Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"
рабочая программа (10 класс)
Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_10_klassa_po_elektivnomu_kursu-nravstvennye_osnovy_semeynoy_zhizni.docx | 49.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол №1 от «22» сентября 2020г. | «Согласовано» _________________________ ( роспись курирующего заместителя директора) «22 »сентября 2020г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от «22» сентября2020г. №508-О |
Рабочая программа факультативного курса
«Нравственные основы семейной жизни»
(наименование учебного предмета)
Базовый, среднее общее, 10 класс
(уровень образования)
35 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Комкова Елена Владимировна, социальный педагог
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2020 г.
1.Паспорт Рабочей программы
№ | Наименование пункта | Содержание пункта |
Название программы | Нравственные основы семейной жизни | |
Реализует требований ФГОС НОО/или ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 10-11 классов (указать нужное) | Рабочая программа « Нравственные основы семейной жизни » для 10-х составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ); - (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645); - Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; - Программа элективного курса «Нравственные основы семейной жизни» для обучающихся по общеобразовательным программам общего и профессионального (основного и дополнительного) образования – Благотворительный фонд «Просветитель», 2017. Авторы: Моисеев Д.А., Монахиня Нина (Крыгина Н.Н.) | |
Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса | Целью курса -введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи. - укрепление основ семейной жизни в российском обществе. Задачи: - ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов; - преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; - содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей; - пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; - снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи; - ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем; - обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений; - помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем. | |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана) | Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение факультативного курса « Нравственные основы семейной жизни » в 10 классе отводится 1 час в неделю. | |
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | Программа рассчитана на 35часов | |
Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа | Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является факультативный курс. |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы факультативного курса «Нравственные основы семейной жизни» ориентировано на достижение старшеклассников трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
2.1. Личностные универсальные учебные действия.
Личностные результаты освоения старшеклассниками программы «Нравственные основы семейной жизни» выражаются в следующем:
- приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
- приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;
- воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
- усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2.2.Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
регулятивные:
- ставить учебную задачу под руководством педагога;
- планировать свою деятельность под руководством педагога
- работать в соответствии с поставленной задачей, с предложенным планом;
- оценивать работу сверстников;
- проектировать свою жизненную стратегию (стратегию устроения жизни);
- определять критерии для сравнения фактов, событий, явлений, объектов;
- сравнивать факты, объекты, явления, события по заданным критериям;
- работать в формате мысленного эксперимента;
- создавать учебно-исследовательские и творческие работы по заданной теме;
- редактировать готовый текст учебно-исследовательской работы;
познавательные:
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т.д.);
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами (изображениями, аудио-, видеоматериалами);
- работать с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации: искать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях, библиотеках, интернете и других источниках;
- анализировать информацию из разных источников: телевидение, радио, интернет, печатной прессы, книжных изданий, учебной литературы, содержания аудиторных занятий, разговоров на бытовом уровне и т.д. в контексте позитивного или негативного её содержания по отношению к семейному образу жизни;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
коммуникативные:
- корректно излагать свою точку зрения, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- участвовать в образовательной деятельности в формате дискуссионной площадки, работы в группе;
- анализировать собственные взгляды, убеждения, установки;
- критически мыслить по отношению к воспринимаемой информации;
- сравнивать собственное мнение с мнением сверстников, педагогов, родителей.
2.3. Предметные результаты
Предметные результаты изучения факультативного курса «Нравственные основы семейной жизни»:
- овладение ценностными установками и знаниями, необходимыми для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
- понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
- представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
- понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
- понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
- знание святых семейств, покровителей семьи,
- знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
- осознание ценности человеческой жизни,
- представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
- знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.
3. Содержание программы элективного курса «Нравственные основы семейной жизни»
Введение. (1ч)
Что такое счастье и как его достичь?
Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем - личный выбор каждого.
Раздел I. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (12ч)
Глава 1. Кто я?(5ч)
Направленность личности
Тестирование по тест-анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова. Понятие «направленность личности». Смысл жизни.
