Поурочное планирование уроков по столярному делу 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Календарно-тематический учебный план разбит на поурочный план на весь учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pour._pl_5kl.docx | 70.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РА «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Согласованно» «Утверждаю»
Заместитель руководителя по УР Директор школы
___________ Джанчатова Р.П. _____________ Хуажева М.В.
«____» ______________ 20___ г. Приказ № ____________
от «____» __________ 20____ г.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО» 5 КЛАСС
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработал: Семенов Ю.В.
5класс Занятие 1
вводное занятие
Цель: раскрыть цели и задачи предмета «столярное дело»; научить правильно организовывать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины; ознакомить с техникой безопасности труда.
Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, инструкция по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся школы
Ход занятия
- Вводная часть
- Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к учебникам.
- Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.
- Распределение обязанностей между учащимися
- Изложение нового программного материала
Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения
- что же это за термин «столярное дело»
- древесина – один из самых распространенных материалов ,который человек научился обрабатывать в глубокой древности
- какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?
- как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
- столярный верстак; его назначение и устройство; порядок пользования им.
- какие инструменты относятся к режущим?
- какие инструменты относятся к измерительным?
III. Практическая часть
Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями
IV.Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.
V.Заключительная часть
- проверка закрепления заготовок, указание на недочеты.
- уборка рабочих мест
5 класс занятие 2
Тема: Понятие «плоская поверхность». Миллиметр как основная мера длины в столярном деле
Цель: дать понятие учащимся о «плоской поверхности»; научить правильно пользоваться линейкой: начало отсчета; отметка заданного размера на поверхности; научить технике и приемам экономичной разметки заготовок
Инструменты и оборудование: карандаш, измерительная линейка, угольник, верстак
Ход занятия
I.Организационный момент
II.Объяснение и показ нового материала
- Каждому ученику выдается лист бумаги, на котором написаны размеры, которые ученики должны нанести, линейка, карандаш, школьный треугольник, объясняется последовательность выполнения задания.
- Разметка параллельных линий с помощью линейки, угольника и карандаша. Показать порядок выполнения задания
III.Практическая работа
- Разметка линий по заданным размерам
- Разметка параллельных линий с помощью линейки и угольника
- Контроль правильности выполнения задания
- Корректировка выполнения задания
IV.Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5класс
Занятие 4.
Тема: Пиление столярной ножовкой. Поперечное пиление
Цель: научить технике и приемам экономичной разметки и пиления заготовок; обучить правилам безопасности при пилении столярной ножовкой
Инструменты и оборудование: карандаш, измерительная линейка, угольник, верстак, ножовка, стусло.
Ход занятия
I.Организационный момент
II.Объяснение и показ нового материала
- Повторение пройденного материала (разметка прямых линий на плоскости). Как экономно разметить заготовку с минимальными отходами материала.
- Устройство столярной ножовки
- ПТБ при работе со столярной ножовкой
- Рассказать о расположении волокон древесины в заготовке. Дать понятия о продольном и поперечном пилении.
- Начало и окончание пиления заготовки. Порядок пиления.
III.Практическая работа
- Разметка заготовки с помощью линейки, столярного угольника и карандаша для поперечного пиления
- Пиление поперек волокон
- Контроль правильности выполнения операции
- Корректировка практической работы
IV.Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5 класс
Занятие 3
Тема: «Столярные инструменты и приспособления: назначение, устройство, правила пользования». Понятие припуск на обработку.
Цель занятия: дать основные понятия о столярных инструментах, научить учащихся правилам пользования и приемам работы столярными инструментами и приспособлениями.
Инструменты и принадлежности: измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло, карандаш
Ход занятия
I.Организационный момент
II.Объяснение нового материала и показ приемов работы
- Виды столярных инструментов и приспособления: измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло. Назначение, устройство и правила пользования ими.
- Понятие «припуск на обработку».
- ПТБ при пользовании столярным инструментом.
- Показ приемов разметки заготовки, приемов пользования столярным инструментом с оставлением припуска на обработку
III.Практическая работа
- Разметка заготовки столярным инструментом с учетом припуска на обработку
- Контроль правильности выполнения работы
- Корректировка выполнения работы
IV.Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 5
Тема: Пиление столярной ножовкой. Продольное пиление. Дерево: основные части, породы.
Цель занятия: закрепить технику и приемы пиления столярной ножовкой, научить учащихся быстро и четко определять направление волокон древесины, дать начальные понятия об основных частях дерева и пород деревьев.
Инструменты и принадлежности: верстак, столярная ножовка, линейка, карандаш, стусло.
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение и показ нового материала
- Повторение пройденного материала (учащиеся должны вспомнить ТБ при работе столярной ножовкой, экономную разметку заготовки, порядок работы с линейкой)
- Используя компьютер, показать строение древесины с одновременным практическим показом на небольшом кусочке древесины, чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться при определении направления волокон древесины.
