 |
6.2 | Выжигание на магнитах. Покрытие готового изделия лаком. | 6 | - | 6 |
6.3 | Выжигание рисунка на разделочных досках. | 8 | - | 8 |
6.4 | Подставка под горячее. Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 |
6.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
7. | Коллективные творческие работы. | 22 | - | 22 |
7.1 | Подготовка основы для выжигания. | 2 | - | 2 |
7.2 | Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания. | 8 | - | 8 |
7.3 | Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 |
7.4 | Покрытие картины лаком. | 2 | - | 2 |
7.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 |
8. | Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - |
Итого: | 216 | 30 | 186 |
Содержание программы.
1 год обучения
- Основные приемы работы с древесиной.
Теоретический компонент.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История выжигания (пирография). Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата. Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология декоративной отделки древесины и фанеры.
Практический компонент.
Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка.
2. Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). Теоретический компонент.
Понятия «фон», «контур» и «силуэт». Перевод рисунка на основу.
Практический компонент.
Выбор рисунка для работы. Освоение различных способов нанесения рисунка на доску (по шаблонам, трафаретам, при помощи кальки и копировальной бумаги), выбор способа для работы.
3. Основные приемы выжигания.
Теоретический компонент.
Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.
Практический компонент.
Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании.
- Виды штриховки при выжигании.
Теоретический компонент.
Особенности выжигания параллельных, пересекающихся линий, непересекающихся отрезков, точек.
Практический компонент.
Отработка приемов выжигания: точками, штрихами, параллельными линиями, сплошной линией. Способы накладывания различных видов штриховки. Способы объединения различных приемов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работы. Учет фактуры материала при выполнении работы.
- Создание орнаментов.
Теоретический компонент.
Понятие орнамента. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Связь орнамента с формой изделия. Орнамент в оформлении работ. Работа над эскизом творческого изделия.
Практический компонент.
Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок. Выбор тематики выполняемого изделия. Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение эскизов на доску. Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание контура, деталей).
- Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.
Теоретический компонент.
Основы композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии фигур. Беседа о художественных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Симметрия в композиции. Композиция на изделиях различной величины и формы.
Практический компонент.
Составление симметричной композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах.
Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик». Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.
7. Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).
Теоретический компонент.
Составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.
Практический компонент.
Выжигание узора в в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.
- Коллективные творческие работы.
Теоретический компонент.
Повторение основных знаний по оформлению композиций в различных художественных жанрах. Составление композиции.
Практический компонент.
Подготовка основы для выжигания. Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания. Выжигание рисунка. Покрытие картины лаком.
13. Промежуточная аттестация.
Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации по самостоятельной творческой работе. Оформление итоговой выставки.
Содержание программы.
- год обучения
- Повторный курс: основные приемы работы с древесиной.
Теоретический компонент.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Правила и инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места при выжигании. Свойства древесины. Ее обработка и отделка. Способы обработки древесины. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания.
Практический компонент.
Зачистка основы. Способы зачистки краёв фанеры. Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка.
- Виды пирографии.
Теоретический компонент.
Негативная пирография. Добавление фона. Негативная пирография. Удаление картинки.
Практический компонент.
Выжигание рисунка, окруженного выжженной поверхностью, выделяющегося четким светлым рельефом в темном обрамлении при помощи добавления фона или удаления картинки. При добавлении фона контур рисунка приобретает цвет благодаря выжиганию фона.
- Основные приемы выжигания.
Теоретический компонент.
Контурное выжигание. Силуэтное выжигание. «Гладкий штрих». Силуэтное выжигание. «Отжог».
Практический компонент.
Пирографическая каллиграфия. Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. Работа на пробных досках. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании. Выжигание способом «гладкий штрих» черной гладкой поверхности. Выжигание «отжогом» полоски для четкого обозначения контура рисунка.
- Выжигание бордюров. Виды бордюров.
Теоретический компонент.
Выжигание круглого бордюра. Выжигание бордюра овальной формы. Выжигание бордюра в стиле негативного силуэта. Устранение дефектов. Выполнение заданий по образцу. Выжигание рисунка, правильное расположение его на пространстве доски, оформление работ.
Практический компонент.
Выжигание бордюров. Отработка способов нанесения узора. Выполнение бордюров в оформлении работ. Выжигание бордюра по образцу . Применение бордюров в оформлении рамок. Приемы покрытия готового изделия лаком. Отработка приемов устранение дефектов с помощью тонкого лезвия и наждачной бумаги. Самостоятельное выжигание по образцу. Покрытие готового изделия лаком.
- Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.
Теоретический компонент.
Повторение основ композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии фигур. Композиция на изделиях различной величины и формы.
Практический компонент.
Составление композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах. Выжигание рисунка "Кленовый лист" с помощью добавления фона. Выжигание рисунка "Гроздья винограда" с помощью добавления фона. Выжигание силуэтов людей. Пирографическая каллиграфия. Выжигание различных табличек. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Маки». Выжигание на тему «Животные». Покрытие готового изделия красками. Карикатурные изображения. Выжигание рисунка. Композиция «Сельская церковь». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Таинственный лес». Выжигание рисунка. Отделка картины(нанесение лака). Композиция «Глухая деревня». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Полевые цветы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Разработка рисунка по теме "Подарок". Выжигание рисунка точечным способом при помощи фоновых штриховок.
