Элективный курс: Секреты кухни
элективный курс по технологии (10, 11 класс) на тему

Кулинария - часть национальной культуры. Она тесно связана с обычаями, обрядами, верованиями людей.

      Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт. Конфуций

       Руководствуясь концепцией модернизации Российского образования составлена программа курса по выбору учащихся в 10 классе “Секреты кухни”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10kl_elektivnyy_kurs_sekrety_kuhni.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КИЧКЕТАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МБОУ Кичкетанской СОШ

Протокол №1 от 29.08.2015г.

Обсуждено на методическом объединении учителей

Протокол №1 от 27 августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УР Кичкетанской СОШ

________(Нуретдинова А.М.)

«29» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Кичкетанской СОШ

________(Зиннатова Н.М.)

Приказ № 212

от «01» сентября 2015г.

Рабочая программа

элективного курса  

«Секреты кухни»

Классы – 10-11

Уровень - базовый

Всего часов – в 10 классе 35ч.; в 11 – 34 часа

Количество часов в неделю – по 1

                                                                 Ганиева Танзиля Ильдусовна

                                                  учитель технологии

2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Секреты кухни».

10 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Секреты кухни» для 10-11 классов составлена на основе:

  • ФЗ - 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа МОиН РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказа МОиН РФ от 19 октября  2009 г. № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый  приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказа МОиН РФ от 03 июня  2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые  приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312»;
  • Приказа МОиН РФ от 10.07.2012  № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
  • Приказа МОиН РФ от 19.12.2012  № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на  2013/2014 учебный год;
  • Письма МОиН РТ № 11005/14 от 08.07.2014 «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году»;
  • Письма МОиН РТ № 1063/15 от 19.08.2015 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кичкетанской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2015 года);

       

       Программа курса в 10 -м классе обеспечивает преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования.

      Кулинария - часть национальной культуры. Она тесно связана с обычаями, обрядами, верованиями людей.

      Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт. Конфуций

       Руководствуясь концепцией модернизации Российского образования составлена программа курса по выбору учащихся в 10 классе “Секреты кухни”. Курс состоит из 3 блоков (12:10:13) — общее количество часов 35 (из расчета 1 час в неделю), включает в себя теоретическую и практическую части. Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников и построена таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями и основывается на проектных и игровых методах обучения. Теоретический материал курса переплетается со следующими предметами: химией, биологией, экономикой, историей, информатикой и ОБЖ. Курс включает материал, не содержащийся в базовой программе по технологии, содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, к технологии обработки продуктов и грамотному приготовлению разнообразных блюд. Очень важно также то, что полученные знания и умения при изучении курса будут полезны в любом случае, так как в будущем каждая ученица и каждый ученик будет хозяйкой или хозяином своего дома.

      Содержание курса знакомит со спецификой вида деятельности при выборе технологического профиля и представляет собой введение в такие профессии, как кулинар-кондитер, пекарь и повар.

      При изучении курса ученик получает более углубленные теоретические знания на уроках, работает с дополнительной литературой самостоятельно, выполняет практические работы на уроках и дома в соответствии с инструкционными картами, готовит рефераты, доклады, сообщения, участвует в подготовке (коллективный проект) и проведении праздника “Хлеба”, оценивает свои знания по результатам тестов и викторины, выполняет творческий проект и защищает его.

       

Цели курса: 

Способствовать самоопределению учащихся в выборе технологического профиля дальнейшего пути обучения.

Создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся в кулинарии.

Задачи курса: 

Расширение знаний учащихся в кулинарии.

Формирование культуры общения.

Реализация системного подхода к изучению курса на основе ранее полученных знаний.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся в кулинарии.

Должны знать:

  • Значение питания в жизни человека.
  • Способы заваривания чая.
  • Правила подачи чая.
  • Приготовление и оформление блюд к чаю.
  • Столовые приборы и правила пользования ими.
  • Правила поведения за столом.
  • Культуру поведения в семье.
  • Этикет общения при чаепитии.
  • Правила техники безопасности при кулинарных работах.
  • Знать первичную и тепловую обработку овощей.
  • Технологию приготовления блюд из овощей, первых и вторых блюд.
  • Технологию приготовления блюд из круп, рыбы, мяса.
  • Правила гигиены.
  • Правила ухода за жилищем.
  • Правилами ухода за одеждой и способами её ремонта.