- Рассказать об основных частях дерева. Дать начальные понятия о породах древесины: хвойные, лиственные, твердые, мягкие.
- Практическая работа
- Каждый учащийся определяет направление волокон на полученной заготовке, при этом перед началом работы объясняет, как надо производить продольное пиление, опираясь на полученные знания при поперечном пилении.
- Пиление древесины вдоль волокон
- Контроль правильности выполняемой работы
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки (особенно обратить внимание учащихся на ошибки, связанные с неправильным держанием столярной ножовки)
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 6
Тема: «Древесина: использование, заготовка, разделка»; «Пиломатериалы: виды, использование»
Цель занятия: дать основные понятия о древесине, ее заготовке, разделке, получении пиломатериалов и использовании. Научить учащихся бережному отношению к древесине, ее экономному расходованию
Инструменты и принадлежности: компьютер с видео и фотоматериалами, образцы древесины и пиломатериалов, линейка, карандаш, столярный угольник, столярная ножовка
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение и показ нового материала
- Повторение пройденного материала: дерево, его основные части, породы
- Рассказать о древесине, ее использовании, заготовке, разделке. Показать учащимся как и сколько времени растет дерево, чтобы его можно было бы использовать как деловую древесину, тем самым убедить в очень бережном отношении к деревьям.
- Рассказать о пиломатериалах, их видах и использовании
- Показ видеороликов и презентаций о древесине, ее заготовке, получении пиломатериалов, их видах и использовании
- Практическая работа
- Разметка параллельных линий на заготовке с помощью карандаша и линейки
- Продольное пиление столярной ножовкой с целью получения пиломатериалов ручным способом
- Контроль правильности выполнения операции
- Корректировка по ходу работы
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указать на основные ошибки (особенно те, которые могут привести к порче древесины)
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 7
Тема: «Доска: виды, размеры. Брусок: грани и ребра, торец»
Цель занятия: научить учащихся четко ориентироваться в названиях пиломатериалов, о сферах их применения, безошибочных названий всех частей пиломатериалов
Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, столярный угольник, ножовка, верстак
Ход занятия
- Организационный момент
- Опрос пройденного и объяснение нового материала
- Повторение пройденного материала: назвать виды пиломатериалов и где они применяются, как получают пиломатериалы. Как надо расходовать древесину и почему (учащийся должен мотивировать свой ответ тем, что дерево растет очень долго и т.д.)
- Объяснение нового материала: дать четкое определение доски и бруска, научить учеников безошибочно различать их. Дать основные понятия и термины: пласть, кромка, торец, ребро.
- Разметка заготовки для получения доски и бруска
- Практическая работа
- Разметка заготовки для получения доски
- Разметка заготовки для получения бруска
- Продольное и поперечное пиление древесины с целью получения доски и бруска
- Контроль правильности выполнения задания
- Корректировка по ходу работы
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки (приемов пиления, правильность использования инструмента и т.д.)
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 8
Тема: игрушки из древесного материала
Цель занятия: развивать пространственное мышление ученика, фантазию, поиск интересных творческих идей, дать начальные понятия о черчении, дать понятия о столярном инструменте – шиле, научить приемам безопасной работы с ним
Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, столярный угольник, ножовка, стусло, шило
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Повторение пройденного материала: чем отличается доска от бруска, назвать основные термины ( пласть, кромка, торец, ребро). ПТБ при работе столярной ножовкой
- Коллективное мышление на тему: какую бы я хотел иметь игрушку, сделанную своими руками.
- Предложить ученикам нарисовать свою будущую игрушку, указать размеры игрушки (предварительно показать на доске как это делается)
- Шило: назначение, ПТБ при работе шилом
- Практическая работа
- Нарисовать на бумаге свою будущую игрушку, поставить размеры
- Перенести согласно размерам детали на заготовку
- Разметка игрушки на заготовке (обязательный контроль за расположением деталей по направлению волокон, экономным размещением деталей, допуском на обработку)
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 9
Тема: Вводное занятие. Самостоятельная работа
Цель занятия: повторение ПТБ в школьных мастерских, ПТБ при работе столярной ножовкой, отработка приемов и навыков пиления, закрепление пройденного материала
Инструменты и принадлежности: верстак, линейка, карандаш, столярный угольник, ножовка, заготовки.
