Без творчества нет учителя
статья по технологии на тему

Евенко Нина Петровна

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (Марк Максимович Поташник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_tvorchestva_net_uchitelya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Без творчества нет учителя»

«Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками».

Давы́дов Васи́лий Васи́льевич  

Творческий учитель понимает,   что:

2098599-ba5fcb5c1b4a9f30.gif

Ученик имеет право на ошибку.

Учитель несет идею, в сотрудничестве рождается истина.

Учитель не передает знания, а помогает ученику сделать открытие.

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (Марк Максимович Поташник)

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке.

Творчество – не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуиция, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Способности, благоприятствующие педагогическому творчеству

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Современный учитель, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами:

  • анализ педагогической ситуации;
  • проектирование результата в соответствии с исходными данными;
  • анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения результата;
  • оценка полученных данных;
  • формулировка новых задач.

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела.

Для чего нужны уроки труда или технологии в школе?

На сегодняшний день данный предмет многие считают уже «морально устаревшим». Среди весомых преимуществ необходимо вспомнить, что труд позволяет детям хоть немного отвлечься от школьной программы и отдохнуть морально, ведь, как известно, заучивание правил, решение примеров и уравнений, а также чтение больших текстов просто изматывают психику ребенка, требуя хотя бы недолгой паузы. Кроме того, труд способствует развитию фантазии, абстрактного мышления и памяти, а также позволяет набить руку в определенном занятии и получить ценные в жизни навыки. Этот предмет заметно поднимает дух коллективизма и помогает сплотить класс, ведь так интересно трудиться сообща и оказывая друг другу помощь. Также стоит не забывать, что на таких уроках всегда шумно и весело, да это и неудивительно, ведь каждый школьник просто предлагает многочисленные идеи, проявляя фантазию и смекалку.

Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

Результативность моего педагогического творчества. (опыта).

  • Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
  • Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
  • При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
  • Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками  образовательного процесса.
  • К праздникам учащиеся могут изготавливать подарки родным и близким людям.
  • Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот и очень хороший обмен опытом.
  • Лучшие работы ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие в районной, краевых  выставках декоративно-прикладного искусства.

Заключительное слово. 

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Притча.

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует. А я же хочу закончить словами из песни, которую написал учитель музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:

Научить и душой обогреть-

В этом весь наш учительский труд,

И счастливее сделать сердца

Предстоит нам за 40 минут………..

Выбор за ВАМИ!

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта. – это наверное и есть мой девиз!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...

Внеклассное мероприятие "Творчество моего учителя "

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с творчеством Филимонова Н.А, писателя, учителя. Формирование интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих....

Конкурсное задание «Я - учитель». Эссе на тему "Без творчества нет учителя"

Эссе на тему  "Без творчества нет учителя" к конкурсу "Учитель года Сочи - 2016"...

Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме "Без творчества нет учителя"

Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме  "Без творчества нет учителя"...

"Без творчества нет учителя"

Конкурсное задание на тему "Я - учитель" эссе на тему "Без творчества нет учителя"...