Должны уметь:

  • Правильно подобрать сорт чая для его приготовления в конкретных ситуациях.
  • Готовить и оформлять готовые блюда к чаю.
  • Сервировать стол к чаепитию.
  • Правильно себя вести за столом.
  • Вести дискуссию при чаепитии.
  • Соблюдать правила техники безопасности при кулинарных работах.
  • Производить первичную и тепловую обработку овощей;
  • Приготавливать первое и второе блюдо из мяса и рыбы;
  • Соблюдать правила гигиены;
  • Производить уборку помещения;
  • Ухаживать за одеждой, ремонтировать её.

Методы обучения

Изложение теоретического материала ведется в виде рассказа, объяснения, беседы. Методы проведения практических работ могут быть разными в зависимости от поставленной задачи. Чаще всего используется групповой метод.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол часов

Дата

Вид занятия

Примечание

Д

Ф

1. КУЛЬТУРА КУХНИ. (12 ЧАСОВ)

1.

Введение.

Цели и задачи курса. Обсуждение плана творческих проектов: выбор темы, требования к содержанию и оформлению. Инструктаж по технике безопасности.

1

02.09

02.09

Беседа,

Обсуждение

консультация

I

четверть

2.

Кухня современной молодой хозяйки.

Оборудование и оснащение современной кухни, или, Как и в чем правильно и вкусно готовить.

1

09.09

09.09

Рассказ

Беседа

3.

Основы рационального питания:

- История кулинарии; профессия повара, пекаря и кулинара;

- пищевые источники витаминов и минеральных веществ; тайна “щепотки соли”, или О приправах и пряностях при здоровом питании;

- жиры в современном правильном питании, или Еще раз о холестерине;

- организация питания в зависимости от возраста, профессии, климата и социально-бытовых условий; Что такое пища;

- внешний вид, вкус и запах, упаковка пищевых продуктов; как отличить качественный продукт от некачественного.

5

1

1

1

1

1

16.09

23.09.

30.09

07.10

14.10

16.09

23.09

30.09

07.10

14.10

Рассказ

Беседа

Обсуждение

Сообщение нового материала

Работа с журналами

Обсуждение

Работа с литературой

Практическая работа

4.

Эстетика сервировки стола и культура потребления пищи:

- украшение блюд; гармоничное сочетание цветов, форм и объемов;

- декоративное украшение стола салфетками и цветами, подбор посуды;

- сервировка праздничного стола; особенности сервировки стола к Новому году, Дню рождения, Пасхе и др.;

- правила приема гостей (с застольем, а-ля фуршет и др.).

4

1

1

1

1

21.10

28.10

11.11

18.11

21.10

28.10

11.11

18.11

 

Беседа с применением ИКТ

Практическая работа

Практическая работа

Сообщение

Ролевая игра

Осенние каникулы с 03.11 по 09.11

2014года

(7 дней)

II

четверть

5.

Итоговое занятие.

Повторение знаний по пройденному материалу.

Защита творческих проектов.

1

25.11

25.11

Тест

В форме доклада

II. ИЗ ТОЙ ЖЕ МУЧКИ, ДА НЕ ТЕ РУЧКИ. (10 ЧАСОВ)

1.

Хлеб (белый и черный) и хлебобулочные изделия, или О хлебе насущном:

- от муки до проросших злаков, или О роли хлебопродуктов в правильном питании; кулинарная азбука начинается с хлеба;

- хлеб – основа жизни и стола; пять секретов хлебопечения; профессия хлебопека;

- приготовление блюд из теста; с применением теста, как исходного материала для разнообразных мучных блюд; У хлебопека после приготовления теста работа кончается, а у повара только начинается.

3

1

1

1

02.12

09.12

16.12

02.12

09.12

16.12

Беседа

 

Рассказ

Работа с журналами

Сообщения (доклады) уч-ся

Практическая работа дома

 

2.

Технология приготовления кондитерских изделий из теста:

- виды теста; разрыхлители; фарши и начинки;

- технология приготовление изделий из дрожжевого теста: пироги, расстегаи, ватрушки, блины и оладьи;

- технология приготовления изделий из бездрожжевого теста; торты и пирожные; особые виды теста.

6

1

2

3

23.12

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

23.12

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

Рассказ

Беседа

Работа с литературой

Практическая работа

 

Зимние каникулы

с  29 12. по 11.01

2015 года

(14 дней)

III

четверть

3.

Итоговое занятие. “Праздник Хлеба”.

