Элективный курс " Секреты стилистики"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Кошелюк Нина Фёдоровна

Данный элективный курс может быть предложен учащимся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_stilistiki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  элективного курса

« Секреты стилистики»

                                                             

Пояснительная   записка

Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя.  Область  ее  теории и практического  применения  охватывает всю речевую деятельность современного  общества: научные книги, выступления, газетные очерки, радиорепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных  писателей, наконец, повседневная бытовая  речь.

Практика показывает, что, к сожалению, учащиеся школ  обращают  внимание на стилистические  ошибки  в последнюю  очередь. Нередко  именно стилистические недочеты  в школьных сочинениях  становятся главной причиной низких результатов учащихся на экзамене.

          Данный  элективный  курс  рассчитан  на 34 ч и предназначен для учащихся 9-ых классов. Разработанный материал можно использовать для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ.  Элективный  курс призван обеспечить более высокий  уровень языковой  подготовки учащихся.

         Данная программа  модифицированная, составлена на основе программы МО РФ под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. 5-9 классы»,

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность данного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом.

Цель элективного курса - способствовать росту речевой  культуры школьников, научить использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности морфологии и синтаксиса.

          Достижение  этой цели возможно через решение следующих задач:

  1. углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о функциональных  стилях  современного русского языка;
  2. совершенствование и редактирование текста: анализ грамматических, речевых и стилистических ошибок при выборе  слов, употреблении грамматических  форм, синтаксических конструкций в сочинениях и  устной речи;
  1. использование эффективных образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
  1. создание собственных текстов в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  2. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.

Методы деятельности учителя  направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию  практических и семинарских  занятий, руководство  самостоятельного  исследования учащимися  текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать  такие методы и приемы  работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями  учащихся.

           Элективный  курс призван обеспечить более высокий  уровень языковой  подготовки учащихся.

Требования  к  уровню подготовки  учащихся.

В  результате изучения курса «Секреты  стилистики»    учащиеся должны  знать:

  1. смысл понятий «современный русский литературный язык»,  «языковая норма», «грамматические, речевые и стилистические ошибки»;
  2. принципы  выделения  функциональных  стилей  литературного  языка;
  3. разновидности  грамматических, речевых  и стилистических  ошибок.

         Применяя  полученные  знания,  учащиеся должны уметь:

  1. определять функциональный  стиль текста и аргументировать свое решение;
  2. уметь применять алгоритм при определении стиля;
  3. находить, анализировать, исправлять ошибки в текстах  различных  функциональных  стилей;
  4. создавать собственный текст (высказывание) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Формы контроля знаний:

  1. защита таблиц, конспектов,    творческих работ;
  2. анализ и редактирование текстов;
  3. тестирование;
  4. создание сочинений-рассуждений.

Формы оценивания знаний учащихся:

  1. за сочинения-рассуждения, изложения учащимся выставляется двойная оценка согласно существующим нормам оценивания работ по развитию речи, параллельно за каждую работу  выставляются баллы, исходя из критериев ГИА: эти баллы в оценку не переводятся, а дают возможность учащемуся, благодаря подробным комментариям преподавателя, получить представление о степени своей подготовленности к экзамену;
  2. творческие работы учащихся (конспекты, таблицы и др.) оцениваются
  3. тестовые задания оцениваются баллами, переводящимися в оценку согласно утверждённой на  заседании МО шкале.

Формы оценивания знаний учащихся:

  1. работы в форме тестов оцениваются баллами; минимальный порог, который необходимо преодолеть учащемуся, чтобы его работа была зачтена устанавливается на заседании МО;
  2. творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий  преподавателя с рекомендациями;
  3. сочинения-рассуждения оцениваются баллами (критерии оценивания такие же, как на ЕГЭ по русскому языку); минимальный порог, который необходимо преодолеть учащемуся, чтобы его работа была зачтена устанавливается на заседании МО;
  4. зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.

Содержание  курса.

п/п

 Тема урока

Всего

часов

Формы  и  методы  обучения

  Форма  контроля

1.

Введение.  Литературный язык и его особенности.

 1

Лекция.                   Составление тезисного плана

Устный опрос

2-4.

Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка, их языковые особенности. Стилистические ошибки.

3

Беседа. Работа с текстами различных стилей

Составление обобщающей таблицы

5.

Фоника. Орфоэпические нормы русского языка.

1

Анализ фрагментов аудиозаписей

Устные выступления

6.

Лексическая стилистика. Поиск нужного слова. Лексическая сочетаемость.