Ход занятия
- Организационный момент
- Опрос и повторение пройденного материала
- ПТБ в школьных мастерских
- ПТБ при работе со столярной ножовкой
- Назвать основное отличие доски от бруска, их основные характеристики
- Порядок пользования линейкой (начало отсчета, миллиметр как основная мера длины)
- Практическая работа
- Самостоятельная работа по изготовлению игрушки
- Контроль правильности выполнения работы
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные недостатки и ошибки
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 10
Тема: «Устройство сверлильного станка. ПТБ при сверлении»
Цель занятия: обучить учащихся приемам сверления; ознакомить с устройством сверлильного станка и принципом его работы
Инструменты и оборудование: линейка, карандаш, сверлильный станок, столярный угольник
Ход урока
- Организационный момент
- Изложение программного материала
- Беседа с учащимися по прошлой теме занятия
- Сообщение цели урока
- Для повышения познавательной активности предложить ребятам сделать предположения, чем можно проделать отверстия в заготовке
- Устройство, назначение и применение сверлильного станка
- ПТБ при работе на сверлильном станке
- Показать на компьютере работу на сверлильном станке
- Практическая работа
- Каждый учащийся перед началом работы рассказывает устройство и ПТБ при работе на сверлильном станке
- Производится самостоятельное включение и выключение станка
- Производится пробное сверление в деревянной заготовке
- Контроль над правильностью работы на станке, особое внимание уделяется отработке приемов безопасной работы, состоянием спецодежды и т.д.
- Корректировка практического сверления
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 11
Тема: «Крепление сверла в патроне. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику
Цель занятия: научить учащихся производить замену сверла в сверлильном станке, научить проводить на одинаковом расстоянии друг от друга параллельные линии с помощью линейки и угольника. Отработать у учащихся навыки правильного расположения и одновременной фиксации одной рукой двух измерительных приборов, точности выполнения задания и расположения заготовки на сверлильном станке.
Инструменты и оборудование: линейка, карандаш, треугольник ученический, сверлильный станок
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Опрос учащихся по пройденному материалу ( устройство сверлильного станка, ПТБ при работе на сверлильном станке)
- Ознакомление ребят с устройством и работой сверлильного патрона, порядком проведения замены сверла. ПТБ при замене сверла
- Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику. Обратить особое внимание на способы фиксации инструментов в руке и на рабочем столе
- Практическая работа
- Разметке параллельных линий с помощью линейки и угольника
- Практическая работа по замене сверла в патроне (повторить несколько раз)
- Контроль правильности выполнения работы
- Корректировка выполнения задания учениками
- Подведение итогов занятия
- Дать ребятам самостоятельно оценить правильность выполнения задания каждым из них, найти ошибки у каждого, чтобы в дальнейшем они могли сами видеть свои недостатки
- Выставление оценок
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 12
Тема: «Сверление сквозных и несквозных отверстий. Коловорот: устройство, применение, ПТБ при работе, рашпиль, напильник драчевый: назначение, приемы безопасной работы»
Цель занятия: ознакомление с новыми столярными инструментами, правилами безопасной работы с ними, отработка навыков сверления отверстий в древесине на сверлильном станке и ручным способом
Инструменты и оборудование: станок сверлильный, коловорот, линейка, карандаш, угольник, рашпиль, напильник драчевый
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Беседе с учащимися по пройденному материалу (назначение сверлильного станка, его устройство, ПТБ, устройство патрона, порядок замены сверла, порядок проведения параллельных линий с помощью линейки и угольника)
- Ознакомление учащихся с новыми столярными инструментами: коловорот, рашпиль, драчевый напильник, порядок безопасной работы с ними
- Практическая работа
- Отработка приемов сверления сквозных и несквозных отверстий на станке по заранее нанесенным параллельным линиям на заготовке
- Отработка приемов сверления сквозных и несквозных отверстий с помощью коловорота и ручной дрели
- Отработка приемов работы рашпилем и драчевым напильником (изготовление ими закругленных поверхностей)
- Контроль над правильностью выполнения задания
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Сравнение работ учащихся и выявление лучших
- Анализ недочетов
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 13
Тема: «Изготовление игрушек из древесины со сверлением отверстий разных диаметров, изготовление деталей круглой формы с помощью рашпиля и драчевого напильника»
Цель занятия: совершенствование приемов работы на сверлильном станке, отработка безопасных методов работы со столярными инструментами
Инструменты и приспособления: линейка, угольник, карандаш, сверлильный станок, рашпиль, драчевый напильник, столярная ножовка.
Ход занятия
- Организационный момент
- Повторение и закрепление пройденного материала
- Устройство сверлильного станка
- ПТБ при работе на станке
- ПТБ при работе с рашпилем и драчевым напильником
- Практическая работа
- Изготовление деталей игрушки
- Контроль над правильностью выполнения практических операций (установка и закрепление заготовки в зажимах, приемов работы с инструментом, соблюдением ПТБ при работе и т.д.)
- Корректировка выполнения работ
- Подведение итого занятия
- Учитель проверяет точность вырезанных деталей, указывает на недочеты
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 14
Тема: обработка закругленных поверхностей рашпилем, сборка изделия
Цель занятия: расширить опыт учащихся по обработке, подгонке и сборке изделия из древесины, совершенствование опыта безопасных приемов работы, поднятие собственной самооценки в результатах своего труда
Инструменты и приспособления: линейка, карандаш ,напильники, наждачная бумага, дрель ручная, набор сверл
Ход занятия
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала
- Как выполняется разметка заготовки, какими инструментами?