1

17.02

17.02

Проведение праздника

III.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ. (13 ЧАСОВ)

1.

Механическая кулинарная обработка продуктов (овощей и грибов, мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, птицы и дичи).

1

24.02

24.02

беседа

2.

Тепловая кулинарная обработка:

- характеристика приемов тепловой обработки;

- влияние тепловой обработки на качество готовой продукции.

2

1

1

03.03

10.03

03.03

10.03

Рассказ

Беседа

3.

Технология приготовления блюд:

- технология приготовления соусов (с мукой, без муки, сладкие);

- технология приготовления холодных и горячих закусок (из рыбы, мяса, овощей);

- технология приготовления блюд из мяса и мясопродуктов;

- технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов;

- блюда из овощей и грибов, технология их приготовления;

- технология приготовления горячих напитков (чай, кофе, какао) и холодных (молочные коктейли, прохладительные напитки из фруктов и овощей); десерты (муссы, желе, компоты и др.).

7

1

2

1

1

1

1

17.04

07.04

14.04

21.04

28.04

05.05

12.05

17.03

07.04

14.04

21.04

28.04

05.05

12.05

 

Работа с журналами

Практическая работа

Беседа

Беседа

Беседа

 

Практическая работа

Весенние каникулы с 23.03. по 31.03.2015г

(9 дней)

IV

четверть

4.

Защита творческих проектов.

1

19.05

Демонстрация и защита проектов

5.

Итоговое занятие.

Викторина по программе мультимедийной энциклопедии “Дело вкуса”

2

26.05

Подведение итогов, оценки

 

Итого.

35ч.

Содержание курса. (35 часов)

I. КУЛЬТУРА КУХНИ. (12)

1. Введение. (1)

Цели и задачи курса. Обсуждение плана творческих проектов: выбор темы, требования к содержанию и оформлению. Инструктаж по технике безопасности.

Содержание и задачи элективного курса “Секреты кухни”. Прохождение теоретического материала курса, выполнение практических и самостоятельных работ, работа над творческим проектом. Влияние правильного питания на здоровый образ жизни человека. Повторение инструкций по технике безопасности при кулинарных работах.

2. Кухня современной молодой хозяйки. Оборудование и оснащение современной кухни, или, Как и в чем правильно и вкусно готовить. (1)

Кухня является тем особым помещением в нашей квартире, которое должно быть, прежде всего, удобным. Кухня должна быть хорошо оснащена. В ней необходимо выделить место для: хранения продуктов, обработки продуктов (первичной и тепловой), мытья посуды, потребления приготовленной пищи.

3. Основы рационального питания (5):

История кулинарии; профессия повара, пекаря и кулинара (1);

Уже в четвертом-третьем тысячелетии до нашей эры выпекалось 58 сортов хлеба, готовили мясные и рыбные блюда, а чтобы подчеркнуть их вкус, использовали различные травы и пряности, из молока – различные виды сыров и брынзы, а овощи и фрукты занимали на столе почетное место.

пищевые источники витаминов и минеральных веществ; тайна “щепотки соли”, или О приправах и пряностях при здоровом питании (1);

Различные заболевания при недостатке витаминов и минеральных веществ.

Рацион питания существенно зависит от времени года.

Соль – необходимый пищевой продукт, готовая приправа. Жиры в современном правильном питании, или Еще раз о холестерине(1);

Пищевые жиры не только являются источником энергии, но и поставляют материал для биосинтеза липидных структур, в частности мембран клеток, в организме.

организация питания в зависимости от возраста, профессии, климата и социально-бытовых условий (1);

Для правильной организации питания необходимо определить значение для человека отдельных пищевых веществ и четко представить себе потребность в них в зависимости от возраста, профессии, климата и социально-бытовых условий.

внешний вид, вкус и запах, упаковка пищевых продуктов; как отличить качественный продукт от некачественного (1);

Критерии качества продуктов: питательность, натуральность, свежесть, внешний вид, вкус и запах.

Не стыдитесь понюхать пищу, чтобы оценить ее качество

4. Эстетика сервировки стола и культура потребления пищи (4):

украшение блюд; гармоничное сочетание цветов, форм и объемов (1);

Еще в Древнем Риме признавали связь между роскошно накрытым столом и аппетитом. И классические кухни Азии – китайская и японская – на протяжении столетий придавали огромное значение гарниру как украшению блюд.

