конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Цели урока
Образовательные:
- Познакомить детей с миром тканей.
- Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.
Воспитательные:
- Создавать благоприятные условия для активного включения в работу.
- Воспитывать самостоятельность.
- Прививать эстетический вкус и аккуратность.
Коррекционные:
- Развивать мышление учащихся.
- Обогащать словарный запас.
- Способствовать овладению моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredeline_khb_i_lnyanykh_tkaney_6_klass.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида
Ступинского муниципального района
Конспект урока
по трудовому обучению в 6 классе
на тему: «Определение
хлопчатобумажных и льняных тканей».
Учитель: Лысенко Ольга Владимировна
Цели урока
Образовательные:
- Познакомить детей с миром тканей.
- Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.
Воспитательные:
- Создавать благоприятные условия для активного включения в работу.
- Воспитывать самостоятельность.
- Прививать эстетический вкус и аккуратность.
Коррекционные:
- Развивать мышление учащихся.
- Обогащать словарный запас.
- Способствовать овладению моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями.
Оборудование урока
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- коллекция тканей,
- образцы х/б и льняных тканей,
- рабочие коробки.
План урока
I. Организационный момент {3 минуты}.
II. Проверка и учет знаний {7 минут}.
III. Знакомство с новым материалом {7 минут}.
IV. Физкультминутка {3 минуты}.
V. Выполнение лабораторно-практической работы {15 минут}.
VI. Индивидуальная работа {в течение урока}.
VII. Поведение итога урока {5 минут}.
Ход урока
- Организационный момент
- проверка отсутствующих учащихся;
2) подготовка рабочих мест, спецодежды.
- Проверка и учет знаний
Вопрос учителя: «С какими материалами, девочки, мы работаем на уроках швейного дела?». Ответ детей: «На уроках швейного дела мы работаем с тканями».
Вступление слово учителя:
Да, на уроках швейного дела мы работаем с тканями. Ткани всякие важны, ткани всякие нужны (сл. №1). Современная текстильная промышленность может изготовить ткань практически из любых волокон. В лабораториях прошли испытания тысячи видов различных волокон. Однако, практическое применение нашли не все.
Так, например, давно обратили внимание на крапиву (сл. №2). Это растение растет везде, и имеет хорошие свойства волокна: прочность, белизну, блеск и шелковистость. Ещё в древности, как свидетельствует раскопки археологов, луб крапивы находил свое применение. И все же, несмотря на все поиски и разработки, крапиву так и не удалось «приручить». Ныне находит практическое применение только крапива «рами», растущая в Индии, стебли которой содержат 22% волокна.
Вы, наверное, помните сказочную повесть Н.Носова о Незнайке и его друзьях. Изобретательные малыши создали машину, которая перерабатывала одуванчики в штанишки и рубашки для жителей Солнечного города (показ фрагмента мультфильма). А ведь не такая уж это и сказка. Долгое время текстильщики бьются над тем, чтобы заменить некоторые тропические волокна пухом одуванчиком или тополей, так досаждающих нам в начале лета. Возможно, не в столь отдаленном будущем мы будем носить тополиные рубашки и одуванчиковые куртки.
А сейчас от экзотических видов волокон перейдем к традиционным, с которыми люди знакомы на протяжении тысячелетий, и вырабатывают из них различные виды тканей.
Актуализация опорных знаний:
Провожу игру «Аукцион»
- Чем является волокно?
\волокно является сырьем для получения пряжи (нитей)\.
- Из чего вырабатывают ткань?
\Ткань вырабатывают из пряжи (нитей)\.
- На каких фабриках вырабатывают ткань?
\Ткань вырабатывают на ткацких фабриках\.
- Какие бывают ткани?
\Ткани по происхождению бывают натуральные и химические\.
5. Назовите ткани натурального происхождения?
\К тканям натурального происхождения относятся хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные ткани\.
- Назовите ткани химического происхождения?
\К тканям химического происхождения относятся искусственные и синтетические ткани\.
- Какие изделия шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?
\Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, обувь, предметы быта и т.д.\.
- Расскажите, какие предметы в нашей мастерской изготовлены из ткани?
\В нашей мастерской изготовлены из ткани образцы одежды, поделки, чехол на гладильную доску, шторы и т.д.\.
Обобщаю ответы детей.
Дежурный по словарю выставляет на доске словарные слова.
- волокно
- натуральное
- химическое
- ткань
- хлопчатобумажная
- льняная
Девочки, представьте, что сегодня наш класс лаборатория (сл. №3). Мы будем определять хлопчатобумажные и льняные ткани.