- Выжигание на готовых изделиях.
Теоретический компонент.
Составление узора на брелоках, магнитах, разделочных досках, подставках под горячее. Составление симметричного рисунка.
Практический компонент.
Выжигание узора на брелоках, магнитах, разделочных досках, подставках под горячее.
- Коллективные творческие работы.
Теоретический компонент.
Повторение основных знаний по оформлению композиций в различных художественных жанрах. Составление композиции.
Практический компонент.
Подготовка основы для выжигания. Составление композиции. Перевод рисунка на основу для выжигания. Выжигание рисунка. Покрытие картины лаком.
8. Итоговое занятие. Оформление выставки.
Подведение итогов работы объединения за год. Рекомендации по самостоятельной творческой работе. Оформление итоговой выставки.
Методическое обеспечение
№ п/п | Разделы | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение |
1. | Основные приемы работы с древесиной. | Беседа, рассказ, объяснение. | Словесный, наглядный. | Фотоматериал. | Компьютер, тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, копировальная бумага, калька, наждачная бумага, фанера. |
2. | Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). | Рассказ, объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал, специальная литература. | Доски, трафареты, калька, копировальная бумага, карандаш, ластик, выжигательный аппарат. |
3. | Основные приемы выжигания. | Объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал. | Фанера, трафареты, калька, копировальная бумага, наждачная бумага, карандаш, ластик, выжигательный аппарат. |
4. | Виды штриховки при выжигании. | Объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал, специальная литература. | Фанера, трафареты, копировальная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
5. | Создание орнаментов. | Объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал. | Фанера, лезвие, наждачная бумага, лак. |
6. | Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. | Беседа, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал. | Фанера, наждачная бумага, трафареты, копировальная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
7. | Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.) | Беседа, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериал. | Фанера, наждачная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
8. | Коллективные творческие работы. | Беседа, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериал. | Фанера, наждачная бумага, трафареты, копировальная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
9. | Промежуточная аттестация. | Беседа. | Словесный. | Работы детей | Листы бумаги, карандаш, ластик |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего недель/ часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09.-03.09. | 04.09.-10.09. | 11.09.-17.09. | 18.09.-24.09. | 25.09.-01.10. | 02.10.-08.10. | 09.10.-15.10. | 16.10.-22.10. | 23.10.-29.10. | 30.10.-05.11. | 06.11.-12.11. | 13.11.-19.11. | 20.11.-26.11. | 27.11.-03.12. | 04.12.-10.12. | 11.12 .-17.12. | 18.12.-26.12. | 25.12.-31.12. | 01.01.-07.01. | 08.01.-14.01. | 15.01.-21.01. | 22.01.-28.01. | 29.01.-04.02. | 05.02.-11.02. | 12.02.-18.02. | 19.02.-25.02. | 26.02.-04.03. | 05.03.-11.03. | 12.03.-18.03. | 19.03.-25.03. | 26.03.-01.04. | 02.04.-08.04. | 09.04.-15.04. | 16.04.-22.04. | 23.04.-29.04. | 30.04.-06.05. | 07.05.-13.05. | 14.05.-20.05. | 21.05.-27.05. | 28.05.-03.06. | 04.06.-10.06. | 11.06.-17.06. | 18.06.-24.06. | 25.06.-01.07. | 02.07.-08.07. | 09.07.-15.07. | 16.07.-22.07. | 23.07.-29.07. | 30.07.-05.08. | 06.08.-12.08. | 13.08.-19.08. | 20.08.-26.08. | 27.08.-31.08. | |||||
1-й | 0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 0 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 | 0 | 4 | 6 | 6 | 4 | 36/216 |
Условные обозначения:
промежуточная и итоговая аттестация
ведение занятий по расписанию
каникулярный период
общая нагрузка часов в неделю
Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ ДО «Дом творчества». Группы комплектуются с учетом возраста детей.
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (приспособления для выжигания, фанера, доски, наждачная бумага, простые карандаши, копировальная бумага, калька, ластик, лезвие);
- учебно-наглядные пособия: готовые изделия, журналы и книги, фотоматериал, схемы.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, владеющий методикой обучения техническому творчеству.