Украшения из плодов цитрусовых (лимоны, апельсины, мандарины), из косточковых и семечковых фруктов (яблоко, груша, персик), из экзотических плодов (ананас, банан, киви, дыня), из корнеплодов (сельдерей, морковь, редис, редька), из лука, тыквы и огурцов, яиц, грибов, хлеба и масла.

декоративное украшение стола салфетками и цветами, подбор посуды (1);

Как бы красиво ни был накрыт стол, без цветов он выглядит буднично. Одним из самых эффектных украшений стола являются красиво сложенные салфетки.

сервировка праздничного стола; особенности сервировки стола к Новому году, Дню рождения, Пасхе и др. (1);

Скатерть – не только украшение стола, но и основа сервировки. Выполняет она три функции: в первую очередь – эстетическую, ведь без скатерти стол выглядит голым и не столь нарядным. Во-вторых, скатерть приглушает стук тарелок и приборов о столешницу. В-третьих, скатерть уменьшает скольжение тарелок по столу.

. Новогодний праздник – это праздник изобилия! Поэтому устраивать надо богатый стол с разнообразными яствами.

Застолье в честь именинника – самое распространенное семейное торжество, когда в дом приглашаются гости.

правила приема гостей (с застольем, а-ля фуршет и др.) (1).

5. Итоговое занятие. Повторение знаний по пройденному материалу.

Защита творческих проектов. (1)

II. ИЗ ТОЙ ЖЕ МУЧКИ, ДА НЕ ТЕ РУЧКИ. (10 ЧАСОВ)

1. Хлеб (белый и черный) и хлебобулочные изделия, или О хлебе насущном (3):

от муки до проросших злаков, или О роли хлебопродуктов в правильном питании; кулинарная азбука начинается с хлеба; (1)

Хлеб знали уже в Древнем Египте, Иудее и Древней Греции и Риме. Рожь была известна в бронзовом и железном веке. Она представляла собой основной пищевой злак славян, кельтов и германцев. Пшеницу также выращивали еще в доисторические времена. Рис пришел из Азии, где его выращивали около 5000 лет назад.

По славянской традиции достойного гостя всегда встречали хлебом-солью. В нашей культуре с давних пор известны выражения: “Водить хлеб-соль с кем-либо”, “Перебиваться с хлеба на воду”, “Чтоб у вас хлеба не было”, “Жить на чужих хлебах”.

хлеб – основа жизни и стола; пять секретов хлебопечения; профессия хлебопека; (1)

Кулинарная азбука начинается с хлеба, так как ни одно другое кулинарное достижение не убеждает так человека в его способностях и умении готовить, не придает ему такую кулинарную уверенность и сноровку, как умение собственными руками испечь хлеб. Так было испокон веков. Но в еще большей степени это оказывается верным сегодня.

А между тем хлеб – это основа жизни и стола. Без хлеба нельзя прожить, без него любой обед не обед, любому блюду чего-то недостает.

Пять правил, пять секретов хлебопечения: дрожжи, жидкость жиры, первая операция (смесь всех компонентов) и вторая, решающая операция – приготовление теста.

приготовление блюд из теста; с применением теста, как исходного материала для разнообразных мучных блюд; У хлебопека после приготовления теста работа кончается, а у повара только начинается.(1)

Изделий из теста в рационе человека довольно много, особенно в русской кухне. Здесь и лапша, и пельмени, и вареники, и блины, оладьи, пышки, пироги, ватрушки, не говоря уже о тестяных блюдах других народов нашей страны: галушках, колдунах, лагманах, монпарах, шиме, дюшбара, хинкалах и множестве других традиционных кушаний, которые всегда были, есть и, надо полагать, никогда не исчезнут с нашего стола.

2. Технология приготовления кондитерских изделий из теста: (6)

виды теста; разрыхлители; фарши и начинки;(1)

Все виды теста можно разделить на две группы: тесто дрожжевое и бездрожжевое. Для дрожжевого теста разрыхлитель – дрожжи.

Химические разрыхлители – сода и углекислый аммоний, механические — раскатка и взбивание. Фарши (мясной, рыбный, капустный и др.) и начинки (творожная, яблочная и др.).

технология приготовление изделий из дрожжевого теста: пироги, расстегаи, ватрушки, блины и оладьи;(2)

Приготовление изделий из дрожжевого теста складывается из замеса, брожения, разделки, расстойки и выпечки.

