конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Цели урока

 

Образовательные:

 

 

  1. Познакомить детей с миром тканей.
  2. Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.

 

 

Воспитательные: 

 

 

  1. Создавать благоприятные условия для активного включения в работу.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  3. Прививать эстетический вкус и аккуратность.

 

 

 

Коррекционные:

 

 

  1. Развивать мышление учащихся.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Способствовать овладению моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredeline_khb_i_lnyanykh_tkaney_6_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида

Ступинского муниципального района

Конспект урока

по трудовому обучению в 6 классе

на тему: «Определение

хлопчатобумажных и льняных тканей».

                                                Учитель: Лысенко Ольга Владимировна

Цели урока

Образовательные:

  1. Познакомить детей с миром тканей.
  2. Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.

Воспитательные:  

  1. Создавать благоприятные условия для активного включения в работу.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  3. Прививать эстетический вкус и аккуратность.

Коррекционные:

  1. Развивать мышление учащихся.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Способствовать овладению моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями.

        

Оборудование урока

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. коллекция тканей,
  4. образцы х/б и льняных тканей,
  5. рабочие коробки.

План урока

I. Организационный момент {3 минуты}.

     II. Проверка и учет знаний {7 минут}.

III. Знакомство с новым материалом {7 минут}.

IV. Физкультминутка {3 минуты}.

V. Выполнение лабораторно-практической работы {15 минут}.

VI. Индивидуальная работа {в течение урока}.

VII. Поведение итога урока {5 минут}.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. проверка отсутствующих учащихся;

        2) подготовка рабочих мест, спецодежды.

  1. Проверка и учет знаний

        Вопрос учителя: «С какими материалами, девочки, мы работаем на уроках швейного дела?». Ответ детей: «На уроках швейного дела мы работаем с тканями».

          Вступление слово учителя:

          Да, на уроках швейного дела мы работаем с тканями. Ткани всякие важны, ткани всякие нужны (сл. №1). Современная текстильная промышленность может изготовить ткань практически из любых волокон. В лабораториях прошли испытания тысячи видов различных волокон. Однако, практическое применение нашли не все.

          Так, например, давно обратили внимание на крапиву (сл. №2). Это растение растет везде, и имеет хорошие свойства волокна: прочность, белизну, блеск и шелковистость. Ещё в древности, как свидетельствует раскопки археологов, луб крапивы находил свое применение. И все же, несмотря на все поиски и разработки, крапиву так и не удалось «приручить». Ныне находит практическое применение только крапива «рами», растущая в Индии, стебли которой содержат 22% волокна.

       Вы, наверное, помните сказочную повесть Н.Носова о Незнайке и его друзьях. Изобретательные малыши создали машину, которая перерабатывала одуванчики в штанишки и рубашки для жителей Солнечного города (показ фрагмента мультфильма). А ведь не такая уж это и сказка. Долгое время текстильщики бьются над тем, чтобы заменить некоторые тропические волокна пухом одуванчиком или тополей, так досаждающих нам в начале лета. Возможно, не в столь отдаленном будущем мы будем носить тополиные рубашки и одуванчиковые куртки.

          А сейчас от экзотических видов волокон перейдем к традиционным, с которыми люди знакомы на протяжении тысячелетий, и вырабатывают из них различные виды тканей.

         Актуализация опорных знаний:

Провожу игру «Аукцион»

  1. Чем является волокно?

\волокно является сырьем для получения пряжи (нитей)\.

  1. Из чего вырабатывают ткань?

\Ткань вырабатывают из пряжи (нитей)\.

  1. На каких фабриках вырабатывают ткань?

\Ткань вырабатывают на ткацких фабриках\.

  1. Какие бывают ткани?

\Ткани по происхождению бывают натуральные и химические\.

5. Назовите ткани натурального происхождения?

\К тканям натурального происхождения относятся хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные ткани\.

  1. Назовите ткани химического происхождения?

\К тканям химического происхождения относятся искусственные и синтетические ткани\.

  1. Какие изделия шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?

\Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, обувь, предметы быта и т.д.\.

  1. Расскажите, какие предметы в нашей мастерской изготовлены из ткани?

\В нашей мастерской изготовлены из ткани образцы одежды, поделки, чехол на гладильную доску, шторы и т.д.\.

Обобщаю ответы детей.

Дежурный по словарю выставляет на доске словарные слова.

  1. волокно
  2. натуральное
  3. химическое
  4. ткань
  5. хлопчатобумажная
  6. льняная

Девочки, представьте, что сегодня наш класс лаборатория (сл. №3). Мы будем определять хлопчатобумажные и льняные ткани.

