Программа элективного курса для учащихся 9 класса " Этика и психология профессиональной деятельности"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном становлении личности школьника, содействие которому является одной из задач предпрофильной технологической подготовки. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Поэтому в 9-м классе часы учебного предмета «Технология» переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном становлении личности школьника, содействие которому является одной из задач предпрофильной технологической подготовки. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Поэтому в 9-м классе часы учебного предмета «Технология» переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Рабочая программа элективного курса «Этика и психология профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897
Данная программа состоит из трех самостоятельных модулей, направленных на :
-самопознание учащихся - «Профессиональное самоопределение» 17 ч ;
- углубленное изучение отраслей общественного производства – «Технология основных сфер профессиональной деятельности» 17 ч ;
- ознакомление с предпринимательством – «Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности» 34ч.
Такое построение позволяет учащимся, как последовательно изучить весь курс, так и выбрать отдельный модуль, наиболее отвечающий потребностям ребенка.
Представленная программа реализована в линиях учебников по технологии, подготовленных авторским коллективом под руководством профессора В.Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Основная цель курса – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи курса:
- обобщить у учащихся знания о трудовой деятельности, профессиях, карьере;
-сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; осуществлять самоанализ развития своей личности; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Профессиональное самоопределение (17ч)
Основные теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.
Технологии основных сфер профессиональной деятельности (17ч.)
Сферы производства и разделение труда
Основные теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы. Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Экскурсия на предприятие швейной промышленности.
Варианты объектов труда. Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.
Варианты объектов труда. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.
Предпринимательство, как сфера профессиональной деятельности. (34 ч.)
Основные теоретические сведения. Культура экономических отношений в процессе производства и потребления. Производительность и оплата труда. Себестоимость товаров и услуг, ценообразование. Виды налогов. Маркетинг и менеджмент в деятельности предпринимателя.
Особенности деятельности менеджера, бизнесмена предпринимателя. Сущность предпринимательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Методы исследования рынка и спроса на товары и услуги. Инновационный менеджмент и жизненный цикл инновации. Бизнес-план и его основные компоненты. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к ее разработке.
Практические работы. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного обьекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Проектирование изделия или услуги. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок.
Варианты объектов труда. Изделия, рекомендованные в программе для творческих, проектных работ или предложенные учащимися.
Творческая, проектная деятельность
Основные теоретические сведения. Методы поиска предпринимательской идеи. Характеристики предпринимательской идеи. Оценка перспективности предпринимательской идеи. Порядок составления бизнес-плана.
Использование ЭВМ для проектирования. Техника разработки предпринимательской идеи. Экономия материалов и энергии. Новизна изделия и его возможные потребители. Доход и прибыль с продаж. Понятие о налогообложении.
Практические работы. Выдвижение предпринимательской идеи. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения в потребительских товарах и конъюнктуры рынка. Составление бизнес-плана. Анализ возможностей качественного выполнения изделия. Оценка возможной серийности выпуска продукции при коллективной организации труда. Планирование технологического процесса. Изготовление изделия (или серии изделий). Контроль качества и потребительских свойств. Определение способов реализации изделия (или изделий). Разработка предложений по возможной рекламе. Защита проекта.
Варианты объектов труда. Каталоги товаров и услуг, справочники по налогообложению, трудовому и хозяйственному законодательству.
Литература для учащихся:
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства 9 класс. М.: Дрофа, 2002.-192с
- Технология 9 класс. Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. ВЕНТАНА-ГРАФ 2008
Литература для учителя:
- А.В.Леонтьев Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование.- М.: Дрофа, 2002.- 128с.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др., под ред. С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 200 – 112с
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005 – 288с
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.
- Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М. : Вентана- Граф, 2009.- 192 с.
- Технология. 9 класс. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко / авт.-сос. А.Н.Бобровская Волгоград:Учитель, 2007г.
- Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006 – 208с
Литература для учащихся:
- Технология 9 класс. Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. / Под ред. Симоненко В.Д. ВЕНТАНА-ГРАФ 2008
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства 9 класс. М.: Дрофа, 2002.-192 с.
Литература для учителя:
- Гомола А.И. «Профессии в сфере управления и экономики.» М.:Издательский центр «Академия» 2007г. – 240с
- Профессии работников сферы обслуживания: учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / А.Ю.Лапин, Л.Г.Чеснокова, И.Г.Чижевская и др. ; под редакцией И.Ю.Ляпиной, Т.Л.Служевской. – 2-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272с
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.-80с.
- Технология. 9 класс. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко / авт.-сос. А.Н.Бобровская Волгоград:Учитель, 2007г.
- Технология: программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М. : Вентана- Граф, 2009.- 192 с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005 – 288с
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др., под ред. С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 200 – 112с
- Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006 – 208с
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение
№ п/п | темы | Количество часов | класс | дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по основным признакам: целям труда, предмету труда, орудиям труда. Упражнения «Определение склонностей к типам профессий» Профессиограмма как информационный документ. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Тест «Самооценка уверенности в себе» Профессиональные интересы, склонности и способности. Определение склонностей с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Определение типа темперамента. Экспресс диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Анкета мотивов выбора профессии Здоровье и выбор профессии. Практикум по определению профессиональных заболеваний. Профессиональная проба. Итого: | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | темы | Количество часов | класс | дата |
1 2-3 4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 | Профессия и карьера Технологии индустриального производства Технологии агропромышленного производства Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании Арттехнологии Универсальные перспективные технологии Профессиональная деятельность в социальной сфере Выполнение творческих работ Презентация творческих работ Итого: | 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 17 |
Предварительный просмотр:
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности
№ п/п | Раздел, тема, | Кол- во часов | класс | дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. . | Основы предпринимательства. История становления предпринимательства в России. Предпринимательская фирма. Виды и формы предпринимательской деятельности. Разработка товарного знака продукции своей фирмы. «Прибыльное производство», профессиональные пробы Маркетинг в деятель- ности предприятия. Себестоимость продукции и ценообразование. Реализация товаров и услуг. Реклама в системе предпринимательства. «Чья реклама лучше?» «Сегментирование потребительского рынка» Менеджмент в деятель- ности предприятия. Предпринимательская идея. Бизнес-план. «Вариант» - профессиональные пробы. Имидж и этикет современного делового человека. Имидж офиса, дизайн офиса. Имидж сотрудников, служебно-деловой этикет. Секретарь-референт. Его роль в офисе. «Вертушка общения»- профессиональные пробы. Итого: | 2
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"
Курс является элективным и предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-635182-1431970276.jpg)
Программа элективного курса "Основы психологических знаний" по предмету Психология 9-11 класс.
Курс «Основы психологических знаний» представляет собой теоретическую и практическую формы обучения, состоящий из нескольких блоков. Первый в программе - Личностный блок и последний - Инте...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/23/picture-621751-1729673352.jpg)
программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)
программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-600876-1426415991.jpg)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-633361-1440497328.jpg)
Программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"
Программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/23/picture-621751-1729673352.jpg)
программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-633361-1440497328.jpg)
Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"
Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"...