технология приготовления изделий из бездрожжевого теста; торты и пирожные из песочного и бисквитного теста; слоеного и заварного; изделия из белкового, пряничного, миндального, овсяного и другого особого вида теста. (3)

3. Итоговое занятие. “Праздник Хлеба”. (1)

Разработка сценария праздника в форме коллективного проекта.

III.ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ. (12 ЧАСОВ)

1. Механическая кулинарная обработка продуктов (овощей и грибов, мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, птицы и дичи). (1)

Механическая кулинарная обработка продуктов необходима для того, чтобы подготовить их к тепловой обработке.

В результате механической кулинарной обработки сырья получают полуфабрикаты, доготовка которых связана с тепловой обработкой.

2. Тепловая кулинарная обработка: (2)

характеристика приемов тепловой обработки; (1)

Большинство пищевых продуктов непригодно для употребления в сыром виде и их приходится подвергать тепловой обработке: варка, жарка и т.д.

влияние тепловой обработки на качество готовой продукции. (1)

При тепловой обработке различных продуктов очень важно соблюдать правила и температурный режим, так как при неправильном приготовлении блюд, изменяется химический состав пищи в худшую сторону, что в свою очередь может привести к нежелательным последствиям для здоровья человека.

3. Технология приготовления блюд: (7ч)

технология приготовления соусов (с мукой, без муки, сладкие);(1)

Соусы дают возможность приготовить из одних и тех же продуктов блюда, различные по вкусу и виду.

Кроме того, соусы, в состав которых входят жиры, яйца, значительно повышают калорийность кулинарных изделий.

Правильный подбор соусов к блюдам имеет большое значение, поскольку от него зависит вкус, внешний вид и питательность пищи.

технология приготовления холодных и горячих закусок (из рыбы, мяса, овощей); (2)

Все холодные блюда и закуски делятся на следующие группы: бутерброды, салаты и винегреты, блюда из овощей, блюда из рыбы, блюда из мяса.

технология приготовления блюд из мяса и мясопродуктов; (1)

Мясо хорошо сочетается с различными пищевыми продуктами, поэтому из него можно приготовить большое количество разнообразных блюд.

При изготовлении блюд из мяса применяют все виды тепловой обработки: варку, припускание, жарку, тушение и запекание

технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов; (1)

виды тепловой обработки рыбы – варка, припускание, тушение, жарка (в большом количестве жира, на решетке, на вертеле), запекание в жарочном шкафу.

Главное требование, которое предъявляется к любому рыбному продукту, — его свежесть. Несоблюдение этого требования может стать причиной многих заболеваний.

блюда из овощей и грибов, технология их приготовления; (1)

Овощи варят, припускают, тушат, жарят и запекают. Многие овощи (салат, репу, бело— и краснокочанную капусту, сельдерей, морковь) используют сырыми.

Овощи варят паром и в воде. Грибы варят, тушат, запекают, жарят.

технология приготовления горячих напитков (чай, кофе, какао) и холодных (молочные коктейли, прохладительные напитки из фруктов и овощей); десерты (муссы, желе, компоты и др.). (1)

Чай – любимый напиток миллионов людей. Он обладает тонизирующими свойствами, вызывает ощущение бодрости.

Самые разнообразные прохладительные напитки готовятся из свежих ягод, овощей и фруктов.

4. Защита творческих проектов. (1)

5. Итоговое занятие. (1)

Викторина по программе мультимедийной энциклопедии “Дело вкуса”, итоговые оценки за пройденный курс.

В основе курса – практическая направленность.

Предполагается, что организацию и преподавание данного элективного курса будут осуществлять учителя технологии. Преподаватель с учетом своих возможностей и возможностей школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов.

Литература

Литература  для учителя

В.Полякова. Экспресс курс повара. Ростов н/Д; Феникс, 2001.

Т.М.Простакова. Технология приготовления пищи. Ростов – на — Дону: “Феникс”, 2000.

В.М.Лощинский. Этикет и сервировка стола. Москва: “Махаон”, 2001.

И.И.Рощин. Витамины – целители. Москва: “Вече”, 2001.

В.И.Рыженко. Справочник кулинара. Москва: “Махаон”, 2000.

Д.В.Таболкин. 500 лучших бабушкиных рецептов. Москва: “АСТ”, 2003.

В.В.Серегин. Качество продуктов – ваше здоровье. Минск: БелЭн, 2001.