Скажите:
- Какие свойства имеют хлопчатобумажная ткань?
/Хлопчатобумажная ткань мягкая, довольно прочная, лёгкая, мнётся при носке. Она пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет, хорошо стирается, создает ощущение тепла. При стирке ткань дает большую усадку по основе/.
- какие свойства имеет льняная ткань?
/Льняная ткань жесткая, прочная, сильно мнется при носке. Она хорошо пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет, легко отстирывается, создает ощущение прохлады. Ткань не растягивается по основе и почти не тянется по утку/.
- По каким признакам можно определить вид ткани?
/Вид ткани можно определить по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей/.
Повторяем признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.
Работаем с таблицей:
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей (сл. №4).
Характеристика | Хлопчатобумажная ткань | Льняная ткань |
По внешнему виду | 1. х/б ткань шероховатая, не имеет блеска. 2. нити тонкие одинаковой толщины | 1. имеет гладкую поверхность 2. нити более толсты, неравномерной толщины |
На ощупь | 1. ткань мягкая, кажется теплой 2. при растяжении по долевой нити (основе) х/б ткань почти не тянется, а по поперечной нити (утку) дает растяжение. | 1. льняная ткань жесткая, тяжелая, прохладная. 2. по основе и утку льняная ткань почти не тянется. |
По разрыву | 1. х/б ткань легко рвется и по основе и утку. 2. если разорвать х/б ткань, то на разрыве мы увидим тонкие пушистые волоконца – ватку. | 1. льняная ткань рвется с трудом. 2. на разрыве льняной ткани виден пучок прямых волокон – кисточка. |
По характеру горения | 1. горит х/б ткань ярким пламенем, чувствуется запах жженой бумаги. 2. после сгорания образуется серый пепел | 1. горит быстро, чувствуется запах жженой бумаги. |
- Знакомство с новым материалом.
Учитель знакомит девочек с ходом лабораторно-практической работы: «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».
Ход работы
- Рассмотреть образцы тканей.
Определить вид тканей по внешнему виду, на ощупь, на разрыв (сл. №5).
Разложить на группы.
- Понаблюдать за характером горения нитей.
По характеру горения определить вид тканей (опыт делает учитель).
- Оформить образцы тканей в тетради и подписать их (хлопчатобумажные, льняные).
Закрепляю полученные знания по теме урока с детьми в групповой беседе и индивидуально.
Перед началом работы повторяю с детьми правила безопасной работы иглой, ножницами (провожу в форме эстафеты).
- Физкультминутка проводится с музыкальным сопровождением.
- Выполнение лабораторно-практической работы.
Во время выполнения работы звучит инструментальная музыка.
- Индивидуальная работа.
Объяснение и показ слабым учащимся хода работы в течение урока.
- Подведение итогов урока.
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
/Сегодня на уроке мы определяли хлопчатобумажные и льняные ткани/.
- По каким признакам вы определили хлопчатобумажные и льняные ткани?
/Хлопчатобумажные и льняные ткани мы определяли по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей/.
- Почему хлопчатобумажные и льняные ткани называют натуральными?
/Хлопчатобумажные и льняные ткани называют натуральными потому что волокна хлопка и льна существуют в природе/.
- Как определить хлопчатобумажную ткань по внешнему виду?
/Хлопчатобумажная ткань по внешнему виду шероховатая, не имеет блеска, нити тонкие, одинаковой толщины/.
- Как определить льняную ткань по внешнему виду?
/Льняная ткань по внешнему виду гладкая, нити более толстые, неравномерной толщины/.
- Какие трудности испытывали при выполнении практической работы?
/Трудностей не было/.
Учитель оценивает работу девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока швейного дела по теме "Ночная сорочка. Снятие мерок".
разработка урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов,...
Конспект урока "Швейные ручные работы" 5 класс
Развернутый конспект урока для 5 класса по уч. Симоненко "Швейные ручные работы". В конспекте присутствует прием технологии "Критическое мышление" - ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)....
конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"
Цели урока Образовательные: Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей....
Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме "Сумки: фасоны, размеры, швы".
Урок изучения нового материала знакомит учащихся с швейным изделием - хозяйственной сумкой. Учащиеся познакомятся с историей появления сумки, разнообразием сумок по видам, фасонам, назначению. Презент...
Разработка урока швейного дела. 6 класс "Хлопчатобумажные ткани"
Разработка урока швейного дела...