Понятие личности
Индивид. Индивидуальность. Личность. Отличие в понимании личности в современной психологии и в православном учении.
Когда человек становится личностью?
Тайна возраста. Особенности подросткового и юношеского возраста
Кризис переходного возраста. Анатомо-физиологические особенности подросткового и юношеского возраста. Особенности развития самосознания личности на данной возрастной ступени. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения со сверстниками.
Тайна пола
Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Психология половых различий мужчин и женщин. Половые различия детей от рождения до подросткового возраста (краткий обзор). Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления и в других сферах.
Глава 2. Я и Другие (7ч)
Быть или казаться
Лицо и личина. Честность и лицемерие. Образ и имидж. Манипуляция сознанием. Как не стать жертвой манипуляции.
Дружба и любовь в жизни человека
Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Дружба как школа самораскрытия и школа понимания другого человека.
Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.
Стыд и совесть
Понятие «стыд». Понятие «совесть». Требование совести и требование общества. Различение добра и зла. Свобода выбора. Ответственность.
Мужественность.
Понятие «мужественность». Составляющие мужественности. Юношество. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Искаженное понимание мужественности в современном мире.
Женственность
Понятие «женственность». Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Нравственные основы взаимоотношений с юношами. Искаженное понимание женственности в современном мире и его последствия для человека, общества и семьи.
Раздел II. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ (18ч)
Глава 3. Добрачные отношения (7ч)
Любовь и влюблённость
Понятие любви. Классификации любви. Первая любовь. Умение различать любовь и влюбленность. Особенности юношеской романтической любви. Этапы отношений: дружба, влюблённость, любовь.
Испытание чувств
Понятие «добрачного периода». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Проблема выбора жениха и невесты. Понятие виктимности в психологии (склонность человека становиться жертвой). Установка на частую смену сексуальных партнёров (промискуитет). Пробный брак - его мотивация и последствия.
Предбрачный период
Понятие «предбрачного периода». Задачи предбрачного этапа. Психологическая готовность к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. В каких ситуациях необходимо узнать друг друга. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.
Союз двух родов. Традиции сватовства
Знакомство с новыми родственниками. Помолвка и сватовство. Родословная (брак - начало новой родословной).
Глава 4. Свадьба. Начало совместной жизни (3ч)
Самый важный день
Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях народов России. Дни, в которые совершается брак
Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Ведение своего хозяйства.
Первый год совместной жизни
Супружество. Муж и жена. Особенности семейных межличностных взаимоотношений. Особенности первого года семейной жизни. Первичная семейная адаптация. Пути преодоления кризиса первого года. Совместимость супругов. Культура общения в семье. Правила общения молодых супругов. Особенности любви до брака и в браке.
Особенности взаимоотношений и правила поведения с новыми родственниками. Правила психологической безопасности в общении молодых супругов.
Глава 5. Молодые родители (10ч)
Семья в ожидании ребёнка
Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Беременность и подготовка к родам. Целомудрие в период беременности. Здоровье будущих супругов и их потомства. Влияние вредных привычек на здоровье и способность стать родителями.
Чудо жизни
Жизнь - дар Божий. Уникальность человеческой жизни. Когда начинается человеческая жизнь. Стадии развития ребёнка во внутриутробный период.
«Не убий»
Аборт. Что такое искусственное прерывание беременности. Влияние аборта на здоровье и психику женщины и окружающих ее людей. Постабортный синдром. Последствия регулирования рождаемости.
Отцовство и материнство
Понятия отцовства и материнства. Ответственность родителей за детей. Рождение, воспитание и социализация детей - одна из основных функций семьи. Для чего в семье нужны дети. Негативные формы отношения к родительству: отказ от выполнения родительских ролей, суррогатное материнство, безотцовщина, социальное сиротство.