В.В.Похлебкин. Тайны хорошей кухни. Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2006.

К.А.Ляхова. Сервировка стола. Москва: РИПОЛ классик, 2005. и др.

Мультимедийные ресурсы

1. “Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006”.

2. “Кулинария. Дело вкуса” — кулинарная мультимедийная энциклопедия: РУССОБИТ-М, 2000.

3. “Энциклопедия. Вегетарианская кухня”: РУССОБИТ-М, 2005.

4. “Технология”. ЗАО “Инфостудия ЭЕОН”. 

Литература  для учеников

1. Т. М. Простакова. Технология приготовления пищи. Ростов – на — Дону: “Феникс”, 2000.

2. В. М. Лощинский. Этикет и сервировка стола. Москва: “Махаон”, 2001.

3. И. Ковалев. Русская кухня. Ленинград, ИМА-пресс, 1990.

4. Ю. А. Ахметзянов. Татарская кухня. Казань, Татарское книжное издательство, 1988.

5. И. А. Михайлова. Пасхальная кухня. Москва, Эксмо 2010.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Секреты кухни».

11 КЛАСС

Введение

      Предлагаемый элективный курс для учащихся 11 класса посвящается ключевым темам  раздела кулинарии курса технологии, основной общеобразовательной школы. Данный курс является продолжением и развитием системы раннее приобретённых программных знаний, его цель – создать целостное представление о культуре питания, о том насколько важно грамотно готовить пищу.

      Мы часто слышим с экранов телевизора о вреде фастфуда,  который способен развить заболевание печени, получить язву желудка и привести к ожирению. На мой взгляд, фастфуд - это не только вредно для здоровья, но и абсолютно невкусно: «картонная картошка», « резиновые гамбургеры». В популярности заведений быстрого питания виновата не только навязчивая реклама, но и поведение родителей современных детей.  Плохо,  что детей с самого раннего возраста приучают к такому роду пищи. А семейные праздники превращают в посещение «Макдональдса».

      Успешное освоение учениками данного курса кулинарии поможет им в дальнейшем правильно питаться. Школьники смогут приобрести компетентности в приготовлении здоровой еды и позволят им быть успешными на следующей образовательной ступени. Недаром говориться: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день.  Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Пояснительная записка

      Кулинария – искусство приготовления пищи. Еда – это топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой человек. К сожалению, в большинстве случаев интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказывается вредным для постаревшего организма.

      Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Умение хорошо, то есть правильно, вкусно и быстро, готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни.

      «В здоровом теле – здоровый дух!» -  настроение, здоровье, готовность трудиться во многом зависит от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться, регулировать не только объём пищи, но и её качество. Излишняя полнота и другие функциональные нарушения организма часто являются следствием неправильного питания. Владение кулинарией требует большого объёма знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям.

      Заботясь о здоровом питании детей, администрация  нашей школы одобрила данный элективный курс. Мы стремимся возродить традиции семейных праздников и здорового питания. На основании анкетирования учащихся 9х классов и проведённой беседы на родительских собраниях сделан вывод о необходимости преподавания данных элективных курсов.

      Полученные знания на курсах помогут не только накормить семью и принять гостей, но сделать, быть может, первый шаг в выбранной профессии.

      Данная программа предназначена для курсов общеобразовательного и начального профессионального обучения учащихся 10 – 11 классов технологического профиля. Объём  профессиональных навыков и технологических знаний, предусмотренных в программе, отвечает действующим стандартам.

Цели и задачи программы

     

      Цель курса – расширить знания о значении питания для здоровья человека, а так же научить учащихся серьёзно и квалифицированно готовить вкусную и здоровую еду для всей семьи. Подготовить учеников к осознанному выбору будущей профессии.

      Задачи образовательной области данной программы:

  1. Углубить основные знания о питании и приготовлении пищи, особенностях кулинарной обработки различных пищевых продуктов.
  2. Сформировать умения и навыки в приготовлении различных блюд с учётом их калорийности.
  3. Привить навыки соблюдения санитарно – гигиенических правил и правил по технике безопасности.
  4. Развивать кулинарную грамотность и культуру питания, эстетически красиво оформлять блюда.
  5. Способствовать воспитанию интереса к кулинарии и уважению к мастерам этого дела.
  6. Ознакомить учащихся с условиями работы повара, повара-кондитера и родственными профессиями.
  7. Подготовить школьников к жизни в обществе в современных изменяющихся социально – экономических условиях, развить их личностные качества: волю, мышление, творческий потенциал, сформировать у них надзнаниевые компетенции, необходимые для решения поставленных жизненных проблем, помочь в профессиональном самоопределении.