- Как нужно держать ножовку во время пиления? ПТБ при работе с ножовкой
- Что такое стусло и для чего оно нужно?
- Для чего служит рашпиль и драчевый напильник? ПТБ при работе ими.
- Что такое допуск на обработку и какую роль он играет при сборке изделия?
- Практическая работа
- Обработка закругленных поверхностей рашпилем
- Подгонка и сборка изделия
- Контроль правильности выполнения работы
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов
- Учащиеся сравнивают свои работы с работами своих одноклассников, выявляют лучшие.
- Выставление оценок с указанием недочетов
- Уборка рабочих мест и помещения мастерской
5 класс Занятие 15
Тема: «Выжигание. Электровыжигатель. Подготовка основы к выжиганию.
Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися технологии и приемов выжигания, воспитывать у учащихся эстетический вкус, знания о возможностях художественной отделки изделий.
Инструменты и оборудование: верстак, выжигательный прибор, копировальная бумага, карандаш, наждачная бумага, краска, кисти, лак бесцветный мебельный.
Ход урока
- Вводная часть
- Проверка пройденного материала
Вопросы:
- При зачистке изделия из древесины движения назад делают:
а) без нажима
б) с нажимом
в) не меняя силы нажима
2. При соединении деталей толщина гвоздя не должна превышать:
а)1/4 толщины пробиваемой детали
б) ½ толщины пробиваемой детали
в) толщина не имеет значения
3. завинчивать шурупы нужно:
а) по часовой стрелке
б) против часовой стрелки;
в) их нужно забивать
- Изложение программного материала
- Что такое выжигание?
- Что необходимо учитывать при выжигании?
- Какой материал позволяет получить наиболее качественные рисунки?
- Устройство выжигателя
- Как понять, что перо нагрелось?
- Практическая часть
- Учащиеся берут заготовки (разделочные доски, изготовленные ранее, заготовки из фанеры или ДВП
- Обрабатывают поверхность доски шлифовальной бумагой
- На черновых заготовках делают нагретым выжигателем пробные линии, при этом надо показать правильность держания пера по отношению к линии выжигания
- Контроль за правильностью пользования электровыжигателем, соблюдением правил ТБ и пожарной безопасности
- Подведение итогов занятия
- Оценка качества выполненных работ совместно с учениками
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 16
Тема: «Выжигание» Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем.
Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися технологии и приемов выжигания; воспитывать у учащихся эстетический вкус
инструменты и оборудование: карандаш, линейка, копировальная бумага, выжигательный прибор, наждачная бумага
ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение и показ нового материала
- Опрос пройденного материала:
а) рассказать устройство электровыжигателя;
б) рассказать правила ТБ при работе с электровыжигателем;
в) как получают при выжигании тонкую и толстую линии?
2. Закрепить с помощью канцелярских кнопок на заготовку рисунок, предварительно положив под него правильно копировальную бумагу.
3. порядок работы с выжигателем:
а) начало работы
б) конец работы
III. Практическая работа
- Учащиеся обрабатывают поверхность заготовки наждачной бумагой
- Переводят рисунок на заготовку
- Выполняют выжигание
- Контроль правильности выполняемой работы
- Корректировка работ
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся сравнивают свои работы
- Учитель поощряет аккуратность в работах
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 17
Тема: «Выжигание». Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность
Цель занятия: обеспечить усвоение учащимися технологии и приемов отделки изделия, воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Инструменты и оборудование: верстак, наждачная бумага, краски, кисточки для красок, кисть для покрытия изделия лаком, лак бесцветный мебельный, быстросохнущий.
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение и показ нового материала
- Раскраска изделия по образцу акварельными красками со смешиванием с клеем ПВА
- Виды лаков, применяемые для отделки изделий
- ПТБ при работе с красками и лаками
- Порядок нанесения лаков на поверхность изделия
- Практическая часть
- Подготовить рабочее место для работы с красками: застелить верстак клеенкой, приготовить воду для ополаскивания художественных кисточек, приготовить емкости для приготовления красок ( текстолитовые пластинки, оргстекло и т.д.)
- После окончания раскрашивания учащиеся ставят свои работы на просушку
- Убирают краски и готовятся к нанесению лакового покрытия
- После высыхания красок покрывают изделие лаком
- Контроль и корректировка выполнения задания
- Заключительная часть
- Учащиеся ставят свои работы на просушку
- Тщательно очищают руки от лака и краски
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и помещения мастерской
5 класс Занятие 18
Тема: «Вводное занятие». Самостоятельная работа
Цель занятия: повторение пройденного материала за прошлую четверть, повторение и закрепление знаний ПТБ в школьной мастерской, закрепление приемов и методов безопасной работы со столярными инструментами и приспособлениями.
Инструменты и принадлежности: выжигатель, краски, кисти, лак мебельный бесцветный.