Методическое обеспечение
№ п/п | Разделы | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение |
1. | Повторный курс: основные приемы работы с древесиной. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, специальная литература. | Простой карандаш, ластик, копировальная бумага, калька, наждачная бумага, фанера. ластик, ручка. |
2. | Виды пирографии. | Рассказ, объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал, специальная литература. | Доски, трафареты, калька, копировальная бумага, карандаш, ластик, выжигательный аппарат. |
3. | Основные приемы выжигания. | Объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал. | Фанера, трафареты, калька, копировальная бумага, наждачная бумага, карандаш, ластик, выжигательный аппарат. |
4. | Выжигание бордюров. Виды бордюров. | Объяснение, практикум, показ. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал, специальная литература. | Фанера, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
5. | Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. | Беседа, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы изделий, фотоматериал. | Фанера, наждачная бумага, трафареты, копировальная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
6. | Выжигание на готовых изделиях. | Беседа, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериал. | Фанера, наждачная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
7. | Коллективные творческие работы. | Беседа, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Фотоматериал. | Фанера, наждачная бумага, трафареты, копировальная бумага, выжигательный аппарат, карандаш, ластик. |
8. | Промежуточная аттестация. | Беседа. | Словесный. | Работы детей | Листы бумаги, карандаш, ластик |
Оценочный материал
Критерии оценки анализа изделия и отдельных этапов его изготовления применяемые при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.
Низкий уровень: изделие выполнено до конца, но со значительными недочетами, обучающийся работает строго по образцу, с работой на свободную тему может не справиться.
Средний уровень: изделие выполнено до конца, но неаккуратно, обучающийся берет за основу образец, в работе присутствует оригинальное решение (видоизменяет изделие, добавляет новые детали).
Высокий уровень: изделие выполнено без ошибок и недочетов, обучающийся самостоятельно, творчески выполняет работу на заданную тему.
Тест: «Выжигание по дереву»
Вопрос №1
Как по другому можно назвать «выжигание по дереву» ?
- Переграфия по дереву
- Пирография по дереву
- Политография по дереву
Вопрос №2
Чем выжигали в старину рисунок на древесине?
- Палками разогретыми на костре
- Горелкой
- Металлическими стержнями разогретыми на огне
Вопрос №3
Каким прибором выполняют выжигание по древесине?
- Электровыжигателем
- Электросжигателем
- Разогретыми металлическими стержнями
Вопрос №4
При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной…..:
- …ее поверхностный слой подгорает, принимая желто-коричневый оттенок.
- …. ее поверхностный слой сгорает, принимая коричневый оттенок.
- … ее внутренний слой подгорает, принимая черный оттенок.
Вопрос №5
Древесина на которой выполняется выжигание:
- Гладкой и темного цвета
- Должна быть светлой и без сучков
- Должна быть хвойной и без сучков
Вопрос №6
Электровыжигатель состоит из:
- держатель, корпус, нагреватель, регулятор
- рукоятка , корпус , регулятор нагрева наконечника, электрический шнур
- рукоятка ,наконечник, корпус , регулятор нагрева наконечника, электрический шнур.
Вопрос №7
Чтобы выжечь тонкую линию наконечник электровыжигателя ..:
- Быстро с нажимом наконечник электровыжигателя перемещают на поверхности.
- Медленно не дотрагиваясь до древесины перемещают на поверхности.
- Быстро и без сильного нажима перемещают на поверхности.
Вопрос №8
Чтобы выжечь толстую линию наконечник электровыжигателя ..:
- ведут линию медленно.
- ведут линию быстро с нажимом.
Вопрос №9
Завершающим этапом является отделка изделия...:
- лакированием
- шлифованием
Вопрос №10
Рукоятку электровыжигателя держат в руке :
- Строго вертикально поверхности древесины
- Как карандаш при обычном рисовании
Вопрос №11
Первоначально при выжигании поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой :
- поперек волокон
- вдоль волокон
- круговыми движениями
Ответы:
- b
- c
- a
- a
- b
- c
- c
- a
- a
- b
- b
Скачать материал
Литература для педагога
- Андреева Е. Художественная работа по дереву.- М.: Риполклассик,2009.
- Борисов И.Б. Обработка дерева.-М.:2000.
- Величко Н. Роспись.- АСТ-пресс, 1999.
- Горяева Н., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. -М.: 2000.
- Грегори Норма Выжигание по дереву. Практическое руководство.- М.:Изд. «Ниола- Пресс», 2009.
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.:1996.
7. Работы по дереву. //Практическое пособие/.- М.: 2010.
- Сокольникова Н. Основы композиции.- М.:1996.
- Стильные штучки из дерева. /Практическое пособие/.- М.: АСТ «Пресс», 2009.
- Шевчук Л. Дети и народное творчество.- М.:1995.
- Шевчук Л. Самоделкин для мальчиков.- М.: 2010
Литература для обучающихся
1. Алексахин Н. Матрешка.- М.:1998.
2. Андреева Р. Росписные самоделки. - С.-Пб.:2000.
3. Афонькин С., Афонькина А. Орнаменты народов мира.- С.-Пб.: Кристалл,1998.
4. Двойникова Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.- М.:1992.
5. Демина И.Г. Чудеса из дерева.- М.:2001.
6. Кружок «Умелые руки».-С.-Пб.: 1997.
7. Мартынов А. Здравствуй, мастер. -М.:1989.
8. Нехотина Т.М. Русские узоры.- М.:1987
9. Подарки. Энциклопедия. М.:1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Роспись по дереву"
Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси. Ребёнок, обучаясь по данной прогр...