Методы и формы работы.

      Для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся я предлагаю использовать различные методы и формы обучения:

Методы работы:

  • лекции с элементами беседы;
  • самостоятельная работа учащихся (с учётом технологических карт, рефераты, проекты);
  • инструктаж с практической работой (приготовление блюд);
  • использование ИКТ;
  • использование нетрадиционных типов и видов уроков (конкурсы, соревнования, бригадный способ работы).
  •  экскурсии (на предприятия общественного питания);

Межпредметные связи: биология, химия, искусство, русский язык, математика, история.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • бригадная;
  • групповая.

Средства обучения:

  • наглядные пособия;
  • использование инновационных технологий;
  • раздаточный материал;
  • ноутбук;
  • инструкционные карты;
  • творческие проекты.

      Задача педагога - создать условия для активной и самостоятельной деятельности учащихся на основе положительной мотивации учащихся к позитивной деятельности. Для этого необходимо добиться формирования или развития интереса к выбранной профессии, как положительное оценочное отношение к конкретной профессии.

      Для этого можно использовать несколько способов:

  • опора на личностный профессиональный опыт педагога. Учащиеся очень тонко чувствуют квалификационный уровень преподавателя, и как следствие возрастает авторитет наставника;
  • увлекательная подача самого учебного материала (новизна, показ современных достижений науки, посещение профессиональных выставок, проведение обзора кулинарной литературы для учащихся);
  • использование традиционных методов и форм обучения, которые  побуждают учащихся к самостоятельной познавательной деятельности: методы проблемного обучения, групповая работа, взаимообучение,  использование средств наглядности, внеурочные мероприятия (кулинарный клуб, недели кулинарии и т. д.).

Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.

Изучив данный курс, учащиеся должны:

  • -  уметь обрабатывать продукты всеми способами первичной и тепловой обработки;
  • - владеть приёмами обработки продуктов;
  • - самостоятельно готовить различные блюда в соответствии с меню и нормами суточной потребности различных веществ;
  • - правильно организовать рабочее место, соблюдать правила личной и санитарной        гигиены;
  • - знать сроки хранения продуктов и признаки их порчи;
  • - владеть кулинарной этикой и правилами этикета;
  • - уметь красиво оформлять блюда;
  • - разбираться в предметах сервировки стола;
  • - знать типы предприятий и их помещения;
  • - утвердиться в правильности выбора будущей профессии.

Контроль качества знаний и их корректировка.

Практические работы

приготовление блюд по технологическим картам, наблюдение за учебной деятельностью, анализ практических работ, выставки работ

Устный контроль

беседа, объяснение, чтение технологических карт и схем.

Письменный контроль

контрольная работа, составление схем и технологических карт, реферат,  дидактические тесты

Зачет и устный экзамен

наиболее активная и обстоятельная проверка знаний

защита творческих проектов

Объём программы

      Программа элективного курса рассчитана на два года, 35 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе (по 1 часу в неделю). Уроки желательно проводить спаренными для лучшего достижения результатов при проведении практических работ.

                    

11 класс

1.

Что такое общественное питание

4

1

1

2

2.

Сладкие блюда и напитки

4

2

2

3.

Пироги, пирожки и изделия из теста

13

3

10

4.

Пряности и приправы

1

1

5.

От меню до этикета    

6

2

4

6.

Суточная потребность в белках, жирах, углеводов

6

5

1

Итого в 11 классе

34

14

18

2

Содержание программы.

11 класс

Тема

Кол часов

Дата

Примечание

П

Ф

Тема 1

Что такое общественное питание (4ч.)

4ч.

1. Что такое общественное питание.

2. Типы предприятий. Основные помещения.

3. Организация рабочих мест. Личная гигиена и санитарные требования.

4. Основы рационального питания.      

1

1

1

1

04.09

11.09

18.09

25.09

04.09

11.09

18.09

25.09

1

четверть

Тема 2

Сладкие блюда и напитки (4ч.)

4ч.

1. Холодные сладкие блюда.

2. Горячие сладкие блюда.      

3. Горячие и холодные напитки.

4. Русские и татарские национальные напитки.