Ход занятия
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала:
- Рассказать ПТБ в школьной мастерской
- Рассказать ПТБ при работе столярным инструментом
- Рассказать назначение и устройство сверлильного станка. ПТБ при работе на станке
- Разметка параллельных линий с помощью линейки, угольника, карандаша
- Устройство и работа электровыжигателя. ПТБ при работе с ним
- Практическая работа
- Разметка параллельных линий
- Сверление отверстий на станке
- Работа с электровыжигателем
- Контроль правильности выполняемых работ
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся показывают друг другу свои работы, оценивают, делают замечания
- Учитель уточняет основные недостатки выполненных работ
- Уборка мастерской и рабочих мест
5 класс Занятие 19
Тема: «Пиление лучковой пилой»
Цель занятия: ознакомить учащихся с назначением, устройством, регулировкой и приемам безопасной работы лучковой пилой. Совершенствование приемов пиления древесины.
Инструменты и оборудование: линейка, карандаш, столярный угольник, лучковая пила, верстак
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Вопросы для повторения пройденного материала
а) что такое пиление?
б) рассказать ПТБ при работе столярной ножовкой
в) как разметить параллельные линии с помощью линейки и столярного угольника?
г) сообщение цели урока
III. Изложение программного материала
- Назначение и устройство лучковой пилы
- Порядок работы лучковой пилой (особое внимание обратить на направление зубьев при работе)
- Техника регулировки натяжения полотна и поворот полотна в рамке
- ПТБ при работе пилой
- Управление направлением пиления лучковой пилой
- Практическая часть
- Нанесение на заготовке параллельных линий с помощью линейки и столярного угольника
- Пиление лучковой пилой
- Контроль правильности выполнения операции
- Корректировка по ходу работы ( следить за удержанием учениками пилы перпендикулярно заготовке в процессе пиления)
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся сравнивают свои заготовки, самостоятельно определяют кто допустил какие ошибки.
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка рабочих мест и помещения мастерской
5 класс Занятие 20
Тема: «Пиление лучковой пилой»
Цель занятия: отработка и совершенствование навыков пиления лучковой пилой, отработка приемов контроля правильности отпила угольником
Инструменты и принадлежности: пила лучковая, линейка, карандаш, угольник столярный, верстак
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала
А) что такое пиление древесины?
Б) виды пиления
В) ПТБ при пилении столярной ножовкой
2. Разметка заготовки с помощью линейки и угольника
III. Объяснение и показ нового материала
- Что такое пиление вдоль и поперек волокон?
- Показать на примере
- Разметка заготовки для пиления поперек волокон с помощью линейки и угольника
- Пиление поперек волокон, контроль правильности отпила с помощью столярного угольника, оставление припуска на обработку
- Разметка и пиление заготовки вдоль волокон, контроль правильности отпила с помощью столярного угольника, оставление припуска на обработку
- Практическая работа
- Разметка заготовки для поперечного пиления с помощью линейки и угольника
- Контроль правильности разметки
- Разметка заготовки для продольного пиления
- Контроль правильности разметки
- Пиление поперек волокон, контроль правильности отпила с помощью угольника
- Пиление вдоль волокон, контроль правильности отпила с помощью угольника и линейки
- Текущий инструктаж
- Контроль над правильностью выполнения задания
- Напоминание ученикам о припуске на обработку
- Контроль над соблюдением ПТБ при работе
- Заключительная часть
- Совместно со всеми учениками проводится контроль за правильностью отпила с помощью угольника
- Определяем основные недостатки, объясняется причина их происхождения
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и помещения мастерской
5 класс Занятие 21
Тема: самостоятельная работа по отработке приемов пиления лучковой пилой; размеры бруска, последовательность разметки при строгании
Цель занятия: закрепить основные приемы пиления лучковой пилой; дать основные понятия о бруске, его размерах, гранях; дать общие понятия о процессе строгания и последовательности разметки при строгании
Инструменты и приспособления: линейка, карандаш, угольник, лучковая пила, образцы брусков для строгания
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Повторение пройденного материала:
Что такое пиление вдоль и поперек волокон?
Как закрепляется заготовка при пилении вдоль волокон и поперек волокон?
Что такое стусло и для чего оно нужно?
- Сообщение цели урока
- Самостоятельная работа по отработке приемов пиления лучковой пилой
- Разметка заготовки вдоль и поперек волокон
- Пиление лучковой пилой
- Контроль правильности выполнения операций
- Корректировка выполнения задания
- Изложение нового материала
- Размеры бруска. Дать основные термины и определения
- Дать основные понятия о назначении строгания
- Объяснить последовательность разметки при строгании
- Практическая работа
- Определить размеры бруска
- Произвести разметку толщины бруска
- Произвести разметку ширины бруска
- Корректировка правильности выполнения задания
- Подведение итогов занятия
- Проверка проделанной работы
- Указание на недочеты
- Выявление лучших результатов
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и помещения мастерской
5 класс Занятие 22
Тема: Общее представление о строении древесины ( волокнистость и ее влияние на процесс строгания). Рубанок, его устройство, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Цель занятия: дать основное представление о волокнистом строении древесины, о его влиянии на процесс строгания, дать понятия об устройстве, назначении и принципе действия рубанка, обучить правилам безопасного пользования и приемам работы с ним.