1

Беседа.        Работа с ученическими сочинениями.

Редактирование текста

7.

Речевая избыточность (плеоназмы, тавтология) и речевая недостаточность.

1

Беседа. Работа в группах с текстом

Редактирование текста

8.

Различие омонимов, паронимов. Умелое использование синонимов и антонимов.

1

Лекция. Редактирование текста

Словарная работа

9.

Стилистическая окраска слов. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов.

1

Блиц-опрос.

Практическая работа

Устный опрос

10.

Стилистическое использование историзмов и архаизмов.

1

Сообщение учащихся.

Практикум.

Составление плана сообщений

11.

Стилистическая оценка новых слов и заимствованных слов.

1

Тест.

Сочинение-миниатюра и «Как избежать лексических ошибок»

12.

Практикум по теме «Лексические современного языка».

1

Практикум. Работа в группах.

Анализ текстов, контрольное тестирование

13.

Стилистика частей речи. Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа.

2

Лекция. Рецензирование  письменных  работ (сочинений одноклассников)

Составление плана лекции

14.

Вариантные падежные формы имен существительных.

1

Лекция. Практическая работа.

Работа с художественным текстом.

15.

Особенности образования и употребления форм имен прилагательных.

1

Лекция. Практическая работа

Составление плана лекции

16.

Формы имен числительных.

1

Лекция. Практическая работа

Составление плана лекций

17.

Особенности употребления местоимений.

1

Работа в группах. Анализ текста

Устный опрос

18.

Трудности в употреблении некоторых форм времени и наклонения глагола.

1

Лекция. Беседа

Анализ газетных статей

19.

Практикум по теме «Морфологические средства современного языка».

1

Семинар

Тест

20.

Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.

1

Лекция. Беседа

План лекции

21-22.

Стилистика синтаксиса. Согласование сказуемого с подлежащим.

2

Лекция. Работа с текстом (устранение ошибок)

Устный опрос

23-24.

Согласование определений и приложений.

2

Сообщение учащихся.

Работа с текстом.

Составление вопросов и заданий к теме

25.

Ошибки в управлении.

1

Беседа. Практическая работа.

Устный опрос

26-27.

Употребление причастных и деепричастных оборотов. Выбор причастия и деепричастия.

Анализ текста.

Тест.

Работа с текстом

28-29.

Предположения с однородными членами. (Ошибки, связанные с сочетаемостью однородных членов предложения).

2

Лекция. Редактирование текстов.

Составление плана лекции. Устный опрос

30-32.

Сложные предложения. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции.

3

Лекция. Беседа. Работа с текстами.

Устный опрос

33-34.

Итоговая работа.

2

Письменная работа. Редактирование текстов.

Сочинение-рассуждение

Литература  для  учащихся:

1.Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. - М.,2004.

2.КолосовВ.В. История русского языка в рассказах. – М.,1982

3.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М., 1979.

4.ДерягинВ.Я..Беседы о русской стилистики. – М.,1978.

5.Горбочевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.,1983

6.АхматоваО.С.Словарь омонимов русского языка. – М.,1986.

7.БельчиковЮ.А., Панюшева М.С.Словарь паронимов современного русского языка. – М.,1995.

8. Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. – М, 1994.

9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.,1992.

10.Словарь сочетаемости слов русского языка. - М .,1983.

Литература для учителя:

1.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.,1997.

2.Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,2004.

3.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.,1982.

4.РозетальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.9изд.М., 2004.

5.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,19793.

6.Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика. – М.,1978.

7.Лексические трудности русского языка: словарь-справочник, сост.А.А.Семенюк и др.- М.,1994.

8.РозентальД.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практическая стилистика" 10 класс

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа.Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает в...

Элективный курс "Марий стилистика нерген мутланымаш"

Это элективный курс поможет подготовить выпускников к экзаменам...

Программа элективного курса "Практическая стилистика"

Программа элективного курса "Практическая стилистика" в рамках дистанционного обучения...

Элективный курс "Практическая стилистика" для 10 класса

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представл...

Рабочая программа элективного курса "Практическая стилистика"

Программа курса составлена на основе государственной программы по русскому языку под редакцией Власенкова А.И. и инструктивно-методическому письму « О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном г...

Элективный курс "Секреты стилистики"

Составляя программу  элективного курса «Секреты стилистики»,  я взяла за основу  книгу И.Б.Голуб и Д.Э.Розенталя «Занимательная стилистика» (М., «Просвещение», 1989).В этой замечательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....