1

1

1

1

02.10

09.10

16.10

23.10

02.10

09.10

16.10

23.10

Тема 3

Пироги, пирожки и изделия из теста (13ч.)

13ч.

1. Виды теста.

2. Фарши и начинки.

3. Дрожжевое тесто.

4. Бездрожжевое тесто

1

1

1

1

30.10

06.11

13.11

20.11

Осенние каникулы

II

четверть

Тема 4

Пряности и приправы (1ч.)

1ч.

1. Виды и применение пряностей и приправ.

1

Тема 5

От меню до этикета (6ч.)

6ч.

1. От меню до этикета.

2. Порядок составления меню.    

3. Предметы сервировки стола.

4. Правила этикета.

1

2

1

2

Тема  6

Суточная потребность в белках, жирах, углеводов (6ч.)

6ч.

1. Калорийность блюд.

2. Важнейшие источники холестерина.

3. Важнейшие источники белков, жиров и углеводов.

2

2

2

Практические работы

1. Первичная обработка рыбы.

2. Первичная обработка мяса.

3. Тепловая обработка мяса (варка супов, жарение мяса и рыбы, припускание овощей, тушение мяса, запекание рыбы).

4. Приготовление салатов и бутербродов.

5. Составление технологических карт.

6. Приготовление киселя, желе и мусса.

7. Приготовление мясного и рыбного пирога.

8. Приготовление сладких изделий из теста (торт, пирог, пирожки).

9. Сервировка стола на праздник и повседневная.

10.Подсчёт калорий.

Экскурсии

1. Посещение столовой «Школа» (знакомство с первичной и тепловой обработкой продуктов, техническое оснащение на предприятии).

2. Посещение кафе «Закусочная» (сервировка стола, знакомство с профессией повар и родственными профессиями).

Материальные ресурсы

      Уроки, связанные с приготовлением пищи, проходят в специально оборудованных помещениях (кабинет кулинарии), предназначенных только для проведения этих занятий. Обязательное условие для такого помещения – подведение горячей и холодной воды, которая необходима для мытья продуктов, посуды и для соблюдения правил гигиены школьниками.

      Для термической обработки продуктов (варка, жарение, запекание, тушение, припускание) необходимы нагревательные приборы – электрическая плита, духовка. Исправность приборов, как и вся электрическая сеть кабинета, должна контролироваться соответствующим специалистом.

      Для обработки продуктов в кабинете имеются несколько столов, предназначенных для разных работ:

  • для первичной обработки сырых продуктов;
  • для обработки готовых продуктов;
  • для оформления готовых блюд;
  • для дегустации готовых продуктов.
  • для сервировки стола

      Так же потребуется различная кухонная утварь и столовая посуда для сервировки стола.

Литература

  1. Н.Р. Успенская. «Практическое пособие для повара», Москва «Экономика»,  2002 год.
  2. И.М. Скурихин «Как правильно питаться», Москва, во «Агропромиздат»2000 год.
  3. А.И. Осадчая «Общественное питание» учебник 9-10 класс, Москва «Просвещение» 1985 год.
  4. В.И. Ермакрва «Основы кулинарии» 8-11 класс, Москва «просвещение» 1993 год.
  5. http://freebooks.net.ua/kulinaria/
  6. http://www.rusedu.ru/detail_3204.html
  7. http://yociti.ucoz.ru/load/obuchajushhie_filmy/video_recepty_kulinarija/uroki_kulinarku/36-1-0-157
  8. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8313/Itemid,118/
  9. http://www.wmj.ru/parts/Dom-i-eda/Kulinarnaya-shkola

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Секреты художников слова"

Данный курс предназначен для  предпрофильной подготовки учащихся  9 класса....

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК....

Элективный курс " Секреты стилистики"

Данный элективный курс может быть предложен учащимся 9-х классов....

Элективный курс "Секреты стилистики"

Составляя программу  элективного курса «Секреты стилистики»,  я взяла за основу  книгу И.Б.Голуб и Д.Э.Розенталя «Занимательная стилистика» (М., «Просвещение», 1989).В этой замечательно...

Программа элективного курса "Секреты школьного мела"

Окружающая действительность требует от нас постоянного решения задач, мы решаем задачи в быту, в любой профессиональной деятельности, требуется работа интуиции, выход за рамки формальных мыслительных ...

элективный курс «Секреты кухни» 10 класс

1.Содержание курса2.Пояснительная записка3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»5.ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ6. литература7.УМК...

Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс

     Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...