Молодая семья с новорожденным
Изменения в семье, в связи с появлением ребёнка. Второй кризис семейной жизни и пути его преодоления. Родительская любовь. Освоение родительских ролей. Влияние родителей на развитие ребёнка в первый год после рождения. Влияние родителей на развитие личности детей. Конфликты родителей и детей. Ошибки родителей. Влияние детей на развитие личности родителей.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тма урока | Кол-во часов | Дата | |
план | фат | |||
1 | Введение. Что такое счастье и как его достичь? | 1 | 02.10.2020 | |
Раздел I. Личность и межличностные отношения (12 ч.) | ||||
Глава I. Кто я? (5 ч.) | ||||
2 | Направленность личности | 1 | 09.10.2020 | |
3 | Понятие личности | 1 | 16.10.2020 | |
4 | Тайна возраста | 1 | 23.10.2020 | |
5 | Тайна пола | 1 | 13.11.2020 | |
6 | Подведение итогов изучения Главы I | 1 | 20.11.2020 | |
ГлаваII . Я и другие (7 ч.) | ||||
7-8 | Быть или казаться | 2 | 27.11.2020 04.12.2020 | |
9 | Стыд и совесть | 1 | 11.12.2020 | |
10 | Дружба и любовь в жизни человека | 1 | 18.12.2020 | |
11 | Мужественность | 1 | 25.12.2020 | |
12 | Женственность | 1 | 15.01.2020 | |
13 | Подведение итогов главы II: «Я и другие» | 1 | 22.01.2020 | |
Раздел III. Возрасты семьи (18 ч.) | ||||
ГлаваIII. Добрачные отношения (7 ч.) | ||||
14 | Любовь и влюбленность | 1 | 29.01.2020 | |
15-16 | Испытание чувств | 2 | 05.02.2020 12.02.2020 | |
17 | Предбрачный период | 1 | 19.02.2020 | |
18-19 | Союз двух родов | 2 | 26.02.2020 | |
20 | Подведение итогов изучения Главы III: «Добрачные отношения» | 1 | 05.03.2020 | |
ГлаваV. Свадьба. Начало совместной жизни. (3 ч.) | ||||
21 | Самый важный жизнь | 1 | 12.03.2020 | |
22 | Первый год совместной жизни | 1 | 19.03.2020 | |
23 | Подведение итогов изучения Главы IV: Свадьба. Начало совместной жизни. | 1 | 26.03.2020 | |
ГлаваVI. Молодые родители (10ч.) | ||||
24-25 | Семья в ожидании ребенка. Отцовство и материнство. | 2 | 02.04.2020 | |
26 | Чудо жизни | 1 | 09.04.2020 | |
27-28 | «Не убий» | 2 | 16.04.2020 | |
29-30 | Молодая семья с новорожденным | 2 | 23.04.2020 | |
31 | Общение родителей и детей. Ошибки родителей. | 1 | 30.04.2020 | |
32 | Конфликты родителей и детей. | 1 | 07.05.2020 | |
33 | Подведение итогов изучения Главы V «Молодые родители» | 1 | 14.05.2020 | |
Подведение итогов (2 ч.) | ||||
34-35 | Итоговое занятие | 2 | 21.05.2020 | |
Итого часов: 35 | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля....
Программа элективного курса "Генетика с основами селекции"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - развитие логиги генетического мышления....
программа элективного курса по обществознанию "Основы правовой культуры "
Программа элективного курса, предназначенного для учащихся 10 класса, предполагает изучение права на достаточно высоком содержательно- методическом уровне. Особое в...
Программа элективного курса психологического практикума "Основы саморегуляции деятельности"
Предлагаемая программа психологического практикума составлена на основе рекомендаций по проектированию учебного курса (Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина и др.) и с учетом современных требований социально-экономи...
Авторская программа элективного курса "Сочинение на основе данного текста".
Элективный курс « Сочинение на основе данного текста» учит анализу текста, его интерпретации и созданию авторского текста на основе данного. Он предназначен для обу...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Основы проектирования в среде AutoCAD»
В настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. Выпускник должен иметь представление о системах отображения информации, применять программные ср...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...