Скажите:

  1. Какие свойства имеют хлопчатобумажная ткань?

/Хлопчатобумажная ткань мягкая, довольно прочная, лёгкая, мнётся при носке. Она пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет, хорошо стирается, создает ощущение тепла. При стирке ткань дает большую усадку по основе/.

  1. какие свойства имеет льняная ткань?

/Льняная ткань жесткая, прочная, сильно мнется при носке. Она хорошо пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет, легко отстирывается, создает ощущение прохлады. Ткань не растягивается по основе и почти не тянется по утку/.

  1. По каким признакам можно определить вид ткани?

/Вид ткани можно определить по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей/.

Повторяем признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.

Работаем с таблицей:

Определение хлопчатобумажных и льняных тканей (сл. №4).

Характеристика

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

По внешнему виду

1. х/б ткань шероховатая, не имеет блеска.

2. нити тонкие одинаковой толщины

1. имеет гладкую поверхность

2. нити более толсты, неравномерной толщины

На ощупь

1. ткань мягкая, кажется теплой

2. при растяжении по долевой нити (основе) х/б ткань почти не тянется, а по поперечной нити (утку) дает растяжение.

1. льняная ткань жесткая, тяжелая, прохладная.

2. по основе и утку льняная ткань почти не тянется.

По разрыву

1. х/б ткань легко рвется и по основе и утку.

2. если разорвать х/б ткань, то на разрыве мы увидим тонкие пушистые волоконца – ватку.

1. льняная ткань рвется с трудом.

2. на разрыве льняной ткани виден пучок прямых волокон – кисточка.

По характеру горения

1. горит х/б ткань ярким пламенем, чувствуется запах жженой бумаги.

2. после сгорания образуется серый пепел

1. горит быстро, чувствуется запах жженой бумаги.

  1. Знакомство с новым материалом.

Учитель знакомит девочек с ходом лабораторно-практической работы: «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».

Ход работы

  1. Рассмотреть образцы тканей.

Определить вид тканей по внешнему виду, на ощупь, на разрыв (сл. №5).

     Разложить на группы.

  1. Понаблюдать за характером горения нитей.

     По характеру горения определить вид тканей (опыт делает учитель).

  1. Оформить образцы тканей в тетради и подписать их (хлопчатобумажные, льняные).

      Закрепляю полученные знания по теме урока с детьми в групповой беседе и                                                                                                                                             индивидуально.

Перед началом работы повторяю с детьми правила безопасной работы иглой, ножницами (провожу в форме эстафеты).

  1. Физкультминутка проводится с музыкальным сопровождением.
  2. Выполнение лабораторно-практической работы.

Во время выполнения работы звучит инструментальная музыка.

  1. Индивидуальная работа.

Объяснение и показ слабым учащимся хода работы в течение урока.

  1. Подведение итогов урока.
  1. Какую работу выполняли сегодня на уроке?

/Сегодня на уроке мы определяли хлопчатобумажные и льняные ткани/.

  1. По каким признакам вы определили хлопчатобумажные и льняные ткани?

/Хлопчатобумажные и льняные ткани мы определяли по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей/.

  1. Почему хлопчатобумажные и льняные ткани называют натуральными?

/Хлопчатобумажные и льняные ткани называют натуральными потому что волокна хлопка и льна существуют в природе/.

  1. Как определить хлопчатобумажную ткань по внешнему виду?

/Хлопчатобумажная ткань по внешнему виду шероховатая, не имеет блеска, нити тонкие, одинаковой толщины/.

  1. Как определить льняную ткань по внешнему виду?

/Льняная ткань по внешнему виду гладкая, нити более толстые, неравномерной толщины/.

  1. Какие трудности испытывали при выполнении практической работы?

/Трудностей не было/.

Учитель оценивает работу девочек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока швейного дела по теме "Ночная сорочка. Снятие мерок".

разработка  урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов,...

Конспект урока "Швейные ручные работы" 5 класс

Развернутый конспект урока для 5 класса по уч. Симоненко "Швейные ручные работы". В конспекте присутствует прием технологии "Критическое мышление" - ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)....

конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"

Цели урока Образовательные:  Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей....

Конспект урока швейного дела в 5 классе по теме "Сумки: фасоны, размеры, швы".

Урок изучения нового материала знакомит учащихся с швейным изделием - хозяйственной сумкой. Учащиеся познакомятся с историей появления сумки, разнообразием сумок по видам, фасонам, назначению. Презент...