Оборудование и принадлежности: ноутбук, рубанок, составные части рубанка, верстак, линейка, карандаш
Ход занятия
- Организационный момент
- Объяснение и показ нового материала
- Общее представление о строении древесины ( просмотр видеоролика на ноутбуке)
- Практический показ расположения волокон на заготовках (дети должны самостоятельно научиться определять направление волокон в заготовке и направление строгания)
- Назначение, устройство и работа рубанком (правильная стойка ученика с инструментом на рабочем месте, правильное удержание в руках рубанка)
- ПТБ при работе рубанком
- Подготовка к работе
- Практическая работа
- Каждый ученик самостоятельно определяет направление волокон в заготовке и устанавливает заготовку в зажим верстака
- Контроль правильности выполнения задания
- Каждый ученик самостоятельно собирает из отдельных частей рубанок (учителем контролируется правильность установок составных частей, затем показывается первоначальная регулировка рубанка)
- Корректировка выполнения задания
- Подведение итогов занятия
- Указание на типичные ошибки учащихся
- Выставление оценок
- Уборка помещения мастерской
5 класс Занятие 23
Тема: «Строгание рубанком». Приемы строгания. Самостоятельная работа
Цель занятия: научить учащихся приемам строгания, закрепить на практике знания безопасных приемов работы рубанком, самостоятельная отработка приемов строгания. Научить детей самостоятельно производить контроль правильности строгания.
Инструменты и принадлежности: линейка, угольник столярный, карандаш, рубанок, верстак.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала: назначение и устройство рубанка, ПТБ при работе рубанком
- Сообщение цели занятия
- Изложение программного материала
- Повторение порядка разметки и установки заготовки в зажим верстака
- Начало и завершение прохода рубанком
- Правильное расположение инструмента и тела ученика на рабочем месте
- Практическая работа
- Самостоятельная отработка приемов строгания древесины
- Контроль над соблюдением безопасных приемов работы рубанком
- Корректировка выполняемой работы
- Проверка качества выполняемых операций с помощью угольника и линейки
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся сравнивают выполненные работы друг у друга
- Отмечают допущенные ошибки
- Выставление оценок с указанием допущенных общих одинаковых ошибок
- Приведение в порядок рабочего места и помещения мастерской
5 класс Занятие 24
Тема: «Соединение деталей с помощью шурупов»
Цель занятия: ознакомить учащихся с соединением деталей с помощью шурупов, дать основные сведения об элементах шурупов и взаимодействии с древесиной, научить учащихся правилам ТБ при соединении деталей шурупами
Инструменты и приспособления: шило граненое, буравчик, отвертка крестовая, отвертка плоская, шурупы разные
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала: ПТБ в мастерской; ПТБ при работе столярной ножовкой; ПТБ при работе рубанком
- Сообщение цели урока
- Изложение программного материала
- Что такое соединение деталей и с помощью чего это можно сделать? (ученики приводят примеры)
- Соединение деталей с помощью шурупов: основные сведения об элементах шурупов; взаимодействие с древесиной
- Подготовительный процесс перед завинчиванием шурупов
- Инструменты, применяемые для завинчивания шурупов
- Порядок завинчивания
- ПТБ при завинчивании шурупов
- Практическая работа
- Разметить параллельные линии на заготовке
- Пробное завинчивание шурупов с помощью отверток
- Определить в какой заготовке труднее а в какой легче завинчивать шуруп
- Контроль правильности выполнения задания
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Выставление оценок
- Указание на основные ошибки
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 25
Тема: подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением, зенкование отверстий. Завинчивание шурупов.
Цель занятия: научить учащихся приемам завинчивания шурупов, отработка внимательности и точности выполнения задания, отработка приемов безопасной работы при выполнении операции
Оборудование и принадлежности: шурупы разные, отвертки крестовая и плоская, шило, буравчик, зенковка, станок сверлильный, дрель ручная
Ход занятия
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала: способы соединения деталей; назвать основные части шурупов; виды шурупов; инструменты, с помощью которых завинчивают шурупы
- Сообщение цели урока
- Объяснение и показ нового материала
- Подготовка отверстий под шурупы шилом . ПТБ при работе с шилом
- Подготовка отверстий под шурупы сверлением на сверлильном станке и ручной дрелью. ПТБ при работе.
- Зенкование отверстий.
- Выбор способа подготовки отверстий под шурупы в зависимости от твердости древесины. Как определить твердость древесины?
- Завинчивание шурупов
- Практическая работа
- Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением
- Зенкование отверстий
- Самостоятельная работа
- Контроль правильности выполнения работ
- Корректировка выполнения работ
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся сравнивают свои работы, определяют лучшие
- Оценивание выполненных работ
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 26
Тема: «Вводное занятие». Самостоятельная работа
Цель занятия: повторение правил техники безопасности в мастерской; отработка приемов работы при завинчивании шурупов
Инструменты и принадлежности: станок сверлильный, дрель ручная, шило, зенковка, отвертка крестовая, отвертка плоская, линейка, угольник столярный, карандаш.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос учащихся по ПТБ в мастерской: перед началом работы, во время работы, после окончания работы; ПТБ при работе столярным инструментом.
- Сообщение цели урока
- Изложение программного материала
- Повторить порядок работы
- ПТБ при работе с каждым инструментом
- Практическая работа
- Разметка мест соединения деталей
- Накалывание, сверление и зенкование отверстий
- Завинчивание шурупов
- Контроль над соблюдением ТБ при работе
- Корректировка выполнения работы
- Заключительная часть
- Проверка выполненных заданий
- Выявление допущенных ошибок
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 27
Тема: «Изготовление кухонной утвари». Черчение: построение, нанесение размеров. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Эстетические требования
Цель занятия: дать основные представления о кухонной утвари, об эстетических требованиях к ней, дать начальные представления о черчении: построении и нанесении размеров на чертеже
Инструменты и принадлежности: двойной тетрадный листок, линейка, карандаш, столярный угольник, лучковая пила, наждачная бумага
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала
- Сообщение цели занятия
- Изложение нового материала
- Что такое кухонная утварь? Приведите примеры
- Как должна выглядеть кухонная утварь?
- Применяемая древесина для изготовления кухонных инструментов
- Черчение: построение, нанесение размеров. Начертить изображение кухонной лопатки на классной доске
- Практическая работа
- Начертить чертеж лопатки на развернутом тетрадном листке
- Корректировка выполнения работы
- Перенести чертеж на деревянную заготовку
- С помощью столярных инструментов выполнить изделие
- Контроль над соблюдением ПТБ при работе со столярными инструментами
- Заключительная часть
- Ученики сравнивают работы друг друга
- Определяют основные недочеты
- Оценивают свои работы (в качестве поощрения забирают свои изделия)
- Приведение в порядок рабочего места и помещения мастерской
5 класс Занятие 28
Тема: «Изготовление кухонной утвари»
Цель занятия: отработка практических приемов и навыков при изготовлении изделий из древесины, отработка безопасных приемов работы столярным инструментом.
Инструменты и приспособления: линейка, карандаш, угольник, рубанок, стусло, пила лучковая, верстак.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала: как построить чертеж кухонной лопатки?; какие требования предъявляются к древесине при изготовлении кухонной утвари
- Сообщение цели занятия
- Изложение программного материала
- Построение чертежа кухонной лопатки
- Контроль и корректировка выполняемой работы
- ПТБ при работе со столярным инструментом
- Практическая работа
- Подготовка заготовки (строгание заготовки до нужных размеров)
- Нанесение чертежа на заготовку
- Изготовление кухонной лопатки, разделочной доски
- Контроль над соблюдением ТБ при работе
- Корректировка практической работы
- Заключительная часть
- Ученики сравнивают свои работы
- Учитель указывает на основные недостатки
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 29
Тема: « Отделка изделий»; «Соединение рейки с бруском врезкой»
Цель занятия: а) научить учащихся производить завершающий этап изготовления изделия, т.е. отделку готового изделия, придания ему эстетически красивого вида; б) дать общие понятия о соединении рейки с бруском способом врезки.
Инструменты и принадлежности: наждачная бумага, выжигатель, рейсмус, линейка, карандаш, угольник, пила лучковая, стусло, стамеска, киянка, верстак.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть: изложение цели занятия, повторение ПТБ при работе столярными инструментами
- Изложение программного материала
- Отделка изделия, как ее представляют ученики, дать максимально самостоятельно выбрать способ отделки: выжигание, раскраска, резьба и т.д.
- Врезка как способ соединения деталей
- Показать приемы разметки заготовок с помощью линейки и карандаша
- Устройство, назначение и работа столярным инструментом рейсмусом
- Показать приемы разметки заготовок с помощью рейсмуса
- Практический показ способа соединения рейки с бруском врезкой
- Практическая работа
- Отделка изделия
- Корректировка практической работы
- Разметка заготовок с помощью линейки и карандаша
- Разметка заготовок с помощью рейсмуса
- Корректировка практической работы
- Подведение итогов занятия
- Указание на основные ошибки при выполнении задания
- Выставление оценок
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 30
Тема: « Соединение рейки с бруском врезкой»
Цель занятия: научить основным приемам запиливания бруска на определенную глубину, а также удалять подрезанный материал с помощью стамески
Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, угольник, рейсмус, пила лучковая, верстак
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- повторение пройденного материала: что такое врезка, как и для чего применяют рейсмус, ПТБ при работе столярными инструментами
- Сообщение цели занятия
- Объяснение и показ нового материала
- Паз – назначение и применение
- Запиливание бруска на определенную глубину
- Удаление стамеской подрезанного материала
- ПТБ при работе стамеской
- Практическая часть
- Нанесение размеров паза на заготовку с помощью линейки карандаша и угольника
- Нанесение размеров паза на заготовку с помощью рейсмуса, карандаша и угольника
- Запиливание на заданную глубину
- Удаление подрезанного материала с помощью стамески
- Контроль за соблюдение ПТБ при работе
- Корректировка выполняемых работ
- Заключительная часть
- Подведение итогов занятия с указанием на характерные ошибки
- Учащиеся сравнивают свои работы, находят недоработки
- Выставление оценок
- Приведение в порядок рабочего места и мастерской
5 класс Занятие 31
Тема: «Соединение рейки с бруском врезкой»
Цель занятия: научить учащихся размечать пазы на двух брусках одновременно, дальнейшая отработка приемов запиливания на заданную глубину и удаления стамеской подрезанного материала.
Инструменты и принадлежности: линейка, карандаш, угольник, рейсмус, пила лучковая, стамеска, верстак.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Опрос пройденного материала: что такое паз?; ПТБ при работе стамеской; как правильно пользоваться угольником при разметке пазов?
- Сообщение цели урока
- Изложение программного материала
- Разметка пазов на двух брусках одновременно: определение лицевой грани, установка угольника, проведение перпендикулярных линий
- Основные допускаемые ошибки при разметке
- Порядок на верстаке во время работы
- Практическая работа
- Разметка пазов на двух брусках одновременно
- Контроль правильности выполнения работы
- Изготовление пазов
- Корректировка выполнения задания
- Контроль над соблюдением ПТБ при работе
- Заключительная часть
- Проверка проделанной работы
- Указание на недочеты
- Выявление лучших работ
- Выставление оценок
- Уборка мастерской
5 класс Занятие 32
Тема: «Соединение рейки с бруском врезкой»
Цель занятия: отработка приемов практического выполнения пазов, совершенствование навыков безопасной работы со столярным инструментом, отработка приемов контроля за качеством проделанной работы
Инструменты и приспособления: линейка, карандаш, угольник, пила лучковая, стамеска, киянка, верстак.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Сообщение цели занятия
- Повторение основных приемов выполнения задания
- Практическая часть
- Выполнение пазов
- Контроль правильности выполняемых операций
- Корректировка по ходу работы
- Контроль над соблюдением ТБ во время работы
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся сравнивают свои работы
- Учитель указывает на недостатки
- Выставление оценок
- Уборка рабочих мест и мастерской
5 класс Занятие 33
Тема: « Соединение рейки с бруском врезкой»
Цель занятия: расширить опыт навыки работы с древесиной, столярными инструментами, научить правильно и точно подгонять и соединять детали
Инструменты и принадлежности: напильники, наждачная бумага, линейка, карандаш, угольник, рейсмус, стамеска, киянка, пила лучковая, верстак.
Ход занятия
- Организационный момент
- Вводная часть
- Повторение пройденного материала
Чем выполняют разметку?
Что такое рейсмус и для чего он нужен?
Чем можно распиливать древесину?
Какие пилы вы знаете?
Что такое стусло и для чего оно нужно?
- Сообщение цели урока
- Изложение программного материала
- Что такое процесс соединения и подгонки деталей
- Порядок подгонки деталей
- Безопасные приемы работы напильником и наждачной бумагой
- Практическая работа
- Выполнение подгонки и соединения деталей
- Корректировка выполняемой работы
- Контроль над соблюдением ПТБ при работе
- Подведение итогов занятия
- Учащиеся сравнивают свои работы
- Выявляют недостатки и обосновывают их происхождение
- Выставление оценок
- Уборка мастерской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков математики в 8 классе
Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н. геометрия - Атанасян Л.С....
Поурочное планирование уроков математики в 9 классе
Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др. геометрия - Л.С.Атанасян...
Поурочное планирование уроков по столярному делу 7 класс
Крааткое описание поурочное планирование уроков по столярному делу в 6 классе....
Поурочное планирование уроков по столярному делу 8 класс
Крааткое описание поурочное планирование уроков по столярному делу в 8 классе....
Поурочное планирование уроков по столярному делу 9 класс
Крааткое описание поурочное планирование уроков по столярному делу в 9 классе....
Поурочное планирование уроков по столярному делу 6 класс
Краткое описание поурочное планирование по столярному делу в 6 классе...
Поурочное планирование уроков по столярному делу 6 класс
Краткое описание поурочного планирования уроков по столярному делу 6 классе на весь учебный год....